Студент и рынок труда: как помочь в адаптации

Важнейшая проблема молодых специалистов в России – нехватка коммуникативных компетенций и личностных навыков. Решить проблему поможет программа Soft Skills & Business Administration (Open SBA program) Ассоциации менеджеров России.

Программа была создана, чтобы повышать конкурентоспособность выпускников вузов на рынке труда и уменьшать разрыв между их познаниями, с одной стороны, и требованиями делового сообщества – с другой. Обучение в рамках Soft Skills & Business Administration прошли уже около 1 тыс. человек, открытые мероприятия прослушали более 30 тыс., перед которыми выступили более 200 спикеров из числа топ-менеджеров, предпринимателей и бизнес-тренеров. О системе отбора и отсева слушателей, о распространении в регионы, о структуре и контенте программы рассказал ее руководитель Владислав Шипилов.

Executive.ru: Какова цель программы Soft Skills & Business Administration?

Владислав Шипилов: Основная цель программы – развивать soft skills-компетенции участников. Мы обучаем базовым навыкам коммуникации и нетворкингу, ведению переговоров, убеждению, аргументации, мастерству публичных выступлений, навыкам презентации, тайм-менеджменту и планированию, системному и проектному мышлению. Именно эти soft skills компетенции чаще всего отсутствуют у выпускников вузов, по словам HR-менеджеров и работодателей. Сначала программа, собственно, и была ориентирована на студентов и называлась Student of Business Administration. Потом изменилась целевая аудитория: к нам стали приходить молодые сотрудники компаний, начинающие предприниматели. Теперь у нас есть целый «университет» SBA University, реализующий различные образовательные проекты, в том числе по развитию soft skills для предпринимателей и карьеристов.

Executive.ru: В каких городах сейчас действует программа?

В.Ш.: На данный момент только в Москве. В марте-апреле 2016 года откроются представительства в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Москве представлен более полный вариант программы, длящийся три недели, в регионах же она будет сокращена до трех дней с последующей онлайн-поддержкой. В столице люди уже наслушаны всем, чем только можно. На практике многие не интегрируют полученные знания в работе или жизни, большинство продолжает действовать интуитивно, а мы учим внедрять инструменты осознанно. В Москве мы больше фокусируемся на прикладной информации для использования в работе: к примеру, даем не просто базовые навыки коммуникации, а умение заводить, поддерживать и развивать деловые отношения – нетворкинг. В регионах же нужно говорить чуть более простыми словами, потому что там к нам приходят ребята, для которых это первый подобный опыт.

Executive.ru: Сколько человек в вашей команде?

В.Ш.: Десять человек: из них половина тренеры, а другая половина занимается продвижением и развитием программы. Сейчас мы масштабируемся, в каждом городе у нас будет еще по два представителя. Вся команда работает на волонтерских началах, если только речь не идет о коммерческих проектах, в таких случаях у нас есть биллинговая система. Также мы сами обучаем своих тренеров по рыночным стандартам подготовки корпоративных тренеров.

Executive.ru: Какова стоимость программы?

В.Ш.: У нас нет цели полностью коммерциализироваться: мы готовы взять на себя социальную ответственность. Мы регулярно проводим отбор и берем 10-20, а иногда и больше, кандидатов от одного города на условно-бесплатную версию обучения – раньше это делалось раз в полгода, теперь будет один раз в два месяца. Условно, так как участники вносят организационный взнос в размере 500 рублей в регионах и 900 в Москве. Платная версия программы варьируется от 3900 рублей до 9900, но даже там мы проводим отсев.

Executive.ru: Как вы отбираете этих кандидатов?

В.Ш.: Мы проводим мини-ассессмент, включающий серию деловых игр, упражнений и интервью. Результаты заносим в таблицу компетенций, оценивая каждый параметр по шкале от 1 до 5. Так же мы смотрим: а) на его уровень понимания, зачем ему эта программа; б) на уровень рефлексии относительно того, что человеку нужно развивать и менять в себе самом; в) на уровень мотивации к волонтерскому участию в наших проектах. Если человек интересен нам и мы ему интересны, то мы сотрудничаем. В последнее время отбор эволюционирует в формат целого «бизнес-шоу», куда мы приглашаем известных предпринимателей и топ-менеджеров, чтобы сделать мероприятие еще более интересным и динамичным.

