Кризис, клиенты ничего не покупают, продукция недостаточного качества, покупатели требуют особых условий, сервис ни к чёрту, надо снижать цены и увеличивать отсрочки. Знакомо?
И вот такое нытьё распространяется из отдела продаж.
Клиенты очень быстро начинают чувствовать слабину твоих продавцов, и начинают их продавливать по условиям, шантажировать уходом к конкуренту или просто откладывать сделки.
И ты понимаешь, что когда в организме заражена кровь, её только переливать и облучать. Но не станет ли от этого еще хуже, вообще даже этого падающего мизера продаж лишишься?
При всём при этом, что продавцы рассматривают клиентскую базу как свою собственность, и что только они знают лучшие правила работы с покупателями. Любые формы контроля (а вспомним, что контроль – это просто доступ к информации) в лучшем случае не приветствуются.
Сотрудники-«звезды» не желают делиться информацией и навыками работы с новичками. Так что становится ясно, что даже 100% замена персонала проблему не решит, станет только хуже.
Всё пропало? Да, ситуация запущенная. Болезнь перешла в стадию, предшествующую неизлечимой. Лечим?
Кому сейчас на Руси жить хорошо?
А что, у всех так плохо?
BMW рассчитывает в 2009 году увеличить продажи в России с 19,2 тысячи до более чем 20 тысяч автомобилей, сообщает член правления концерна Ян Робертсон.
Объем продаж торговых марок Adidas и Reebok в России превысит $1 млрд в 2009 году, планирует генеральный директор представительства Adidas Group в СНГ Мартин Шенкланд.
Mars планирует в 2009 году увеличить продажи в СНГ на 5-15% - до 1,6-1,7 миллиарда долларов (без учета Wrigley), говорит президент компании Mars в СНГ Ричард Смайт. Причем, «Если ситуация не изменится, мы можем потерять [в долларовом эквиваленте из-за падения курса рубля] до 50% прибыли. Но мы не собираемся ее терять - мы будем сокращать издержки и увеличивать цены». Я особо выделил здоровый бизнес-цинизм, повторюсь, «будем увеличивать цены». А вы готовы увеличить цены и нарастить при этом количество отгрузок? Причем обратите внимание, два последних примера собираются вырасти в долларах, т.е. выручка в рублях скакнет еще больше!
Понятно, что это все товары очевидно не самого первого спроса и от них население может отказаться, тогда за счет чего вырастут продажи? Бравада, блеф?
Смотрим на статистику продаж автомашин за первые 2 месяца 2009. Ниже таблица тех марок, которые выросли (по данным «Коммерсанта»).
Место по приросту |
Марка |
Продажи за январь-февраль 2009, шт. |
Рост продаж по сравнению с январем-февралем 2008, %%
|
1 |
Citroen |
2 168 |
99% |
2 |
Infiniti |
1 263 |
79% |
3 |
Volkswagen |
6 869 |
47% |
4 |
Peugeot |
7 034 |
45% |
5 |
Skoda |
6 606 |
24% |
6 |
BMW |
2 404 |
13% |
7 |
Fiat |
2 605 |
7% |
8 |
Mercedes-Benz |
1 557 |
1% |
И вот он – BMW. Хотят вырасти на тысячи автомашин в 2009 (5% к 2008), и вот он рост налицо! А в среднем рынок упал на 36%. Показательно, что в этой ситуации упал и АвтоВАЗ, который, имея цены в рублях, не смог выиграть благодаря росту цен на иномарки, которые имеют так или иначе привязку цен на машины, запчасти или сервис в валюте. Т.е. эффект импортозамещения не сработал! А вы можете вырасти как BMW, продавая такой же явно недешевый и не повседневный товар?
На сцене появляется CRM
А как вообще, увеличить этот самый объем продаж? Отлично, давайте скажем клиентам – покупайте у нас больше! Не сработало? Да, управлять кошельками клиентов не получается… А чем же можно управлять! Да отношениями, контактами, взаимодействием с клиентами! Вот такая получается история: кошельками клиентов управлять нельзя, но можно (а значит – нужно) управлять взаимоотношениями с ними.
Теперь посмотрим общемировую практику:
1. Затраты на привлечение нового клиента в среднем в 5 раз больше, чем на удержание существующего.
2. Большая часть клиентов окупается лишь через год работы с ними.
3. Большая часть компаний из списка Fortune 500 теряет 50% своих клиентов каждые 5 лет.
