5 способов отнять власть над своими решениями у чувств

Миф о том, что на работе нет чувств, абсолютно не соответствует реальности. На самом деле человек не может прожить без чувств и минуты. Как невозможно какое-то время не дышать или не переваривать еду — так невозможно и «не чувствовать». Можно только скрывать, подавлять, вытеснять чувства. Мы можем их не осознавать, загонять их вглубь, не сверяться с ними — но они есть, и они мстят нам, если мы не умеем с ними обращаться.

Откуда взялась идея о том, что такой огромный фактор как человеческие отношения, можно просто взять и «запихать себе в…»? Откуда вообще взялась идея о беспристрастии на работе?

Эта идея родилась и обрела популярность в индустриальную эпоху. Заводы и машины усовершенствовались, стали эффективными. Тогда идея об эффективности стала распространяться и на людей, которые с ними работают. Люди казались дополениями к машине, и чтобы быть хорошими функциями, они должны были максимально «механизироваться». Рабочего надо сделать эффективным винтиком. Менеджера — эффективным управляющим. Организация труда и управления — вроде инженерии.

А что такого мог в ту пору человек, чего машина не могла? Конечно, думать, анализировать. Эта функция и казалась самой ценной.

Теперь времена изменились, и мы видим другую картину. Маркетинг намного сильнее производства и финансов. Искусственный интеллект сильнее человеческого разума. Единственное, чего не может машина в наше время — это soft skills: сотрудничество, интуиция; все, что основано на эмоциях.

Точно так же изменилось и понятие рабочей эффективности. В 1950-60 годах можно было «засунуть чувства себе в…» и «думать только о деле». Правда, это все равно никогда полностью не получалось, но и такого уж большого вреда от этого не было. По клеточкам тетрадки думали все бизнесы.

Теперь те, кто «засовывают» чувства, — проигрывают тем, кто их использует. Тот, кто думает по клеточкам, проигрывает тем, кто может думать по диагонали, криволинейно, над плоскостью бумаги.

1. Отреагировать и не застрять

Животное может выразить агрессию сразу и непосредственно, а человеку приходится накапливать и конвертировать эмоции. Это сложная работа, которой невозможно избежать, так как мы — животные социальные, цивилизованные. Но не стоит еще сильнее усложнять дело. С отреагированием чувств не стоит долго ждать. Когда мы тратим слишком много времени на то, чтобы держать чувства в себе, они накладываются друг на друга слой за слоем. Так копится утомление. Застрявшие чувства — это не только наша гипертония, но и наша эффективность.

Стоит снизить свой ценз отреагирования чувства и подумать, как можно его быстро переупаковать. Быстро пошутить, скорчить рожу зеркалу, сделать фигу в кармане, яростно выругаться в туалете (шепотом) — все это необходимая гигиена офисных чувств.

2. Конфликтовать плодотворно

Если чуть меньше бояться поссориться и высказать несогласие, оно не будет накапливаться, а конфликты станут более плодотворными. Стоит привыкнуть к умеренным дозам выраженной агрессии на работе. Скрытая агрессия хуже тем, что в каждый текущий конфликт просачиваются поводы из прошлых конфликтов и утяжеляют конфликт текущий. Люди, которые «не додрались» в прошлый раз, инстинктивно избегают драться и в этот раз, потому что понимают, что у них уже накопился друг на друга здоровый «зуб».

Наоборот, плодотворный конфликт — это конфликт только про здесь и сейчас. Открытый. Конечно, он должен быть цивилизованным, но и высказывать все лучше ясно. Именно если не бояться конфликтовать резко и открыто — парадоксальным образом приходишь к nothing personal only business. Потому что все персональное давно ясно, никаких личных обид не копится — территория поделена, границы установлены, и можно посвятить сегодняшний раунд исключительно обсуждению текущих дел. Когда мы всегда можем эмоционально сказать коллеге «это просто смешно», «это бред», «это супер», честно признаться ему «я не могу разобраться», «что-то слишком мудрено», «у тебя круче» — конфликты перестают быть чем-то страшным, таким, чего надо избегать.

Когда мы конфликтуем открыто, мы больше не держим в уме необходимость поддерживать статус. Рабочий вопрос не становится поводом кого-то унизить или возвыситься самому.

3. Устанавливать границы

Когда мы функции и не пользуемся чувствами, мы воспринимаем свое положение на работе исключительно через иерархию, статус. Кто кого? Кто выше? Кто ниже? Кто круче?

На самом деле у каждого из нас намного больше мест и характеристик, чем «верх» и «низ». С чувствами устанавливать границы мы можем надежнее и безопаснее, а сам процесс делается менее тревожным и конкурентным.

Мы дифференцируем не только «опасность» и «пользу» от конкретного человека, но и такие ранее необязательные параметры, как общительность, скорость мышления, доброжелательность, склонность прийти на помощь, свою необъяснимую симпатию к нему.

Мы лучше устраиваемся в своих границах и впускаем туда людей теперь по своему желанию, а если не желаем — спокойно храним их от посягательств. Мы чувствуем себя в большей безопасности и не вынуждены тратить энергию на защиту.

4. Принимать решения

Когда-то человек принимал решения без контроля сознания, сразу после получения импульса. Так как обстановка вокруг сильно изменилась, «импульсивность» стала нередко восприниматься чем-то вроде недостатка. «Не принимайте решения на эмоциях» — общее место, с которым, казалось бы, не поспоришь.

Как все общие места, оно уязвимо. Иногда принимать решения можно и нужно именно на эмоциях. Или, по крайней мере, учитывать их как важнейший фактор.

