Предложение VS Спрос

В русском языке пока не существует эпитета, способного в полной мере передать всю гамму чувств, охватывающих вашего начальника в сакраментальный момент, когда вы поднимаете вопрос о повышении вашей заработной платы. Впрочем, не создана и шкала оценки интенсивности шквала ваших душевных терзаний и волнений, заставляющих вас в один прекрасный день направиться в сторону кабинета босса, дабы напомнить ему о вашей значимости и неоценимом вкладе в развитие компании. Сотрудников, искренне считающих, что количество и качество прилагаемых ими на работе физических и умственных усилий адекватно оценено в денежном эквиваленте, – единицы. Остальные месяцами (а иногда и годами) живут с идеей поставить перед руководителем вопрос о надбавке. Однако на серьезный разговор, который может увенчаться решением, удовлетворяющим обе стороны, решаются только самые отчаянные. По статистике, заглянуть в честные глаза боссу гораздо проще мужчинам, нежели женщинам. Последние вообще склонны к самокритике и уничижению собственных профессиональных способностей и достижений, поэтому на вылазки с чисто утилитарными целями решаются только в особых случаях. По мнению отдельных представительниц прекрасной половины, это может отрицательно сказаться на отношениях с руководством. Начальство, в свою очередь, склонно расценивать такую нерешительность как признак профессиональной несостоятельности и делает соответствующие выводы. В итоге образуется замкнутый круг.

Каждая компания, будь она бюджетной или же частной, по-своему решает вопрос о материальном поощрении сотрудников, имеет собственную систему бонусов, премий и прочих выплат. Как правило, все эти пункты прописаны в трудовом договоре и сотрудники знают, что при выполнении пятилетки в трехлетний срок получат соответствующее вознаграждение. С повышением базового оклада дело обстоит сложнее. Государственные предприятия обычно могут периодически индексировать зарплату сотрудников, дабы поспевать за инфляцией. В частных конторах дела обстоят сложнее. Хозяин, как говорится, барин. Соответственно, и внутренний курс у.е. и выплата премий и бонусов, а также само повышение зарплаты сотрудников зависит от его, барского, желания, а иногда и настроения.

Тем не менее, способы разбудить спрятавшуюся где-то глубоко в душе босса совесть все же есть. Проблема, между тем, заключается не только в том, чтобы подобрать нужные аргументы в свою пользу, но в первую очередь дать действительно объективную оценку своей работе, ответив для самого себя на вопрос «Достоин ли я повышения?» Если ваш ответ «да», и мотивирован он не только искренней и взаимной любовью к собственной персоне, но и реальными профессиональными достижениями, в силу тех или иных причин оставшихся незамеченными руководством, у Еxecutive.ru есть для вас несколько советов.

Перед тем как…

Повышение вашей зарплаты – плод ваших собственных усилий и стараний, финал сказки со счастливым концом, писать который нужно заранее. Хорошо, если вы знакомы с боссом лично и часто встречаетесь с ним в ходе рабочего процесса. Если нет – есть смысл с ним познакомиться. К примеру, увидев начальника в коридоре или встретившись с ним в лифте, представиться, назвать свою должность, рассказать, чем вы занимаетесь, и ненавязчиво поведать, как успешен ваш последний проект. Здорово, если у вас есть возможность пересекаться с шефом постоянно. В этом случае увеличивается вероятность того, что у него сложится о вас мнение как о сотруднике, постоянно находящемся в курсе событий. Здесь важно не переусердствовать, чтобы естественное желание установить контакт с шефом не выглядело как неуклюжая и некрасивая попытка втереться к нему в доверие.

Используйте каждую удобную возможность заявить о себе. Посчастливилось присутствовать на собрании или совещании? Будьте активны и не стесняйтесь проявлять себя. Если заранее подготовленный красноречивый монолог так и остался на бумаге, вставьте качественный комментарий или, в крайнем случае, задайте умный вопрос.

Помните, как правило, начальство замечает не эффективных, а успешных сотрудников. Сидите допоздна на работе, накрывшись с головой отчетами, дабы шеф оценил ваше самопожертвование и трудолюбие? А зря. Велика вероятность, что босс заподозрит вас в том, что вы не справляетесь с вашими обязанностями в основное время. Между тем, большинство сотрудниц уверены, что получат прибавку лишь в случае, если будут хорошо работать, устанавливая производственные рекорды.

Для создания успешной репутации сделайте так, чтобы о ваших подвигах узнало как можно больше людей. Доклад действительно хорош и заслуживает того, чтобы занять свое место в красном уголке офиса? Пусть окружающие знают, что вы принимали в работе над ним самое активное участие. Со временем это станет известно и начальству.

