5 правил, как выжить в «корпоративных джунглях»

Миллионы людей стремятся попасть в крупные компании, работают, строят карьеру. Но может ли простое объединение людей, стремящихся к эффективности, под одной вывеской привести корпорацию к гарантированному успеху? На этот вопрос нельзя однозначно ответить, и вот почему:

  • У людей разное понимание успеха. Для кого-то это те деньги, которые он может положить на свой личный счет, а для кого-то – удовлетворенные клиенты.
  • У людей разный ценностный профиль: кому-то важна власть, а кому-то – творческая самореализация.
  • У сотрудников разные подходы к командной работе: один готов работать для достижения совместной цели и договариваться, а кому-то важны только персональные успехи.
  • И самое важное – все обладают разными психотипами: «красные» доминируют, «синие» соблюдают правила, «желтые» проявляют себя, а «зеленые» избегают конфликтов.

Как мы видим, простое объединение людей в группу по формальным признакам не работает. Сотрудники, которые трудятся в огромном коллективе, могут обладать прекрасными компетенциями и единодушно стремиться к успеху, однако не совпадать на ценностном уровне, что нередко провоцирует конфликты, особенно в совокупности с непониманием на уровне психотипов.

Известная типология личности Марстона, которая еще называется DISC (англ.: Dominance-Influence-Stability-Compliance), прекрасно иллюстрирует различия в поведенческих моделях в корпоративной среде. Красный – доминирующий, синий – это цвет системности, желтый – это цвет влияния, и зеленый – тип, уходящий от конфликтов. Разумеется, при таких различиях эти психотипы достаточно сложно общаются друг с другом.

«Синему» человеку нужны правила, регламенты, точные цифры. А желтым необходимо влияние, яркость, постоянный драйв… Красный стремится к результату любой ценой, а зеленый напротив избегает конфликтов. Главная задача каждого из них – научиться договариваться и работать вместе. Поиск такого баланса – один из ключевых фокусов корпоративной культуры.

В российском бизнесе фактически весь менеджмент в корпорациях трансформируется в красный. «Зеленому» человеку вырасти в руководителя в крупной компании с жесткой, иерархической структурой практически невозможно. В результате основная масса зеленых остается внизу. Они сбиваются в стайки и молчат, перестают доносить свои мысли до руководства, потому что попросту боятся. Конечно, люди будут в любом случае обсуждать в «курилках» новую систему мотивации или лозунги, спущенные сверху, но принимать и разделять эти нововведения не станут.

Кроме того, на каждом последующем уровне управления, доля людей с красным психотипом, умеющих и предпочитающих продавливать свое мнение и «выбивать» себе ресурсы, только увеличивается. В результате корпорации превращаются в подобие джунглей: клановые войны, сильный «ест» слабого, мало поддержки и переизбыток негативной обратной связи. И если корпоративная культура в корпорации не умеет корректировать поведение наиболее «ретивых» начальников через ценности и ритуалы, то выгорание сотрудника любого уровня лишь дело времени.

Наиболее прогрессивные компании понимают, что для того, чтобы предотвратить эмоциональное выгорание персонала, необходимо построить с ним диалог, дать возможность людям выговориться и сказать о том, что их не устраивает. Если такой процесс идет, это уже говорит о том, что корпоративная культура движется по пути выздоровления.

Небольшой пример из практики. Когда я только вступил в должность директора макрорегиона Москва «Почта России», то спросил у своих коллег: «А когда в последний раз вы собирали руководителей отделений»? И услышал в ответ: «Никогда». За 400 лет существования компании директоров подразделений не собирали ни разу. И я пригласил всех начальников отделений «Почты России» в Москву. Полторы тысячи человек прибыли в конференц-зал гостиницы «Космос», и к ним вышел я – их новый директор. Это было непросто, но я не испугался подняться на сцену и говорить с людьми о проблемах. И эта моя открытость позволила мне с сотрудниками договориться. Я сказал им, что мне не все равно. И когда люди увидели, что я готов их слушать, они также услышали меня и стали по-другому работать.