4. Увеличение доли удержанных клиентов на 5% увеличивает прибыль компании на 50–100%.
5. Около 50% существующих клиентов компании неприбыльны из-за неэффективного взаимодействия с ними.
Посмотрите, в кои-то веки наши мысли сходятся, они тоже говорят об отношениях с клиентами.
Не будем изобретать велосипеда. Уже придумано, CRM - Customer Relationship Management (управление взаимоотношениями с клиентами). Зачем же он нужен? Чтобы:
1. Выбрать выгодных клиентов.
2. Установить с ними такие отношения, которые позволят обеспечить нужный объем продаж.
3. И управлять объемом продаж.
CRM, это когда «цепью, скованные одной»…Д→Т→Д’
Где возникают отношениями с клиентами, чтобы ими управлять?
Маркетинг. Театр начинается с вешалки, а клиента приводит маркетинг. Что требуем от маркетинга? В общем случае – повышение количества привлекаемых клиентов.
Продажи. Итак, клиентов стало обращаться больше. Но они пока не стали покупателями. Значит, нам надо повышение объема продаж, или в общем случае – управляемый объем продаж.
Обслуживание (сервис). Покупатели могут (а значит – должны) продолжать платить! Значит, нам надо повышение дохода от покупателей (повторные продажи, кросс-продажи).
Вот, они, цепью связанные одной!
Вот она, современная версия классической Д→Т→Д’.
Сила цепи определяется по силе самого слабого звена. Так что не повысим мы с вами системным образом продажи, до той поры, пока маркетинг + продажи + обслуживание не станут монолитной машиной удовлетворения клиентов, эдаким танком.
Значит, надо управлять отношениями по всей цепочке «привлечения-продажи-обслуживания клиентов». Отношения возникают в ходе того, что мы реализуем какие-то процессы, и в них как минимум пытаемся воздействовать на клиентов. Рекламу даём, письма им пишем, товар отгружаем – это все акты отношений, выполняемые сотрудниками в рамках выполнения своих должностных обязанностей. Это и есть бизнес-процессы. Так что будем управлять отношениями с клиентами, согласно правилам процессного подхода!
Как управлять маркетингом и обслуживанием мы с вами рассмотрим попозже. Т.к. наверное, вам всё равно захочется сначала усилить именно продажи, а остальные задачи –подождут.
Как управлять продажами?
На входе клиент, на выходе – больше продаж с него. Какими процессами будем управлять, чтобы добиться такой цели? Всего есть три процесса продаж:
1. Мы ищем клиента. Активные поиск и продажи (на исходящем потоке).
2. Клиент ищет нас. Активные продажи на входящем потоке.
3. Мы уже нашли друг друга. Активные продажи по клиентской базе
Первый вывод – сильная компания должна пользоваться всеми тремя процессами продаж. Чем больше моторов, тем надежней машина. А может, и быстрее.
Какие есть ключевые факторы успеха для каждого процесса?
Активный поиск клиентов – это не для меня?
Начнём с активного поиска клиентов. Не думайте, что этим занимаются только мелкие и несолидные компании. IBM, Microsoft и многие другие мировые гранды львиную долю продаж делают на телемаркетинге . Не сами, конечно, а грамотно делегируя эту функцию своим реселлерам.
Это вообще грамотнейшая бизнес-модель: иметь реселлеров в виде «партнерства», а по сути заставить других работать на свой бизнес и показать так, « что «типа» все делают равный бизнес и всем хорошо». Только вряд ли совокупная прибыль всех реселлеров Microsoft хотя бы в десять раз меньше прибыли Microsoft ! А совокупная прибыль всех салонов сотой связи хоть когда-то сравнится с прибылью хотя бы одного оператора «большой тройки»? Или иная картина в автомобильном бизнесе?
Если мы ищем клиентов, то нам «позарез» будут нужны:
1. Сотрудники, т.е. продавцы. Значит, нужна система подбора, адаптации и развития персонала. А с учетом среднего срока жизни продавца, то конкурсы набора зачастую должны проходить ежемесячно. Вы знаете, что на войне средний срок жизни летчика-истребителя составлял 10 вылетов?! Всё, потом страна должна была обучить нового и построить новый самолёт. Профессии «менеджер по продажам» нигде не учат, значит, придется этому учить нанятый персонал, причем уже за деньги компании. А чтобы обучение шло быстрей и результативней, нужна отлаженная технология адаптации и развития.
