Почему полезно показывать свою уязвимость на работе

Уязвимость, особенно ее открытая демонстрация, считаются в нашем обществе как минимум нежелательной, как максимум – неприличной. Достаточно вспомнить классическую триаду характеристик, который каждый соискатель произносит на собеседовании: стрессоустойчивость, уверенность в своих силах, целеустремленность. Делиться своими переживаниями, а в особенности сомнениями в своих компетенциях или успехе нового проекта в рабочей среде не принято.

Однако, как ни парадоксально это звучит, поощряя сотрудников и руководителей организации не скрывать свои истинные чувства или слабости, можно повысить не только качество межличностных отношений внутри коллектива, но и продуктивность.

Почему на работе не принято показывать свои чувства

Быть уязвимым – значит позволить себе делиться глубоко личными чувствами. Многим сложно быть откровенным даже с кругом близких людей, не говоря уже о работодателе и коллегах. Профессор Брене Браун, которая посвятила два десятилетия исследованию природы слабости и силы человека, открыто критикует эту позицию.

Уязвимость она определяет следующим образом: «способность выражать и проявлять через слова и поведение то настоящее «я», свои искренние мысли и чувства. Ее часто принимают за слабость или хрупкость, но на самом деле она является корнем подлинного лидерства и конструктивного отношения к делу. Уязвимость может помочь нам укрепить доверие, раскрыть творческий потенциал и открыть путь к более плодотворному взаимодействию с коллегами».

Именно поэтому демонстрация уязвимостями хорошо вписывается в рабочие отношения. На построение и поддержание образа «хладнокровного, уверенного в своей правоте и не допускающего ошибок» специалиста зачастую отвлекается слишком много эмоциональных ресурсов – это приводит к выгоранию и хроническому стрессу. Помимо этого, формирование такого образа зачастую приводит к нереалистичным ожиданиям от сотрудника со стороны руководства – одному из главных стрессовых факторов на рабочем месте.

Альтернативная стратегия – открыто делиться переживаниями и не бояться поделиться сомнениями – позволяет продемонстрировать свое настоящее «я» и показаться аутентичным, честным и достойным доверия. Все это, без сомнения, отличные качества для работника.

Зачем руководителю быть откровенным

Пример откровенности со своими коллегами должен в первую очередь демонстрировать лидер организации. Это служит сразу нескольким целям, поскольку такие руководители:

  • Кажутся подчиненным более эмоционально доступными и близкими по духу.
  • Нормализуют признание ошибок и неудач.
  • Показывают, что сталкиваются с теми же трудностями, что и сотрудники.
  • Демонстрируют силу характера и способность к эмпатии.
  • Закрепляют образ рефлексирующего и готового к самоанализу человека.

О готовности быть уязвимым прекрасно высказался великий американский психолог Карл Роджерс: «Когда я снимаю броню и перестаю прилагать усилия, чтобы казаться не таким, какой я есть, я узнаю гораздо больше – даже из критических и враждебных замечаний – и становлюсь более спокойным и близким к людям. Кроме того, моя готовность быть уязвимым вызывает гораздо больше искренних чувств ко мне со стороны других людей, что не может не радовать».

В эпоху снижения частоты и интенсивности личных контактов, роста рабочей нагрузки и эмоционального напряжения, роль лидеров, способных проявлять эмпатию и тонко чувствовать настроение внутри коллектива, высока как никогда раньше.

Одним из примеров такого лидера является генеральный директор Microsoft Сатья Наделла. Вот как он обратился к своей команде во время пандемии Covid-19: «Как и многие из вас, в последнее время то, что происходит вокруг, я ощущал как полномасштабное потрясение. Я беспокоюсь о здоровье и безопасности моей семьи, моих коллег и друзей. Мы с женой беспокоимся за ее пожилых родителей, которые находятся в Индии. Я вижу, с какими трудностями сталкиваются люди как рядом со мной, так и по всему миру, и задаюсь вопросом: когда наша социальная жизнь будет восстановлена?».

