Не наш человек: почему компании отказывают сильным кандидатам

Развитая корпоративная культура помогает собирать команды мечты, она повышает удовлетворенность сотрудников работодателем и их эффективность. С другой стороны, она же может стать барьером на пути квалифицированных кадров при их трудоустройстве в компанию. Почему? Разберем типичные примеры отказов из-за несоответствия кандидатов корпоративной культуре компании.

Несоответствие корпоративной культуре — одна из самых частых причин, по которой работодатели отказывают кандидатам после личных встреч. Поверить в это сложно: многие подозревают, что за такой формулировкой работодатель прячет неприглядные и незаконные отказы из-за пола, возраста или внешности. Но, по данным недавнего опроса hh.ru, отказы по возрасту занимают не более 5%, на отказы по полу и национальности приходится еще 0,5%, а отказы по внешности и вовсе не входят в ТОП-10. По опыту могу сказать, что минимум половина из этих 5,5% также имеют прямое отношение к корпоративной культуре. Поэтому реальный процент немотивированных и дискриминирующих отказов составляет не более 2-3% всех случаев, а в последние годы имеет тенденцию к снижению.

У работодателя действительно есть веские причины не брать в штат специалиста, не соответствующего ценностям и модели поведения, принятым в организации. Рассмотрим несколько распространенных сценариев. 

Дискриминация или организационные особенности? 

Пенсионный возраст увеличен, татуировки и бодипозитив становятся частью повседневной жизни, а удаленная работа отменяет дресс-код – даже офисная мода становится свободнее. Тем не менее отказы по возрасту, полу или внешности все еще нередки. В каких случаях отказ из-за несоответствия корпоративной культуре может восприниматься как дискриминационный? 

Пример первый. Средний возраст сотрудников компании А равен 25 годам. Компания небольшая, вся корпоративная культура построена на интересах этой возрастной категории. Внезапные скрам-митинги на интересную тему могут затянуться до полуночи, зато утром можно прийти попозже. В соцпакет входит очень простенькая ДМС, зато есть скидки на картинг, прыжки с парашютом и т. д. Компания тратит немало средств на тимбилдинг: каждые полгода всей командой летают в Европу на тренинги.  

На позицию менеджера собеседуется сотрудник 50+. Отвечая на вопросы HR, он сообщает, что главное для него — стабильность, понятная вертикаль управления и отсутствие переработок, а его хобби — чтение книг тихими вечерами и пешие прогулки по городу. К путешествиям он не расположен, так как боится летать. В компании с вышеописанной корпоративной культурой этому кандидату откажут, и, вероятно, он воспримет это как отказ по возрасту.

На самом деле, если его возьмут, он будет чувствовать себя неуютно, так как все активности проходят мимо него, а его основные потребности не удовлетворяются. Будем честны: если бы компания обращала внимание на возраст, ему, скорее всего, отказали бы еще на этапе рассмотрения резюме. При этом подобные отказы чаще случаются в небольших компаниях, так как в крупных корпорациях предусмотрены мероприятия и активности для разных поколений. 

Пример второй. Успешный специалист по продажам в компании, торгующей спортивными товарами, претендует на позицию руководителя. Недавно в компании провели «переоценку ценностей»: теперь в KPI каждого руководителя входит задача вовлекать 90% подчиненных в занятия кросс-фитом и бегом. Наш герой бегать не любит, а лишний вес никогда не мешал ему выполнять личный план продаж. После ассессмента ему отказывают в позиции руководителя, предлагая позицию старшего продавца и оплату абонемента в спортзал.

На собеседовании в другую компанию он рассказывает о причине ухода из предыдущей: «Я не буду работать в компании, которая считает меня толстым, это нарушение моих прав». Как вы думаете, это был отказ по внешности? Если сотрудник нанимался бы «с улицы» в эту компанию уже после того, как ее корпоративная культура уже изменилась в сторону большей «спортивности», приняли бы его в команду? 

