Галина Фомиченко: Почему я против дружбы между сотрудниками магазина

Галина Фомиченко

Сначала разберемся, что такое дружба между сотрудниками?

Дружба предполагает отношения обоюдные: ты- мне, я -тебе, если я тебе все рассказываю, то и ты мне все рассказывай, а иначе – какая же это дружба?

Многие сотрудники искренне полагают, что «нужно дружить со всеми» даже не догадываясь, что нельзя понравиться всему человечеству! Очевидно, что дружеские отношения со всеми нужны для того, чтобы в обмен на НЕЧТО получить согласие другого человека делать ЧТО-ТО, что он, в принципе, делать не обязан.И, как бы нам это не нравилось, но называется это- МАНИПУЛЯЦИЯ!

А в теплой и сердечной дружбе старшего продавца, товароведа, руководителя отдела продаж и продавцов, руководитель является для своего специалиста, скорее, равным, а не ЛИДЕРОМ. В таком случае ему остается придерживаться административных правил, принятых в компании, но при этом он абсолютно не уверен, будет ли его специалист настолько сознателен, чтобы эти правила выполнять. Чаще всего, эти надежды не оправдываются и «друг» становится неуправляемым. Может опаздывать на работу, вообще не выйти на работу, не хотеть работать в выходной или праздничный день, не соблюдать дресс-код, не придерживаться стандарта обслуживания покупателя.

При этом он искренне полагается на дружбу, «ну, ты что? Ты мне подруга или как?

Вот и получается, что в таких ситуациях специалист управляет руководителем, он - лидирует, он может поощрять и наказывать руководителя, тем, что хочет, проявляет инициативу, не хочет – не проявляет, хочет-поддерживает в спорах с другими специалистами, а хочет - нет.

Какие «плоды дружбы» несут отношения между руководителем и подчиненным?

РУКОВОДИТЕЛЬ ожидает со стороны сотрудника, что он будет:

Работать сверхурочно, без дополнительной оплаты
Выполнять не свои обязанности
Сообщать, о чем сплетничали вчера за обедом
Выгораживать вас, врать, если понадобится
Брать вину на себя, если нужен «стрелочник»
Недополучить что-либо причитающееся, по принципу «свой - обойдется»
Поддерживать вашу точку зрения, даже если вы не правы
Демонстративно проявлять инициативу к выполнению распоряжений директора

Но долг всегда платежом красен. А что же он получает взамен? В чем практически выражаются ваши дружеские отношения, что получает СОТРУДНИК:

Поблажки всех видов и мастей
Доверительное сообщение информация не «для всех ушей»
Предоставление «нужных» знакомств
Полная и безоговорочная поддержка при «разборках» с другими сотрудниками
Предоставление ему «зеленого коридора» в карьере и при распределении премии.

Так что же, человек человеку – волк? и на работе, в магазине, сидеть как «бирюк» и ждать удара в спину? Конечно, нет. И я хочу, чтобы вы понимали, что я очень даже верю в дружбу, ставлю ее на один уровень с любовью, но только нужно принять такие условия игры при которых, работа-работа, остальная жизнь-дружба.

На работе предпочтительнее приятельские отношения, которые в отличие от дружеских не требуют полной открытости сторон, врастания «корнями», хватает обычной доброжелательности. «Если вы ничего не ждете от человека, то он вас и не разочарует» Кто-то из умных людей сказал, не помню кто.

Мне даже иногда кажется, что это типичный наш менталитет, дружить и любить «наотмашь» всем сердцем и душой, а потом при любом несовпадении взглядов так смертельно обижаться, что хоть штатного психотерапевта заводи, для восстановления рабочего процесса.

Чтобы предотвратить конфликты, возникающие при подчиненности между друзьями, необходимо по обоюдному согласию УВЕЛИЧИТЬ ДИСТАНЦИЮ, плавно «перескочить» с дружеских на приятельские, отдав приоритет служебным отношениям.

И НЕ НАДО выяснять отношения!

Хочешь испортить отношения - начни их выяснять! Тоже чья-то умная мысль. Молча, без истерик, отойдите в сторону. И продолжайте жить, это не конец света, не отравляйте жизнь ни себе, ни людям, и не зацикливайтесь на обидах.

Самый лучший вариант, когда руководитель обладает лидерскими качествами, является для своих людей непререкаемым авторитетом, что называется «Бог и Царь»

Достаточно часто я слышу шепот начальника себе на ухо «я его боюсь!» вы ему, пожалуйста, сделайте замечание на тренинге, скажите, что так делать нехорошо, вас она послушает, вы же посторонний человек»

Ну что это такое! Кто, в конце концов, в доме хозяин: вы или мыши?

Я понимаю, что в России дефицит лидеров. Споры о том «лидерами рождаются или становятся» не утихают все это время. Сугубо мое личное мнение: 50% на 50%.История знает массу примеров, когда из абсолютно неприметного затюканного мальчика вырастал отличный руководитель и наоборот, отличница, спортсменка, комсомолка затерялась где-то в дебрях бумажной работы и бытовухи.

