Владислав Шелобаев: Телеком и SaaS

Владислав Шелобаев

Зачем оператору связи заниматься SAAS?

Затем, что телекоммуникационные операторы, весь телекоммуникационный рынок, движется от предоставления транспорта – голос и данные, к предоставлению сложных интегрированных услуг на стыке связи и ИТ. То есть, как раз то, что есть SaaS.

«В России, по всей видимости, именно от операторов зависит, будет ли развиваться SaaS. Но между тем в этом нет чего-то особенного – и в Америке, и в Европе все чаще операторы берут на себя задачи по продвижению программных продуктов, некоторые при этом параллельно сами развивают хостинг сайтов и хостинг ПО, некоторые заключают договора с хостерами. Ведь малый бизнес и в Америке, и в Европе, и у нас предпочитает «затавариваться» в одном месте».

Затем, что аналитики сходятся в том, что облачные услуги в целом и SaaS в частности, имеют значительный бизнес потенциал. А значит, там потенциально будет cash, а cash есть цель любого бизнеса.

«В развитых европейских странах и США, по словам Прянишникова, продажа ПО по модели аренды обеспечивает 10-15% доходов Microsoft. В России такой статистики пока нет, но спрос на SaaS устойчиво растет: последние три года темп ежегодного увеличения держится на уровне 40%».

Затем, что телекоммуникационные операторы находятся в идеальном положении для предоставления надежных и гибких облачных услуг. Существует насущная потребность потребителей в надежных посредниках для доступа к личным, общественным и гибридным облакам – такими посредниками и становятся интегрированные телекоммуникационные операторы. А понятия «интегрированный»/ «интегрированные услуги», последние два года, стали одними из ключевых в словаре операторов связи.

«Бизнес-модель SaaS ‘идеально подходит’ именно для телекоммуникационных компаний. Их абоненты все равно ежемесячно вносят платежи за связь, например за интернет, и одновременно оплачивать ПО очень удобно. Кроме того, у этих абонентов уже есть счета, через которые проводятся в том числе и расчеты за услугу SaaS».

Затем, чтобы не отстать от конкурентов, которые уже сейчас пошли в SaaS, примеры таких компаний:

- «Северен-Телеком» - оператор начал предоставление услуг по модели SaaS еще осенью 2009 года. На сегодняшний день «Северен-Телеком» предлагает своим клиентам в аренду всю линейку продуктов Microsoft, а также «1С Бухгалтерия»;

- Orange Business Services – следуя тенденциям рынка и последовательно реализуя глобальную стратегию, развивает свое сотрудничество с поставщиками ПО. Уже объявленно о адаптации глобальных и разработка собственных решений в области SaaS в России;

- Синтерра вошла в тройственный союз с Microsoft и хостинг-провайдером Infobox, по продвижению SaaS;

- Хостинг-провайдер «КОМТЕТ» - занялся локализацией популярных иностранных решений и уже подготовил по спецификациям APS несколько десятков приложений для сайтов (в том числе последние версии Joomla, LiveStreet и другие очень популярные продукты);

- И иные, но пока еще не многие.

Что нужно для того, что бы стать SaaS-провайдером

Что бы стать провайдером SaaS, необходимо обеспечить следующие условия: каналы связи, лицензия на хостинг, data-центр, точка продажи услуг SaaS, само ПО, специалисты по данному ПО и, наконец, интеграционный слой к поставляемому ПО. Давайте посмотрим, как обстоит дело у телекоммуникационных операторов с необходимыми для провайдера SaaS условиями:

- Каналы связи - это то, что есть априори. Телеком и есть каналы связи, каналы связи и есть телеком;

- Лицензия на хостинг - не сказать бы что хостинг и телекоммуникационный бизнес есть синоним, но все же у большинства операторов услуга хостинга имеется. Хостинг близок самой сути операторского бизнеса;

