Семь главных навыков современности, которым не учат в школе

И в школе, и в институте нас учили, и до сих пор учат, огромному количеству разнообразных предметов, направленных либо на развитие общих знаний о мире, либо настолько узкоспециализированных, что они будут полезны только при работе по конкретной специальности – поменяв вид деятельности, вы вряд ли сможете использовать их дальше.

Новое время предлагает нам совершенно другие вызовы, и, если всего каких-нибудь 70 лет назад перед нашим обществом стояла задача обеспечить своих граждан навыками чтения и письма, то сейчас базовые требования изменились, притом, что классическая система образования осталась прежней. Именно поэтому, знания, полученные в вузах, мало чем помогают при достижении реальных целей – найти работу, получить прибавку к зарплате, поддержать хорошие отношения в коллективе, создать семью и воспитать детей.

Многие, пытаясь наверстать упущенное, посещают тренинги и семинары, выбор которых столь широк, что запросто можно перейти в категорию вечного студента, потратив при этом целое состояние. Кто-то покупает электронные книги, накачивая планшеты под завязку, но не успевая читать ни строчки.

Для экономии временных и финансовых ресурсов имеет смысл ограничиться несколькими базовыми направлениями, необходимые активному жителю современного мегаполиса любой специальности. Джентльменский набор должен включать в себя личные навыки, которые наиболее точно соответствуют тенденциям, двигающим наше общество от постиндустриального к информационному, построенному на информации и коммуникации. Это навыки в области маркетинга, менеджмента и психологии. Остальные направления дополнительного образования будут зависеть уже от специализации, добавляясь к базовым, дополняя или развивая их.

Итак, вот какие навыки в первую очередь необходимы в среде, где коммуникации между людьми – одно из ключевых проявлений успешной самореализации.

Навык подготовки презентации

Коротко и ясно, емко и вкусно донести свою мысль до огромной аудитории или одного человека – задача непростая. При этом помним, что презентация – это не только доклад или картинки в PowerPoint, но и любое выступление, в том числе и тост, пожелания в день рождения и даже то, что мы говорим о себе при первом знакомстве. Поэтому так важно выстраивать мысли понятно для себя и окружающих, избегая слов-паразитов, бессмысленного мычания и потери мысли на середине предложения.

Что поможет? Достаточно прочитать одну хорошую книгу, которая содержит информацию о структуре успешной презентации. Главное – практика, а тренироваться придется самому.

Умение выступать перед аудиторией

Этот обязательный, но игнорируемый официальным образованием навык включает в себя как приемы владения речью, так и умение взять себя в руки и не бояться публичных выступлений.

Что поможет? Технику или даже просто несколько основных приемов актерского мастерства наработать можно только на профессиональном тренинге. Книги здесь не помогут. А вот с преодолением боязни выступлений помогут справиться элементы йоги, дыхательной гимнастики или цигун, если вы практикуете такие занятия. Если нет, то опять-таки лучше выбрать специальный тренинг.

Планирование, тайм-менеджмент

Эти инструменты менеджмента отлично упорядочивают нашу жизнь. Особенно велика их практическая польза для всех видов экономии, поскольку любые планы и особенно списки организуют наши мысли и позволяют избежать (хотя бы попытаться избежать) ненужных трат. Пример: список продуктов позволит не купить лишнего. Список вещей в отпуск или командировку сэкономит место в чемодане. Список дел на день поможет работать эффективно, что понравится и начальству и вам, ведь вечером вы будете точно знать, чем занимались, и не будет этого тоскливого ощущения бесцельно прожитого дня.

Аналогично и с личным временем. Сколько часов в неделю вы уделяете себе? А сколько семье, мужу \ жене, сыну, домашним обязанностям, друзьям и прочее? Что выбрать – посидеть в кафе или пойти в спортзал, посмотреть новый фильм или выгулять собаку? Часто мы говорим, что нам не хватает времени, а на самом деле не хватает умения его грамотно распределять. Ну а понятие дедлайна годится как для понимания последнего часа сдачи годового отчета, так и для последней тысячи рублей в кошельке.

Что поможет? Теорию можно прочитать в учебниках по менеджменту, вместе с практикой прослушать соответствующий курс на тренинге. Но, учитывая, что такие курсы, как правило, посвящены бизнесу, то адаптировать знания под каждодневные бытовые задачи придется самому.

Навык формирования оптимального гардероба

Первое впечатление нельзя произвести дважды – это знают все. Причем, на любую встречу мужчине всегда есть, что надеть, даже если его гардероб состоит из пары джинсов и футболки, женщине всегда надеть нечего, даже если вещи не помещаются в шкафу. Поэтому знания о том, как формируется гардероб на все случаи жизни (от похода на работу до путешествия в медовый месяц) помогут не только произвести нужное впечатление, но и избежать покупки лишних вещей, и значит – опять-таки сэкономить.