Лидерский стиль управления заключается в таком построении корпоративной культуры, которая будет исподволь воспитывать людей, пробуждая в них человеческие ценности: ответственность и уважение к собственной работе, самодисциплину. Огурец попавший в соленый раствор, становится соленым независимо от того хочет он этого или нет

Свою точку зрения нужно постоянно транслировать сотрудникам, создать своего рода корпоративную социальную рекламу. К сожалению, не смогла вставить образец

Мы можем думать, что все одинаково понимают такие слова как «качество» или «эффективность», но на самом деле у всех разные критерии этих понятий. Небольшой тест. Подумайте об овоще. Вы о каком подумали? А я о патиссоне!

Вот так же и здесь, говоря о том, к примеру, как должен внешне выглядеть сотрудник на своем рабочем месте, составьте подробнейший СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО ВИДА

Стандарт «Внешний вид продавца»

Специалист должен выглядеть так:

1) волосы аккуратно убраны, причесаны, подстрижены, никаких длинных распущенных волос, голова чистая;
2) форма одежды – спецодежда
Не допускается: рваные джинсы, рваные колготки, юбки на 15 см. выше колена, глубокие декольте, разрезы, пирсинг, татуировки, при наклоне чтобы были видны стринги и голое тело, блузка стирается максимум через день;
3) обувь – целая, чистая; шлепанцы не допускаются;
4) руки - чистые; ногти - подстриженные или с маникюром; без облезлого лака
6) запах тела – свежий (не допускается: запах перегара, в том числе вчерашнего, лекарств, табака, сильный запах духов)
7) макияж и украшения - практически незаметные.
8)обязательное ношение бейджа на уровне груди (не на поясе и не по нижнему краю рубашки)
9) Если вы заболели, кашляете, носите марлевую повязку

Бывают варианты: МЕНЕДЖЕР «ЗВЕЗДА»

Как правило, это действительно очень ценный работник и плюсы его очевидны, но и минусы тоже. У руководителя слишком большая зависимость возникает от его присутствия или отсутствия, характера и здоровья.

Директора беспокоит даже скорее не столько факт незаменимости специалиста, сколько его нескромное поведение. Поведение, основанное на мнении самого мастера о своей исключительности. Что он себе позволяет:

-работает, так как считает нужным
-спорит, возмущается, пререкается при покупателях
- хамит
-является на работу с «бодуна»
-обсуждает покупателей, специалистов, да и самого директора
-опаздывает или вообще не приходит на работу
-в кассе «бьет» на себя чужие личные продажи

Сначала нужно оценить ситуацию: насколько вклад этого сотрудника в имидж фирмы весом.

Если ДА, вы не сможете без него существовать - внутренне настраиваете себя на попытку исправить положение. Процесс этот не быстрый, но возможный

Если НЕТ - настраиваетесь на его увольнение.

Если ни Да, ни НЕТ, колеблетесь, то ситуация так и будет повторяться.

Разберем вариант: ДА, этот специалист мне нужен, он делает мне план.

Конечно, директору дискомфортно от такого сотрудника и ему нужно снизить степень зависимости от такого работника хотя бы тем, что организовать «НЕЙТРАЛИЗАЦИЮ», что это может быть:

1. среда обитания сотрудника:

Перестановка мебели, пересадка сотрудников, увеличение пространства, отдельный кабинет. У меня был случай, когда менеджер в прямом смысле «болтался» где угодно только не на своем месте. Оказалось все дело в колонне, к которой он сидел лицом и это его страшно раздражало.

2. экономическая часть:

Система стимулирования, построенная по принципу «посажены в одну лодку», т.е. создающая сильный общий интерес. Бонусы, премии по результатам проверок «тайным покупателем», соревнования.

3. стандарты:

При отсутствии четкого требования выполнить работу, так как надо, сотрудники выбирают способ «как могу».

4. корпоративная жизнь.

Собрания, выезды на природу, тренинги, поездки, походы в гости друг к другу.

5. силовой метод.

Разбор «полетов» на планерке

6. обратная связь от клиента:

«Тайный покупатель», опрос, анкетирование клиентов – очень хорошие инструменты, очень отрезвляют и являются отличным противоядием от звездности.

На самом деле, магазины очень мало уделяют внимания мнению самих клиентов, менеджеры редко спрашивают, насколько результат удовлетворил клиента, даже если видят откровенно кислую физиономию клиента, не хватает смелости спросить «Что вам не понравилось?»

Конечно, слушать негативные высказывания - мало приятного. Но только так мы можем узнать, на каких «минах» подрывается наш магазин изо дня в день и почему клиенты больше одного раза у нас не бывают. Клиенты расскажут мноооооого чего удивительного!

Подведу итог статьи: дружеские отношения вытесняют служебные, а это мешает работе. Поэтому все- таки, разделяйте эти понятия и будет намного проще, вот увидите.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.