2. Технология продаж. Это процессы работы с клиентами, типовые документы и сценарии, нормативы. Вам нужен не «коммуникативный, результативный, инициативный, целеустремленный» и т.д. менеджер, вам нужна лучшая практика работы, которую можно вложить за 1-2 месяца в голову среднего продавца. Именно «продавца среднего уровня», т.е. наиболее подходящего из того, что сумеете найти. Или вы думаете, что вы работаете в Челси и скупите с рынка всех звёзд? Тогда, если у вас есть свой Абрамович, зачем вы читаете все это…
3. Постоянное административное управление продажами (т.е. контроль технологии и управление продавцами , как персоналом. Долго думал, как сформулировать предыдущую фразу получше, но не нашёл. Да, «продавцы как персонал»).
Клиенты в активном поиске, у кого бы купить
Ну, во-первых, многие продажи так и построены, например, розница, или налоги (как продажа государством своих услуг).
А во-вторых, от звонка клиента до продажи большой путь, так называемая воронка продаж. И задача любой компании – сделать из своей воронки продаж трубу, да еще с «поддувом»!
Что же нам нужно для трубы с поддувом? Правильно – тяга, обеспечиваемая за счет:
1. Известного и привлекательного брэнда. Помните, что не вы ищете, а вас! Значит, у вас должна быть привлекательная черта, аттрактор на языке специалистов.
2. И всего того же, что было указано для продаж на исходящем потоке.
Так что это не мечта, а Тойота, т.е. «управляй мечтой!».
Любовь за деньги
Такое тоже бывает.
Когда мне компании говорят, что у них лояльные клиенты, хорошие отношения и т.д. и т.п. я отвечаю: «Покупатель голосует рублём». Значит, покажите мне объем повторных продаж, т.е. объем продаж клиентам в этом году, покупавшим и в прошлом году, и долю этих продаж в общей выручке. А в среднем продолжительность жизненного цикла работы клиента с вами? А можете ли вы рассчитать общий объем продаж в среднем клиенту за всё время его работы с вами - «пожизненный» доход (LifeTime Value, LTV), и « пожизненную»прибыль (LifeTime Profit, LTP) ? Сложно посчитать в вашей информационной системе такие показатели? Тогда не нужно говорить, что у вас очень лояльная клиентская база! Москва слезам не верит, вот и финансы верят не чувствам, а цифрам!
Я не боюсь тебя уволить, лучший продавец!
Кто подписывается под заголовком, пропускает главу и делает ход вперед.
Конечно, цели уволить ценного продавца нет. Но обстоятельства легко могут так сложиться, что завтра он уволится. И что будете делать вы? Или лучший ,полгода назад продавец теперь расслабился на процентах от успехов прошлого и не показывает никакой активности и работы на перспективу? В общем, случаев много, не мне вам рассказывать.
Как не зависеть от личностей? Лучше всего – не иметь их, «нет человека – нет проблемы», известная фраза известного автора. Но в 99% бизнесов для продаж нужны люди, продавцы.
Тогда нам остается управлять отношениями между нашими продавцами и клиентами. И получается, что независимость от личностей возникает тогда, когда мы управляем их отношениями и всегда знаем об этих отношениях ровно столько, что можем без потерь в течение 1-2 месяцев их переключить на другого продавца. Так что снова вопрос в управлении отношениями, только теперь уже не с точки зрения объема продаж, а с точки зрения экономической безопасности бизнеса.
Я управляю продажами. Чем-чем я управляю?
Управлять - это поставить цель, спланировать её достижение, начать выполнять этот план, контролировать достижение цели по плану, и корректировать план в случае отклонений.
Что надо для управления продажами? Цель – миллион на следующий год, план – 80 тысяч в месяц, в марте имеем 150 за год нарастающим итогом и из них 50 за март. Это хороший или плохой продавец? Ну судя по арифметике – плохой, т.к. отклонение от факта в 90, т.е. в 37%, явно много. А что будем делать с таким продавцом? Только не надо говорить, что уволить и взять другого: пока найдем и обучим другого, да еще и никто не гарантирует, что он будет лучше. А продажи нам нужны ежемесячно, от этого зарплата компании зависит! Значит, без экспериментов.
Объем продаж марта, это количество звонков в январе, помножить на количество переговоров в феврале, с учетом их эффективности (конверсии и сделки). Так что в марте я могу повлиять только на продажи апреля-мая, причем если буду знать опережающие показатели коммерческой активности , как раз эти звонки, переговоры (контакты, визиты) и их конверсию. Вот, я должен знать цифры, но не денег, а нефинансовые ключевые показатели по моим процессам продаж (см. о них выше). Дайте мне точку опору, и я подниму ваши продажи, перефразируя Архимеда.
