Ирина Скворцова: Менять или не менять, или Какие возможности по изменению организационной структуры открывает перед компаниями кризис?

Ирина Скворцова

Кризис – это время новых возможностей.
С. Асланян, Президент «Ситроникс»

Реалии финансового кризиса поставили перед руководством абсолютного большинства компаний ряд серьезных системных вопросов, в числе которых вопрос об организационной структуре компании. Экономический «провал» отчетливо выявил необходимость принятия менеджментом компаний принципиального решения о целесообразности сохранения организационной структуры либо же ее изменения и максимальной адаптации к новым экономическим условиям.

Что делать тем компаниям, которые в период кризиса значительно сократили штат сотрудников? Снова нанимать тех же сотрудников, которые несколько месяцев назад были уволены? Либо воспользоваться ставшим популярным в кризисный период методом найма «дешевых» сотрудников с незначительным опытом работы или без опыта работы на меньшую заработную плату? Следует ли сохранять круг обязанностей, которые выполняли сотрудники в кризисный период, или наиболее целесообразным является вариант возврата к организационной структуре, существовавшей в компании до кризиса? О чем говорит тот факт, что организационная структура компании не претерпевает в кризис никаких изменений? На эти и многие другие вопросы в условиях кризиса и экономического спада неминуемо предстоит ответить менеджменту большинства российских и зарубежных компаний.

Изменение организационной структуры в сложных экономических условиях имеет свои особенности, обусловленные циклическим характером экономического кризиса: успех или неудача в одной отрасли неминуемо влияет на результаты хозяйственной деятельности организаций в других отраслях. Например, снижение заработной платы работников банков (финансовая отрасль) приводит к сокращению выручки торговых точек (розничная торговля), а также уменьшению мощностей производителей, например, продуктов питания (пищевая промышленность) и так далее.

Причины, побуждающие компании решаться на организационные преобразования в период спада деловой активности, как правило, очень схожи и могут различаться только отдельными отраслевыми особенностями или спецификой отдельной компании.

Основные преимущества и недостатки изменения организационной структуры компаний можно классифицировать на несколько основных групп в зависимости от того, на каком уровне происходят организационные преобразования:

  • на уровне всей компании (соответствует принятию решений об организационных преобразованиях на уровне высшего руководства),
  • на уровне функциональных подразделений (соответствует принятию решений об организационных преобразованиях на уровне руководства функциональных подразделений), или
  • на уровне отдельных сотрудников.

На уровне всей компании нынешний кризис предоставляет высшему руководству беспрецедентные возможности для критического анализа организационной структуры компании и принятия обоснованных решений о необходимости определенных структурных преобразований. В случае реорганизации руководители получают возможность взглянуть на иную структуру той же самой компании, что позволяет принимать обоснованное решение о целесообразности сохранения либо же видоизменения неэффективных структурных подразделений. «Для нас кризис – это возможность критически взглянуть на свою эффективность, может быть, выявить те резервы, которые оставались скрытыми», – говорит президент компании «Мобильные телесистемы» М. Шамолин (Интервью М. Шамолина газете «Ведомости», 13 ноября 2008 года). В условиях кризиса затраты компании на претворение в жизнь организационных изменений оказываются минимальными: ведь в большинстве случаев речь идет о затратах психологического характера, обусловленных желанием содействовать или наоборот противодействовать проводимым организационным преобразованиям.

Так, в начале 2009 года международный концерн Profine GmbH International Profile Group проводит объединение департаментов маркетинга и продукт-менеджмента, product-management, в целях повышения эффективности управления разработкой и продвижением продуктов Profine на европейском рынке. В унисон произошедшим перестановкам в штаб-квартире концерна происходит объединение маркетинга и продукт-менеджмента, product management, в рамках одной структурной единицы также и в российском подразделении концерна. По словам генерального директора компании «Профайн РУС» А. Дасковского(Интервью А.Дасковского по данным www.ssk-inform.ru), это «позволит … компании решать еще более амбициозные задачи в области повышения конкурентоспособности … продукции на российском оконном рынке».