Неподходящая вертикаль  

Предположим, что есть кандидат с опытом, соответствующим открытой вакансии. Для данного примера его конкретная специализация не важна. Работодатель — компания N — успешен на рынке, у него хорошая репутация, конкурентная зарплата и социальный пакет. В компании с годами сложилась сложная иерархическая структура, в которой любое предложение необходимо вносить письменно, и передавать своему непосредственному руководителю, который после рассмотрения направит его своему начальнику и далее по цепочке с четкими сроками рассмотрения и без гарантированной обратной связи. 

Наш кандидат по психотипу проактивный, ему важно продвигать свои идеи и иметь возможность участвовать в их реализации. Что будет, если компания N возьмет его на работу? Будет конфликт интересов: кандидат, скорее всего, попытается изменить принятую в компании модель работы, у него это не получится, он перегорит и либо уйдет, а отделу HR снова придется искать человека, либо будет малоэффективным. HR’ам компании N проще и экономически целесообразнее отказать такому кандидату, хотя формально он вполне удовлетворяет требованиям.   

Люди или цифры? 

Компания Y работает в сфере розничной торговли. Ее главная ценность — люди. Работодатель уверен, что достичь результата можно только путем организации командной деятельности. В компании делают акцент на развитии сотрудников, на их комфорте и добиваются поставленных целей через лояльность и мотивацию команды.   

На вакансию в компании Y откликаются два соискателя. Оба были успешны на предыдущих местах работы и обладают всеми необходимыми hard skills.   

Первый — увлеченный командный игрок, он всегда в торговом зале, готов прийти на помощь, умеет делегировать. Он обсуждает планы с командой, учитывает мнение коллег. Второй убежден, что в продажах можно достичь цели только путем создания жесткой конкуренции между сотрудниками. Он любит цифры, большую часть времени проводит в кабинете, сравнивая показатели и строя планы.  

Второму соискателю компания Y откажет: ведь ему придется потратить время, чтобы научиться совершенно по-другому взаимодействовать с командой. И еще не факт, что он с этим справится. 

Дьявол в деталях 

Совсем свежий пример, который ярко иллюстрирует, как важно, чтобы кандидат понимал и разделял ценности компании. Опытный менеджер собеседовался в крупную компанию, в ценности которой входит забота об окружающей среде. В офисе компании установлены контейнеры для раздельного сбора отходов. На выходе после успешного собеседования кандидат выбросил пластиковую бутылку из-под воды в урну для неперерабатываемых отходов. Он сделал это не нарочно, автоматически, но для компании это стало показателем, что соискатель не задумывается о своем воздействии на экологию, и ему отказали в пользу кандидата со схожими компетенциями, но с более подходящими ценностями.  

Рекомендации 

Компании, которые ведут конкурентную борьбу за лучших сотрудников рынка, понимают, что им выгоднее искать людей, которые соответствуют не только формальной части вакансии, но и разделяют ценности бренда. Для этого работодатели стараются рассказывать о своей компании, ее миссии и корпоративной культуре.  

Соискателям в сложившейся ситуации нужно принять, что «насильно мил не будешь» и не всегда стоит перекраивать свои ценности и принципы работы под неподходящую корпоративную культуру. Стоит искать компании, ценности которых вы разделяете.  

Так что же делать кандидату, если ему интересна вакансия, но он еще не знает о корпоративной культуре компании и ее ценностях?  

1. Внимательно ознакомьтесь с текстом вакансии. Если, помимо требований к квалификации и навыкам, в нем есть блок с пожеланиями в отношении личностных качеств, обратите на него внимание. Это не менее важно, чем hard skills. Внесите правки в свою самопрезентацию и сделайте акценты на необходимых качествах. Продумайте кейсы из практики, которые подтверждают их наличие, и включите их в самопрезентацию – не ждите, что эту информацию из вас будет вытягивать эйчар.  

2. Обязательно зайдите на сайт и в социальные сети компании. Прочитайте, а лучше посмотрите видео с интервью генерального директора, подумайте, близки ли вам его слова. Почитайте посты, обратите внимание, каким языком они написаны, какие ценности транслируют. Скорее всего, это не полностью прояснит ситуацию, но как минимум поможет подготовиться к собеседованию. Изучите профили генерального директора в социальных сетях и сопоставьте информацию из них с тем, как он позиционирует себя на официальном сайте компании.

