Executive.ru в рамках сотрудничества с компанией Recruitnet.ru предлагает вам проверить свои силы и поделиться опытом решения новой бизнес-ситуации.
Все решения кейса, присланные участниками Сообщества, будут опубликованы на Executive.ru. Кроме того, победитель будет отмечен наградой – он получит бизнес-книгу от Recruitnet.ru.
Описание проблемы
Как и многие другие сферы, рынок подбора персонала переживает всплеск изменений, связанных с развитием технологий. Бурно растут работные сайты, активно развиваются специализированные приложения для социальных сетей. Также, в конце 2011 года на рынке был запущен онлайн-проект Recruitnet.ru. Это ресурс, представляющий собой площадку, где компании размещают вакансии, а профессиональные рекрутеры могут их закрывать, работая по схеме фриланс-сотрудничества (как те, кто только этим зарабатывает на жизнь, так и «совместители»).
За четыре месяца существования сеть фрилансеров растет достаточно быстро – к середине марта насчитывалось 125 человек из 20 регионов (все с опытом работы от двух лет). Количество работодателей – чуть более 26 компаний (хотя и не все из них вывешивают сразу свои вакансии). Получив первый опыт работы, как публичного сервиса, и осмыслив его, создатели ресурса осознали необходимость изменения стратегии развития. Владельцы проекта определяются на данный момент с тем, какой путь развития будет наиболее эффективным в долгосрочной перспективе, но при этом обеспечит приток заказов уже в ближайшее время. Стоит ли рекрутинговому сайту создать свой штат сотрудников или лучше работать по схеме фриланс-сотрудничества?
Альтернативный выбор
Есть два альтернативных пути развития и позиционирования проекта, но какой из них – лучше?
Первый – сделать ставку исключительно на развитие собственной сети фрилансеров, обеспечить ее быстрый рост и покрытие всей территории РФ и ключевых стран СНГ (Украина, Белоруссия, Казахстан) максимально быстро. А потом уже предлагать компаниям данную сеть (т.е. пул рекрутеров) и возможность удобного доступа к ней и реализации проектов по подбору в любом регионе. При этом кадровые агентства становятся клиентами – наравне с компаниями они получают возможность доступа к данной сети для закрытия привлеченных ими заказов. В данной ситуации компания будет зарабатывать на возможностях доступа к этой сети, а также на оказании дополнительных услуг наиболее активным фрилансерам (путем введения премиум аккаунтов). Преимущества этой модели руководители рекрутингового сайта видят в том, что она масштабируема, легко переносима на другие рынки, но при этом требует привнесения механизмов управления сетью. В этом формате идея достаточно нова для рынка, она не вступает в прямую конкуренцию с существующими проектами, но потребуется время на то, чтобы приучить к ней людей.
Второй сценарий развития – это более быстрое обеспечение окупаемости за счет ставки на привлечение заказов на подбор (вступая в конкуренцию с агентствами и делая ставку на свои преимущества). Тогда численность сети отходит на второй план, а главным притетом становится привлечение туда нужных профильных фрилансеров. В данном случае выходит более современный формат крупного агентства, позволяющего работать по конкурентным ценам и в любых регионах. Это более понятно работодателям (а значит, быстрее будут заказы), но тут компания оказывается в гораздо более плотном конкурентном поле, кроме того, будет сложнее выйти в поле среднего и малого бизнеса с данной услугой (точнее будут существовать два альтернативных сценария – «сделай сам» и «воспользуйся нашей помощью»).
Представители Recruitnet.ruпросят читателей E-xecutive.ru высказать свое мнение в пользу той или иной модели развития, а также предложить свои идеи для решения ключевых задач в каждой двух нижеописанных задач.
1. Поиск решений для быстрого роста сети
В ситуации сетевого развития – первый сценарий – ключевые задачи лежат в области поиска решений для быстрого роста сети. Сейчас ежемесячно в сети регистрируются от 20 до 50 человек. Все они на данный момент привлекаются преимущественно вручную – через работные сайты и социальные сети. Отклик от рассылки приглашений составляет от 10 до 25% процентов (к примеру, лучшие показатели дают рассылки в воскресенье вечером и понедельник). Также сейчас планируется давать объявления на работных сайтах, плюс общий эффект PR (поскольку вся активность Recruitnet.ruнаправлена на кадровую сферу).
Вторая задача – это обеспечение высокого уровня вовлеченности фрилансеров в проекты, чтобы гарантировать высокий отклик и закрытие позиций без участия управляющего центра. Поэтому Recruitnet.ruдумает над программой рейтингов и бонусов (на которые можно будет покупать премиальный аккаунт) и наладил еженедельную рассылку.
В-третьих, нужно обеспечить соблюдение единых стандартов работы от всех независимых фрилансеров, входящих в сеть. На данный момент компания работает индивидуально (в рамках проекта разъясняя и приучая к стандартам), готовит книгу-комикс и видеоролик «Добро пожаловать в «Рекрутнет», запускает обучающий курс на базе одного из вузов (он будет платным, но со скидой для всех участников сети).
Кроме того, в этой ситуации нужно в целом продвигать фриланс-рекрутмент как идею и подход на рынке, формировать данный сектор рынка, задавать правила игры для компаний и самих рекрутеров. В связи с этим в компании запустили проект «Портрет рекрутера» - интервью с фрилансерами, благодаря которым видно, что в этой сфере много профессионалов. Также в планах проект, который позволит показать, что многие успешные HR-ы имели в своей жизни опыт фриланса, и это еще одна из возможностей развития карьеры. Кроме того, представители компании подумывают о вступлении в ряд профессиональных ассоциации, совместно с которыми будут создавать правила игры для рынка.
2. Развитие как агентства
Второй сценарий – развитие как агентства – сталкивает компанию с другими задачами: повышения значимости имеющихся преимуществ (в первую очередь, ценовые факторы и региональное покрытие) и нивелирование недостатков (более низкий уровень отраслевой экспертизы и индивидуализации подходов, менее глубокое проникновение в бизнес клиента). Тут также выходят на первый план работа по внедрению стандартов и обучению людей, формирование у них чувства сопричастности с Recruitnet.ru(возможно, по аналогии с MLM компаниями).
Кроме того, поскольку у проекта активно растет база профессионалов в области подбора, владельцы будут рады любым идеям о возможности использования данной сети. К примеру, может быть, стоит дополнительно оказывать услуги по проведению интервью лично с кандидатами в регионе, где у компании-заказчика найден кандидат, а своего HR-а нет? Как использовать потенциал сотен профессиональных рекрутеров по всей стране?
Recruitnet.ru будет рад узнать мнение читателей Executive.ru о том, какой путь развития выбрать и как решить задачи, стоящие перед компанией, наиболее эффективно. Важно при этом учесть, что многие фрилансеры находятся в регионах, и нет возможностей видеться с ними регулярно.
Решения принимаются в течение недели со дня публикации задания. Редакция оставляет за собой право не публиковать решения, присланные после указанной даты. Решения, оставленные в комментариях к кейсу, не примут участие в розыгрыше.
Фото: pixabay.com