Что поможет? Только мастер-классы и профессиональные консультации со специалистом. Четких законов здесь не прописано, а самодеятельность, как правило, не помогает. Любые «25 необходимых вещей», взятых из интернета не учитывают ни вашей индивидуальности, ни задач, которые вы решаете, создавая новый образ.

Навык расслабления и снятия стресса

В небольших количествах стресс полезен человеку, поскольку при этом вырабатывается адреналин, заставляющий нас действовать. Но сильное перенапряжение, или наоборот, рутинная суета и негативные эмоции действуют разрушающе. Поэтому, чтобы не прибегать к таблеткам или алкоголю, лучше научиться справляться самостоятельно.

Что поможет? Стресс затрагивает и тело, и мозг, поэтому действовать нужно на два фронта. Телу может помочь фитнес, занятия йогой, цигун, дыхательная гимнастика, любое направление на выбор и все элементы здорового образа жизни, желательно вместе. А для головы можно начать с книг, причем здесь возможны варианты. Логикам имеет смысл почитать о природе стресса и, получив знания о том, как запускается стрессовый механизм, научиться выявлять симптомы. А интуитам лучше сразу выбрать несколько книг по психорелакционной терапии и сделать подборку качественной музыки.

Навык быстрой обработки информации

Одна из проблем современности – большинство из нас действительно читает медленно, и к концу предложения забывает, о чем говорится в начале. Этот синдром «мыслей Буратино» привел к тому, что информация легче всего усваивается в виде комиксов, иконографики, подписей к картинкам. Однако для успеха в любой профессии необходима будет переработка значительных объемов новой информации.

Что поможет? Можно начать с курсов скорочтения, на них учат воспринимать, запоминать и усваивать основные мысли.

Навык принятия решений

Необходим руководителям, менеджерам, а также продавцам, домохозяйкам и водителям автобуса. Каждый наш день состоит из больших и маленьких решений – что съесть на завтрак, где провести вечер, что рассказать подруге и можно ли потянуть с отчетом боссу. Большинство решений происходит на автомате, но только до тех пор, пока не нарушена зона комфорта. К сожалению, для движения вперед, нарушение этой зоны необходимо.

Что поможет? Теоретические знания об эффективных техниках принятия решений дешевле почерпнуть из книг, усвоенный алгоритм можно отработать на тренинге или сразу в «полевых условиях».

Подводя итоги

Современные вызовы значительно отличаются от знаний и навыков, которые выдает система официального образования. Для успешной реализации в информационном обществе необходимо иметь базовые навыки из области менеджмента, маркетинга, психологии. Профессиональные знания и умения добавляются в дальнейшем уже к отработанным актуальным базовым навыкам. И – главное. Любой навык формируется практикой и запросто может быть утрачен, если его не применять регулярно.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Санкт-Петербург

В общем-то очевидные рекомендации, но все мы разные, и кому-то легко их придерживаться, кому-то нет.

По пунктам 1-3 теперь учат, по пункту 4 - это очень индивидуально, в пункте 5 мало кто из обучавшихся не имеет твёрдую пятёрку, а вот если пункты 6 и 7 сформировались в виде навыка - значит, получился руководитель.

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

И в школе, и в институте нас учили - то есть речь идет, вероятно, о вузе

Мне кажется автор зря разделил презентацию (1) и публичное выступление (2) - согласен - не учат и нужно.

Не понял, почему планирование и ТМ (3) стоят через запятую - планирование входит в ТМ. Вещь считаю почти бесполезной (судя по прошедшим тренинги по ТМ и результатам после того (мнение слушателей), если это ТМ, а не персональный менеджмент, где, в первую очередь, нужно научиться побеждать свою лень (навык 8 - ему также не учат).

По гардеробу (4) согласен - сам бы поучился, но у меня есть "личный консультант" по этой части, в таком случае (как у меня) можно обойтись.

Не понял что за навык расслабления (5) (если речь про водку - я, конечно, двумя руками ЗА - но именно этому навыку и больше никакому другому в вузе "учат плохому" - правда, к сожалению, не преподы, а друзья), а вот навык снятия стресса (снова 5) - мне не нравится формулировка - есть когнитивный (как пример) подход к управлению стрессом и депрессией, но это навык управления, а не снятия , потому по этому поводу у меня иное, чем у автора мнение. Учить такому управлению можно в вузе (не в школе).

Навык быстрой переработки инфы (6) - формулировку считаю крайне не точной и требующую разъяснения. А вот его некоторые составляющие (тренировка памяти (9), не скорочтение - а обучение читать с разной скоростью (6 штрих) - - иногда нужно - и это трудно - читать медленно - в вузе можно и нужно обучать.