Когда в футболе судья показывает красную карточку и изгоняет футболиста с поля, уже никакой Гус Всемогущий не поможет. А вот если судья показывает желтую , то возможность для маневра еще есть: провести внушение игроку, или заменить его на другого без потери численности команды. Вводим систему контроля за желтыми карточками продавцов!
Вот тут-то, кстати, нам и будет полезна CRM как информационная система, причем которая должна беспристрастно и непредвзято оценивать активность продавцов через нефинансовые показатели. А не быть большой записной книжкой о клиентах или цвете глаз мамы сестры жены генерального директора вашего самого крупного клиента. В последнем случае как правило получают неуправляемое хранилище какой-то непонятно для каких-целей информации (например : в будущем когда-нибудь будем делать какой-нибудь анализ и всё поможет). А неуправляемое хранилище в русском языке свалкой называется.
Это раньше компании в России тратили даже миллионы долларов на такие крупные записные книжки-свалки. Теперь, благодаря кризису, снова открылись глаза на эффективность менеджмента, и вопросов нет. Вам систему продаж поставить, или автоматизировать падающий объем продаж?
Как же теперь заставить всю такую систему заработать?
Как это внедрить, или сколько грамм пряника на 1 удар кнутом?
Внедрение – это более мягкий синоним слова вторжение, суть ведь одна и та же. Так что мы с вами оказываемся на поле битвы. Да-да, с одной стороны у нас с вами битва за клиентов (а потом зачастую – и с ними за условия продаж), а с другой стороны – битва с продавцами за организацию нужной вам системы продаж. Которая, априори по целям, не нужна им. А ля гер, ком а ля гер. Биться на 2 фронта очень сложно, но кто сказал, что будет легко? Мы с вами сейчас летим на боевом самолете, который ремонтируем и достраиваем по ходу.
Но не стоит драматизировать, полупустой стакан для нас всегда наполовину полный.
Кнут и пряник! Точнее, пряник и кнут!
Часто можно найти сознательных сотрудников. Отлично, ребята, вам будет система для повышения личной продуктивности! Т.е. вы станете работать практически так же, а зарабатывать больше. Хотите? Сразу нашли себе союзников.
Всегда есть те, кому вроде как всё равно. Отлично, ребята, а вот вам будет просто проще работать, CRM упростит вашу работу тем, что не надо будет совершать ненужные действия (не ведущие к сделкам) и не надо будет думать лишний раз! Да еще и всех научим!
Так что кнут, но кнут грамотный и эффективный. Не надо частных и потому поспешных решений. Мы же за систему! Система кнута – это организованная по правилам конкуренция.
Уссурийский тигр имеет личную территорию в десятки километров, которую постоянно обходит и метит. Ибо это его кормовая база, только на ней он найдет нужное для прокорма количество изюбров.
Также и у продавцов, должна быть конкуренция, но по правилам. В последнем слове и есть отличие человека от животного.
Во-первых, создайте конкуренцию за право работать в вашей компании. Когда у вас в отделе продаж на 2 вакансии придет 40 желающих и это случайно увидят остальные сотрудники, адреналина в крови у них прибавится. Есть технология организации конкурса продавцов, рекомендуем.
Во-вторых, введите конкуренцию за «кормовую базу», т.е. клиентов или каналы сбыта. Как бы не была поделена «территория» продаж, всегда должны быть правила честной борьбы и перераспределения «поляны» новыми и более амбициозными людьми, иначе вы рискуете получить «собак на сене».
В-третьих, должна быть конкуренция за пальму первенства, за вашу похвалу, премию и карьерный рост. Какой бы ни был у вас отдел продаж, разбейте его на несколько групп по несколько человек в каждой. На каждую модель продаж (уникальную технологию) создайте свой отдел или хотя бы группу. И сравнивайте между собой менеджеров, группы, отделы.
И вы никого не наказываете, кроме уж совсем откровенных случаев саботажа.
Нужно создать систему, в которой будут развиваться люди с нужными вам качествами для достижения высоких коммерческих результатов. Система наказывает сама, а вы – «розовый и пушистый». Как и подобает настоящему лидеру – находитесь над схваткой, но управляете ею через изменение правил. Разработчик правил и судья в спорных ситуациях.
