Успешные организации завтрашнего дня

Открытая организацияДжим Уайтхерст «Открытая организация. Страсть, приносящая плоды». – М.: «Олимп-Бизнес», 2019.

«Открытая организация» – это принципиально новая модель большой компании, которая достойно отвечает экономическим и технологическим вызовам XXI века. Открытая организация характеризуется крепкими горизонтальными связями и вовлеченностью сотрудников в идеологию и судьбу сообщества, которому они принадлежат. Автор подробно объясняет, каким образом структура открытой организации помогает развиваться талантам на разных должностях и культивирует в людях лояльность компании и энтузиазм, благодаря которым они способны свернуть горы.

Вот ведь загадка. Человеческие способности, наиболее важные для успеха, – те, благодаря которым вы делаете свою организацию более устойчивой, более креативной и более классной, что ли, – так вот, этими качествами нельзя «управлять». Хотя вы можете заставить зависимых от вас в финансовом плане подчиненных быть послушными и старательными, можете набрать самых интеллектуально одаренных, вы не в силах повелевать их инициативой, креативностью или увлеченностью. Эти способности являются поистине дарами свыше. Каждый день ваши сотрудники решают, «взять их с собой на работу или оставить дома». Поставщики и заказчики принимают аналогичные решения – работать с вашей фирмой в режиме настоящего сотрудничества или применять свою энергию в других местах. Каким образом вы, руководитель, создаете именно ту среду, которая вдохновляет людей добровольно отдавать вам свой талант?

Почти пятьдесят лет назад гуру лидерства Уоррен Беннис, которого нам теперь так не хватает, предсказал, что мы скоро будем работать в «органически-адаптивных структурах» – организациях, которые ощущают себя сообществами, а не иерархическими структурами. Здесь основой преданности корпорации является общая цель, а не экономическая зависимость. Управление проявляется как результат разделяемых всеми норм и устремлений, а не стратегий, принятых начальниками, и личных качеств последних. Поощрение носит прежде всего внутренний, а не внешний характер. Личный вклад заранее не определен, и люди вольны инвестировать, кто что может. Такой подход годится и для встречи Анонимных Алкоголиков, и для команды, возводящей и обустраивающей дом для всего человечества.

Беннис предлагал привлекательную модель, но вплоть до недавнего времени было трудно поверить, что она получит широкое распространение. Потом появился интернет, первая в своем роде абсолютно открытая структура. Находясь онлайн, люди могут свободно общаться, вносить свой вклад в какое-то дело, творить в невиданных ранее масштабах, и значительная часть населения планеты воспользовалась этой возможностью. Возьмем YouTube. Каждую минуту на YouTube размещается более ста часов контента – и каждый месяц аудитория со всего мира потребляет свыше шести миллиардов видеочасов. YouTube открыт; любой может внести свой содержательный вклад, и в настоящее время более миллиона участников зарабатывают деньги на контенте, который они выложили.

Я достаточно пожил на свете и помню те времена, когда сети были закрытыми. Тридцать лет назад, если вы хотели получить еще один домашний телефон, вы арендовали его у сетевого оператора связи, будь-то AT&T, BT, Bell Canada или любая другая телефонная компания. Кроме того, ваш телефон был весьма тупым устройством. Вся оперативная информация находилась на гигантских компьютерах, которые перенаправляли ваши звонки. Чтобы добавить новую услугу, например ожидание вызова, оператор должен был перепрограммировать центральный коммутатор – а это дорогостоящее и рискованное мероприятие. Испортишь что-нибудь, и можно обвалить всю сеть. Неудивительно, что инновации развивались черепашьими темпами. Сегодня в интернете можно найти сотни веб-сервисов связи, включая Apple iMessage, WhatsApp, Snapchat, Kakao Talk, Google Hangouts, WeChat и Grasshopper. Только в Skype пользователи ежедневно тратят более двух миллиардов минут на общение.

