Как управляют своими знаниями профессионалы постсоветского пространства

Я изучаю управление корпоративными и личными знаниями на постсоветском пространстве с нулевых годов. В этой статье хочу поделиться ключевыми выводами исследования «Управление профессиональными знаниями: статусы и тренды», которое провела в августе 2022 года. В нем участвовали 200 человек, многие из них – известные мастера своего дела.

3 направления менеджмента знаний

Направления менеджмента знаний

Рис. 1 Направления менеджмента знаний

Управление личными знаниями: ответственность каждого человека. Что мне нужно знать и уметь, какими качествами обладать, как взаимодействовать с окружающим миром, чтобы достигать жизненных целей и получать нужные результаты?

Управление профессиональными знаниями: ответственность каждого профессионала. Что я должен знать и уметь, чтобы выполнять свою работу максимально хорошо, развиваться профессионально и расти в карьере?

Управление корпоративными знаниями: ответственность компании и команды. Что нам нужно уметь и знать, как вовлекать индивидуальные знания и умения, как создавать организационные знания, сохранять и использовать корпоративный опыт, чтобы достигать стратегических и тактических задач?

7 компетенций управления профзнаниями

Управлять профессиональными знаниями – значит понимать, какие действия нужно совершать, как развивать, дополнять, применять свои знания, опыт, информацию, чтобы выполнять работу на самом высоком уровне, получать от нее удовольствие и нужные результаты, развиваться в профессии, расти в карьере. Это регулярные и систематические действия, которые мы направляем на свои знания, навыки, умения, опыт, таланты, контакты, способы взаимодействия и решения задач. Для этого нужны семь компетенций:

  1. Получение знаний. Я знаю, какие информация и знания мне нужны, получаю новые навыки и опыт, нахожу экспертные мнения и идеи, собираю нужные документы.
  2. Анализ и оценка. Я анализирую, оцениваю уровень и качество профессиональных знаний, чтобы понимать, какие из них развить, актуализировать, дополнить.
  3. Организация. Я организую, систематизирую, структурирую, визуализирую нужные мне информацию, знания, опыт, чтобы иметь к ним легкий доступ.
  4. Сохранение. Я описываю и сохраняю новые способы работы, методики, результаты проектной работы, нужные документы, контакты, идеи и инсайты, опыт и всю важную профессиональную информацию.
  5. Применение. Я применяю свои знания и умения, использую полученный опыт, документы, идеи и инсайты, пользуюсь новыми контактами и взаимосвязями.
  6. Обмен знаниями. Я эффективно взаимодействую, формализую и передаю знания и опыт, получаю новые знания от экспертов, обсуждаю задачи с коллегами, вношу свой вклад и научаюсь в этих обсуждениях.
  7. Развитие знаний. Я использую успешные профессиональные практики, развиваю и дополняю их, нахожу нужные методики, применяю полезные идеи, научаюсь на опыте.

Каждая компетенция включает несколько навыков. Компетенции управления профзнаниями важны также в команде и компании, чтобы управлять знаниями корпоративными. Ведь каждый профессионал – носитель индивидуальных и создатель организационных знаний. Нужные навыки могут меняться в зависимости от задач команды. Их также можно включать в индикаторы корпоративных компетенций. Например, «обмен знаниями» может включать целенаправленную передачу экспертных знаний при уходе их носителя. А «развитие знаний» – использование лучших практик и создание инноваций.

Управляю профессиональными знаниями на 5 баллов

Именно так ответили 32% респондентов. Почти 95% участников оценили свои навыки управления профзнаниями на 5 баллов и выше, хотя никто не выбрал оценку в 10 баллов.

Статус управления профзнаниями 2022

Рис. 2 Статус управления профзнаниями в 2022 году

Понятие «профессиональные знания» частично включает личные знания и пересекается со знаниями организационными (корпоративными). Хотя важны все три направления, но повлиять мы можем на результат управления личными (на 90-95%) и профессиональными знаниями (85-90%). Итог управления корпоративными знаниями от нас зависит меньше (на 20-30%), если только мы не руководим компанией или не отвечаем за менеджмент знаний в ней.