Пять шагов к успеху
Итак, мы выделили с вами три связанных блока: маркетинг, продажи и обслуживание.
Есть общие задачи, которые придется выполнить, если вы хотите усилить продажи с помощью настоящего CRM.
Это определить продуктовую и клиентские стратегии вашего бизнеса. Сложно? Давайте проще: кто наш клиент, опишите его максимально ясно. Если надо – с учетом цвета глаз. И опишите что ему надо, выделите одним предложением его потребительскую ценность. А потом покажите, какими своими продуктами и как вы реализуете его потребительскую ценность.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… На эту работу может и 1 часа хватить, а может и 1 месяца не хватить… Но у нас есть технология, чтобы « всяко сделать» за 3 дня.
А вот далее начинается более детальная работа. Как говорится, дьявол – в деталях. А в продажах он там вместе с ангелом, т.к. до реализации любой идеи непонятно – сработает она или нет. Т.е. принесет клиентов и окупится, или выкинем деньги на ветер.
Что нужно сделать в каждом из блоков?
Раз мы – за систему, то и внедрение должно быть системным. Логика работ, значит, в каждом блоке будет универсальной.
Занимаемся:
1. Структурой;
2. Процессами;
3. Личными навыками продавцов;
4. И автоматизированной системой CRM - Customer Relationship Management.
Внёс в список ''полезных статей''
Хорошая статья! Легко и доступно о главном. Может быть использована как введение перед внедрением ''продажных технологий'' 8)
При чтении учитывайте чувство юмора автора... 8)
С большой и доброй улыбкой прочел цикл статей господина Федосеева. В принципе, придраться-то не к чему.
Только слишком уж явно прослеживается мысль, похожая на надписи на школьных партах, но во взрослой интерпретации ''Кто не купил CRM, тот дурак'' :D
А чувство юмора автора очень понравилось, красиво статья написана. :)
Ага, легко и доступно о том, что продажи, можно вогнать в систему и все будет шоколадно :) .
Больше всего меня поражает, это анализ покупательского спроса клиента на год вперед.
Статья господина Автора прям из школьного учебника. И к сожалению автор совсем забыл рассмотреть различные цепочки движения продукта к конечному потребителю, а от этого меняется содержание и понимание места и важности (степени влияния на показатели продаж) системы отношений с клиентом. Рассмотри простую и в большинстве случаев жизненную цепочку товародвижения: производитель - розничный торговый посредник (сеть, магазин) - конечный покупатель. Автор излагая материал статьи позиционировал себя как ''производитель''. Но совершенно очевидно, как прекрасно не выстраивай отношения со средним звеном торговой цепочки, без того как сработает последнее звено, а именно конечный покупатель не купить ваш продукт, товарооборота не будет. Не будет продаж! И все усилия на CRM среднего звена - деньги, ''коту под хвост'' ( в знак уважения автора, он видимо любит такие слогизмы). Но, CRM (мягко выражаясь) последнего звена совершенно другая песня, иной предмет со своими правилами и методами работы. И хочется предостеречь читателей о чудодейственном влиянии CRM на продажи. CRM в какой то мере определяет только стойкость вашей сбытовой сети, лояльность к вашей компнии на рынке трйдеров, и не более. Поэтому рассматривая вопросы обеспечения продаж, следует применять мероприятия направленные как на продавцов, так и на покупателей, и на последних особо важно и много. Так как, если ваш товар будет на расхвать у конечного потребителя, то и продажи будут и все будет, и ваши CRM с посредниками будет проще и дешевле.
В принципе, автор статьи неплохо изложил реализацию CRM...
Только вот если бы он в начале статьи вывел понятную формулировку, что такое CRM-технология, а уж потом эмоционально, с примерами и отступлениями все расписывал... тогда было бы и понятно и полезно!
А так, это притча для избранных... ''кто дочитает до конца и сам поймет и задумается''... :)
Действительно, за кучей общепринятых цитат, типа ''лучше быть клиентоориентированным, чем бедным и больным'', которые уже в корнях зубов всем навязли, совершенно не видно нескольких последних абзацев, где автор, наконец-то, излагает суть!
Но, эта суть преподносится настолько неявно, что возникает подозрение, что даже сам автор не очень ее понимает! ...а просто удачно подобрал набор цитат... :(
Если я не прав, то прямой вопрос к Алексею Федосееву:
Выразите в 1-2 предложениях Ваше видение CRM-технологии. Без пафоса и аллегорий... Если Вы действительно это понимаете, то это не составит труда!