Харизма профессионала – как ее определить?

Наталья Титова

Харизма – это уникальное индивидуальное свойство личности, которое можно развивать и, тем самым, достигать максимальной успешности в профессиональной деятельности, всеобщего признания и удовлетворенности от работы.

карьера

Место харизмы среди профессиональных компетенций

Существуют три ключевых уровня профессионального развития любого специалиста: базовый, продвинутый и мастерский.

Базовый уровень отличает наличие знаний и навыков в области базовых технологий и алгоритмов, необходимых для продуктивной и технологичной деятельности. Например – «Цикл продаж: алгоритм работы с клиентом».

Продвинутый уровень характеризует умение управлять различными профессиональными приемами, гибко адаптируя их к сложившейся ситуации. Этот уровень можно назвать искусством управления профессиональной ситуацией.

Мастерский уровень – это та вершина профессионализма, на которой специалист столь виртуозно владеет профессиональными приемами и столь тонко знает правила профессионального поведения, что получает право так же виртуозно их нарушать! Именно тот уровень личной и профессиональной силы, который позволяет специалисту быть успешным нарушителем и есть уровень харизматичного поведения в профессии.

В качестве примера расскажу об одном известном руководителе. Подчиненные называли его «Сам». «Тихо, Сам идет сюда...». «Не вздумай отказываться от этого проекта: если Сам узнает – будет скандал!». При нем боялись произносить слово «проблема», ведь «у нас нет проблем, а есть только задачи». Подчиненные брались за самые сложные цели и достигали их только потому, что им было неловко перед «Самим». При нем говорили тихо и только по существу – «Сам» не любил шума и «воды» в выступлениях. Когда «Сам» присутствовал на совещаниях, все смотрели только в его сторону: как он реагирует на докладчика, доволен ли результатами, кивает ли оратору или назидательно качает головой. Иногда «Сам» засыпал на совещании! В самый разгар чьего-то монотонного доклада, из угла вдруг начинало доноситься тихое посапывание, но никто не осмеливался повернуть туда голову: все знали, что «Сам» задремал, всем становилось неловко, но все прощали и позволяли «Самому» его «заседательский храп».

«Самого» любили! Ведь это он сумел создать уникальную научную лабораторию по исследованию мозга при национальном университете! Ведь это благодаря его открытию крохотных вызванных потенциалов мозга в ответ на слуховые стимулы университет его страны приобрел всемирную славу и снискал драгоценные гранты, питавшие не одну лабораторию. Когда «Сам» начинал рассказывать о своей научной теме и лаборатории, он превращался в гиганта! У него загорались глаза! Его доклады были настолько увлекательны, что публика ломилась в конференц-залы, застревая в проходах и проемах окон! И все это – в наше время в цивилизованной Западной Европе! Кто же он такой на самом деле, этот «Сам»? Гений? Сумасшедший? Харизматик!

Харизма руководителя заставляет его коллектив работать вне правил и технологий

Лаборатория, которой руководил «Сам», работала как часы. При этом вы думаете, что он, следуя технологии классического менеджмента, аккуратно ставил задачи, регулярно делегировал полномочия, мотивировал и давал интерактивную обратную связь? Никогда! С ним и пообщаться-то подчиненным редко удавалось!

За его скандальный имидж его обругал бы не один консультант по управлению: «Сам» приезжал в лабораторию на велосипеде, в шортах и бейсболке. Его управленческие коммуникации не выдерживали ни одного Стивена Кови с его популярными навыками «высокоэффективных людей»: в ответ на вопрос подчиненного, он вообще мог угрюмо промолчать, или, внезапно нарушив диалог двух коллег, ворваться со своими комментариями.

Его умение держать «управленческую дистанцию» и вовсе «не влезало ни в какие ворота»: он как пятилетний ребенок резвился на корпоративных вечеринках и танцевал со всеми юными исследовательницами его лаборатории, прямо на ходу разучивая с ними танго.

Харизматиков не критикуют: даже их слабости часто считают сильными сторонами

Вы думаете, кто-нибудь ругал его за все это? Обижался на него? Жаловался или упрекал в непрофессионализме управленческих коммуникаций? Отнюдь! О нем перешептывались, обменивались самыми нелепыми сплетнями, сочиняли целые легенды! В него влюблялись все – от семнадцатилетней студентки-практикантки до восьмидесятилетней профессорши... И работали, работали, работали! Трудились на благо его лаборатории, увлеченные темами, которые он придумывал сам. Это профессионализм руководителя? Отнюдь! – Харизма!

Харизма – это степень проявления внутренней силы человека

Когда его поведение имеет огромное влияние на других людей. Чтобы быть харизматиком, нужно иметь соответствующий уровень внутренней силы. Секрет внутренней силы очень прост: харизматики всегда занимаются тем, что им интересно! Именно в этом случае они притягивают к себе других людей! Увлеченный харизматик может создать свою коммерческую структуру, свою научную лабораторию, свой театр, свой холдинг, и люди будут с радостью и надеждой присоединяться к нему, даже если их материальная выгода будет при этом минимальной. Харизма увлеченности, которая позволяет раскрыться и самореализоваться многим людям – это самый сильный мотиватор и управленец в мире!

Все ли обладают харизмой, или это – прерогатива «великих мира сего»?

Харизма – это свойство, присущее каждому человеку. Главное – вовремя обнаружить у себя основы своей собственной уникальной харизмы и начать развивать ее.