Когда есть пересечения, интересно посмотреть на статусы управления личными и корпоративными знаниями в 2021 году. Большинство участников прошлогоднего исследования (22,5%) управляли личными знаниями на 7 баллов. 80% голосов концентрировалось в промежутке от 5 до 8 баллов.

А вот с управлением корпоративными знаниями в 2021 году ситуация была немного хуже. Равное количество респондентов (по 22,5%) считали, что их компании управляют знаниями на 3 и 5 баллов. Хотя количество оценок в 5 и менее баллов постепенно снижается последние три года. А оценок в 6 баллов и выше в 2021 году было уже больше 30%, появились оценки в 9 баллов. Похоже, бизнес-процесс «управление корпоративными знаниями» потихоньку укрепляет свои позиции в компаниях постсоветского пространства, и руководители и специалисты начинают замечать его пользу.

Статусы и приоритеты развития компетенций

Как понять, какие компетенции управления профзнаниями нужно развивать? Определить их приоритеты. На рисунке ниже мы видим, какие из них считают наиболее важными участники исследования 2022 года. Мы можем сравнить их с текущими статусами.

Итоги исследования 2022

Рис. 3 Статусы и приоритеты развития компетенций управления  профзнаниями

Наиболее важной участники считают компетенцию «обмен знаниями» – Knowledge Sharing. Ее выбрали 60% респондентов. Большинство (27%) оценивают ее на 6 баллов. Здесь мы наблюдаем большой разброс оценок – от 1 до 10 баллов. Несбалансированный график отражает трудность восприятия обмена знаниями. Это самая непростая и неоднозначная компетенция. Она включает несколько навыков: непосредственное получение знаний и информации от экспертов и специалистов; результативное научение; передачу знаний в разных форматах; совместную работу и обмен идеями в командах, и другие.

К тому же мы часто одновременно получатели знаний и эксперты, передающие их другим. Сегодня мы получаем знания, а завтра делимся своим экспертным опытом. Обмен знаниями также подразумевает некоторые личностные навыки и умения, например, задавать вопросы, формулировать, формализовать и преподнести свой опыт, уметь наглядно передать самое важное и «активно слушать». Эта компетенция также отражена в «трудных вопросах» управления профзнаниями. 

Применение и развитие профзнаний на втором месте по важности. Их выбрали по 56% респондентов. При этом диаграмма голосов за «применение знаний» наиболее сбалансирована по сравнению со всеми остальными. Мы видим весь спектр ответов (кроме одного балла), включая оценку в 10 баллов. Большинство (46%) оценивают эту компетенцию на 6 и 7 баллов. 90% участников оценили ее на 5 баллов и выше. Думаю, именно эта компетенция является наиболее осознаваемой и продуманной. Поэтому мы наблюдаем баланс между важностью и степенью развития. Это хорошая новость, потому что в 2020-2021 годах наиболее сложным вопросом управления личными знаниями было «применение своих знаний на 100%». Хотя в комментариях к исследованию 2022 году 18% респондентов отметили трудности с применением профзнаний.

Развитие знаний среди наиболее важных компетенций. Эта компетенция также не в числе приоритетных для развития, потому что почти 90% участников оценили ее на более 7 баллов.

На третьем по важности месте три компетенции: получение новых знаний, их организация и сохранение.

Первую из них участники оценивают достаточно высоко, на графике нет оценок ниже 5 баллов, а почти 80% участников ставят оценки от 7 до 9 баллов. Эта компетенция также не является приоритетной для абсолютного большинства респондентов.

По комментариям участников исследования организация и систематизация профзнаний вызывают у них наибольшие затруднения. Многие считают их прерогативой компании. Если компания не управляет корпоративными знаниями, не систематизирует и не организует их, то профессионалу не всегда просто сделать это самому. 31% респондентов оценивает свои возможности систематизировать информацию на 5 баллов.