Помните о деталях: если компания отчитывается о проведенных субботниках и в целом ратует за экологию, лучше не приносить на встречу кофе из кофейни в одноразовом стаканчике. А вот если придете со своей кружкой, будете выглядеть как человек, который заботится о природе.  

3. Не стесняйтесь расспрашивать эйчара или линейного руководителя о ценностях компании и организации процессов — они с радостью расскажут, как обстоят дела. Внимательно слушайте ответы и сопоставляйте их со своими пожеланиями. Корпоративная культура и HR-бренд существуют для того, чтобы сделать работу сотрудников в компании максимально комфортной и интересной.  

Чем выше предполагаемая позиция, тем важнее нетворкинг и тем больше возможностей его задействовать. Если вам интересна работа в компании, познакомьтесь с ее представителями на отраслевых мероприятиях или через общих знакомых. Скорее всего, вы без труда найдете сотрудника, который уже ушел из компании и будет готов поделиться мнением о работе в ней. Впрочем, нужно помнить, что и положительные, и в особенности отрицательные отзывы все же субъективны. 

И самое главное, не бойтесь не соответствовать, ищите именно то, что подходит именно вам.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Партнер, Москва

В целом статья понравилась. Но очень обтекаемые формулировки. Эта эйчаровская политкорректность меня всегда раздражала. Нужно писать не "не бойтесь несоответствовать" а "посылайте подальше тех, кто за кофе с печеньками и скидки на картинг хочет получить ваши знания и опыт почти бесплатно". Лучшие специалисты сами выбирают на кого и на каких условиях работать. В одной компании, где я настраивал работу сервиса, было 15 техников на окладе. Но на запуск некоторых моделей станков все равно привлекали фрилансеров и платили им по 5000 евро за 10 дней работы. Своих учить было дольше и дороже. А еще они потом могут уйти к конкурентам)). Я сам тоже уже давно перестал играть в эти корпоративные игры и стараюсь выбирать клиентов, с которыми мне комфортно работать. Как и многие другие знакомые мне специалисты.

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Средний возраст сотрудников компании А равен 25 годам. Компания небольшая, вся корпоративная культура построена на интересах этой возрастной категории. Внезапные скрам-митинги на интересную тему могут затянуться до полуночи, зато утром можно прийти попозже.

А вот эти внезапные скрам-митинги это работа или нет? Может работник придет утром, ознакомится с протоколом этого скрам-митинга и начнет свою работу.

А если у кого-то из этих молодых сотрудников появятся дети, и они не смогут задерживаться до полуночи, то они должны будут уволиться?

Генеральный директор, Москва

По KPI можно легко определить адекватность компании, если в KPI стоит привлекать 90% своих сотрудников к кроссфиту и бегу и т. п. вещи, нужно бежать из такой компании, она точно не про бизнес, а про подчинение людей, а значит никакой эффективности там быть не может, важно быть как все. В общем типичный совок, теперь в новом облике.

И вообще, странно говорить о ценностях когда говориться о походах в горы, это не ценности, это хобби.

Ну, а последний пример (про стаканчик не в той урне) вообще восторг, это типичное действие некомпетентных HR, что смотрят на мелочи, а не на суть. Жаль, что весь бизнес потом будет платить за эту некомпетентность, хотя такие HR, это и есть показатель уровня бизнеса. 

IT-менеджер, Красноярск

Меня, как менеджера проектов, прежде всего, заинтересовал такой термин в статье, как "скрам митинг до полуночи". Это какая же техника используется, столь нерачительная ко времени? Скажу даже больше, холостой или женатый, с дитями или без, я бы прочь бежал от такого непрофессионального коллектива, бездарно разбазаривающего самый ценный ресурс. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Михаил Боднарук пишет:
если в KPI стоит привлекать 90% своих сотрудников к кроссфиту и бегу и т. п. вещи, нужно бежать из такой компании, она точно не про бизнес, а про подчинение людей,

была в 90-е такая контора по торговле джинсами - легио. её хозяин всех с утра заставлял бегать кроссы. а неуспешных (видимо не в кроссах а вчём то еще) - лично колотил