В условиях экономического кризиса конкуренция на рынке резко возрастает, что вынуждает руководство компаний более решительно, активно и вместе с тем гибко реагировать на изменения внешней среды. Каждый участник рынка отдает себе отчет в том, что выстоять и уж тем более выйти из кризиса победителем смогут только самые конкурентоспособные компании. Вот как комментирует генеральный директор ОАО «Группа Черкизово» Сергей Михайлов действия компании в 2008 году: ««…Определенные сокращения проводились, но они связаны с реструктуризацией компании в целом. … Отчасти мы реорганизуем производство, пытаемся укрупнять производственные центры, закрывать, где это возможно, площадки, которые неэффективны. …Сети нас подталкивают к тому, чтобы постоянно повышать нашу эффективность (Интервью С. Михайлова газете «Ведомости», 14 апреля 2009 года)».

Важным преимуществом изменения организационной структуры компании в кризис является возможность приобретения активов с дисконтом. В этом случае основная проблема будет заключаться в выборе профиля активов и возможности интеграции таких активов в структуру компании. Дисконты и скидки, на которые идут компании для сохранения своего «места под солнцем» в условиях финансово-экономического кризиса, обретают небывалые объемы. Показательным является тот факт, что в 2009 году средняя цена одной сделки M&A в России снизилась почти на 8% по сравнению с 2008 годом и приблизительно на 16% по сравнению с 2007 годом (По информации проекта Mergers.ru).

К числу отрицательных аспектов изменения организационной структуры в масштабах всей компании относится неопределенность внешней среды, в которой предполагается следует отнести организационную структуру организации. Нельзя не согласиться с тем, что изменчивость внешней среды осложняет планирование и прогнозирование в любой период, однако в период серьезных экономических потрясений степень неопределенности и рисков повышаются в значительной степени, что влечет краткосрочный временной горизонт прогнозов (при их наличии в принципе).

Среди преимуществ реструктуризации на уровне функциональных подразделений можно выделить уменьшение затрат в связи с сокращением штата и уменьшением или видоизменением объемов выполняемых работ. «Мы … снизили свои издержки – на 30% сократили персонал, объединив несколько отделов…» (Интервью В. Штейнерта газете «Ведомости», 20 ноября 2009 года), – заявляет генеральный директор группы компаний «Кухнистрой» В. Штейнерт.

Обратим внимание на то, что в условиях экономического кризиса проведение организационных преобразований выгодно функциональным подразделениям как в случае сокращения штата сотрудников, так и в случае найма новых работников. Сокращение штатного расписания позволяет уменьшить фонд заработной платы, что в условиях кризиса чрезвычайно важно для компании. Если возникает необходимость найма новых сотрудников, то появляется уникальная возможность привлечь высококвалифицированных специалистов, причем за денежное вознаграждение, которое будет зачастую несравнимо ниже, чем в условиях обычной деятельности. «…Сейчас мы комплектуем открытые вакансии, так как на рынке труда появилось много высококлассных специалистов, которых еще совсем недавно было трудно найти», – рассказывает коммерческий директор ЗАО «Электронмаш» А. Потапов (Интервью А. Потапова журналу «Энергетика и промышленность России», № 13 (129) июль 2009 года).

Изменение организационной структуры предприятия в период резкого сокращения финансовых потоков позволяет решить задачу оптимального распределения ресурсов и их концентрации на наиболее приоритетных направлениях деятельности. «…Мы отказались от многих ненужных покупок и услуг, – рассказал в одном из интервью генеральный директор ОАО «Аэрофлот» В. Савельев (Интервью В. Савельева газете «Ведомости», 27 июля 2009 года). – … Из эксплуатации выведено 158 автомобилей, что дало сокращение в 157 млн рублей. Пришлось уволить и 31 водителя». «…Чем сложнее ситуация, тем отчетливей концентрируешься на главном. Так, в 2009 году мы полностью отказались от квартальных премий, перейдя к выплате более высоких годовых премий, поскольку это позволяет направить все усилия на достижение именно годовых целей», – констатирует руководитель департамента кадровой политики компании «МегаФон» Ольга Филатова (http://planetahr.ru/publication/3057).