Executive.ru: Вы упомянули социальную ответственность программы. Каковы ваши социальные результаты, начиная с самого старта и до сегодняшнего дня?

В.Ш.: Наши выпускники чувствуют себя увереннее и имеют конкурентное преимущество при трудоустройстве или карьерном росте. Около 20% из них устраиваются в компанию, часто в международную. Среди выпускников есть сотрудники McKinsey, Unilever, P&G, Strategy Partners, Deloitte, KPMG, Ernst & Young, издательство «Манн, Иванов и Фербер». 5-10% ребят открывают свой бизнес, в основном небольшой – например, интернет-магазины. Многие запускают или участвуют в социальных и волонтерских проектах.

Executive.ru: В каких форматах проходят занятия?

В.Ш.: В формате тренинга или деловой игры, изредка семинара. Лекций у нас практически нет. 50-70% времени мы всегда тратим на практику: проблематизирующие задания, решение кейсов, ролевые игры, деловые игры и прочие активности, повышающее усвояемость материала.

Executive.ru: Есть ли отсев в ходе программы?

В.Ш.: Конечно. С бесплатной версии отсеиваются те, кто пропустил хотя бы два занятия: они либо переходят в коммерческую версию, либо совсем уходят. Мы не склонны поощрять прогулы. Если человек пропустил одно занятие, то должен выполнить упражнение на следующем assessment-центре и доказать, что эта компетенция у него развита.

Executive.ru: В конце обучения есть какая-то итоговая работа?

В.Ш.: Финальная «жирная точка» над i ставится в формате деловой игры «Авиационный картель» (на платформе игры «Красное и черное»). Мы делим людей на команды, которые могут взаимодействовать друг с другом определенным образом шесть ходов. У участников в инструкции дана задача: разбогатеть. Самая эффективная стратегия для этого в игре – постоянно делать все, что возможно, чтобы сотрудничать с другими командами. Но многие почему-то трактуют понятие «разбогатеть» как «заработать больше, чем другие», обманывают «конкурентов» – и в финале в минусе обычно оказываются все. Настоящая задача – выстроить систему партнерства всем вместе. Во время игры участники применяют на практике все то, чему обучились. После такой финальной точки прошедших нашу программу отличает стремление сотрудничать, а не только конкурировать. Они умеют искать общие точки соприкосновения, мыслить в долгосрочной перспективе, слышать и анализировать другие точки зрения.

Executive.ru: Есть ли за рубежом аналоги вашей программы? Ориентировались ли вы на какой-то подобный проект?

В.Ш.: Мы не ориентировались на зарубежные программы – потому что почти все, что существует сейчас на тренинговом рынке, было давным-давно привезено из США. В Штатах проблемы нехватки soft skills не было изначально – у них сама культура располагает к развитию предпринимательских навыков уже на стадии университета. В развитых странах те компетенции, которые мы даем, уже давно освоены. Зато в Индии, как мне известно, такие программы, как наша, тоже актуальны: там население 1,2 млрд человек и быстрорастущий тренинговый рынок.

Executive.ru: Насколько на пользу вашей программе могло бы пойти участие иностранных преподавателей?

В.Ш.: Мы приглашали нескольких иностранных преподавателей, но делать это на постоянной основе достаточно дорого. Вторая проблема заключается в том, что многие иностранные спикеры работают в формате motivation speech – а нам, помимо мотивации, нужен конструктив. Конечно, присутствие сильных тренеров из-за рубежа пошло бы на пользу. Но, к счастью, на отечественном рынке много отличных преподавателей и тренеров, которые превосходно дают именно тот материал, который применим в наших реалиях.

Executive.ru: Каковы KPI программы?