Следует подчеркнуть, что открытость в отношениях с сотрудниками – навык, которому можно научиться. Начать можно с простого: задавать себе вопросы после проведения совещаний, личных встреч или отправки групповых электронных писем:

  • Я интересовался предложениями, идеями и мнениями, будучи действительно в них заинтересованным, или же использовал как способ закончить собрание?
  • Были ли концепции, идеи или процессы, которые я предлагал, сначала протестированы на сотрудниках различных уровней?
  •  Отметил ли я ту роль, которую другие сыграли в создании, проектировании или продвижении моих идей?

Можно ли монетизировать уязвимость

Недавнее исследование, проведенное Центром профессионального мастерства Университета Южной Австралии, показало, что скромность и готовность руководителя признавать свои несовершенства является залогом успеха в подготовке высокоэффективных сотрудников.

Ученые пришли к выводу, что «лидеры, которые демонстрируют скромность через самоанализ, внимание к достижениям коллег и готовность получать обратную связь», могут добиться впечатляющих результатов на рабочем месте и успешнее преодолеть возникающие трудности. Под скромностью авторы исследования понимали готовность к самокритике, выражение признательности другим и фокус на культуре обучения (комплексе практик и инструментов развития сотрудников).

Чад Чиу, один из организаторов исследования, отмечает, что скромных лидеров характеризует открытая манера общения, умение слушать и объективно оценивать хорошо выполненную работу и вклад каждого члена команды и признание того факта, что они как лидеры не являются непогрешимыми.

Что еще более интересно, компании, руководителей которых можно назвать скромными, имеют тенденцию демонстрировать не только более благоприятный климат в коллективе, но и более высокие финансовые показатели. Умение занять уязвимую позицию повышает уровень доверия между подчиненными и руководителем, что, в свою очередь, способствует лучшей вовлеченности.

Согласно исследованию профессора экономических наук, психологии и менеджмента в Клермонтском университете Пола Дж. Зака, высокий уровень доверия в рабочей группе приводит к:

  • снижению стресса у сотрудников на 75%,
  • повышению производительности на 50%,
  • уменьшению вероятности возникновения эмоционального выгорания.

Почему без уязвимости нет креативности

Если ты не готов к провалу, ты не можешь предлагать новое, убеждена Брене Браун. Проявление уязвимости внутри команды она считает залогом ее продуктивной и эффективной деятельности.

Когда коллеги делятся друг с другом своими сомнениями и слабостями, они:

  • Могут быть более аутентичными на работе.
  • Открыто выражают мнение, вносят коррективы, соглашаются и спорят.
  • Чувствуют себя вправе предлагать изменения, не опасаясь негативной обратной реакции в случае неудачи.
  • Делятся опытом, учатся и развиваются.
  • Демонстрируют большую продуктивность.
  • Устанавливают более искренние отношения с командой.
  • Более лояльны компании и меньше склонны менять место работы.

На то обстоятельство, что команды, рабочее взаимодействие внутри которых было построено на честности и открытой демонстрации как сильных, так и слабых сторон участников, были более эффективны, ученые обратили внимание уже давно. В середине прошлого столетия два американских психолога – Джозеф Лифт и Харрингтон Инхам – представили модель повышения качества командного взаимодействия, которая получила название «Окно Джохари».

Ученые выделили четыре зоны: 

  1. Открытая – то, что человек знает о себе и другие знают о нем.
  2. Слепая – то, что человек не замечает за собой, но что известно о нем остальным.
  3. Скрытая – то, что человек знает о себе и скрывает от окружающих.
  4. Неизвестная зона – то, чего не осознает ни сам человек, ни окружающие.

Идея «Джохари» состояла в том, чтобы качественно улучшить взаимодействие внутри команды, стимулируя обмен информацией. Люди учатся показывать как свои сильные, так и слабые стороны, сокращая «слепые зоны» во взаимодействии.

Если сильные стороны чаще всего очевидны, потому что люди стараются их подчеркивать и всячески выделять при взаимодействии с коллегами, то для взаимного открытия слабых сторон членов коллектива требуются немалые усилия. Между тем, осознавая слабые места каждого, можно вырастить эффективность взаимной работы.