Оценка компетенции «сохранение профзнаний» вызвала у участников замешательство. График ответов напоминает оценки компетенции «обмен знаниями». Думаю, такой комментарий не случаен: «самая большая трудность – полное отсутствие интереса и готовности инвестиций у собственников, менеджеров и сотрудников». Как и с предыдущей компетенцией, респонденты не считают «сохранение знаний» полностью в своей ответственности. Хотя большинство из них (31%) выбрали оценку 7 баллов. Предполагаю, эти участники принимают на себя ответственность за сохранение нужных им знаний, информации, контактов, способов решения задач.

Наиболее «неважная» для участников компетенция – оценка и анализ профессиональных знаний (имеет значение только для 20%). Почти 80% респондентов оценивают ее на 5 и более балов, с наибольшим (25%) количеством голосов за 7 баллов. Вероятнее всего участники оценивают и анализируют свои профзнания, но делают это эмпирически, не применяя специальных техник и способов анализа. Кроме того, большинство полагается на оценку знаний на рабочем месте, считая этот традиционный способ единственно верным, и не делает этого самостоятельно. Здесь я вижу значительный потенциал, потому что самостоятельные визуализация и анализ профзнаний позволяют обнаружить новые, простые способы их развития. За анализ и развитие профессиональных знаний отвечает сам профессионал.

Таким образом, «обмен знаниями» – самая востребованная и приоритетная компетенция управления профзнаниями в 2022 году. В определенной степени, это «средняя температура по больнице». Я уверена, что профессионалам стоит принять свою частичную ответственность за организацию, систематизацию и сохранение своих ключевых знаний, информации, опыта. Это тот капитал, которым они обладают, не осознавая его ценность. А в этом поможет компетенция «анализ и оценка» профзнаний, которую также несложно развить самостоятельно. 

 Управление профзнаниями: в чем трудность?

трудности управления профзнаниями

Рис. 4 Трудности управления профессиональными знаниями

Мнения и комментарии респондентов можно разделить на шесть групп.

1. Систематизация и организация своих знаний наиболее трудны – так считают 35% участников исследования:

  • самое сложное – систематизировать знания, особенно в текущих потоках информации;
  • их так много, трудно организовать в одну систему;
  • организация и систематизация знаний из-за периодических изменений в классификаторе;
  • систематизировать хранение и наладить обмен;
  • анализ и систематизация, «ухожу» в получение новых.

2. Вопросы обмена знаниями (их получения или передачи) на втором месте (23% голосов). Участники рассказали о нескольких аспектах обмена знаниями:

  • найти и заинтересовать коллегу, у которого мне стоит поучиться;
  • правильно изложить ответ на вопрос;
  • систематизировать хранение и наладить обмен;
  • найти время для получения знаний.

3. Сложность применения знаний указали 18% респондентов.

  • применять и анализировать полученный результат;
  • вспомнить, где сохранил, и что они вообще есть, в момент, когда их нужно применить снова;
  • внедрять в практику.

4. Тайм-менеджмента не хватает еще одной группе участников (6%).

5. Сложности управления знаниями из-за информационной перегрузки отмечают еще 6% респондентов.

Некоторые отметили еще более системные вопросы – «извлечение знаний и управление ими», «полное отсутствие интереса и готовности инвестиций у собственников, менеджеров и сотрудников».

Зачем управлять своими профессиональными знаниями?

Действительно, зачем что-то менять, инвестировать свое время, если нас и тут неплохо кормят?

Тема на стыке управления личными и корпоративными знаниями. Она более конкретная, узкая и понятная. Профессиональными знаниями легче управлять, потому что проще сформулировать цель:

  • «Что я должен знать и уметь на этой должности»?
  • «Что я должен знать и уметь, чтобы стать максимально эффективным»?
  • «Что еще мне нужно знать и уметь для карьерного роста и повышения рыночной стоимости»?