Навык принятия решений (7) - считаю плохой рекомендацией - нужно обучать решать проблемы, для этого есть АРИЗ, а не просто алгоритм, который можно постигнуть за 3 минуты в вузе (кто изучает менеджмент и маркетинг в вузе - этому точно обучаются алгоритму). Потому с автором вдвойне не согласен (так как многих учат, и нужно учить другому - не просто алгоритму).

Современные вызовы значительно отличаются от знаний и навыков, которые выдает система официального образования. Для успешной реализации в информационном обществе необходимо иметь базовые навыки из области менеджмента, маркетинга, психологии - здесь с автором согласен. Этот тезис говорит, что автор дал открытый список. Тема интересная. Давайте обсудим?

Если же идти по пути - навык 10, 11, и т.д., то я бы особо отметил -

не учат писать (10),

не учат слушать (11)

ну и огромный перечень отдельных нумерованных навыков, что входит в 3 дисциплины, что предложил автор (менеджмент, маркетинг, психология) - тем более, что эти дисциплины пересекаются теснейшим образом).







Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

.>>> всего каких-нибудь 70 лет назад перед нашим обществом стояла задача обеспечить своих граждан навыками чтения и письма

.

Вот оно – невежество. Мало того, что они не знают, они ещё переполнены наглостью выпучивать своё невежество в качестве «современного знания».

70 лет назад – это появление ядерного оружия; это гигантский скачок в финансировании науки и инженерии; это фильм 9 дней одного года; это многолюдные конкурсы на физико-математические и инженерные факультеты ВУЗ-ов.

Моему поколению уже не впарить ложь о том, что 70 лет назад в СССР «стояла задача обеспечить своих граждан навыками чтения и письма». Но, нынешним детям и учащейся молодёжи, это впаривание получается запросто. А когда они спохватятся, будет поздно. Усвоенное в 10-20 лет становится неотъемлемой частью человека.

.======================================.

.>>> Именно поэтому, знания, полученные в вузах, мало чем помогают при достижении реальных целей

.

Знания, получаемые в ВУЗ-ах советских времён, как раз и помогали достижению реальных целей. Помню, по общению со сверстниками, в политехническом институте курсовые и дипломные работы были решениями конкретных инженерных проблем производства.

Да и университетское образование было весьма практичным. Например, я в какой-то Е-хе-дискуссии (не помню в какой) описал свою первую работу, после окончания университета. Она была основана на знаниях, наработанных мною в моей дипломной работе. Эта работа (10 листов с обложкой ) касалась упругих волн в пьезокристаллах. Руководитель в отзыве написал, что работу надо бы опубликовать. Но, я тогда (сознаюсь) не понимал еще, в чем её новизна. Подумаешь, делов-то, для описания физического явления составил и решил математическую модель в виде системы связанных уравнений Максвелла и уравнений упругости … . А в своей первой практической работе я составил математическую модель в виде связанных уравнения теплопроводности с уравнениями упругости. И изучением явления по этой модели определил решение актуальной производственной проблемы. Сейчас все огнеупорные плиты шиберных затворов сталеразливочных ковшей делают такими, какими я их определил в НИР-отчете 1975 года.

Теперь понятно, почему люди моего поколения воспринимают словеса «, знания, полученные в вузах, мало чем помогают при достижении реальных целей» как невежественную ахинею?

.======================================.

.>>> Профессиональные знания и умения добавляются в дальнейшем уже к отработанным актуальным базовым навыкам

.

Вот так втолковывается, что главное – это «базовые навыки» (1-7). А «профессиональные знания и умения добавляются» к ним.

Если так, то к «базовым навыкам» надо добавить ещё и «умение работать с людЯми».

.======================================.

Дальнейшее прочтение статьи не вызывает такого отторжения, как преамбула. Действительно, кто станет возражать пользе от таких навыков, описанию которых посвящена статья. Но, зачем при этом охаивать прошлое?

Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Владимир Зонзов пишет:
Вот оно – невежество. Мало того, что они не знают, они ещё переполнены наглостью выпучивать своё невежество в качестве «современного знания». 70 лет назад – это появление ядерного оружия; это гигантский скачок в финансировании науки и инженерии; это фильм 9 дней одного года; это многолюдные конкурсы на физико-математические и инженерные факультеты ВУЗ-ов. ...

Благодарю Вас за этот комментарий!


Автору:

"Всего каких-нибудь 70 лет назад" Советская Армия победила фашизм.

Редактор, Москва

В порядке уточнения.

1.Фильм "Девять дней одного года" снят в 1962 году, т.е., прошу прощения, 54 года, а не 70 лет назад.