В качестве ключевых недостатков на уровне функциональных подразделений необходимо назвать необходимость более жесткого руководства и контроля при изменении организационной структуры в кризисный период, что предполагает большие усилия со стороны руководителей функциональных подразделений. Если в условиях обычной деятельности подобное расширение полномочий, не сопровождающееся ростом заработной платы (как уже отмечалось ранее), вызывает исключительно негативную реакцию, то в условиях кризиса сотрудники принимают данные обязанности как должное, чтобы не остаться без работы.

В качестве главного преимущества организационных изменений для отдельных сотрудников целесообразно назвать перспективы их карьерного и профессионального роста. В случае реорганизации и перехода оставшихся сотрудников в новые подразделения такие сотрудники приобретают новый опыт, который при стабилизации экономической ситуации способен помочь их восхождению по карьерной лестнице в данной компании или в рамках иной организации на более высокую позицию.

Следует отметить, что практически любое структурное преобразование приводит к изменению (в большинстве случаев увеличению) круга обязанностей сотрудников, что также способствует развитию их профессиональных умений и навыков. Вместе с тем на уровне рядовых сотрудников расширение круга обязанностей следует рассматривать и в качестве недостатка, поскольку оказываются практически нереализуемыми требования о повышении их денежного вознаграждения за расширение должностных обязанностей и сферы ответственности. Данный факт подтверждают и результаты опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru в сентябре 2009 года. Среди результатов опроса можно увидеть такие комментарии его участников, как: «Немного увеличилась нагрузка, но работать стало интереснее», однако при этом «Требований стало больше, а зарплата – меньше».

Но самым большим недостатком выглядит высокая вероятность увольнения в связи с сокращением штата: только в период с начала октября 2008 года по март 2010 года по официальной информации Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации общая численность уволенных работников составила 1 010 345 человек.

Анализ деятельности компаний в период кризиса свидетельствует о том, что многие из них решают сохранить существующую организационную структуру в неизменном виде. Что может означать данный факт? С одной стороны, это, безусловно, говорит о сохранении ранее утвержденной стратегии развития компании или ее минимальном изменении. С другой стороны, это может представлять собой тревожный сигнал о том, что руководство компании не осознает необходимости своевременной адаптации организационной структуры к изменениям внешней среды.

Важно помнить, что в условиях кризиса не следует отказываться от ранее начатых организационных изменений и преобразований. Это служит своего рода гарантией того, что положение компании стабильно на рынке, а также демонстрирует уверенность в том, что руководство способно адекватно и своевременно адаптировать стратегию развития компании в зависимости от изменяющейся рыночной конъюнктуры.

В любом случае самое главное, о чем нужно не забывать, – это то, что изменение организационной структуры в условиях финансово-экономического кризиса следует, в первую очередь, рассматривать с точки зрения новых возможностей, которые открываются перед любой компанией на рынке. И от того, кто сумеет воспользоваться данными возможностями первым, зависит конкурентоспособность предприятия в будущем и его возможности занятия лидирующих позиций на рынке.

Опубликована в журнале «Новости менеджмента», сентябрь 2010 года.
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Нейроинтерфейс от Skillbox и Neiry поможет выбрать профессию

Новая технология работает на базе электрической активности мозга, помогая измерять поведенческие паттерны человека.

Почти половина россиян собираются работать на новогодних праздниках

Трудиться во время новогодних каникул будут в большей мере жители Перми, Волгограда, Самары и Нижнего Новгорода.

Спрос на услуги фрилансеров вырос почти в два раза за год

При этом спрос на специалистов по продвижению бизнеса в соцсетях вырос в 5 раз, а на маркетологов – в 4 раза.

Michelin сократит более 1,5 тыс. сотрудников в Германии

Французский производитель шин Michelin анонсировал закрытие трех немецких производственных площадок.