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Статья хороша тем. что всё чётко разложила по полочкам. В таком мире теперь все живут, милости просим

 

Директор по логистике, Москва

Хорошая статья. И проблема затротуна действительно насущная. Многие считают, что корпоративная культура - так выдумки. Но на самом деле, от того насколько новый сотрудник гармонично вольется в коллектив будет зависить и его собсвенная карьера и успех коллектива и компании в конечном итоге, если сотрудник берется на ключевую должность. Рыба привыкшая жить в пресной воде не сможет жить в морской соленой. Так и специалист не сможет быть эффективным в корпоративной среде, которая ему чужда. 

Но к сожалению понять корпоративную культуру и миссию компании не вегда удается из открытых источников и корпоративных сайтов. А вот вопросы об этом даже на телефонном интервью обязательно стоит задать и после анализа ответов хорошенько подумать, а стоит ли продолжать дальше тратить свое время, какой бы привлекательной не была вакансия.

Начальник участка, Волгоград

Щедра земля русская дураками. Причем на всех уровнях начиная от исполнителей до высшего менеджмента они богато представлены. На этом портале мы многократно обсуждали попытки найти канарейку за копейку, что бы пела, но не ела. Или собрать команду голодных и лично преданных продажников. Или привезти с узбекских полей специалистов и поставить их обслуживать технические объекты в сотни миллионов рублей.
Жадность, глупость и неумение работать с людьми разрушат еще не один бизнес. И все это прикрывается модными словами: вовлеченность, готовность к любым вызовам, мотивированнасть и пр. 

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Марат Бисенгалиев пишет:
была в 90-е такая контора по торговле джинсами - легио. её хозяин всех с утра заставлял бегать кроссы. а неуспешных (видимо не в кроссах а вчём то еще) - лично колотил

))) я там работал. Бегали. Но, не колотил. Лично не видел. 

Генеральный директор, Москва

Пример первый. Средний возраст сотрудников компании А равен 25 годам. Компания небольшая, вся корпоративная культура построена на интересах этой возрастной категории. Внезапные скрам-митинги на интересную тему могут затянуться до полуночи, зато утром можно прийти попозже. В соцпакет входит очень простенькая ДМС, зато есть скидки на картинг, прыжки с парашютом и т. д. Компания тратит немало средств на тимбилдинг: каждые полгода всей командой летают в Европу на тренинги.  

На позицию менеджера собеседуется сотрудник 50+. Отвечая на вопросы HR, он сообщает, что главное для него — стабильность, понятная вертикаль управления и отсутствие переработок, а его хобби — чтение книг тихими вечерами и пешие прогулки по городу. К путешествиям он не расположен, так как боится летать. В компании с вышеописанной корпоративной культурой этому кандидату откажут, и, вероятно, он воспримет это как отказ по возрасту.

На самом деле, если его возьмут, он будет чувствовать себя неуютно, так как все активности проходят мимо него, а его основные потребности не удовлетворяются. Будем честны: если бы компания обращала внимание на возраст, ему, скорее всего, отказали бы еще на этапе рассмотрения резюме. При этом подобные отказы чаще случаются в небольших компаниях, так как в крупных корпорациях предусмотрены мероприятия и активности для разных поколений. 

На мой взгляд, тут действительно совсем все мимо у соискателя и компании.

Было бы интереснее, если бы автор привела бы другие примеры (наверняка кандидаты были и другие). Например соискатель тоже 50+, но который очень любит путешествовать и летать на самолетах )))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на менеджеров по продажам вырос в полтора раза

Сильнее всего спрос на sales-менеджеров вырос в компаниях из IT-отрасли – сразу на 84% к прошлому году. 

В Петербурге с 1 ноября введут QR-коды для посещения мероприятий

А работников старше 60 лет отправят на удаленку.

Сколько россиян мечтают стать начальниками

Большинство опрошенных хотят быть боссами из-за более высокой зарплаты.

Две трети сотрудников не готовы к сокращению зарплат ради работы на удаленке

Подавляющее большинство сотрудников не готовы к сокращению заработных плат в случае релокации.