Почему тренинги командообразования работают против бизнеса?

Предлагаю рассмотреть всего два метода создания хорошей команды для бизнеса. Один, с моей точки зрения, являясь более известным и распространенным, работает, как это ни парадоксально, против бизнеса. А другой, значительно менее известный, заметно эффективнее, хотя большая часть руководителей его не очень жалует.

Я приглашаю вас поговорить об этом.

Первый метод больше известен под названием «тренинг командообразования», а второй как «командный коучинг».

Но для начала давайте определимся с тем, что мы понимаем под словом «команда». Итак, команда – это подгруппа из двух или более (до десяти) человек, которые чувствуют себя единой социальной общностью и взаимодействуют для достижения определенных, разделяемых всеми участниками значимых целей.

Отличительные черты команды:

  • Ориентация на решение деловой задачи.
  • Команда формируется специально, длительность ее существования ограничена той задачей, которую она призвана решить.
  • Все члены команды синергичны, то есть дополняют друг друга и разделяют общую ответственность. Как говорится – от каждого по способностям.
  • При этом строго соблюдается принцип «зачет по последнему», то есть по самому низкому результату отдельно взятых членов команды. Условно говоря, как бы быстро я не бежал, считается только время прибежавшего последним члена команды. И в этом вся суть!

Вернемся к сравнению двух методов. Начну с тренинга командообразования. Его цели можно определить так:

  • познакомиться (новый коллектив или новый сотрудник), настроить новых людей на работу,
  • если коллектив старый, но разрозненный – раскрепостить, наладить горизонтальные связи,
  • решить ряд вопросов из области конфликтологии,
  • дать общую цель и общее видение вопроса,
  • создать пространство, где кооперация преобладает над конкуренцией,
  • способствовать личностному росту участников,
  • мотивировать на работу в команде,
  • выявить роли, определить скрытых лидеров,
  • применить элементы ассессмента для более точной оценки персонала и т.д.

Тренинги командообразования могут проходить в разных форматах от ролевых бизнес-игр в офисе компании до так называемых «веревочных курсов» на выезде в какой-нибудь экзотической стране.

Цели, без сомнения, благородные. Давайте посмотрим, как они обычно осуществляются.

Хочу сразу сказать, что все примеры, которые я приведу ниже, взяты из моей тренерской практики.

Первый аспект. Типичный пример

Одна крупная российская компания вывозит своих сотрудников из московского и региональных офисов в Турцию на шесть дней. Мероприятие называется ежегодной региональной конференцией. Программой пребывания предусмотрен однодневный тренинг по командообразованию, двухдневный семинар «по продукту», два дня «на отдых», для желающих экскурсии и, естественно, заключительный банкет с концертом и приглашенными «звездами российского шоу-бизнеса».

Пить начали уже в самолете… Сам я не пью уже много лет и когда на следующий день я абсолютно трезвый, с чувством ответственности и профессионального долга стал проводить тренинг по командообразованию, он фактически превратился в балаган и «развлекуху», где я выступал в роли аниматора. Все пребывание в Турции вылилось в коллективную пьянку на деньги компании.

Когда уже в Москве я встретился с генеральным директором и высказал сомнения в эффективности тренинга, мой клиент мне сказал: «Ты что, все было классно. Я тебе очень благодарен. Отзывы отличные. Ребята «закорешились», а это главное».

А вот был ли достигнут эффект создания творческой ответственной команды? Уверен, что нет.

Не думайте, что это исключение. Это, скорее, правило. История повторяется с точностью до деталей. Со мной так было несколько раз: в Подмосковье, под Санкт-Петербургом и так дальше, пока я не стал отказываться от подобных мероприятий.

Похожие истории я неоднократно слышал от коллег. Один тренер рассказал, как его пригласили на Кубу на семь дней с похожей программой. Ему достаточно было озвучить всего две фразы, чтобы у меня нарисовалась четкая картина:

1) Пить начали уже в автобусе на пути в аэропорт…

2) На пляже был два раза.

Как говорится, без комментариев.

