Как не «сломаться» после потери работы

Внезапная потеря работы – сильный стресс для большинства людей. Когда за несколько дней или недель объявляют об увольнении, то многие испытывают ощущение, что жизнь «рухнула». И это понятно. В одночасье кардинально меняются:

  • Финансовое положение.
  • Социальный статус.
  • Привычный уклад жизни.
  • Краткосрочные и долгосрочные планы.

В первый момент, после получения известия о своем увольнении, у человека, как правило, появляются чувства смятения и паники. Адреналин в крови начинает зашкаливать. В голове лихорадочно начинают метаться вопросы:

  • Да как же так?
  • Почему я?
  • Что же мне делать?
  • Что я скажу дома?

Затем обычно накатывает вторая волна чувств – злость. На уволившего тебя руководителя, на экономическое положение в стране, иногда даже на себя, если поводом для увольнения стал какой-то твой проступок.

В этот момент очень важно не пытаться снять стресс большим количеством алкоголя или вымещением своих отрицательных эмоций на окружающих. Лучше наоборот попытаться эмоционально расслабиться, пройдясь в одиночестве по скверу или парку, «провентилировав» свою голову, а затем вечером попробовать выговориться с женой или друзьями.

Нужно обязательно постараться успокоиться и просто сказать себе:

  • Это уже случилось.
  • Увольнение уже стало данностью и с этим фактом надо просто смириться.
  • Этот период в моей трудовой биографии закончился.
  • У меня просто начинается новый жизненный этап.

Отнеситесь к этому событию, как к подарку судьбы, которая предоставила шанс что-то изменить в своей жизни. Пусть вашим девизом будет выражение: «Что ни делается, все к лучшему». Это позволит легче обрести душевное равновесие и спокойствие.

Поиск работы – сильный мотиватор для саморазвития

Постарайтесь увидеть в факте увольнения положительные стороны. А их может оказаться немало. Ведь вы получаете возможность:

  • Сменить компанию и коллектив.
  • Сменить сферу деятельности.
  • Заняться самообразованием и улучшением своей внешней и внутренней экспертности, что в свою очередь может повысить привлекательность на рынке труда.
  • Осознать свою готовность стать предпринимателем и начать свое дело.

После увольнения очень важна эмоциональная помощь родственников и друзей. Но ни в коем случае это не должно выражаться в жалости к вам. Эта поддержка, в такой сложный момент, должна стать не солью, разъедающей душевную рану, а наоборот – лечебной мазью, залечивающей психологические травмы и одновременно тонизирующим напитком, побуждающим вас на новые свершения. Именно в этой моральной поддержке вы должны черпать силы и энергию для достижения своих целей и решения поставленных перед собой задач.

Не забывайте, что и вы сами должны быть для них образцом целеустремленности и непрекращающейся деятельности. Помните, что ничего так не убивает желание окружающих помогать и поддерживать человека, как его личная бездеятельность и апатия.

Если у родственников или друзей есть возможность помочь вам с поиском работы, то это очень хорошо. В это непростое время не помещает любая помощь. Но всегда помните непреложное правило: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Поэтому, четко осознав, в каком направлении нужно двигаться, вы должны сами составить план поиска нового места работы.

План поиска новой работы

1. Определите для себя временные рамки на выполнение своего плана – 2-3 месяца. Это позволит легче перенести возможные отказы в первое время. Если же удастся найти работу раньше, то это будет для вас приятным эмоциональным бонусом.

2. Не давайте себе расслабиться. Старайтесь по максимуму использовать появившееся свободное время. Спортзал и курсы повышения квалификации помогут в этом.

3. Пройдите медицинское обследование, на которое, возможно, не хватало времени раньше. Возьмите на себя дополнительные обязанности по дому и заботы о маленьких детях, если они у вас есть. Главное – быть постоянно в движении и заботах, которые не позволят «закиснуть».

4. Тщательно подойдите к изучению имеющихся вакансий, составлению своего резюме и подготовке к собеседованию. Изучите рекомендации специалистов на профильных сайтах или, если есть возможность, обратитесь к карьерному консультанту.