Харизма профессионала – это прикладная харизма

Харизму привыкли воспринимать как абстрактное понятие, касающееся в большей степени героев, великих людей и выдающихся личностей. Харизма профессионала – это реальный набор поведенческих реакций и самоощущения человека, которые приводят его к успеху в профессиональной деятельности, и отражается на его конкретных практических результатах.

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 1 августа 2010 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Источник фото: kalystafalkov.ru

Расскажите коллегам:
Комментарии
Константин Комшуков Константин Комшуков Финансовый контролер, Кемерово
Харизма – это уникальное индивидуальное свойство профессионала, которое можно развивать у себя и, тем самым, достигать максимальной успешности в профессиональной деятельности, всеобщего признания и удовлетворенности от работы.
''Не существует личности лидера, стиля лидерства, черт лидера. Среди самых эффективных руководителей, с которыми я за полвека сталкивался и работал, были и люди, запиравшиеся в своих кабинетах, и люди,отличавшиеся сверхобщительностью. Но некоторые (впрочем, немногие) казались славными парнями, тогда как другие являлись приверженцами строжайшей дисциплины. Одни отличались быстротой и импульсивностью; другие изучали проблемы снова и снова, так никогда и не принимая решений.Некоторые излучали теплоту и мгновенно вызывали симпатию; другие держали дистанцию. Кто-то любил поговорить о семьях, а кто-то никогда не касался чего-либо, кроме требовавших решения задач. Некоторых руководителей снедало тщеславие, но это не сказывалось на эффективности их работы...Иные были излишне застенчивы, старались держаться в тени, что опять-таки не отражалось на эффективности их работы...Некоторые вели аскетичный образ жизни, как отшельники в пустыне; другие любили показной шик и удовольствия, устраивали шум по любому поводу. Я встречал руководителей, умевших слушать, однако в числе самых эффективных из тех, с кем мне доводилось работать, были несколько человек, прислушивавшихся только к своему внутреннему голосу. Одной-единственной чертой личности, общей для всех эффективных руководителей, с которыми я сталкивался, было отсутствие(или почти полное отсутствие) харизмы и минимальное использование и самого этого слова, и того, что оно означает''(с). Питер Дракер
Илья Сафонов Илья Сафонов Директор по маркетингу, Москва
Комшуков Константин, примите поздравления, наконец то вы смогли достойно ответить хоть одному создателю темы. Очевидно, что желание разобраться в вопросах ''информационного общества'' пошло Вам на пользу. :D
Питер Дракер через Комшукова Константина пишет: ... Одной-единственной чертой личности, общей для всех эффективных руководителей, с которыми я сталкивался, было отсутствие (или почти полное отсутствие) харизмы и минимальное использование и самого этого слова, и того, что оно означает
Раз у Вас хватило сообразительности отыскать и вставить эту реплику Уважаемого человека, то надеюсь, что у Вас хватит ума аргументированно объяснить что Он подразумевал под...
... и того, что оно означает
. ;) Затем Общественность Ресурса критически оценит и сравнит Ваши примеры с примерами Автора темы. А дальше... посмотрим... :D
Рафик Ямолеев Рафик Ямолеев Аналитик, Новосибирск
Неужели дуэль. Вот так вот. [напевает] Двацать втарова июня Ровно в четыре часа...
Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

Эт не дуэль :)

эт Илья демонстрирует тему статьи - харизму :)

но харизму лучше прикрывать :) могут и попасть.... :)

Владимир Крючков Владимир Крючков Преподаватель, Москва

Наталья, а нельзя ли что-нибудь конкретное по обещанному в начале статьи - как сформировать харизму? Если можно, без ссылок на то, что надо посетить Ваш семинар :D Пока из Вашего текста ясно одно - термин ''харизма'' у Вас прикрывает пустое место, на которое без потери смысла можно поставить ''профессионализм руководителя'', ''лидерские способности'', ''дар увлекать'' и тд

Председатель совета директоров, Москва
Владимир Крючков пишет: ....Наталья, а нельзя ли что-нибудь конкретное по обещанному в начале статьи...
Чтобы получить конкретное, не рекламную статью надо размещать, даже если
Владимир Крючков пишет: что надо посетить Ваш семинар
а разместить материал-размышление, материал-опыт, чтобы было, что обсуждать и о чем спорить, а так... уже оскомина :cry: :cry: :| :|
HR-директор, Украина
Александр Лазарев пишет: но харизму лучше прикрывать могут и попасть....
Александр, предлагаю вариант Вашей идеи-фразы: Но лучше харизму все ж прикрывать - Ведь можно ''попасть'', если смогут попасть :D
Александр Лазарев +463 Александр Лазарев Нач. отдела, зам. руководителя, Краснодар

мда... :)

так бывает..

вообще мое мнение по харизме... что любая статья на эту тему
либо политическая либо рекламная. :)

потому что либо оно проявилось уже к 21 году совершеннолетия
по европейски уж либо нет :)
и далее сам ''Проявитель'' сообразит если она у него
есть что и как с ней делать то :)

Рафик Ямолеев Рафик Ямолеев Аналитик, Новосибирск
Александр Лазарев пишет: но харизму лучше прикрывать могут и попасть....
Или погнуть :D
HR-директор, Украина
Рафик Ямолеев пишет: Цитата Александр Лазарев пишет: но харизму лучше прикрывать могут и попасть.... Или погнуть
Загнуть могут... :oops: Если не смогут попасть... :D
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.