Десять опасных вопросов с двойным смыслом на собеседовании

Вы можете провалить собеседование, даже если подготавливаетесь идеально. Автор книги «Резюме для чайников» Джойс Лейн Кеннеди на сайте Forbes.com дает советы, как отвечать на неожиданные и подозрительные вопросы. А вы умеете находить подтекст в вопросах?

1. Почему вы так долго без работы? Как много других людей компания уволила вместе с вами?

Вопрос может прозвучать и так: «Почему вас уволили?». Работодатель пытается выведать ваши слабые стороны, о которых узнал ваш бывший работодатель или другие потенциальные работодатели. Также интервьюер попытается выяснить, попали ли вы под волну сокращений, что тоже указывает на вашу слабость. 

Совет: вместо эмоционального рассказа скажите: «Даже не знаю, почему. Я был отличным работником, компания зарабатывала на мне больше, чем тратила на меня».

2. Если сейчас работаете, то как нашли время на собеседование?

У интервьюера возникает вопрос: если вы обманываете нынешнего работодателя, значит обманите и следующего?

Совет: скажите, что ищете работу без лишней огласки и попросите назначить следующую встречу во внерабочее время.

3. Как вы готовились к этому интервью?

Этот вопрос помогает работодателю понять, насколько серьезно вы относитесь к работе.

Совет: скажите, что очень хотите получить эту работу, и, конечно же, изучали рынок перед встречей, начав с корпоративного сайта компании. Рассказав, как именно вы делали «домашнее задание», продемонстрируйте полученные знания об отрасли и компании. Задавайте обоснованные вопросы и давайте оценку недавним событиям в отрасли.

4. У вас есть знакомые среди наших сотрудников?

Сложный вопрос. Безусловно, нет ничего лучше, чем когда ваше резюме попадает в отдел кадров через руки вашего друга. Но у этого друга должна быть хорошая репутация в компании, потому что интервьюер будет рассматривать вас через призму его образа.

Совет: называйте имена знакомых только в том случае, если уверены, что они в компании на хорошем счету.

5. Где вы действительно хотели бы работать?

Работодатель хочет узнать, не кидаетесь ли вы на любую вакансию, попадающую в поле зрения.

Совет: никогда не называйте другие компании или другую должность. Ваша задача ― указать на все возможные причины, почему именно вы подходите для этой работы, и показать, что посвятите все силы тому, чтобы ее заполучить. Скажите что-то вроде: «Ваша компания ― это именно то место, где я хочу работать, и эта работа ― именно то, чем я хочу заниматься».

6. Что вас обычно раздражает в коллегах и начальниках?

Не попадайте в ловушку. Обычно кандидаты стараются выгладить оптимистичными людьми, которые держат себя в руках, но HR-ы могут использовать этот вопрос, чтобы спровоцировать вас на ненужные откровения.

Совет: развивайте в себе «плохую память на прошлые раздражения». Задумайтесь на пару секунд, а потом скажите, что не припоминаете ничего особенного. Скажите пару комплиментов о прошлом начальнике и коллегах, похвалите их за компетентность и справедливость. Работодатель увидит вас позитивным человеком с самовыдержкой, который не станет плести интриги на новой должности.

7. Могли бы вы рассказать, как решали проблемы в школе и на работе?

Довольно частый вопрос, к которому всегда надо готовиться. Но многие либо не могут вспомнить что-то достойное во время собеседования, либо упускают возможность подчеркнуть свои лучшие качества. Интервьюер действительно хочет понять, как работает ваш ум.

Совет: заготовьте пример. Расскажите, как навыки тайм-менеджмента всегда позволяли вам брать на себя особые задания и сложные проекты, демонстрирующие ваши достижения.

8. Расскажите о каком-нибудь задании из школьных лет или с прошлой работы, которое вы провалили.

Этот вопрос можно сравнить с минным полем. Интервьюер выясняет, учитесь ли вы на своих ошибках или повторяете их раз за разом. Кроме того, ваш ответ характеризует ваше самомнение и готовность брать на себя ответственность за собственные неудачи. С другой стороны, если выкатите весь список своих неудач и проступков, то покажете неуверенность и не получите работу.

Совет: не уходите от ответа, но и не выставляйте себя в плохом свете. Коротко расскажите о небольшой неудаче, которая постигла вас, хотя вы руководствовались благими намерениями, и свяжите это с уроком, который усвоили после всего этого.