С другой стороны, многие считают ее прерогативой компании, в которой профессионал работает. Такой подход сокращает возможности самостоятельного и ответственного развития в профессии.

Управление профзнаниями дает каждому профессионалу по меньшей семь преимуществ и выгод:

  1. Анализируя компетенции управления профессиональными знаниями, мы лучше понимаем свои сильные стороны и зоны для развития. На сильные стороны можем опираться.
  2. Сравнивая важность и статусы развития компетенций легко определяем приоритеты для развития. Наглядно видим новые возможности для роста в профессии, о которых не знали раньше.
  3. Управлять профзнаниями безусловно важно для команды и компании, даже когда в них нет традиций менеджмента знаний. Например, при получении новых грейдов: «Что мне нужно знать и уметь, чтобы перейти на следующую ступеньку»?
  4. Цели обмена знаниями в компании становятся более понятными. Карьерный рост сотрудников легче спланировать, он более прозрачный. Особенно, когда речь о кадровом резерве.
  5. То же относится к получению новой работы. Важно детально узнать требования, действовать последовательно и результат будет получен с большей долей вероятности.
  6. Поможет оценить свои опыт, умения, знания, чтобы изменить специальность. «Что я уже знаю и умею, какой прошлый опыт будет полезен в новых условиях»?
  7. Особенно ценно, когда есть «проект мечты». Мы ясно видим свои достижения и полезный опыт. «Что я уже умею, какой опыт, контакты, способы решения задач помогут мне, например, открыть рекреационный центр на Волге?»

Мы визуализируем и лучше понимаем свой потенциал. Сила управления профессиональными знаниями в осознанном движении вперед, поэтому управляем ими для получения новых возможностей и роста.

Инфографика в тексте: материалы Марии Мариничевой

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

чтобы выполнять работу на самом высоком уровне

А разве это нужно? А если это снижает эффективность и результативность? А если ситуация столь сложна, что выбор самого высокого уровня займет слишком много времени? А как же толерантность к ошибкам?

Руководитель, Москва

Получение знаний. Я знаю, какие информация и знания мне нужны

Эм.. Чем в данном контексте отличаются знания и информация? Мне казалось, что раз информация отразилась в моем сознании то она уже стала занием...

Руководитель, Москва

оцениваю уровень и качество

Ммм... А разве уровень - не частный случай качества?

Руководитель, Москва

Развитие знаний. 

а предыдущие пункты, разве не являются развитием знаний? Что есть в этом пункте, чего нет в предыдущем?

Руководитель, Москва

Систематизация и организация своих знаний наиболее трудны – так считают 35% участников исследования

Видимо, потому что нет фундаментальной общенаучной и философской подготовки. А курс философии является частью высшего образования...  Видимо или его игнорировали, либо он преподается недостаточно хорошо... 

Руководитель, Москва
Максим Часовиков пишет:

чтобы выполнять работу на самом высоком уровне

А разве это нужно? А если это снижает эффективность и результативность? А если ситуация столь сложна, что выбор самого высокого уровня займет слишком много времени? А как же толерантность к ошибкам?

Максим, не поняла ваш комментарий. Про что спрашиваете? Про сочетание "самый высокий уровень"? Каждый профессионал хочет выполнять свою работу на самом высоком - из возможных на настоящий момент - уровне. Этим он отличается от других людей. Профессионалу трудно выполнять свою работу на каком-то другом уровне))) Он хочет на самом высоком. Менеджмент знаний, три его направления, направлен на то, чтобы получать максимальные результаты. 

 

Руководитель, Москва
  • «Что я должен знать и уметь, чтобы стать максимально эффективным»?

Ох уж эти ценности "оранжевой" орагнизации... Стремление за успехом, за теми ценностями, которые придумали западные маркетологи лет 50 назад... 

