Недавно в беседе я сказал, что в России рождается эра инновационного бизнеса. «Разве уже?» - последовал вопрос. Рассмотрим же реалии, которые внушают мне уверенность в том, что именно здесь и именно сейчас время и место активно развивать инновационный бизнес. Для этого нужно обратить внимание на 3 источника сил: бизнес, социум и система государственного управления. Итак, что сейчас происходит.
1. Предсказуемость экономики и в нашем родном государстве и во всем мире снижается. Это объективная данность. С одной стороны нарастает темп замены одних технологий другими – прошлогодняя новинка автомобильного рынка для массового сегмента сегодня уже на голову уступает новичкам, новая модель коммуникатора «стареет» уже в следующем полугодии, а строительные компании отстают от жизни, как только перестают искать новые материалы и проектные решения. С другой стороны сложность окружающих нас предметов и процессов также нарастает – вспомните, как просто было узаконить небольшой загородный дом еще лет 10-15 назад. А как выглядит процесс хождения за справками, разрешениями и согласованиями сегодня? Ускорение и усложнение привело к спросу на супер-профессионалов в своих сферах, и... к их дефициту. Их катастрофически не хватает и в малом бизнесе, и в крупных корпорациях, и в органах власти всех уровней. Везде! Большинство же в этих условиях все больше стремиться к стабильности, к уверенности в правильности решений и в завтрашнем дне.
Вернейший способ взять под личный контроль максимум определяющих жизнь факторов – вести собственное дело. Готовность принять на себя такую ответственность оставим за скобками. Итак, получаем результат – рост предпринимательской активности.
2. Массово открывающиеся новые микро-бизнесы обладают одной яркой особенностью – в большинстве своем их основатели не в состоянии инвестировать значительные объемы капитала в дело, и уж тем более не могут годами ждать, когда вложения окупятся – им нужен быстрый и верный возврат.
В тоже время все это происходит в условиях описанного выше усложнения технологий, когда стоимость входа в бизнес растет, а также на фоне снижения доходности традиционных видов бизнеса. И это сопровождается высокими темпами инфляции.
Выход из ситуации связан с инновацией ценностей. Чтобы избежать среднестатистического прозябания на ниве самозанятости и создать коммерчески успешный бизнес, требуется предложить клиентам такой способ удовлетворения потребности, который и дешевле и удобнее и доступнее, чем все то, что уже предложено на рынке. Например, не личный юрист с одной головой, а круглосуточная юридическая поддержка группы высококласных специалистов по полису; не телевидение, а интерактивное телевидение; не индивидуальный тренинг, а вебинар и т.д. Кто осознанно, кто по-наитию, но предприниматели все активнее выбирают путь инновационного развития.
3. Темпы нашей с вами погони за ожидаемой полезностью так же возрастают – того, что вчера было пределом мечтаний, сегодня уже не достаточно для полного счастья. В чем-то, это связано с живущим в нас стремлением к накопительству, которое моралью общества потребления культивируется и трепетно взращивается. В чем-то же, это последствия раскручивающейся воронки инновации ценностей, о которой мы говорили чуть выше – предложение рождает спрос. А вы думали иначе? Ошибались.
Такая погоня требует стабильной и, опять же, растущей финансовой подпитки. Последние лет 15 в России (и чуть больше – в странах Европы и Северной Америки) разрыв между растущими потребностями и не поспевающими возможностями населения (заработной платы) компенсировался кредитами. Однако, люди настолько «ненасытны», что превысили мыслимые пределы платежеспособности и обрушили экономику.
Что же делают массы, когда желания не остывают, а возможности не позволяют? Начинают уходить в «тень» - «экономить» на налогах, социальной ответственности, безопасности и т.д. Таким образом, наличие теневой экономики – еще одна реальность нашего времени. И, как мы видим, это своеобразно, но тоже поддерживает инновационную экономику.
4. В силу социальных процессов, обсуждение которых не входит в рамки нашего сегодняшнего общения, люди все больше и больше тяготеют к индивидуальности, эгоистичности, стремятся выделиться и превзойти. Такая ситуация явно противоречит массовым товарам, обезличенным услугам и стандартным процессам. Но именно массовый, унифицированный товар может быть самым дешевым. Как быть? Бизнес давно принял этот вызов и предлагает клиентаминдивидуальный продукт на основе массовой технологии: личный настраиваемый интерфейс при обслуживании в интернет-банке, индивидуальное предложение товаров в магазине исходя из истории ваших покупок, индивидуальное дизайнерское оформление стандартного товара и т.д.