Сеть породила тысячи групп с особыми интересами, таких как wrongplanet.net – сайт, посвященный улучшению жизни людей с аутизмом. Порядка 80 тысяч членов сообщества опубликовали свыше 1,2 миллиона комментариев на общей доске обсуждений сайта. В определенном смысле интернет является сообществом сообществ.

В отличие от структуры любой традиционной организации, архитектура интернета является сквозной. Именно это делает ее адаптивным, удобным местом для нововведений. Неудивительно, что многие отнеслись оптимистично к возможности заменить бюрократические структуры взаимодействием в сети. Однако до сих пор реальность так и не соответствует поднятой шумихе.

«Википедия» в состоянии открыть перед нами новые возможности, но не в состоянии управлять глобальным запуском продукта. «Умная толпа» (форма самоструктурирующейся посредством эффективного использования высоких технологий социальной организации; определение Говарда Рейнгольда в книге «Умная толпа: грядущая социальная революция» – примеч.) может вытеснить диктатора, но она не в силах организовать себя, чтобы убирать мусор и заставлять поезда ездить. «Коллективный разум» (на эту тему снят весьма достоверный американский сериал о краудсорсинге «Коллективный разум») способен предсказать результаты выборов, но не умеет управлять операционным отделом банка.

YouTube может казаться ошеломляюще беспорядочным нагромождением контента, но надо помнить, что им управляет Google – та же компания, которая предоставляет вам результаты поиска за наносекунду. Бюрократия была изобретена, чтобы максимизировать контроль, координацию и согласованность – аспекты, конечно, необходимые для достижения надежности и эффективности любого предприятия, но не характеризующие онлайн­сообщества и открытые инновационные проекты.

Так что же, мы застряли? С одной стороны, у нас есть все стимулы для социального взаимодействия, которые говорят нам, что мы просто должны позволить «толпе» сказать свое слово. Это наивно. Как правило, недооцениваются сложность и неделимость многих крупномасштабных координационных задач. «Коллективный разум» подходит нам, только если рабочий процесс может быть легко дезагрегирован (детализирован), а люди трудятся в относительной изоляции. Вот почему он был необходим при разработке программного обеспечения. Но непонятно, как прибегать к этому средству при запуске автомобильного завода Toyota или обслуживающего комплекса Delta в Атланте. Несмотря на всю шумиху, ограниченные возможности краудсорсинга и открытых инноваций не позволили использовать их повсеместно.

А что с другой стороны? Тысячи руководителей едва ли могут представить себе альтернативу организационному статус-кво, даже если понимают, что бюрократизм их организаций тормозит ход прогресса и делает невозможным опережение более быстрых и проворных конкурентов. Именно за то, чему они научились и в чем преуспели, они будут держаться обеими руками, а именно – за систему отношений, которая строго регулируется конкретными правилами и лишь немногих наделяет теми возможностями, которыми должны бы обладать все. И это потому, что они никогда не видели ничего подобного заводу реактивных двигателей General Electric в Дареме, штат Северная Каролина, где 400 квалифицированных техников работают в самоорганизующихся командах, а контролирует их один­единственный менеджер.

Они никогда не были в такой компании, как Morning Star – крупнейший в мире переработчик томатов, где сотни работников координируют свою деятельность через соглашения peer­to­peer, причем в их поле зрения нет ни единого начальника. Они также не были знакомы с работой CEMEX, мексиканской цементной компании, использующей сотни онлайн­сообществ для создания брендов, обмена передовым опытом и выработки общей стратегии.

Так что нет – мы не застряли; мы совершенно точно не застряли. Однако, чтобы сдвинуться с места – строить сообщества и извлекать из них масштабную выгоду, – нам необходимо начать с «открытости» как принципа, а не какого-то конкретного набора инструментов или практик сотрудничества. Многие компании попросту наложили современные технологии социального взаимодействия на традиционные методы управления и в основном остались разочарованы результатами. Никакие поверхностные телодвижения не способны изменить организацию. Чтобы в полной мере использовать силу открытости, нам следует двинуться намного глубже. Мы должны добраться до этики открытости, понять, как она работает при найме сотрудников, принятии решений, управлении операциями, распределении ресурсов и при всем остальном, с чем, как ни удивительно, сообщества справляются лучше, нежели бюрократические структуры.