- Data-центр - можно посмотреть пунктом выше, а можно сказать, что бизнес телекоммуникационного оператора, это всегда высокотехнологичный и ресурсоемкий (в плане вычислительных мощностей) бизнес, а потому DATA-центр оператору нужен. Не всегда он свой, особенно, если мы говорим не про гигантов рынка (например, «большую тройку»), а про операторов поменьше. Но такой бизнес-объект уже присутствует в структуре телекоммуникационных операторов;

- Точка продажи услуг SaaS - фактически специализированный интернет-магазин. С этим хуже. Но, во-первых, это объект, который вполне вписывается в операторский бизнес, во-вторых, развертывание интернет-магазина не самая сложная задача, в-третьих, у ряда операторов, есть подходящие партнеры;

- Программное обеспечение, которое можно поставлять, как SaaS - господа, заключайте договора! Либо напрямую с вендорами, либо с интеграторами, а то и с теми и с другими. С одной стороны, не все решения имеют интеграторов, с другой стороны, интегратор - это готовые отлаженными отношениями с многими вендорами и провайдерами SaaS, что ценно;

- Специалисты по поставляемому SaaS - имеются три источника получения таковых. Первый, создание своей команды, но лучше, взять команду со стороны (источники – вендоры и интеграторы), потому что такой подход снимает с оператора необходимости самим заниматься подготовкой решений и содержанием узкопрофильных специалистов, как следствие: снижение рисков недогрузки таких специалистов; дает возможность сосредоточится на непосредственно продвижении сервиса SaaS и решении своих, профильных, задач; также наличие готовой команды, занимающейся проблемами интеграции, позволит снизить уровень стоимости кастомизации, которая характерна для большинства российских SaaS вендоров. Что подталкивает в сторону интеграторов, поскольку для SaaS вендора главное, тиражирование типового решение, а кастомизация, это то чем приходиться заниматься в нагрузку.

- Интеграционный слой к предоставляемому ПО. Пункт, который в России почти не представлен, но безусловно нужен, так как есть некоторый процент потенциальных клиентов, которые не готовы покупать ПО без возможности интеграции, и для категории b2b это немалый процент. Разрабатывать слой оптимально с помощью онлайн интеграторов, на российском рынке это OmniConnect, которым занимается Cast Iron и отечественный интегратор Software Provider.

'OmniConnect - визуальный SaaS конструктор, с помощью которого можно быстро интегрировать приложения, не зависимо от того, находятся они за фаерволом компании или в публичном облаке. С помощью OmniConnect мы можем не только помогать компаниям постепенно переходить на облачные платформы, но и делать то, что раньше было невозможно - интегрировать ИТ системы компаний-партнеров.'

Раз мы говорим о явлении широко известном, немного подробнее, что есть интеграционный слой и как он может выглядеть. Собственно, это некое ПО, которое имеет готовые выходы/входы к основным системам и умеет по заданным правилам разбирать информацию и передавать. Кратко говоря, упрощает решение проблемы данных в различных системах, дабы ООО Рога и копыта и в CDR и в складе было одно и тоже и бизнес процесс шел не спотыкаясь о разнобой систем. Пример, инструмента с огромным количеством готовых входов и выходов - Omniconnect. Реализация интеграционного слоя для Amazon выглядит так:

saas1.jpg

Основные варианты построения интеграционного слоя:

Для гибридного «облака», когда только часть решений находится в 'облаке', а остальное, у пользователей.

saas2.jpg

Все решения в «облаке», одном или нескольких, с внешним сервисом (в очередном «облаке») Software Provider.

saas3.jpg

Для «облака», когда все решения и интеграционный слой находится в одном 'облаке'.

saas4.jpg

Выводы

Два-три года и основными операторами SaaS станут операторы связи, особенно те, которые занимаются комплексными услугами, для юридических лиц. Ну, а те, кто не успеют «вскочить в поезд», будут наверстывать упущенное. 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.