9. Как вакансия нашей компании соотносится с вакансиями в других компаниях, на которые вы претендуете?

Интервьюер собирает информацию о конкурентах или пытается понять, чего компании будет стоить взять вас на борт.

Совет: есть два пути ― скромный и расчетливый. Либо придерживаетесь стандартной стратегии и говорите, что уважаете право любой компании на тайну и не обсуждаете подобные темы. Либо можете попытаться набить себе цену, подтвердив, что получили предложения от других компаний. В любом случае возвращайте фокус беседы на интересующую должность, спрашивая: «Я вижу себя именно в вашей компании. Я же не ошибаюсь?»

10. Если вы выиграете в лотерею, вы продолжите работать?

Немного легкомысленный вопрос, но это еще одна возможность подчеркнуть свою замотивированность и трудовую этику.

Совет: признайте, что были бы рады выиграть, но все равно продолжите искать работу, потому что ищете новые вызовы, а по-настоящему счастливым становитесь только тогда, когда чего-то достигаете. Произносите все это с каменным лицом.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Украина

Есть интересные мысли, а есть вода-водой.

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Я раньше отвечал с тройным смыслом, ставя в неловкое положение интервьюера, чтобы ему жизнь не казалась малиной и не выпендривался. :D

IT-менеджер, Санкт-Петербург

К сожалению, многое зависит от тараканов человека, который собеседует.
А так да, вопросы бывают разные.. очень хорошо это показывает популярный ролик про ''новейший детектор лжи :D ''

На самом деле, главное знать, что ты стоишь этого, ты стоишь большего, и отвечать без особых эмоций...

Менеджер по логистике, Москва

К слову, полгода не работала. Но как объяснить работодателям, что моего мужа повысили, а я за 8 лет толком не отдыхала никогда, то учеба и работа, то написание диплома и аврал на работе... Ездила по 2 часа в одну сторону, вконец измоталась и тупо поняла, что надо взять передышку и понять, где и кем я хочу работать.
Одна женщина-интервьюер из старшего поколения (за 45 лет) так странно на меня косилась, видя промежуток в резюме 6 месяцев. И говорит ''я не могу себе позволить так долго оставаться без работы'' (мне-то что), а по вопросам я так и прочла между строк, что она решила, будто я была в негласном декрете или типа того (проблемы со здоровьем).

Председатель совета директоров, Германия
Анастасия Матина пишет: Одна женщина-интервьюер из старшего поколения (за 45 лет) так странно на меня косилась, видя промежуток в резюме 6 месяцев. И говорит ''я не могу себе позволить так долго оставаться без работы'' (мне-то что), а по вопросам я так и прочла между строк, что она решила, будто я была в негласном декрете или типа того (проблемы со здоровьем).
Анастасия, никакого двойного смысла, слова интервьюера надо понимать точно, на с радостью отдохнула бы пол годика, но не может, каждая копейка на счету и т.п., однако, друга в ее лице вы не приобрели
Адм. директор, Новосибирск
Александр Жаманаков пишет:
Я раньше отвечал с тройным смыслом, ставя в неловкое положение интервьюера, чтобы ему жизнь не казалась малиной и не выпендривался. :D

Помогало?

интересно почему глагол употреблен в прошедшем времени

Директор по продажам, Москва

Вообще конечно странновато со стороны интервьюера задавать вопросы и осуждать кандидата ( пусть и не вслух) за то, что он длительное время не работал. Он не работал потому, что мог себе это позволить ( есть пассивный доход, инвестиции) и не желал дауншифтинга, потому что хвататься за позицию с доходом и уровнем ниже, потому что не на что жить - дауншифтинг чистой воды и неумение управлять своим карьерным треком.

Руководитель группы, Москва
Юлия Валинурова пишет:
Вообще конечно странновато со стороны интервьюера задавать вопросы и осуждать кандидата ( пусть и не вслух) за то, что он длительное время не работал. Он не работал потому, что мог себе это позволить ( есть пассивный доход, инвестиции) и не желал дауншифтинга, потому что хвататься за позицию с доходом и уровнем ниже, потому что не на что жить - дауншифтинг чистой воды и неумение управлять своим карьерным треком.

А такой вопрос задается не с целью последующего осуждения кандидата, а с целью выявления рисков.