В.Ш.: KPI – это соответствие участников нашей модели компетенций «Soft Skills Standart». Говорить о трудоустройстве мы не имеем права, потому что у нас не пятилетняя программа обучения в университете. Всего за три недели мы помогаем человеку либо найти свой путь, либо развить несколько навыков, которые ему помогут в карьере или бизнесе. Но мы не можем отвечать за то, как сложится жизнь наших учеников. Есть краткосрочные программы, которые заявляют: «Наши выпускники достигли невероятных результатов и зарабатывают миллионы благодаря нам». Это неправда. Они достигли результатов по совершенно другим причинам – потому что у них есть такие личные качества и голова на плечах. Мы лишь помогаем людям узнать о том, какие возможности, инструменты существуют, и попробовать применить их.

Executive.ru: Насколько важна для вас обратная связь от выпускников?

В.Ш.: Если честно, мое отношение к обратной связи достаточно нетрадиционное: я ориентируюсь на нее меньше, чем на рынок. Когда мы запрашиваем фидбек от участников, то самое важное для нас, какая тема стала наиболее актуальной для выпускников и дала наибольшее количество решений, которые они могут внедрить в реальной жизни. В этом году, как ни странно, это была тема эмоционального интеллекта и управления стрессом, в прошлом году – бизнес-аргументация и убеждение. Еще у нас есть коучинг. Каждый участник, прошедший хотя бы половину программы, имеет право на бесплатную одночасовую коуч-сессию на любую тему. И знаете, какая самая популярная тема? «Я хочу понять, чем хочу в жизни заниматься» или «Куда я должен дальше развиваться в профессиональном плане». Это самая распространенная проблема среди людей моложе 30 лет. Именно поэтому мы всеми силами поощряем желание развиваться – не только с точки зрения soft skills, а в принципе. Больше путешествовать, больше читать, больше интересоваться миром и понимать его многосторонность, а еще развивать свое критическое, аналитическое мышление, чему мы постоянно способствуем.

Источник фото: Open SBA program

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Цитата: "Каждый участник, прошедший хотя бы половину программы, имеет право на бесплатную одночасовую коуч-сессию на любую тему. И знаете, какая самая популярная тема? «Я хочу понять, чем хочу в жизни заниматься» или «Куда я должен дальше развиваться в профессиональном плане». Это самая распространенная проблема среди людей моложе 30 лет."

Это истинная правда! Поддердживаю!


Директор по рекламе, Москва

макроэкономически рассуждая - развивается "экономика услуг" - "образование как услуга" подразумевает образовательные услуги наиболее покупаемые потребителем - ready for sale

чем больше хорошо подготовленных к продаже образовательных услуг, тем больше экономика

реабилитация уже покупавших образовательные услуги услугой следующего уровня, мудрое решение

развитием этой стратегии это следующий шаг - подготовка производителей как образовательной услуги первого цикла, так и второго реабилитационного, так часть получателей услуги смогут трудоустроится в этой же системе производства образовательных услуг

Менеджер, Москва

Коммуникативные навыки и типа личностные это безусловно необходимо. Вопрос достаточно ли для рынка в условиях жёсткой конкуренции на уровне мира? Без системы прием, методик на инструментальном уровне у нас производительность труда в разы ниже, чем в мире. По хорошему каждому студенту на выходе нужно давать: список типовых мифов и ошибок в его области деятельности; объяснять его место в сложном мире с помощью системного анализа и S-образных кривых. И этот инструментальный провал некомпенсировать личностными навыками. Только профессиональными методиками, такими как: ТРИЗН для железных задач, система Станиславского для актёров, и тп.

Директор по продажам, Москва

Молодец, Станислав - смотрю ты активно продвигаешь свою программу/направление - выступая на конференциях, публикая эссе и интервью. На тренинге тренеров среди сотни участников - ты ярко выделялся, целеустремленностью и пониманием своей цели, респект!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Руководители IT-компаний из 10 регионов прошли скейларатор Корпорации МСП и НИУ ВШЭ

Отдельный блок программы был посвящен инструментам развития малых технологических компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.