Часто слабая сторона одного человека – это сильная сторона другого. Лучше понимая особенности друг друга, команда учится работать слаженно и компенсировать недостатки одних ее членов за счет умений других.

Более того, проповедуют авторы «Окна Джохари»: открытость по отношению к другим повышает уровень самосознания и приводит к лучшему пониманию себя самого. Таким образом слепая зона сужается и человеку становятся доступны новые, скрытые до этого от него самого черты его личности. 

Чем может быть опасна уязвимость на работе

Хотя в последнее время больше людей стало интересоваться эмпатией, эмоциональным интеллектом и правилами здоровой коммуникации, для многих эти слова по-прежнему мало что значат. В непросвещенной среде сотрудник, решившийся показать свою уязвимость, рискует натолкнуться на стену непонимания, насмешки и даже подвергнуться манипуляциям со стороны окружающих. В крайнем случае это может привести к остракизму или потере образа компетентного специалиста в глазах коллег и начальства.

Даже в более поддерживающем коллективе эмоциональная реакция, вызванная желанием поделиться своими трудностями и страхами, может вызвать глубокое чувство дистресса у слушателей и создать впечатление, что истинная цель высказывания – «пожаловаться на жизнь», а вовсе не повысить свою эффективность как сотрудника.

Важно добавить, что нормализация выражения искренних переживаний и чувств в рабочей среде должна иметь определенные границы. Например, во время встречи с коллегами стоит избегать чрезмерно подробного освящения личных проблем. Нужно помнить, что эмоции, тревоги и опыт, которым вы хотите поделиться, должен касаться рабочих процессов и преследовать только одну цель – повысить качество взаимодействия внутри коллектива.

Как сформировать безопасное пространство на работе

В мире большого бизнеса, где компании вынуждены постоянно идти на риски и существовать в атмосфере неопределенности, невозможно выжить без безопасного, честного и комфортного взаимодействия. Один из способов привить культуру открытой коммуникации – ввести практику обмена обратной связью между сотрудниками по вопросам, касающимся как рабочих моментов, так и внутренних сомнений каждого.

Есть несколько правил, как сделать обмен обратной связью эффективным и экологичным.

1. Обеспечить психологическую безопасность

Чтобы сотрудники были готовы открыто делиться идеями, проявлять инициативу и пробовать новое, они должны чувствовать себя свободно в общении как с коллегами, так и с руководством. Колкие комментарии, обсуждения за спиной или простое пренебрежение к предложениям может разрушить психологический комфорт в коллективе.

Как вести себя руководителю: поддерживать здоровую конкуренцию между сотрудниками, не допуская проявлений нездоровых ее форм, и добиваться обсуждения каждой инициативы. Первым этапом обучения открытой коммуникации могут стать анонимные голосования за предложения с последующим переходом к открытой дискуссии.

2. Сформировать систему здорового распределения ответственности

Бизнес, который хочет быть гибким и адаптивным, вынужден идти на риск и быть готовым принимать последствия неудачи. Провалы должны мотивировать на выработку новых, более креативных решений, а не отбивать желание сотрудников брать инициативу на себя. 

Как вести себя руководителю: корпоративная культура развивается снизу вверх, поэтому руководителям в первую очередь необходимо научиться открыто признавать собственные просчеты и принимать ответственность за них. Обратная связь и оценка действий других также должна быть честной и объективной.

3. Установить фокус на научении, а не результатах

Процесс обучения и приобретения навыков часто более ценен в долгосрочной перспективе, чем конечный результат. Человекоцентрированная корпоративная культура на первое место ставит совершенствование навыков и знаний, предоставляя сотрудникам возможность расти и превращаться в высокоэффективные команды.

Как вести себя руководителю: в первую очередь думать на перспективу: переобучение сотрудников (это касается как hard skills, так и soft skills) требует времени, терпения и часто движется по спирали. Необходимо проявить терпение и быть готовым поддерживать команды на их пути к самосовершенствованию.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Независимый директор, Москва
Человекоцентрированная корпоративная культура на первое место ставит совершенствование навыков и знаний, предоставляя сотрудникам возможность расти и превращаться в высокоэффективные команды.