Если кандидат находился без работы продолжительное время, то возможны варианты:

1) он изо всех сил старался устроиться, ходил по собеседованиям, но его нигде не взяли, так как на собеседованиях выявляется низкий уровень его профессиональных компетенций;

2) он не старался устроиться, а фокусировался на отдыхе и прочих личных делах (ремонт квартиры, уход за родственником и т д). Прозанимавшись личными делами полгода-год, решил снова работать. 

Реакция работодателя, проводящего собеседование, на первый вариант понятна: непрофессиональный работник никому не нужен.

Второй вариант сопряжен с риском для работодателя. Раз соискатель сделал осознанный выбор - на длительное время отдать предпочтение занятиям, не связанным с работой (отдых, ремонт, уход за родственником), - то есть риск, что, устроившись на новую работу, этот человек снова сделает выбор предпочесть иные занятия. Проще говоря, через полгода уволится и снова на год-полтора уедет отдыхать в деревню /на Бали/делать ремонт. Кроме того, случается, что соискатели предоставляют ложную информацию о перерыве (например, человек - алкоголик и банально лечился в наркологической клинике; но говорит, что "просто устал и решил сделать полугодовой перерыв в работе").

Применительно к людям, у которых в биографии недавно был перерыв в работе, требуется более тщательный подход к исследованию причин (хотя, конечно, сотрудники с кристально идеальной трудовой биографией без перерывов тоже могут уволиться и уехать отдыхать или делать ремонт, могут оказаться алкоголиками).  Однако при массовом подборе тщательно подходить некогда, поэтому часто эйчарам проще такого соискателя "забраковать", тем более если есть выбор.

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Елена Аронова пишет:
Применительно к людям, у которых в биографии недавно был перерыв в работе, требуется более тщательный подход к исследованию причин (хотя, конечно, сотрудники с кристально идеальной трудовой биографией без перерывов тоже могут уволиться и уехать отдыхать или делать ремонт, могут оказаться алкоголиками).  Однако при массовом подборе тщательно подходить некогда, поэтому часто эйчарам проще такого соискателя "забраковать", тем более если есть выбор.

То есть, если у сотрудника есть такой перерыв в трудовой деятельности, то лучше в этот период формально где-то числиться (с зарплатой или без нее)?

Руководитель группы, Москва
Михаил Лурье пишет:
То есть, если у сотрудника есть такой перерыв в трудовой деятельности, то лучше в этот период формально где-то числиться (с зарплатой или без нее)?

Я думаю, что, в целом, да: лучше числиться, не обязательно прямо с записью в трудовой книжке, но чтобы хотя бы какую-то организацию можно было указать в качестве работодателя или заказчика работ (например, человек сотрудничал с этой организацией по гражданско-правовому договору).

Если человек нигде не числился и ни с какой организацией даже по гражданско-правовому договору не работал, то надо уметь внятно объяснить причину перерыва.

Лучше, если она связана с тем, что человек направляет усилия на трудоустройство.

Например, на последних трех местах работал директором по продажам, но теперь хочется быть генеральным директором. Поэтому уволился по собственному желанию с позиции директора по продажам, чтобы все силы бросить на трудоустройство генеральным директором. Так как опыта работы генеральным директором нет, то, конечно, многие работодатели отказывают, но соискаатель ищет и не сдается. 

Или: человек уже много лет работает инженером, а вот теперь хочет сменить специальность и работать специалистом по регуляторным вопросам в технической сфере. Поэтому уволился и прицельно ищет вакансии, связанные с регуляторикой. Так как предшествующий опыт нерелевантен, то многие работодатели отказывают. 

В таких случаях работодателю понятно, что:

а) отказы других работодателей логичны

б) поиск работы требует большого количества времени в силу того, что соискатель претендует на должности либо выше, чем у него были раньше, либо по другой специальности

в) соискатель действительно по уровню профессионализма "не дотягивает", однако в данном случае недостаточный профессионализм оправдан отсутствием релевантного опыта.

г) то, что соискатель сначала уволился, а потом стал искать работу, тоже понятно: он прямым текстом говорит, что решил сменить должность/специальность, и больше не планирует работать директором по продажам или инженером.

 

Либо, допустим, перерыв связан с переездом в другой населенный пункт.

Либо с уходом на дневное или вечернее обучение (второе высшее, MBA, профпереподготовка, неоплачиваемые стажировки).

 

А так, если человек живет себе, как жил, и вдруг решил: "Что-то я устал работать, устрою-ка я себе годик отдыха", - то это в большинстве случае будет вызывать вопросы и сомнения. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.