Тем не менее, в реальности многие современные корпорации – по-прежнему огромный механизм по добыванию результата за счет постоянной переработки человеческого капитала. Значит ли это, что не нужно идти работать в большую компанию? Работа в крупной организации – это отличная школа, и мой совет: если вы чувствуете в себе силы и готовы много и напряженно работать, обязательно идите. Это вам даст бесценный опыт работы в крупных проектах.

Ниже несколько советов о том, как выжить в «корпоративных джунглях»:

  1. Даже если ваша группа и не похожа на слаженный коллектив, а шеф далек от идеала заботливого и справедливого менеджера, держитесь их. В корпорации один в поле не воин. Важно быть в команде: вы работаете с этим руководителем, и это накладывает определенную ответственность на то, чтобы его не подставлять, быть с ним и выполнять его задачи.
  2. Важно понимать, против кого дружим. Корпорация обычно сильно разбита на различные кланы, отделы и службы, разные зоны влияния. Ввязываться в межклановые разборки или получить обвинение, что «ты для всех хочешь быть хорошим», резко сокращает шансы на карьерные перспективы.
  3. Карьера в корпорации — это плод поддержки руководства, отличного PR и удачи. Пока сотрудник только входит в компанию и еще не наработал в ней связи и поддержку, ему будет сложно отстаивать себя. Излишняя ретивость в формировании своего положительного имиджа может вызвать агрессию со стороны других людей. Научитесь быть на виду и говорить об успехах и своих амбициях, не вызывая раздражения у других.
  4. Создавайте собственную сеть поддержки, принцип «ты – мне, я – тебе» отлично работает. И бывает так, что ваша помощь непонятному новичку может в дальнейшем способствовать и вашему продвижению вверх.
  5. Следите за своим эмоциональным состоянием. Заботьтесь о том, чтобы находиться в ресурсе. Часто в корпорациях я наблюдал людей, которые полностью выгорели и просто плыли по течению. Это дорога в никуда и возможная полная потеря карьерных ориентиров. Важно не забывать, для чего вы находитесь в корпорации, и четко осознавать свою цель. А опытный корпоративный наставник или внешний ментор смогут помочь решить вопросы взаимодействия в компании и поделиться советом и кейсами из своей корпоративной жизни.

Читайте также:

Комментарии
Генеральный директор, Екатеринбург

И самое важное – все обладают разными психотипами: «красные» доминируют, «синие» соблюдают правила, «желтые» проявляют себя, а «зеленые» избегают конфликтов.

Психологи, конечно, креативные ребята, вот придумали "светофор"!

Сколько я встречался с психологами, у всех свои проблемы, ради которых они и пошли в психологию. Но, свои проблемы так и не решили, но отыгрались на других, от души!

IT-менеджер, Красноярск

Думаю, такое нужно публиковать под тегом "страничка юмора".

Адм. директор, Санкт-Петербург

Прочитав материал, вернулся к заголовку, вопрос - почему если в корпоративных, то сразу в джунглях? Почему не в террариуме, заповеднике или в зоопарке, например? Наверное - это у каждого личное...

После упоминания "Почта России" задумался - а чем была почта и куда её двигают сегодня? Опять всё неоднозначно... По моим ощущениям - не туда двигают, оо отдельных "векторов развития" просто шоковое состояние: например, ЗАЧЕМ в почтовых отделениях Санкт-Петербурга и других городов сформирована и поддерживается витрина продовольственных и сопутствующих товаров? Кроме своих же сотрудников - НИКОГО не заставить покупать ЭТО! 

Надеюсь, что "обратная связь" по этому вопросу была на упомянутом совещании...

А в целом - все крупные компании, с одной стороны, похожи, с другой - каждая представляет из себя сборник неизведанного! Так что "приветствуются" как общие рекомендации, так и собственные наработки и стиль!

Партнер, Красноярск

"Это было непросто, но я не испугался подняться на сцену" - вах, какой смэлый малчек! ))) Дурь какая-то. Если чел не общается с нижестоящими уровнями управления, руководитель из него, как пуля из ... ну, все вроде в курсе.

С датой публикации на день опоздали, что-ли? Сколько можно одно-да-потому публиковать, нормальных материалов нет?