Второй аспект – методы работы

На тренинге командообразования часто используются деловые игры для больших и малых групп, различные командные упражнения на целеполагание, выявление лидеров и согласованность работы, разные процессы с дальнейшим осознанием и анализом результатов, «падение на доверие», «колыбелька» и т.д.

Кажется, что все правильно. Однако если подойти с точки зрения эффективности, все эти инструменты ни о чем. Темы слишком отвлеченные от конкретных бизнес-процессов предприятия и слишком абстрактные, чтобы как-то сдвинуть мировосприятие участников, способствовать прорыву и создать ту самую атмосферу командной работы на долгий срок. Всем, конечно, нравится. Однако проходит три-пять дней и у людей возникает вопрос «о чем это было?», и кроме «весело и вкусно» никто ничего особенного вспомнить не может.

Скажу больше – серьезно и глубоко проведенный тренинг командообразования может даже принести вред компании. Например, возникающие в процессе тренинга конфликты из-за лидерства потом переносятся на ежедневную работу.

После тренинга коллектив часто начинает «дружить против топов», все друг друга покрывают (ведь друзей предавать нельзя!) и сообща противостоят руководству. Что-то изменить в дальнейшем, полностью не поменяв персонал, бывает, зачастую, крайне сложно.

Мой вывод: классические тренинги по командообразованию с выездом или без – плохо!

В качестве альтернативы я предлагаю другой инструмент, который считаю крайне эффективным. Он называется «командный коучинг».

Еще со времен почтовых карет и дилижансов английское слово «коучинг» означало «перевозку кого-либо из одного места в другое». И сегодня люди и команды используют коучинг для активного продвижения вперед, для достижения ощутимых изменений в своей жизни и в жизни своей компании.

Если коротко, то коучинг – это особый процесс, который осуществляется через беседу. Задача коуча с помощью специальных вопросов вывести членов команды на самостоятельное решение определенной конкретной проблемы или задачи, а также поддержать их в стремлении развиваться и достигать фантастических результатов.

Человек больше ценит то, к чему он пришел сам, поэтому в коучинге нет готовых рецептов и таких привычных для нас вещей, как советы, а есть только вопросы коуча, ответы и удивительные озарения всех участников процесса.

При этом коуч выступает не как руководитель, а как модератор.

Кому и зачем коучинг нужен?

Основная (а может, и единственная) уникальность процесса в том, что он помогает людям принимать правильные решения и последовательно их реализовывать. Это «главная специализация» коучинга (все остальные задачи могут успешно решаться с помощью других методов, эта – нет). И, соответственно, главная целевая аудитория коучинга – это команды, принимающие сложные значимые решения.

Изюминка коучинга (и главное его отличие от консалтинга) в том, что все решения команда принимает самостоятельно, а коуч «всего лишь» помогает ей сделать это максимально эффективно и точно.

Что это дает? Это снимает главную проблему консультирования, которая заключается в том, что предлагаемые команде решения часто в дальнейшем не используются или используются не полностью или нерезультативно. Происходит это по двум причинам: либо предложенные решения команде неудобны (непонятны, сложны, трудоемки), и она не может их применить. Либо они воспринимаются как навязанные (не команда их выбрала!), и возникает протест.

У предлагаемой программы есть две отличительных особенности. Первая заключается в том, что она долгосрочная и рассчитана на срок от одного до шести месяцев (возможно даже больше). Вторая особенность – программа прикладная и позволяет не только обучаться в процессе ее прохождения, но и одновременно реализовывать конкретный бизнес-проект.

Используя коучинг, команда становится командой, решает стоящие перед ней задачи намного эффективнее и быстрее, и получает уверенность, что выбранное направление развития – это действительно именно то, что нужно. Коучинг помогает правильно сформулировать цель, избавиться от внутренних барьеров, препятствующих ее достижению, и научиться находить собственные решения.

Как происходит сессия командного коучинга?

Обычно они проводятся в формате от одного до четырех часов один раз в неделю или чуть реже. Вся работа идет в строго конфиденциальном режиме. В процессе сессий коуч и команда проясняют и структурируют цели.

Во время общения коуч создает позитивную творческую среду для того, чтобы определить и уточнить глубинные ценности команды, на основе которых и будет проведена работа с целями, а также правила, которыми команда будет руководствоваться в процессе достижения целей.

