Наталья Шарагова: Антикризисные маркетинговые исследования для малого бизнеса: дешево и очень дешево

Наталья Шарагова

Статья подготовлена при содействии writing-консультанта Саши Карепиной и участников вебинара «Статья на раз-два-три».

Вам приходилось иметь дело с маркетинговыми исследованиями? Я уверена, что большинство ответит «да». Обычно вспоминают уличные (реже - телефонные) опросы. Симпатичная молодая девушка с папкой подходит к вам и задает несколько вопросов.

А многие ли из вас постоянно используют маркетинговые исследования в своей работе?

Опрос, проведенный до кризиса среди владельцев малого и среднего бизнеса, подтвердил простую истину – в провинции этим маркетинговым инструментом пользуется не более 10% бизнесменов.

На вопрос «почему» бизнесмены отвечают не задумываясь: дорого! И для некоторых категорий бизнеса это так. Но в большинстве случаев даже малый бизнес вполне может позволить себе такие исследования, если воспользуется шестью экономичными и эффективными методами, представленными в этой статье.

6 способов провести исследования без лишних трат
1. Наблюдение.
Идите в те места, где продаются ваши товары и находятся ваши потребители. Наблюдайте за ними, общайтесь с ними, смотрите, слушайте, следите тем, как они выбирают, спросите их, почему они отказываются от вашего товара, порекомендуйте им ваш товар и посмотрите на реакцию, попросите совета при покупке вашего товара.
Потом структурируйте ваши наблюдения и выделите основные мнения покупателей. Акцентируйте внимание на недостатках собственного товара и положительных отзывах о конкурентах.

2. Мониторинг конкурентов.
Обратитесь к конкурентам от имени вымышленной фирмы. Запросите прайс, посмотрите, какой ассортимент конкуренты могут предложить, как быстро отвечают, как составлены их письма. Возьмите у них все самое лучшее (пример такого исследования - http://zud.com.ua/ua_design/).
Если вы работаете в рознице, то составьте небольшую анкету по пунктам: ассортимент, месторасположение, цены, сервис, реклама. Пройдите по конкурентам и мысленно оцените каждого конкурента по десятибалльной шкале. Зайдите и собственный магазин. Постарайтесь оставаться беспристрастным. Потом составьте сравнительную таблицу.

3. Используйте Интернет.
Найдите форумы, где представлена ваша целевая аудитория, запустите в этих форумах обсуждение на интересующей вас темы. Представьтесь таким же пользователем продукта, как и остальные участники форума, попросите совета, как выбрать продукт, как им пользоваться. Расскажите, что у вас с другом вышел спор, почему люди ведут себя так или иначе, пригласите пользователей форума быть рефери в вашем споре, рассудить вас. Придумайте ваш способ вызвать вашу целевую аудиторию на откровенность. Включите в вашу тему опрос (многие форумы предоставляют такую функцию).
Случай из практики: к нам обратилась одна небольшая фирма с просьбой создать упаковку для собачьих консервов.
Бюджет был сильно ограничен, поэтому о полноценном исследовании не могло быть и речи. Мы предложили собрать информацию в Интернете по вышеприведенной схеме. Заказчик согласился.
Мы создали тему на форуме любителей домашних животных, где в основном собирались собаководы. Предварительно была прописана небольшая легенда - «молодой девушке подарили собаку, чем ее лучше кормить?». Во время обсуждения участникам форума задавались вопросы: «по каким критериям вы выбираете корм?», «чем плох и хорош тот или иной корм?», «где лучше покупать корм?»
Ответы посыпались в тот же день, завязалась бурная дискуссия, которая помогла разобраться в вопросе. За три дня задача была решена. В результате было собрано достаточно сведений для создания привлекательной упаковки. Клиент остался доволен.

4. Мониторинг прессы.
Один мой знакомый каждый вечер смотрел телевизор. Не хоккей, не футбол, а новости. И не разрешал никому переключать канал (семья, конечно, ругалась страшно). А ему было очень важно своевременно узнавать информацию об экономических и политических изменениях. У него была процветающая фирма, связанная с контейнерными перевозками.
Мониторьте, как минимум, прессу, связанную с вашей отраслью. Опережайте конкурентов. Будьте в курсе ситуации на рынке.
Вы можете структурировать информацию по темам: основные тенденции отрасли, поведение потребителей, рекламная активность конкурентов, прогнозы экспертов.

5. Статистические данные.
Обратитесь в статистическое управление в своем городе. Обычно у них есть готовые статистические отчеты. Это стоит небольших денег и поможет вам в общих чертах сориентироваться в том, что происходит на вашем рынке.

6. Готовые бесплатные опросы.
Представьте себе, есть и такое. Например, на сайте fom.ru или middleclass.ru есть несколько бесплатных отчетов об исследованиях. Есть и другие сайты, где представлены бесплатные исследования. Они не дадут полностью ответы на все интересующие вас вопросы, но некоторое представление о мотивах потребителей дать смогут.

Конечно, если у вас специфических рынок или исследование нужно для ответа на конкретный вопрос (например, вы запускаете новое бизнес-направление), то лучше всего привлечь профессиональных исследователей. Это сэкономит вам и время, и деньги, и нервы.
Но методы, которые я перечислила выше, вполне подойдут для того, чтобы постоянно держать руку на пульсе вашего бизнеса.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.