Александр Савкин: Манипуляцию надо знать в лицо!

Александр Савкин, коуч-консультант, директор Института коучинга, Санкт-Петербург

                   Как часто в бизнесе, да и вне его, мы подвергаемся манипуляции. Нередко она настолько изощренно маскируется под «реальную» действительность, что, оказавшись жертвами манипулятора, мы продолжаем оставаться в смутном неведении происшедшего с мерзким, липким ощущением, что нас попросту использовали. Или, еще хуже, в результате манипуляции нам приходится расплачиваться за результаты своих действий, которые, по сути, нашими не являлись. Ибо не ведали, что творили!  Но кого это интересует «после»! И как доказать свою невиновность, если все,  «от начала до конца, сделано моими руками».

                    Под манипуляцией понимаются действия со стороны того, кто манипулирует – «манипулятора», над тем, кем манипулируют – «марионеткой» с целью получения манипулятором выгод, зачастую односторонних. Причем истинные цели, которые преследует манипулятор,  до марионетки не доносятся. Корни подобных действий уходят в наше детство, когда, будучи совсем юными, мы неустанно шлифуем мастерство манипуляций:

  • перенимая родительский опыт манипуляции нами

Пример: мама,  обращаясь к маленькому сынишке, говорит: «Ты пойдешь спать прямо сейчас или сначала игрушки уберешь?». Или:

 « Иди, иди доченька на дискотеку! Веселись! И совсем не думай, что твоя мама умирает от головной боли»

  • изобретая свои способы достижения желаемого, выявляя и учитывая слабые места родителей, которым в силу ряда причин, проще действовать шаблонно, чем каждый раз ВИДЕТЬ своего ребенка и взаимодействовать с ним, живым, а не с «желанным образом» того, каким он должен быть. 

  Пример: Маме очень важно быть «любящей мамой». И вот из уст ребенка, сквозь рыдание звучит: « Меня нииикто не понимает. И даже ты, моя мамочка, меня не любишь!!! Ведь если бы ты меня любила, то ….»

                     Как правило, методом проб и ошибок, пробуя манипулировать, мы нарабатываем положительный опыт. Мы неоднократно добивались желаемого, используя манипуляции. Мы видели, как успешно это делали и делают другие. И мы сознательно или  бессознательно используем этот подход, не подозревая, что он отравляет отношения и совсем недопустим, в случае, если нам важно выстроить долгосрочные партнерские, дружеские отношения. Ведь любой человек, ставший жертвой манипуляции, рано или поздно понимает это. После чего ни о каком доверии к манипулятору не может быть и речи. А доверие, как базовое понятие, лежит в основе любви, дружбы, семьи, команды.

                    В связи с этим, для того, что бы эффективно противостоять, нейтрализовывать, избегать манипуляции важно, как минимум,  знать ее характеристики и признаки. Будем помнить, что манипуляция, сама по себе, это «ни хорошо и  ни плохо». Но у  каждого человека должен быть выбор: становиться «марионеткой» или сказать «нет!».

 Характеристики манипуляции:

1.     Тайный характер воздействия. Ни один уважающий себя манипулятор не скажет вам, что он, на самом деле, от вас хочет! Все что угодно, только не правду! При этом, как правило, манипулятор, в общении с вами  выступает в одной из ролей, или искусно меняет их переходя из одной к другой:

  • ЖЕРТВЫ. Изображая из себя бедного, несчастного, зависимого, жизнью обиженного и т.д.
  • КАРАТЕЛЯ. Олицетворяя собой «меч правосудия», разоблачителя, борца за справедливость, обличителя и т.п..
  • СПАСАТЕЛЯ. Здесь в действие идут такие роли как: бескорыстный помощник, лучший друг, тот кто ради вас «не пожалеет живота своего» и пр..

2.     Игра на  ваших потребностях. Если только, что-то важно вам в жизни настолько, что вы начинаете этим «фонить», вы становитесь уязвимыми для манипуляций.

          Пример. В компании ряд сотрудников остро нуждались в улучшении жилищных условий. Руководство компании пообещало некоторым из них помочь с кредитом. И после этого, ненавязчиво, по отношению к «осчастливленным», началось: « Не трудно ли Вам будет …,  А не могли бы вы…, Мы надеемся, вы не откажете… и т.д..»