После выяснения целей и принятия правил изучаются стратегии и подходы, лучше всего работающие именно для этой конкретной команды, мобилизуются все внутренние резервы и устраняются внутренние барьеры. Это сложная и одновременно очень плодотворная работа. И, наконец, поставленная цель реализуется, проект успешно завершается. Ура! Команда может приступать к следующему, при желании, уже самостоятельно.

К сожалению, формат статьи не позволяет мне привести здесь несколько примеров. Приведу только один. Два года назад я работал с одной компанией из Санкт-Петербурга в формате командного коучинга. Цель – оптимизация структуры компании под новые задачи и выполнение нового плана по продажам. Команда – 13 человек от генерального директора до главного бухгалтера. Время работы – шесть месяцев.

Признаюсь честно – начало было очень тяжелым, работа шла вязко, обсуждение вопросов часто сводилось к взаимным обвинениям и нежеланию брать на себя ответственность. И в то же время, какова же была моя радость, когда через три месяца работы в рамках поставленных задач коммерческий и финансовый директор стали между собой общаться! До этого они вообще не разговаривали три года и передавали друг другу информацию через секретарей. Команда стала сплоченной, люди стали понимать друг друга с полуслова и взаимодействовать в цивилизованных рамках. Кампания совершила настоящий рывок в бизнесе. Недавно я общался с коммерческим директором этого предприятия и он мне сказал: «Андрей, до меня только недавно дошло, как это было эффективно. Я очень многое для себя понял, и мы многое у тебя переняли. Спасибо большое!». Его слова были для меня самой большой наградой и самой высокой оценкой моей работы, а также еще одним убедительным подтверждением создания сплоченной команды через командный коучинг.

Подведу краткие итоги. В чем преимущество командного коучинга перед тренингом по командообразованию?

Командообразование

Командный коучинг

- Обо всем и одновременно ни о чем.

- В большей степени игра, развлечение.

- Необязательность выполнения, нет ответственности.

- Противостояние, конфликты, борьба за лидерство «на пустом месте».

- Говорят, в основном, лидеры, остальные молчат.

- Работа происходит под руководством «главного», который берет все вопросы на себя.

- Нет четкого плана. Многие вещи происходят спонтанно.

- Атмосфера шоу, панибратство.

- Не имеет продолжения.

- О конкретном бизнес-проекте.

- Конкретное дело.

- Четкие обязательства, ответственность за дело, дисциплина.

- Нахождение компромиссов при приоритете результатов.

- Используются техники мозгового штурма. В процессе участвуют все.

- Работа модерируется. Присутствие «главного» не чувствуется (хотя он, конечно, есть).

- Четкое планирование и продвижение команды «по шагам».

- Этика поведения членов команды.

- Новый проект.

Тех руководителей, кто еще не попробовал командный коучинг, я приглашаю сделать это. Обещаю, вы не пожалеете. Ведь это увлекательный и эффективный путь к новым результатам в бизнесе и к созданию сплоченной команды, мотивированной на результат.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Если бы некоторые тренинги по командообразованию не переросли в ''Пить начали уже по пути в аэропорт...'';, то и выделять оставшуюся приличную часть в ''командный коучинг'' не пришлось бы)). А так - через некоторое время еще что-то придумывать придется. Не знаю кому как, а для меня - никакой разницы. Кто-то делом будет заниматься, а кто-то пьянкой, как ни назови. :)
Генеральный директор, Нижний Новгород
Андрей Бубукин пишет: Пить начали уже в самолете…
Обо всем по порядку: сначала про водку, а уже потом про женщин, ой, извините, хотел сказать ''затем про командообразование'' на природе :)) Бессмертное произведение Ильфа и Петрова и их история про Антилопу Гну ... (вернее про пьянку с ней связанную). У меня опыт выездных тренингов такой: Начинают пить в разное время, но всегда начинают и пьют много. Сколько бы не обсуждалось перед поездкой с руководством, что цель тренинга - именно содержание тренинга. Но, что удивительно, это обильное излияние нисколько не мешает нашим ребятам активно работать в тренинге, я был поражен именно вторым. Теперь узнал из обсуждаемой публикации - что это так только в кругу наших березок, в теплых странах менеджмент развозит :)) Единственное условие - тренер пить не должен, его не спасут и березки :)) Спрашивается, кто виноват? Неужели тренинг по командообразованию :))
Консультант, Москва