В этой сфере сосредоточен прямой заказ бизнеса на малые и крупные инновации. Более того, именно здесь сосредоточена крупнейшая ниша взаимодействия малого и крупного бизнеса.
5. Общество сегодня подобно разогретой пластичной массе. Движение самоорганизуется, причем, зачастую непредсказуемым образом. Это напоминает движение людей в потоке: «опытный пешеход перемещается слегка по диагонали, заглядывая через плечо впереди идущего человека. В таком положении у него максимальный выбор маршрутов, а человек, идущий впереди, служит своего рода системным интерфейсом» (Вильям Х. Уайт, The Organization Man). На фоне такой готовности к изменениям (что по сути – готовность к риску и податливость манипуляциям) закладка фундамента – системы ценностей общества – явно запаздывает.
В этих условиях рост предпринимательской активности, развитие предложения и спроса на инновации и индивидуальность, а также активность теневой экономики снижают управляемость обществом. К сожалению, те меры стимулирования активности бизнеса и роста ВВП, которые применялись в прошлом десятилетии, де факто стимулировали увод экономики в тень – разрыв между потребностями и располагаемыми возможностями населения нарастал. Результатом было усиленное «бегство» капиталов за границу.
Сегодня ситуация поступательно меняется в лучшую сторону (еще не развернулась, но уверенно движется заданным курсом) – создание и поддержка крупных инновационных центров, развитие форм малого инновационного бизнеса, упорядочение деловой и научно-исследовательской инфраструктуры. Какие результаты ожидаем? Ощутимое снижение наших затрат на удовлетворение потребностей. Так, чтобы возможностей хватало! Это значит, что вчерашние высокие космические технологии будут максимально быстро доходить в повседневных товарах до массового потребителя.
Однако, вернемся к ценностям. Уверен, что пластичность общества будет использована максимально эффективно, если государство будет активно формировать ценности общества инноваций и достижений, а не общества потребления. Объективно сложившийся процесс важно подхватить. Так или иначе, быстрее или чуть медленнее, но эра инновационного бизнеса в России уже рождается.
Статья впервые опубликована 31.01.2012 в тюменской региональной интернет-газете «Вслух.ру».
Антон Владимирович, а разве не устремленность к ''ценностям общества инноваций и достижений'' в экономически развитых странах послужила ''снижению предсказуемости экономики'' ?
И на коком основании Вы полагаете способность государства ''активно формировать ценности общества инноваций и достижений, а не общества потребления'', если Министром образования и науки объявлены цели ''подготовки грамотного потребителя'' ?.
Уважаемый Сергей Михайлович,
в снижении предсказуемости экономических процессов нет негатива. Это данность и она лишь указывает на то, что требуется разработка иных инструментов моделирования будущего (намерено избегаю слово ''прогнозирование''), принятия решений и их реализации. Движение по пути усложнения - нормальный эволюционный процесс.
Что касается ''способности государства'', то, увы, пока сомневаюсь. Де факто - не способно пока. Что же касается его обязанности в этом плане действовать, то тут уверен на все 100%. Лично я, заключив социальный договор с государством (налоги в обмен на услуги), жду от него в том числе и этого. Однако, справедлив будет упрек в том, что это наивно и у властей иная позиция. Но суть не меняется. Эта задача должна решаться именно на государственном уровне.
Согласен. Снижение предсказуемости всего лишь указывает на никчемность прогнозов в мире деятельности. И требуются модели, проекты и программы, планы, а не прогнозы.
Мне представляется, что если заключен ''социальный договор'' с исполнителем=государством, то последний обязуется ''исполнять''.
''Ценности общества инноваций и достижений'' разве могут формироваться исполнителем?
Дело даже не в наивности, хотя этого у меня и не подразумевалось. Дело в том, что ''машина управления'', именуемая ''государство'' в принципе не предназначена для производства таких вещей как ''ценности общества''. Эту задачу всегда выполнял ''человек из общества'' - философы, поэты, художники, фантасты, музыканты, актеры и артисты. Если же брать более ''тонкие'' и ''высокие'' уровни - пророки, миссионеры...