Звучит красиво, но человекоцентричность сейчас это всего лишь лирика.

Нам, на 30 лет вперёд включили новый тренд:

Помалкивай ! Работай ! Выполняй гособоронзаказ ! ! ! 

И не дай бог проявить уязвимость....

 

Управляющий партнер, Краснодар

Пункт 3 рекомендация про фокус весьма спорна, если расширить фокус соглашусь, но сместить с результатов на что-то - это смерти подобно

Researcher, Москва

Я сторонник концепции, что нужно быть самим собой и не играть чужих ролей.
А чтобы ее придерживаться нужно ясно понимать что вам по душе, чего вы хотите, в чем видите красоту, от чего испытываете страсть. Проходя этим путем вы проходите путь самопознания и совершенствуетесь духовно. Это внутри вас и неотделимо от вас.
Духовный рост это синоним свободы. А свобода -- синоним счастья.

Когда вы делаете НЕ то, что чувствуете, другими словами -- лжете другим или себе -- да, есть шанс выгадать какие-то ништяки. Но все они лежат во внешней по отношению к вам материальной сфере, и по сути являются источниками вашей несвободы -- так вы становитесь зависимы от этих внешних факторов.

Поэтому следует просто быть собой, следовать путем красоты в своих глазах и преумножать пространство своего выбора. А по возможности и чужого -- вернется сторицей. А если нет -- то и наздоровье.

Всё остальное не имеет значения.

Вице-президент, зам. гендиректора, Кемерово
Сергей Средний пишет:

Я сторонник концепции, что нужно быть самим собой и не играть чужих ролей.
А чтобы ее придерживаться нужно ясно понимать что вам по душе, чего вы хотите, в чем видите красоту, от чего испытываете страсть. Проходя этим путем вы проходите путь самопознания и совершенствуетесь духовно. Это внутри вас и неотделимо от вас.
Духовный рост это синоним свободы. А свобода -- синоним счастья.

Когда вы делаете НЕ то, что чувствуете, другими словами -- лжете другим или себе -- да, есть шанс выгадать какие-то ништяки. Но все они лежат во внешней по отношению к вам материальной сфере, и по сути являются источниками вашей несвободы -- так вы становитесь зависимы от этих внешних факторов.

Поэтому следует просто быть собой, следовать путем красоты в своих глазах и преумножать пространство своего выбора. А по возможности и чужого -- вернется сторицей. А если нет -- то и наздоровье.

Всё остальное не имеет значения.

согласен. Уж, что-что, но играть несвойственную себе роль очень затратно. Да, и пожалуй, ущербно. Способствовать "соседу" вместо собственнного развития. Компромиссы неизбежны, но при этом желательно оставаться в себе.

Аналитик, Москва
Сергей Средний пишет:
Я сторонник концепции, что нужно быть самим собой и не играть чужих ролей.А чтобы ее придерживаться нужно ясно понимать что вам по душе, чего вы хотите, в чем видите красоту, от чего испытываете страсть. Проходя этим путем вы проходите путь самопознания и совершенствуетесь духовно. Это внутри вас и неотделимо от вас.

Вот это точно! А-то какие-то уязвимости, чувства...Зачем всё это? Детский сад какой-то. Ну и куча каких-то "Карлов Роджерсов". 

Человечество проходит подобный путь тысячу лет. Перепробовало всё -  рабство, порку, принуждение, покорность, смирение, мотиворлование. Накоплен колоссальный опыт, написаны тысячи книг - от беллетристики до научных трудов.  

Зачем открывать Америку? - "снимаю броню и перестаю прилагать усилия, чтобы казаться не таким, какой я есть, я узнаю гораздо больше" - что это? 

Не надо залезать в чужую шкуру, это известно давно, ты же первый и сломаешься. Быть, а не казаться. 

Работал я в одной компании, правда там было очень много женщин. Понять их и можно, и нужно - каждое утро начиналось с разборок семейных ситуации, с перешёптываний и слёз. Это очень тяжело воспринимать, тяжело руководить. 