Уважаемые господа. Вопрос не только и не столько в пьянке, хотя это, без сомнения, очень важный аспект. Смысл статьи в том, что командный коучинг, обладая огромной командообразовательной энергией, работает одновременно на два направления: на конкретный бизнес-проект и на командообразование на конкретном примере этого самого бизнес-проекта. Здесь под проектом можно понимать всё, что угодно: от стартапа до повышения процента продаж. Тренинг командообразования обычно очень абстрактен и в методиках его проведения, по моему мнению, больше минусов, чем плюсов. Это больше игра ''ни о чём'', как я писал в статье. Смысл именно в этом. А выпить на природе, да ещё за счёт компании, да ещё под благовидным предлогом, да ещё дополнительно поразвлекаться... Кто же против? Я только за, хотя сам, как я отмечал в статье, уже много лет вообще не принимаю алкоголь! Только не надо называть это тренингом по командообразованию. Как угодно, только не так. Владимир, по поводу того, что обильное излияние не влияет... Ещё пример. Тренинг под Москвой. Серьёзная компания. Тема - эффективное управление персоналом. В первый день в зале 38 человек. Во второе утро - 18. Половина из пришедших в очень тяжёлом состоянии. К обеду ко мне подходит HR-директор, смотрит мне в глаза взглядом кота из мультфильма ''Шрек'' и говорит: ''Андрей Валентинович, отпустите нас. Ребята физически не в состоянии работать дальше''. Пришлось сократить тренинг на один модуль и отпустить. А Вы говорите ''... излияние не мешает''!

