Сергей Шкарупа: Какая ситуация в сфере международного экспедирования?

Сергей Шкарупа, генеральный директор ГК «Санна»

Рынок услуг международных перевозок уже давно испытывает давление со стороны зарубежных конкурентов и особенно из стран Прибалтики, Белоруссии, Украины. Их налоги значительно ниже российских, а таможенные схемы минимизации пошлин и отличия в законодательствах их стран позволяют им вместе с оформлением документов для таможенных схем забирать и заказы на перевозки. Продолжая открывать у нас представительства, они активно используют свои преимущества, оставаясь в тени для российского налогового и законодательного поля.

В сравнении объемов логистических услуг внутри России у международников есть свои отличия. В первую очередь это касается объемов заказов. Россия и так потребляла много импорта, а в условиях кризиса и рецессии производства поставки зарубежных товаров в 2014-2015г. как минимум будут стабильны, если не превысят прошлогодние показатели. Рост курса рубля, конечно, может создать временные проблемы поставщикам-импортерам, но одновременно он сыграет на увеличение потока экспорта товаров из России.

Сегодня более 80% транспорта по-прежнему ездят на подачу за рубеж пустыми, и рост экспорта создаст возможность экспедиторам привязать к себе перевозчиков и соответственно получить от них стабильные или более низкие ставки из Европы в РФ.

С другой стороны, в России увеличивается количество компаний, желающих самостоятельно заниматься внешней торговлей (напрямую закупать импорт и продавать свою продукцию за рубеж). Безусловно, политика государственных ограничений (квоты, тарифы, запреты и ограничения на ввоз) будет дестабилизировать рынок международных перевозок. Мы это сейчас наблюдаем на примере известных ограничений Россельхознадзора на ввоз в Россию фруктов и овощей, молочных изделий, мяса. Но в целом несмотря на снижение уровня потребления населением, объем импорта будет достаточно защищен спадом российской экономики.

По-прежнему будет мощным поток товаров из Китая. Постепенно к нему добавятся другие страны Азии (Вьетнам, Камбоджа), куда сейчас крупнейшие мировые и китайские производители начинают переносить свои производства из Китая. Отличное направление развивается с Грузией и Арменией особенно после ее ожидаемого вступления в Таможенный Союз.

Основными товарами, импортируемыми в Россию, будут продукты питания, лекарства и товары народного потребления в первую очередь повседневного спроса. Это связано с плачевным состоянием в России сельского хозяйства и предприятий, производящих ТНП, с кризисом экономики и с ухудшающимся здоровьем россиян.

Поток машиностроительной продукции и оборудования, вероятно, сократится из-за сокращения иностранных инвестиций и финансирования со стороны государства. Однако такие заказы увеличатся у предприятий, прямо или косвенно связанных с оборонным и военно-промышленным комплексом, куда из бюджета 2014-2015г.г. выделено огромное количество денег.

Аналогичная ситуация с ростом заказов и у предприятий нефтегазового сектора. Экспорт минерального сырья – это основа экономики нашей страны. Поэтому предприятия данного сегмента будут также завозить оборудование и ингредиенты, связанные с их добычей и переработкой.

Возрастут поставки сборных грузов, так как клиенты будут уменьшать свои складские запасы и закупать товары более мелкими партиями. Кроме того, на зарубежные рынки начнут выходить новые российские предприятия из числа мелкого и среднего бизнеса, особенно из регионов. В условиях кризиса они будут стремиться уйти от посредников и покупать товары за рубежом напрямую у производителей. Поэтому при уменьшении размеров партий количество заказчиков будет увеличиваться.

Преимуществом экспедиторов-международников станет не только способность консолидировать грузы за границей, ввозить и доставлять по всей стране, но и способность делать их таможенное оформление за рубежом и в России.

Важным моментом для экспедиторов будет политика продвижения, особенно в регионах. Известность и узнаваемость обеспечит им приток новых клиентов, не имеющих опыта и мало понимающих во внешней торговле и в перевозках.

Тенденции в морских перевозках пока не понятны. С одной стороны, идет падение объемов, с другой, наблюдается или декларируется общий рост ставок. Однако все морские линии и их агенты в личных отношениях с экспедиторами при реальных объемах предусматривают весомые скидки. Поэтому для экспедиторов станет важным умение добиваться минимальных ставок и выходить на прямые отношения с морскими линиями. Учитывая, что Правительство РФ в 2013 году сняло ограничения на цены портовых услуг, стоимость портовой обработки увеличится, что вызовет общий рост морских ставок. Соответственно, возрастет конкурентная способность портов Прибалтики и Финляндии. Прибалтийские порты уже давно сидят на голодном пайке, поэтому увеличивается вероятность их фрахтового и портового демпинга цен и перехода к ним российских потоков. В данной ситуации выиграют те экспедиторы, которые быстрее будут использовать эти новые направления.

Однако здесь остается много вопросов. Так, например, уже давно муссируется закон о запрете ввоза в Россию грузов в контейнерах автотранспортом, который лоббируется РЖД и портовиками, чтобы закрыть перевозки в Россию через порты Прибалтики и Финляндии. ФТС пристально досматривает грузы из Литвы и Латвии, что связано с началом создания у них «серых» схем ввоза.

Деятельность международных экспедиторов также несет в себе риски неплатежей со стороны клиентов, которые усугубляются широким применением в их поставках «серых» таможенных схем и увеличивающимся контролем внешней торговли и таможенного оформления со стороны таможенных и правоохранительных органов. При выявлении нарушений импортеры получают большие финансовые проблемы. Это могут быть и штрафы, и конфискация товаров, и аресты счетов, и уголовные дела.

Кроме этого, в платежах за границу обычно используются и «серые» финансовые схемы с использованием фирм-однодневок и подставных «серых» импортеров. Такие схемные потоки денег могут рухнуть и обернуться убытками покупателю в любой момент. Это происходит у нас в данное время в связи с закрытием ряда банков, осуществлявших, в том числе и такие операции. Указанные причины могут привести к внезапной потере платежеспособности или к резкой ликвидации фирм клиентов, заказывавших международную перевозку. Неплатежи экспедитору могут обанкротить и навсегда подорвать его имидж перед зарубежными коллегами и перевозчиками, задействованными в его мультимодальных поставках. Поэтому преимуществом экспедиторских компаний, также как и на внутрироссийском рынке, будут их финансовые возможности и уровень юридической защищенности.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.