Так, Red Hat, объединившая семь тысяч сотрудников, является одной из компаний (а число их в настоящее время невелико), которые преодолели давние проблемы баланса между масштабностью и гибкостью, между эффективностью и инновациями, между потребностью в дисциплине и обязанностями предоставлять права и возможности.

Самые успешные организации дня завтрашнего будут соответствовать следующим признакам, которые все еще редко встречаются все вместе. В организациях, которые подходят для будущего:

  • Руководителей будут выбирать подчиненные.
  • Личный вклад будет иметь большее значение, чем полномочия.
  • Авторитет сотрудника будет определяться ценностью, которую он вносит в общее дело, а не должностью, которую он занимает.
  • Люди станут соревноваться в том, чтобы привнести в дело больше инноваций, а не в покорении карьерной лестницы.
  • Размер оплаты труда будет устанавливаться коллегами, а не начальниками.
  • Соревнование идей и мнений будет проходить на равных условиях.
  • Средства будут распределяться в соответствии с механизмами, подобными рыночным.
  • Базовыми компетенциями станут экспериментирование и оперативное прототипирование.
  • Основными блоками в структуре организации станут сообщества по интересам.
  • Координация будет осуществляться путем взаимодействия, а не централизованного принятия решений.
  • Горизонтальные связи будут важнее вертикальных.
  • Структура будет видна только там, где она необходима, и исчезнет в остальном.
  • Разработка стратегии станет темой для занимательной общей беседы.
  • Перемены начнутся в тех областях, где их не ждешь, и будут подхвачены остальными, а не продиктованы руководством.
  • Контроль над происходящим будет достигаться путем прозрачности процессов и обратной связи с коллегами.
  • Границы внутри организации станут проницаемыми.
  • Каждый начнет мыслить, как владелец бизнеса и будет столь же ответственным.
  • Решения будут приниматься с учетом реальных условий.
  • Обязательства будут добровольными.
  • «Почему» станет важнее, чем «что».

Фото: redhat.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Санкт-Петербург

Великолепная версия организации будущего! Получается, что на первое место становятся  харизма и личность лидера и идеи, вокруг которой выстраивается бизнес. Сейчас все это зарождается в соц.сетях, когда вокруг интересной идеи/позиции/книги собирается фанатская толпа. Сейчас они покупают книги, ходят на выступления, голосуют за своего кумира вниманием. Завтра они будут идти к нему на работу.

Идея и личность. Выиграетет тот, кто сможет привлекать и удерживать внимание. Самые продвинутые компании уже сегодня открывают должности Директор по впечатлениям. Какое интересное время!

Генеральный директор, Москва

Авторитарность управления не лучшая модель. Но то что описано это утопия. Красивая сказка для не слишком взрослых. И хаос. Хаосом управлять невозможно. Теория управления хаосом была успешно провалена на массе примеров локальных конфликтов. Обязательства не будут добровольными, а координация не сможет осуществляться путем взаимодействий вместо централизованного принятия решений. 

Генеральный директор, Москва

прочитал и возникло ощущение - где-то я это слышал.... Тут же вспомнил - очень похоже на описание коммунизма догматиками из ИМЛ (институт марксизма лененизма). Тех самых догматиков, которые в 91-м в течении пары недель переобулись в догматиков свободного рынка. И завели старые песни наоборот.

 А, вообще, есть простой способ проверить любую гипотезу - примерить на себя. Так, например, примитивно просто проверяется версия возможности постиндустриальной экономики как реальности. Представим себя в мире, где кроме маркетинга, консалтинга, юридических и финансовых услуг нет ни каких производств. Маркетинг на голый зад не наденешь. Консалтингом не пообедаешь. 

Представим себе выборного руководителя, который реализует план который написали сами по себе его подчиненные и вменили его в обязательное выполнение руководителю. Кто ответит за абсурдность, например, этого плана? выборный руководитель? А он-то при чем?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.