2. "75 лет назад, в 1937 году, при подведении итогов переписи населения оказалось, что в СССР, где одним из главных достижений советской власти считалась всеобщая грамотность, каждый четвертый гражданин не умел читать и писать. Обозреватель "Власти" Евгений Жирнов разбирался в странной истории борьбы с неграмотностью, начавшейся в 1919 году и не оконченной даже в 1960-х".
http://www.kommersant.ru/doc/1852882

3."Она (Крупская Н.К,) опять надеялась, что неграмотность удастся победить к славной юбилейной дате. На этот раз к 20-й годовщине революции. Но даже с помощью приписок и подтасовок руководство страны не решалось объявить о приходе в СССР поголовной и стопроцентной грамотности. Во время переписи населения 1939 года в число грамотных записали всех, кто мог едва расписываться, и в результате объявили, что в стране 90% грамотных".

http://www.kommersant.ru/doc/1852882

Директор по маркетингу, Красноярск

Пишу общее спасибо, поскольку в каждом мнении есть своя правда. 70 лет назад мы решали одни проблемы, теперь перед нами стоят другие. И тема очень проблемная, поскольку касается всех.

Специально для Владимира Зонзова надо было включить навык конструктивной критики, Вы позволяете себе высказывания личного характера, наверное, на Вашем производстве так и принято общаться, "впаривая" сотрудникам. Прошу модератора обратить внимание.

Консультант, Пермь

Татьяна, полностью согласна с основным посылом Вашей статьи: в школах и вузах учат знаниям, а для успешной реализации в работе (да и в жизни) важно умение эти знания применить. Но системное обучения навыкам пока мало где встречается ...

Что касается содержания статьи, то у меня есть два дополнения:

1) возможна несколько иная "нарезка" навыков. Я бы выделила три группы навыков, которые весьма желательно иметь всем. Это:

  • навыки самоорганизации ("безумен тот, кто хочет управлять другими, не умея управлять собой");
  • навыки коммуникации и управления отношениями (цена и скорость решения вопроса зависит от уровня доверия: высокое доверие - высокая скорость и низкая цена, низкое доверие - низкая скорость и высокая цена);
  • навыки управления, в частности, навыки обучения и обучения обучению (главными навыками оперативного управления остаются "планирование, организация, мотивация, контроль", а один из главных навыков стратегического управления - это навык делегирования, т.е. обучения подчиненных. В воспитании это так же актуально - не дать указание, а научить и/или помочь научиться)

2) "Любой навык формируется практикой и запросто может быть утрачен, если его не применять регулярно". Да, если не станет новой привычкой )))

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Эльвира Лихачева пишет:
2) "Любой навык формируется практикой и запросто может быть утрачен, если его не применять регулярно". Да, если не станет новой привычкой ))) (3)навыки коммуникации и управления отношениями (4)навыки управления, в частности, навыки обучения (5) а один из главных навыков стратегического управления - это навык делегирования

Ну вот, вроде завязалась дискуссия на тему.

1. Я предлагаю все же школу отложить - это тоже тема, но не стоит их смешивать. давайте разберемся с вузом? В нашем вузе (хорошем) - дают главный навык - умение работать с книгой. Это не знания, потому не соглашусь с п.1 (нумерация моя, сори).

2. У автора статьи самоорганизация обозначена как ТМ (и планирвание, что в него в ходит) - я полагаю, что ТМ - этому можно и нужно (кому надо, не поголовно) - обучать. А самоорганизация - это что-то вроде свой личный опыт. Либо нужно договориться о терминологии. Что касается "безумен тот ..." - то нашими предприятиями, получаются, почти на 100% управляют безумцы. Так ли это по факту?

3. Согласен, но что-то у нас все пересекается - коммуникация - одна из функций управления. Потому достаточно принять - обучить менеджменту (спеца любой профессии, - у автора уже есть - перечень 3 дисциплин)

4. Нужно разложить по полочкам, уточните суть, плиз? Без сарказма, серьезно.

5. Очень странный пункт. Делегирование - составляющая оперативного менеджмента. Нужны пояснения - что понимается под стратегией и зачем она нужна не руководителю?

К своим выводам я пришел, спасибо за обсуждение - нужно каждого (в разном объеме) обучать менеджменту, психологии, маркетингу - до уровня навыков.

Частные навыки выводить - задача неблагодарная. А вот навыки каждой дисциплины (список открытый, разумеется) - можно уточнять в рамках каждой дисциплины.



Директор по маркетингу, Красноярск

Согласна с Вами, Владимир Токарев, что список конкретных навыков может быть бесконечен. Мне больше хотелось "большими мазками" взглянуть на проблему, предлагая обратить внимание на важность именно этих трех дисциплин - менеджмента, маркетинга и психологии в обычной, а не только профессиональной жизни. А что скажете по путям решения? Где, по-Вашему, тренинги действительно необходимы, а где можно обойтись книгами, побеждая лень, конечно :-)?

За "личного консультанта по гардеробу" - отдельный респект, не многие вообще обращают на это внимание.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.