Начальник участка, Волгоград
Сергей
например, ЗАЧЕМ в почтовых отделениях Санкт-Петербурга и других городов сформирована и поддерживается витрина продовольственных и сопутствующих товаров? Кроме своих же сотрудников - НИКОГО не заставить покупать ЭТО! 

 

Тоже всегда задаюсь этим вопросом. Есть куча направлений которые имело смысл заниматься. К примеру: быть пунтами выдачи интернет товаров. Со всякими Икеями работать в мелких городах. Зачем этот продуктовый гемор.

Начальник участка, Волгоград
Сергей
например, ЗАЧЕМ в почтовых отделениях Санкт-Петербурга и других городов сформирована и поддерживается витрина продовольственных и сопутствующих товаров? Кроме своих же сотрудников - НИКОГО не заставить покупать ЭТО! 

 

Тоже всегда задаюсь этим вопросом. Есть куча направлений которые имело смысл заниматься. К примеру: быть пунтами выдачи интернет товаров. Со всякими Икеями работать в мелких городах. Зачем этот продуктовый гемор.

Руководитель, Москва

За 400 лет существования компании директоров подразделений не собирали ни разу.

Ну прям...

 Это было непросто, но я не испугался подняться на сцену и говорить с людьми о проблемах. 

Интересно, как 1,5 тысячи  человек говорили о проблемах.. 

И я пригласил всех начальников отделений «Почты России» в Москву. Полторы тысячи человек прибыли в конференц-зал гостиницы «Космос», и к ним вышел я – их новый директор. 

(весь в белом, на орловском рысаке)

Какую цель этого мероприятия ставили, какие методы ее достижения были выбраны и почему именно эти,на сколько удалось достичь эту цель и планируется проводить такие встречи регулярно?

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Максим Часовиков пишет:
Интересно, как 1,5 тысячи  человек говорили о проблемах.. 

Большой зал конгрессов

Площадь: 1400 м2
Тариф за 9 часов: 360 000 руб.

Вместимость 996 мест. Мягкие уютные кресла. Современное звуковое и осветительное оборудование высочайшего уровня.

Тип рассадки и вместимость

  • Класс: 996 человек.

Разговор с подчинёнными-- это замечательно! И, прекрасно то, автор это сделал. Однако, остальные 504 очевидно между рядами на полу или в холле. В холле, а надеюсь работники Почты Росси тоже вроде как считаются у начальства людьми и, им вроде и небольшой фуршет надо бы устроить, как раз можно и о проблемах поговорить. Причём одновременно и вдохновенно. В отличие от тех, кто вынужден был слушать официальный доклад.

Генеральный директор, Екатеринбург

Миллионы людей стремятся попасть в крупные компании...

Да, получается у единиц, И те, потом проводят пишут книгу, тренинги, и читают лекции на тему "Как я выжил в корпоративных джунглях!"

Чтобы потом миллионы людей стремилимсь попасть в крупные компании...

Инженер, Томск

Оу, "Почта России"... Для меня навсегда останется загадкой эта компания.

  • 10 лет почтальоны никак не научатся попадать моей корреспонденцией в мой ящик. Неоднократне обращение к руководителю отделения результата не дали. В итоге пришлось отказаться от бумажной версии некоторых дорогих профессиональных изданий.
  • В эпоху расцвета платежных терминалов я видел только один неработающий терминал. Большой, красивый, брендированный... и не работающий. Угадайте где?
  • Сегодня в каждом ларьке установлены электронные очереди. Жмешь на кнопку - дают талончик. Однажды видел нработающий аппарат. Угадайте где?

Вобщем когда пришлось отправить посылку от порога до порога, вызвал коммерческую компанию. На всякий случай.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Итоги опроса: с представителями какой профессии сложнее всего общаться на работе

Сложнее всего общаться на работе с бухгалтерами и юристами, считают россияне. 

Число россиян, согласных на черную зарплату, достигло минимума за 12 лет

Россиян, готовых получать зарплату «в конверте», сегодня почти на четверть меньше, чем в разгар пандемии.

Трудоспособное население в возрасте 20-24 лет за десятилетие сократилось вдвое

Сказываются последствия невысокой рождаемости 1990-х годов.

В каких регионах РФ больше всего жителей занимаются малым бизнесом

На первом месте – Санкт-Петербург.