         Пример. Молодой, талантливый менеджер решил сделать головокружительную карьеру. Быстро и ярко. Активно включился в работу, отдавая себя целиком делу. И очень скоро  в компании о нем заговорили, как о талантливом и перспективном! Прошло еще немного времени,  и его пригласил на личную беседу один из совладельцев компании. « Мы решили открыть филиал нашей компании в другом городе. Нам нужен исполнительный директор. Ты понимаешь, что это возможность стремительного карьерного роста. Увеличение зарплаты. Ну и возвращение через год-два к нам. В головной офис, но на позицию, как минимум топа. С долей участия». У менеджера дыхание перехватило! Вот он звездный час! А совладелец продолжает: « Я перебрал всех претендентов на эту должность. И, я уверен, что ты номер один! Но-о-о,   мой напарник немного сомневается. Уж больно ты молод. В связи с этим, не мог бы ты ему, не мне, доказать, что молодость здесь не помеха? Есть один проект. Посмотри,  насколько он реален. Стоит ли в него ввязываться. Ну, в общем, ты знаешь что делать». И менеджер включился в работу, в…  свободное от работы время. Прошло время.  И на стол руководству легла пухлая папка. Совладельцы, листая ее, восхищались проделанной работой. Но закончили общение фразой:  «Молодец! Теперь никто из нас не сомневается в том, что ты номер один. Вот только мы подумали, подумали и решили пока повременить с филиалом. Уж,  прости!».

3.     Опоры на автоматизмы. Если у человека непоколебимые принципы, привычки. На этом манипулятору легко играть.

Пример. Сотрудник всё делает безупречно, просто не может себе позволит никаких «тяп-ляп». Как результат ему дают самую ответственную работу, при сохранении, разумеется, прежней зарплаты.

4.     Управление человеком, через выделение определенной, присущей ему роли.

Все мы в жизни в то или иное время выполняем те или иные роли: сотрудника, водителя, пассажира, родителя и т.д. Вот этим манипулятор и пользуется.

Пример. Знакомые всем до боли фразы типа – И не стыдно, а еще: мужчина, женщина, руководитель и т.п..

Пример. Идет женщина по улице. К ней подходит гадалка и говорит:

- Дай погадаю. 

- Нет! Спасибо!

- Дай погадаю!!!

 - Отстаньте!!!

- Отстать то я отстану, да что с ребенком ( мужем, мамой и т.п.) твоим  после этого  может случиться?!!!

                     Возникает вопрос – что делать? Как понять, что вами начали манипулировать, если сам манипулятор об этом не говорит. К счастью, не смотря на то, что манипуляция является скрытой формой воздействия, у нее существуют признаки, которые выдают ее присутствие в общении.

Внешние признаки манипуляции.

1.     Чувство необычности ситуации – у Вас.  Во время общения с человеком возникает ощущение, или явно бросается в глаза, что «Все как всегда, но что-то не так!» .

Пример. Руководитель здоровался с сотрудником «через раз», кивком головы. И вдруг! «Здравствуйте! Как ваши дела! Присаживайтесь! Вам чай, кофе?!...»

Пример.  В цеху очень шумно. Один сотрудник рассказывает что-то другому. Вокруг никого! Слушающий периодически переспрашивает. (Плохо слышно). «Вдруг» говорящий приблизился и перешел на шепот.

2.     Неконгруэнтное поведение партнера:

  • Несовпадение паралингвистических и невербальных сигналов. Говоря по-русски – человек говорит одно, а тело показывает совершенно другое. Будем помнить, что тело не врет! Не у-ме-ет!

Пример: руководитель спрашивает у сотрудника: « Ты был сегодня на переговорах?». «Был!!!», без зазрения совести отвечает сотрудник, но при этом голова его слегка поворачивается слева направо, говоря «нет!!!». И если ваш сотрудник не болгарин, то велика вероятность, что он говорит вам неправду.

  • Резкая смена темпа разговора, привычного стиля, тембра и пр. Возникает ощущения некоторой наигранности, пафосности. Чуть уловимой фальши. Ощущение плохой игры.