Не надо забывать об индивидуальной работе, но не стоит превращать ситуацию, как в фильме "Игрушка", когда президент Коше вдруг решил спуститься с небес и поговорить с рабочим.

Аналитик, Москва
Александр Сейнов пишет:
Человекоцентрированная корпоративная культура на первое место ставит совершенствование навыков и знаний, предоставляя сотрудникам возможность расти и превращаться в высокоэффективные команды.

Звучит красиво, но человекоцентричность сейчас это всего лишь лирика.

Нам, на 30 лет вперёд включили новый тренд:

Помалкивай ! Работай ! Выполняй гособоронзаказ ! ! ! 

И не дай бог проявить уязвимость....

 

Гм...Поясните, пожалуйста - кому "нам", кто включил? Почему надо помалкивать? Намёки понимаю, а вот ситуаций таких не встречал. 

Специалист, Новосибирск

Читая статью постоянно ловил себя на мысли, что она не про Россию, не про русскую культуру.

Да и ссылки почему-то были на американских авторов, кроме одной, там речь шла об исследованиях в Австралии.

Описывая тематика присутствует и в России и хотелось бы более пророссийского подхода к рассматриваемой проблеме.

Все таки мы еще не совсем американизировались и свои исследователи у нас есть.

Руководитель группы, Москва

Кажется есть сложности с переводом - одно и то же явление, описываемое в тексте, где-то называется скромностью, где-то уязвимостью, а где-то обратной связью. Но это вообще-то совершенно разные вещи 

Консультант, Новосибирск

Однако, как ни парадоксально это звучит, поощряя сотрудников и руководителей организации не скрывать свои истинные чувства или слабости, можно повысить не только качество межличностных отношений внутри коллектива, но и продуктивность.

Можно повысить, но можно же и понизить? Хотелось бы такого же подробного анализа отрицательного воздействия такой политики. То есть демонстрации фокусов с последующим их развенчанием )))

И вызывают подозрения ссылки на результаты исследований. Веры условным "британским ученым" сейчас никакой, тем более в условиях текущей деградации западной социологии.

Менеджер, Саратов
Сергей Средний пишет:

Я сторонник концепции, что нужно быть самим собой и не играть чужих ролей.
А чтобы ее придерживаться нужно ясно понимать что вам по душе, чего вы хотите, в чем видите красоту, от чего испытываете страсть. Проходя этим путем вы проходите путь самопознания и совершенствуетесь духовно. Это внутри вас и неотделимо от вас.
Духовный рост это синоним свободы. А свобода -- синоним счастья.

Когда вы делаете НЕ то, что чувствуете, другими словами -- лжете другим или себе -- да, есть шанс выгадать какие-то ништяки. Но все они лежат во внешней по отношению к вам материальной сфере, и по сути являются источниками вашей несвободы -- так вы становитесь зависимы от этих внешних факторов.

Поэтому следует просто быть собой, следовать путем красоты в своих глазах и преумножать пространство своего выбора. А по возможности и чужого -- вернется сторицей. А если нет -- то и наздоровье.

Всё остальное не имеет значения.

Спасибо за Ваш комментарий, Сергей. Очень откликнулся.

Действительно, есть и закрытые люди, которые вполне себе цельные, симпатичные и эффективные. Есть открытые такие же. Важна не отдельная черта как закрытость или открытость, а целостность и зрелость личности в целом. Это по содержанию сатьи.

Но больше впечатлила форма. Как будто написана ИИ по запросу "наукообразная статья на тему "будь проще, и люди к тебе потянутся"". Очень грузная. Полна противоречий.

корпоративная культура развивается снизу вверх, поэтому руководителям в первую очередь необходимо научиться открыто признавать собственные просчеты и принимать ответственность за них.

Так снизу или сверху?

Были ли концепции, идеи или процессы, которые я предлагал, сначала протестированы на сотрудниках различных уровней.

Это вообще о чем и зачем в данной статье?

Автору спасибо за труд и пожелание больше проявлять себя в тексте. Уязвимость, действительно, подкупает.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.