«Прислушайся к себе» — другое общее место, которое противоречит первому, а по сути значит то же самое.

Наши импульсы берутся не с потолка. Они сигнализируют о важных вещах. Мы почувствовали смутную опасность, еще не зная, почему — и отпрыгнули. Если бы начали анализировать и рационализировать, то попали бы под грузовик, который решил проехать на красный.

Так бывает и на работе. Инвестиции, переговоры, рабочие обсуждения, выбор формулировок, принятие решений в условиях неопределенности — более эффективно, если мы учитываем наши до-сознательные, нерациональные импульсы. Иногда задним числом приходит и рациональное понимание — но если бы мы его дожидались, то опоздали бы. Время на анализ и необходимые данные для него доступны не всегда.

5. Не закисать

Работник продал свое время, но он не может превратиться в рабочую функцию. Чувства надо обязательно конвертировать, иначе «работа» и «жизнь» становятся противоположными понятиями.

Вопрос ведь не только в том, чтобы люди были мотивированы, но и в том, чтобы им было куда «принести» свои чувства. В каждом офисе есть корзинка для мусора. Она не порочит офис. Точно так же — должна быть возможность отреагировать чувства. Высказаться, выговориться, сказать хотя бы самому себе, как тебя раздражает коллега. Невозможно быть на 100% «сдержанным и позитивным» — нужно целенаправленно снимать свое раздражение, понимать, зачем и почему я обиделся или разозлился.

Вот тогда чувства на работе перестанут бурлить, как в скороварке, и становиться хозяевами наших решений.

Комментарии
Консультант, Москва

Очень интересная статья - познавательная и увлекательная. Взяла себе в "копилку".

"Стоит снизить свой ценз отреагирования чувства и подумать, как можно его быстро переупаковать. Быстро пошутить, скорчить рожу зеркалу, сделать фигу в кармане, яростно выругаться в туалете (шепотом) — все это необходимая гигиена офисных чувств" - замечательная мысль.

Насчет выругатся -  знакома с одной бизнес - леди, она начинала торговать продуктами питания  на рынке в палатке, потом  открыла маленький магазинчик и для снтия стресса и уменьшения  перекуров своих продавцов, которые часто переругивались с покупателями, и между собой,  иногда употребляя довольно "взрослые"  выражения (время такое было массово нервное!), установила магнитофон и разрешила своим продавцам ругаться в него,  не стесняясь в выражениях, и даже установила небольшую премию за самое виртуозное ругательство.  Прослушивание записи после работы имело мощный эффект разрядки и катарсиса- продавцы стали более вежливыми с покупателями и  продажи пошли вверх!   

Консультант, Москва

Написаное без учёта индивидуальности - "средняя температура по палате".

Специалист, Архангельск

В статье речь идёт не о чувствах. Об эмоциях. 

Консультант, Москва

Если  говорить о терминах - то чувство это эмоция + понятие. Чтобы из эмоций возникло чувство, как более высокая фома  эмоционального реагирования, человеку необходимо  имень понятие о предмете, к которому это чувство возникает. К примеру чувство любви к Родине вклячает в сябя само понятие - Родина. Если такого понимания  у человека нет, то эмоция тоски по родным честам - это просто ностальгия.

Эмоции есть и у животных, чувств у них нет, так как нет осознанного определения предмета к которому они испытывают  эмоции - гнев, злость, осторожность, страх  - эти эмоции  активируют  у животных  инстикты и безусловные рефлексы.

Понятийный компанент чувств превращает  эмоции в отношения. То есть отношения в том числе и рабочие стоятся на чувствах, потому как человек способен осознавать на какой предмент направлены его эмоции и имеет в этношении этого предмета определенные понятия.К примеру - сотрудик слева - токсичный человек или энергетический вампир, значит осторожность как эмоция по отношению к подобному сотруднику - есть уже не обезличенная эмоция, а чувство которое  формирует отношение к подобному сотруднику.

Президент, председатель правления, Украина
Евгений Кожин пишет:

В статье речь идёт не о чувствах. Об эмоциях. 

и следовательно... ?

Интересное замечание. Посыл ясен. Не ясен вывод.

Консультант, Москва

Спасибо, Леонид. Очень порадовала Ваша статья. Мне бы очень хотелось, чтобы как можно больше людей имели бы способность к саморефлексии и достаточный уровень чувствительности к себе, чтобы применять в жизни данные рекомендации. 

Хотя, к сожалению, я наблюдаю еще много приверженцев идеи превращения человека в машину, подобные статьи дают мне понять, что люди бизнеса начинают возвращать человечность себе и другим. 

Консультант, Москва
Наталья Котельникова пишет:
Хотя, к сожалению, я наблюдаю еще много приверженцев идеи превращения человека в машину, подобные статьи дают мне понять, что люди бизнеса начинают возвращать человечность себе и другим. 

Стоит отметить, что когда "люди бизнеса" делают крутой поворот в своих  установках и методах ведения бизнес - процессов, то чаще всего это является результатом не рефлексии, а  скорее всего давлением  со стороны  сотрудников, которые  не хотят быть ни роботами, ни придатками машин, и начинают "требовать" человечного к себе отношения.

То есть время использования сотрудников как "расходный материал" безвозвратно уходит, медленно, трудно, с издержками, но уходит. Наступает эра  - "сотрудники как человеческий ресурс"  бизнес -  корпораций, к которому нужно относиться так же как ко всякому  другому ресурсу, имеющему отношение к получению  прибыли  компании  и  её эффективному развитию.  

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Где качество ???
Михаил Лурье
Нужно заметить, что советские заводы смогли эвакуировать за тысячи километров и в кратчайшие сро...
Все дискуссии