Помните, что расхожее выражение: «Сильным подготовка не нужна, а слабым подготовка не поможет» погубило множество карьер. Так что перефразирую слова В.И. Ленина: «Подготовка, подготовка и еще раз подготовка».

Тщательная подготовка к каждому собеседованию позволит «убить сразу двух зайцев». С одной стороны, вы на каждом собеседовании будете чувствовать себя уверенно, а с другой стороны, это позволит постоянно держать себя в тонусе, как физически, так и интеллектуально. Помните, что работодатель хочет видеть на собеседовании энергичного и заряженного положительной эмоциональной энергией кандидата.

Для повышения своих шансов можете рассылать резюме не только в компании со знакомым профилем деятельности, но и со смежными направлениями. Бывает, что часть ваших профессиональных навыков и умений может пригодиться и им.

Понятно, что ситуация с поиском работы для разных возрастных категорий и в разных регионах сильно отличается.

Практика показывает, что если поиск работы затягивается больше 2-3 месяцев, у многих соискателей начинается этап депрессии. Этот этап самый опасный. Вам может начать казаться, что ваши профессиональные знания и опыт никому не нужны. В любом случае нельзя опускать руки и терять уверенность в себе – это будет означать, что вы признали свое поражение.

Тут возможны несколько вариантов действий:

  • Если позволяют финансовые запасы, можно продолжить и дальше искать работу на ту же должность или выше предыдущей, не прекращая дальнейшее самообразование.
  • Если финансы не позволяют, возможно, нужно соглашаться на понижение в должности, смежную специальность или меньшую зарплату, чем на предыдущем месте работы, не прекращая при этом поиск другой работы.
  • Попробовать поменять профессию.
  • Использовать возможности трудовой миграции и поискать работу в другом городе.
  • Попробовать создать малый бизнес, используя свои опыт и профессиональные навыки.

Любое из перечисленных действий будет эффективнее и полезнее лежания на диване или пребывания в запое, в состоянии безграничной жалости к себе и обиды на весь окружающий мир.

Желающий работать в итоге всегда найдет работу, ибо, как писалось еще в Евангелии от Матфея: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят». И если вы внимательно присмотритесь, то увидите, что миллионы людей вокруг являются живым подтверждением этого.

Не бойтесь меняться и менять свое отношение к работе и окружающему миру. Главное, чтобы сам факт потери работы не стал для вас неким молотом, разрушающим психологическое и физическое состояние. Четко осознайте, что вы потеряли только работу, а не жизнь или здоровье. И всегда держите в памяти слова Фридриха Ницше: «Что нас не убивает, делает нас сильнее».

Фото: freepik.com

Комментарии
Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Предложенная в статье модель поведения достаточно разумна и рациональна, но мне кажется, что есть смысл разделить вакансии, по которым будет вестись работа, как минимум на две группы:

- интересные (первостепенные)

- второстепенные.

По первой группе надо работать более серьезно, ориентируясь на результат, а вторую группу использовать скажем так для самонастройки, при этом соглашаться на вакансию из второй группы только в случае каких-то дополнительных плюсов, которые будут выявлены или удастся отжать в ходе переговоров.

Адм. директор, Санкт-Петербург

Да, тема тяжёлая, всё описано верно и советы даны правильные, но...

дальше рекомендуется, и НУЖНО приложить ОЧЕНЬ большие усилия, чтобы:

1. увидеть в факте увольнения положительные стороны;

2. не опускать руки и не терять уверенность в себе;

3. поменять свое отношение к работе и окружающему миру.

Согласен, что полезным в случае затяжного простоя будет:

1. Попробовать поменять профессию;

2. Попробовать себя в малом бизнесе

3. Подумать о трудовой миграции

4. Поработать хоть кем-то, используя знания и умения, временно

А вот дальше, если работа не нашлась после 12 и более месяцев поиска - ВСЁ зависит уже только от Вас... Если вы Дон Кихот, Наполеон или Илья Муромец - осознайте, что вы попали не в свою эпоху, и что сейчас для вас не будет работы "по профилю", и либо меняйте профиль, либо займитесь тем, на что сейчас есть спрос!

Скажу откровенно: пройдя через ЭТО дважды за последние 10 лет, я и сейчас к этому не готов!