Генеральный директор, Нижний Новгород
Андрей Бубукин пишет: А Вы говорите ''... излияние не мешает''!
во-первых виноват, ошибся - возлияние, во-вторых виноват - я не указал руководителей, которым все нипочем - они из Нижнего (крепкие ''тоисть''). Что касается про женщин, ой, опять виноват - что касается командообразования, то это отдельная тема, обязательно дам серьезный коммент чуть позже.
Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Андрей Бубукин пишет: что командный коучинг, обладая огромной командообразовательной энергией, работает одновременно на два направления: на конкретный бизнес-проект и на командообразование на конкретном примере этого самого бизнес-проекта.
При всем уважении к Вам - ''тренинг по командообразованию'' и ''командный коучинг'' - эти названия вроде бы законодательно не закреплены, а потому - это авторское право называть свое мероприятие так, как кому нравится. И в плане повышения продаж назвать ''это не просто тренинг по командообразованию, который есть обычная пьянка'' - очень даже полезно)).
Андрей Бубукин пишет: А выпить на природе, да ещё за счёт компании, да ещё под благовидным предлогом, да ещё дополнительно поразвлекаться... Только не надо называть это тренингом по командообразованию. Как угодно, только не так.
А как?) Пьянкой?) А бухгалтерия, уменьшая налогооблагаемую базу, как это будет записывать?)) Так что... пьянка не пьянка, а будет все-равно ''консультационные услуги и повышение квалификации'')).
Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Андрей Бубукин пишет: Ещё пример. Тренинг под Москвой. Серьёзная компания. Тема - эффективное управление персоналом. В первый день в зале 38 человек. Во второе утро - 18. Половина из пришедших в очень тяжёлом состоянии. К обеду ко мне подходит HR-директор, смотрит мне в глаза взглядом кота из мультфильма ''Шрек'' и говорит: ''Андрей Валентинович, отпустите нас. Ребята физически не в состоянии работать дальше''. Пришлось сократить тренинг на один модуль и отпустить.
И что, не нашлось ни одного человека, кто бы воспользовался ситуацией и получил бы практически индивидуальный тренинг?
Генеральный директор, Нижний Новгород
Андрей Бубукин пишет: Отличительные черты команды: Ориентация на решение деловой задачи. (и далее по тексту - ВТ)
Не возражаю про перечень.
Андрей Бубукин пишет:Тренинги командообразования могут проходить в разных форматах от ролевых бизнес-игр в офисе компании до так называемых «веревочных курсов» на выезде в какой-нибудь экзотической стране.
Здесь у меня несколько иное мнение: веревочные тренинги - действительно могут сформировать команду для ... выполнения еще одного такого же веревочного тренинга. Никакого влияния на реальное командообразование в компании такой тренинг не оказывает. Это не значит, что такой тренинг вредный, просто для дела бесполезный - он может быть использован просто как отдых для участников, работа если достала. Кроме того (чисто теоретически, так как предполагаю, что те, кто его проводит, этим не занимается) - это познакомить участников сначала с групповой динамикой теоретически, а затем - вместе проанализировать как это происходит в условиях веревочного тренинга.
Андрей Бубукин пишет: Пить начали уже в самолете… (и далее по тексту - ВТ)... А вот был ли достигнут эффект создания творческой ответственной команды? Уверен, что нет.
Вот это никакого отношения к командооброазвоанию не имеет и потому критиковать пьянку бессмысленно: пьянка она и есть пьянка.
Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Андрей Бубукин пишет: Смысл статьи в том, что...
Статья понравилась. По содержанию у меня вопросов нет. Очень хорошо, что напомнили, чем надо заниматься). И новый подход тоже интересен. На юмор не обижайтесь - он добрый). А про пьянку... Не всегда это так уж и плохо)). Я вот тоже не пью. Почти. Но очень даже люблю кого-нибудь напоить. Не бесцельно, конечно же)). Вот, например: Был в коллективе как-то один сотрудник, ну такой гад, всех достал, и никакой управы на него не было. Зачем был - нужен был руководству, но так всех сотрудников доставал... И вот как-то на новогоднем корпоративе я его напоила. Даже и не думала тогда, что все так хорошо получится)). Уговорила выпить первую рюмку - тогда мы и поняли, почему он вообще отказывался)). Потом наливал сам. После третей начал советовать директору, как тому себя вести, компанией руководить и еще много чего. Потом были танцы. До стриптиза не дошло, но все-равно весело)). Потом он уснул на столе. Мы его пожалели - тазик с салатом под голову подкладывать не стали, но сфотографировали)). Противопоставлять себя коллективу он не перестал, но сотрудников после того донимал меньше, терпимо так)).
Генеральный директор, Нижний Новгород
Андрей Бубукин пишет:На тренинге командообразования часто используются деловые игры ... Кажется, что все правильно. Однако если подойти с точки зрения эффективности, все эти инструменты ни о чем. Темы слишком отвлеченные от конкретных бизнес-процессов предприятия и слишком абстрактные
Мне представляется, Андрей, Вы описываете тренинг по командообразвоанию, который придумали сами. Забавно. ''Ни о чем''. Никакого отношения к реальным тренингам по командообразованию описанное не имеет.
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
Владимир Токарев пишет (03.02.14 20:38): Вот это никакого отношения к командооброазвоанию не имеет и потому критиковать пьянку бессмысленно: пьянка она и есть пьянка
Владимир Фёдорович, Командообразование осуществляется многими способами. Пьянка - как раз - лучший способ командообразования для последующей деятельности по сдаче тары и опохмелки. Постижение сказанного рекомендую начать с тренировки правильного написания слова ''командообразование''. :)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперты ВШБ НИУ ВШЭ обсудили результаты исследования о корпоративной среде

Экспертный диалог состоялся в рамках XXVIII ежегодного коммуникационного форума РАСО «Дни PR – 2024».

ВШБ НИУ ВШЭ выступила на Первом Московском форуме дополнительного образования

Форум стал важной вехой в обсуждении актуальных вопросов ДПО, его цифровизации и новых образовательных решений, востребованных на рынке.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование об открытых инновациях в России

Исследование выявило, как компании используют внешние идеи, ресурсы и партнерства для создания и продвижения продуктов и технологий.

МИРБИС стал лауреатом Национальной премии «Бренд года в России 2024»

Премия «Бренд года в России» нацелена на признание и поддержку достижений организаций, формирующих стандарты и векторы развития в своих отраслях.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.