3.     Повышение психического напряжения -  у вас. Вроде бы собеседник говорит по существу, зачастую правильные вещи. Вы чувствуете что : тяжелеет голова, становятся ватными ноги, сжимает сердце и пр.. У каждого своя телесная реакция. Но практически все ощущают «отток энергии», дискомфорт. В данном случае тело реагирует на манипуляцию, но голова ее не осознает. Как только наступает осознание – телесные симптомы «чудесным» образом исчезают. Опыт подобного общение плодит слухи о «энергетических» вампирах! У меня в практике был курьезный случай, когда на консультацию пришел человек и рассказал, что у них в компании появился такой «энергетический вампир»!!! И не мог бы я  отрубить ему астральный хвост! А если не могу, то нет ли у меня хороших знакомых специалистов, которые могут! Через 20 минут «возможное астральное кровопролитие» было  предотвращено. На поверку дня оказалась чистейшая, профессиональная манипуляция!

4.     Не объяснимые, на первый взгляд, смены настроения  - у партнера. Настроение меняется ступенькой! Это, как гром среди ясного неба. Человек, только что общался с тобой нормально, вдруг, «ни с того, ни с сего»: оскорбления, рыдания, переход на визг и пр.. Любой нормальный человек, почти всегда, реагирует на такой тип поведения уступкой. Чего, в-общем то,  и добивался манипулятор.

5.     Необъяснимые, но отчетливые чувства: страх, ревность, обида, ненависть и т.д. –  у вас. Как правило, общаясь с манипулятором, чувство появляется «вдруг», ступенькой, практически на «ровном» месте.

Пример. В отделе  А, работала семейная пара. Удивительная семейная пара – искренне любящая друг друга! В отделе B работала жуткая интриганка, которой больно было смотреть на счастье других. И она решила их разлучить. Просто так! Ради спортивного интереса. «Почему кому-то должно быть хорошо, когда мне «так плохо!» - рассуждала она. Более того, она решила сделать «многоходовку». В отделе С работала дама, назовем ее Катя, которая, периодически конфликтовала с интриганкой. План был прост: рассорить семейную пару, стравить жену с Катей, а самой, понаблюдать со стороны за происходящим. Как это было сделано? Интриганка подошла к женщине и сказала: « По моему глубокому убеждению, все мужики козлы! Все!!! Но, глядя на ваши отношения, я поняла, что, я не права. Скорее всего, во мне что-то не так. Во мне есть некая червоточинка, которая притягивает подобный сорт мужчин. Вот я и думаю, что мне в себе надо изменить, что бы и моя половинка нашлась? И ты знаешь?!!! Размышляя над этим, я поняла секрет вашего счастья!!! Эта та свобода, которую вы даете друг другу! Какая ты умница!!! Я, вот вчера вечером, зашла в кофе. А там твой сидит с Катюхой. По ножке ее гладит. А я думаю, какая ты умница. Вот он сейчас с ней наворкуется. Сбросит с себя стресс обыденной семейной жизни. И у вас снова мир да любовь!»

            В груди собеседницы «вдруг» вспыхнула ревность. Но хватило мудрости самой во всем разобраться, сопоставить факты и сделать правильные выводы.

6.     Преувеличение важности того, что партнер просит сделать. На практике это выглядит так: собеседник просит о некой незначительной услуге, но если вы его не выручите, то катастрофа будет, как минимум, вселенского масштаба. Примеры очень простые. Дай, пожалуйста, сто баксов до понедельника, иначе: муж уйдет к другой, машину конфискуют, из квартиры выселят, с работы уволят и т.п..

Как же противостоять манипуляции?

При проявлении одного из признаков манипуляции, важно:

1.     «Включить» свое осознание. Попытаться понять что, зачем и к чему говорит ваш собеседник. Сопоставить факты.

2.     Не стесняться задавать вопросы, целью которых является прояснение ситуации. Например: «Почему ты с этим вопросом обращаешься именно ко мне?», « Если можно, двумя, тремя фразами, что именно ты от меня хочешь?», « Какую цель ТЫ преследуешь, говоря мне все это?», « Почему именно ко мне ты обращаешься с этим вопросом?»  и т.п..

               И важный постскриптум. Даже если, подверженный манипуляции,  находит в себе смелость задавать «проясняющие вопросы». Даже если он понял, что им начали манипулировать. Очень и очень трудно не стать ее жертвой, если у человека заниженная самооценка, существует зависимость от мнения окружающих, отсутствует или недостаточно уважение к себе. Если человек не умеет ценить, любить и принимать себя таким, какой он есть, со всеми минусами и плюсами. То все:  знания, приемы, и даже  обретенные на тренингах и в жизни навыки,  останутся безусловно интересной, но «бесполезной» информацией.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.