Генеральный директор, Москва
Сергей Алейников пишет:

Да, тема тяжёлая, всё описано верно и советы даны правильные, но...

Согласен, что полезным в случае затяжного простоя будет:

1. Попробовать поменять профессию;

2. Попробовать себя в малом бизнесе

3. Подумать о трудовой миграции

4. Поработать хоть кем-то, используя знания и умения, временно

А вот дальше, если работа не нашлась после 12 и более месяцев поиска - ВСЁ зависит уже только от Вас... Если вы Дон Кихот, Наполеон или Илья Муромец - осознайте, что вы попали не в свою эпоху, и что сейчас для вас не будет работы "по профилю", и либо меняйте профиль, либо займитесь тем, на что сейчас есть спрос!

Скажу откровенно: пройдя через ЭТО дважды за последние 10 лет, я и сейчас к этому не готов!

12 месяцев!!! поиска работы - это действительно тот еще стресс. Если не секрет, расскажите пожалуйста, в чем была причина столь долгого простоя? Завышенные зарплатные ожидания или что?

Почему Вы за 12 месяцев не попробовали, что-то сделать из того о чем я писал? А если пробовали, то что?

Я просто представить себе не могу, как в Санкт-Петербурге за год!!! не найти работу?

Неужели там все так плохо на рынке труда?

Адм. директор, Санкт-Петербург
Олег Шурин пишет:
12 месяцев!!! поиска работы

Олег, 12 месяцев - это не про меня, но я таких людей знаю лично! Это люди уровня "наёмный руководитель высшего звена", и сейчас они трудоустроены на таком же уровне.

У меня ЭТО было сначала в течение четырёх месяцев в 2011 году, потом пять месяцев в 2013 году, второй раз было тяжелее, чем в первый!

Менять профессию (скорее - специализацию) - пробовал, себя в малом бизнесе - не пробовал, просто поработал в других "малых бизнесах" какое-то небольшое время, то есть я - использовал четвёртый вариант.

Генеральный директор, Москва
Сергей Алейников пишет:
Олег Шурин пишет:
12 месяцев!!! поиска работы

Олег, 12 месяцев - это не про меня, но я таких людей знаю лично! Это люди уровня "наёмный руководитель высшего звена", и сейчас они трудоустроены на таком же уровне.

У меня ЭТО было сначала в течение четырёх месяцев в 2011 году, потом пять месяцев в 2013 году, второй раз было тяжелее, чем в первый!

Менять профессию (скорее - специализацию) - пробовал, себя в малом бизнесе - не пробовал, просто поработал в других "малых бизнесах" какое-то небольшое время, то есть я - использовал четвёртый вариант.

Спасибо за ответ! Слава богу, что 12 месяцев - это было не про Вас.

Ну понятно, что человеку занимавшему очень высокий пост и получавшему 500 тыс.+ тяжело с кондачка найти работу того же уровня и с тем же уровнем оплаты.

Если у таких людей финансовая подушка была полна, то им можно долго держаться.

Хотя лично знал людей, которые после потери высоких постов, от вынужденного безделья банально упивались до цирроза печени...

Менеджер по персоналу, Екатеринбург

Спасибо за статью.

1. Я бы рекомендовала иметь несколько вариантов резюме, которые можно отправлять прямо на электронную почту отдела персонала компаний. Изучив специфику понравившейся вакансии, подкорректировать своё резюме с акцентом именно на требуемый опыт. На сайтах резюме универсально, не всегда работодатель может разглядеть в нем " своего человечка".

2. Проверить информацию о себе во всевозможных информационных базах ( полиция, банки, налоги...). Работодатели их часто используют для " пробивки" кандидата. Один мой родственник не мог найти постоянную работу около 3- х лет. Работал на договорах ГПХ. Моя попытка устроить его на работу не увенчалась успехом: " У меня по нему плохие рекомендации", сказал гендир, ничего не желая объяснять. Его постоянно останавливали для проверки документов, 1 раз задерживали до выяснения... Ничего не понимали, пока к нему не явилась взрослая дочь, которую он якобы оставил в детстве ( нашла его по информационным базам). "Человеком с плохими рекомендациями" оказался полный тёзка моего родственника ( ФИО, дата рождения, проживал в том же районе). Моему родственнику даже удаляли ИНН, как дубль, восстанавливал. Как в Бразилии, но правда. Проверка не помешает, найдите возможность. Возможно, вы платите по чужим счетам.