Руководитель, Москва
Максим Часовиков пишет:

Систематизация и организация своих знаний наиболее трудны – так считают 35% участников исследования

Видимо, потому что нет фундаментальной общенаучной и философской подготовки. А курс философии является частью высшего образования...  Видимо или его игнорировали, либо он преподается недостаточно хорошо... 

Похоже, снова не о том)) Фундаментальная подготовка при чем? Тем более философская... Речь о структуризации, создании системы, когда каждый из нас, профессионалов, может быстро найти как информацию, так и знания - в голове ли, на ноутбуке ли. Во многом этому помогают целый ряд сервисов и инструментов (типа Evernote). Почему этот результат вызывает такое удивление?

Руководитель, Москва
Максим Часовиков пишет:

Получение знаний. Я знаю, какие информация и знания мне нужны

Эм.. Чем в данном контексте отличаются знания и информация? Мне казалось, что раз информация отразилась в моем сознании то она уже стала занием...

Вот вы задумали новый проект. Например, решили открыть ресторан, ну вдруг. Если вы сможете детально проанализировать свой опыт, таланты. способности, знания, умения, контакты, способы решения задач. личностные особенности и паттерны - то вам будет понятно, чему нужно научиться, что почитать, какие способности и софт скиллз развить, чтобы такой проект начать. Для этого есть техники, которые помогут понять и активизировать свои потенциальные возможности. Например.

Руководитель, Москва
Мария Мариничева пишет:
Максим Часовиков пишет:

чтобы выполнять работу на самом высоком уровне

А разве это нужно? А если это снижает эффективность и результативность? А если ситуация столь сложна, что выбор самого высокого уровня займет слишком много времени? А как же толерантность к ошибкам?

Максим, не поняла ваш комментарий. Про что спрашиваете? Про сочетание "самый высокий уровень"? Каждый профессионал хочет выполнять свою работу на самом высоком - из возможных на настоящий момент - уровне. Этим он отличается от других людей. Профессионалу трудно выполнять свою работу на каком-то другом уровне))) Он хочет на самом высоком. Менеджмент знаний, три его направления, направлен на то, чтобы получать максимальные результаты. 

 

1. Увеличение качества на 5% зачастую приводит к 50% росту усилий
2. Повысить уровень работы можно, но часто требует очень большого использования ресурсов
3. Часто бывает, что выбрать наилучший способ решения - не возможно ввиду нехватки информации. Приходится выбирать просто подходящий. И его можно улучшить потом
4. Кеневин говорит, (и я с ним полностью согласен) что лучший способ возможен только в очень простых ситуациях, где мы можем предвидить все последтсвия и взаимодействия элементов системы. 

В качестве иллюстрации = Вам нужно проехать в пробочное время из одного конца Москы в другой. Критерий - время в пути. Вы управляете машиной, то есть выбираете скоростью и направлением. Вы скорее всего поедите так, как поедите, и таки ее проедите. Но при этом, уже потом, можно будет сказать, что в этой ситуации можно было бы улучшить что бы проехать на минуту быстрее - например, где-то выехав на полосу общественного транспорта, где-то чуть ускорившись, что бы проскачить на светофор и т.д. Это лучше, но и выбранный вами путь скорее будет вполне хороший. На четверку. А не на пять с плюсом. И не нужны тут максимальные результаты. Хотя максимальный результат и максимальная эффективность - это сильно не одно и тоже. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Госдума приняла закон о кредитных каникулах для мобилизованным россиян

Кредитные каникулы распространяются и на членов семей военнослужащих.

Опубликован рейтинг «Топ-1000 лучших российских менеджеров»

В рейтинг этого года попали «новые» номинации: директор по развитию, директор по связям с инвесторами, директор по закупкам и директор по цифровой трансформации.

В 2023 году маткапитал вырастет до 589,5 тыс. рублей на первого ребенка

На второго ребенка – 779 тыс. рублей.

Названы регионы России с самой высокой и низкой зарплатой

По сравнению с июнем прошлого года средняя зарплата в стране выросла почти на 8 тысяч рублей.