3. Держите глаза открытыми. Ваша предыдущая должность - это не вы. Ваша предыдущая должность - это одежда, которую вы носили много лет, привыкли к ней, сроднились, а сейчас пришлось снять. Тяжело выкидывать старый свитер, ведь в нем вы встречали Новый год, кого- то обнимали и прочее... Но старые вещи идут на помойку, а у вас появляются новые. Не будьте "Плюшкиным". Рассматривайте новые фасоны, которые вам пойдут, не ограничивайте себя. Подумайте, в чем я хорош, в чем моя фишка, и играйте на этом.

Вы уволились, сняли "шоры" с глаз и испугались, но вы привыкните, и мир без шор начнёт вам нравится, потому что у вас снова есть выбор куда двигаться. Это свобода. Распорядитесь ей с пользой.

Главный инженер, Санкт-Петербург
Олег Шурин пишет:

Я просто представить себе не могу, как в Санкт-Петербурге за год!!! не найти работу?

Неужели там все так плохо на рынке труда?

А есть ли жизнь за МКАДом? :)

Найти с понижение, конечно можно и за 2...3 месяца, только очень не хочется.

Практически все топы тратят часть своего времени на самопиар, как раз на случай поиска работы. Сам последний год на работе смотрел по сторонам, что дало результат - через пару месяцев уже работал на другом проекте. Проект правда временный, где то на год, но это лучше чем ничего.Сейчас этот год заканчивается :(

А на рынке труда в Питере паршиво, как и в стране, московские мерки явно не подходят.

Главный инженер, Санкт-Петербург
Олег Шурин пишет:

Хотя лично знал людей, которые после потери высоких постов, от вынужденного безделья банально упивались до цирроза печени...

К сожалению, таких примеров много почти у каждого. Лучше спившийся топ, чем менеджер среднего звена... или я не прав?

HR-директор, Иркутск

Спасибо за статью! Слава Богу, для меня не актуальна. Но возродились воспоминания:

После первого декрета не хотела возвращаться в место, где была трудоустроена. Но опыта было - минимум. Не брезговала ничем - была агентом по рекламе, искала объявления на "дверях" заведений, "пробовалась" на декретные временные вакансии. Но всегда у меня был девиз "под лежачий камень..." И воздалось - позвонили, приняли в достойную крупную компанию, где я проработала несколько лет, росла в профессионализме, амбициях и материальном достатке.

После второго декрета ситуация аналогична: собственники распродавали бизнес, я у них была на руководящей должности. Готова была искать работу как и первый раз... почти (если б не выросшие амбиции). Срок поиска на итого - 3-4 месяца. Сначала изучала и отрабатывала точечные вакансии, затем воронку расширяла, строчила и отправляла резюме ежедневно (как заправская стенографистка), моталась на встречи. И опять помнила - «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; ….." В результате - когда позвонили и пригласили - даже сначала не могла сообразить кто эти люди). В общем - получила руководящую должность, с перспективой и всеми приятными бонусами. Удачи всем!

Менеджер по персоналу, Екатеринбург

Человеку падает в рот то яблочко, которое для него созрело. И он созрел.

Я сейчас, как Оксана ищу работу после второго декрета. Я безработная. Кто сказал, что маме с двумя детьми найти работу легче, чем после 50? Я активно хожу по собеседованиям, общаюсь с людьми и не унываю. Нет причин унывать. Я знаю о чем говорю.)))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
Силуанов подсчитал расходы

Цифра дня: Доиндексация пенсий обойдется в 2019 г. в 15–20 млрд руб.

​США и Китай хотят договориться

Тренд дня: Участники американо-китайских торговых переговоров готовят шесть меморандумов о взаимопонимании.

​Brexit грозит рецессией

Факт дня: Fitch допустил падение рейтинга Великобритании из-за Brexit.

​$200 на стартап хранения вещей

Стартап дня: Clutter по предоставлению услуги хранения вещей привлек $200 млн.