Некоторые сотрудники склонны считать, что кропотливая работа в офисе от звонка до звонка является наилучшей характеристикой, и пренебрегают различными корпоративными слетами. Между тем, последние – отличная возможность узнать руководство поближе и наладить с ним легкий непринужденный контакт. Участие в корпоративных мероприятиях также сыграет на ваш имидж, добавив к нему активных позитивных штрихов. В то же время, имейте в виду, что любые разговоры о повышении, получении прибавки к жалованию в данных обстоятельствах неуместны.

Само собой разумеется, что внешний вид, а точнее, манера одеваться имеет большое значение и не остаются незамеченными руководством. Даже если в вашей компании господствует тотальная свобода нравов и понятие дресс-кода отсутствует как таковое, некоторая умеренность в одежде не повредит. Психологи рекомендуют одеваться так, как это делают люди, занимающие следующую после вас должность. Все это также сработает на ваш имидж.

Ваше личное мнение о начальстве в целом и стиле его руководства, в частности, должны быть скрыты от окружающих. Плохие отзывы о боссе ставят под сомнение не только вашу возможную прибавку, но и лояльность компании в целом. В данном случае как нельзя более актуально правило: слово – серебро, а молчание – золото.

Тем не менее, при любом раскладе сил ваш чисто утилитарный порыв должен стать логическим продолжением и финалом вашей успешной работы и каждодневной активности. Важно дать понять, что вы, как специалист и личность, готовы к покорению новых высот, однако для этого вам нужна соответствующая мотивация. Решились донести это до шефа? Тогда стучимся в его кабинет.

В этот знаменательный день…

Справедливости ради надо заметить, что данная проблема не дает спокойно спать не только россиянам. Британские ученые, проведя опрос 1500 менеджеров, выяснили, что среда – наиболее подходящий день для этого душещипательного разговора.

При проведении этого исследования ученые обратили внимание на закономерности мышления руководителей фирм. В частности, выяснилось, что графики работы всех боссов выглядя примерно одинаково, поскольку представляют собой бесконечную череду встреч. В среду вам скажут «да» четыре из пяти начальников. Четверг – удачный день, чтобы предложить новую идею, в пятницу же повышаются шансы на то, что вас могут отпустить пораньше. Впрочем, последнее утверждение можно легко объяснить и без проведения научных изысканий.

Российские психологи утверждают: удачно подобрать момент разговора действительно очень важно и сделать это непросто. Особенно трудно придется тем, кто видит босса лишь по большим государственным праздникам в конференц-зале, когда тот произносит торжественную речь.

Полезно хоть немного знать о привычках начальника и примерный график его наличия/отсутствия в офисе. Никто не знает его лучше, чем собственный секретарь, поэтому хорошие отношения с последним весьма выгодны.

По словам психолога, консультанта и бизнес-тренера Марии Дыбовской, все то, что вам предстоит пережить в кабинете руководителя, нужно представить заранее, проиграв возможные варианты вопросов-ответов и вашей на них реакции. Причем у этой истории должен обязательно быть счастливый конец. Волнение, по возможности, нужно скрыть. Все равно разнервничались? На помощь придут 50 граммов спиртосодержащей жидкости или валерьянка.

«Настраивайтесь на продуктивный диалог и четко определите для себя, что значит для вас зарплата и, соответственно, ее повышение – удовлетворение ваших материальных или же моральных амбиций и потребностей? В соответствии с этим подбираем аргументы, выстраиваем логику поведения и идем со всем этим к боссу, – советует Мария Дыбовская. – Войдя в кабинет начальника, обратите внимание на его позу. Устраиваясь напротив, займите похожее положение. Босс положил ногу на ногу или скрестил руки на груди? Вам тоже не помешает это сделать. Возможно, это звучит немного забавно, но данный прием интерпретации действительно работает и помогает снять конфликтные ожидания партнеров».

Одна из самых больших сложностей – доказать шефу, что требуемая вами надбавка действительно обоснованна. Психологи советуют – при разговоре об увеличении зарплаты приводите в пример конкретные факты, подтверждающие ваши достижения. Будьте готовы использовать статистику, точные и правдивые цифры и проценты. «Это можно назвать своеобразной самопрезентацией, поэтому не стоит упускать возможность блеснуть перед начальником уровнем своего профессионализма, рассказать о победах и достижениях, пусть даже незначительных. Используйте так называемые «Я-высказывания», к примеру, такие выражения как «Я озабочен тем, что в течение энного промежутка времени мне не повышали зарплату, – говорит психолог. – Делайте ставку на ваши реальные преимущества, даже если вы по каким-то причинам не подходите под единый корпоративный стандарт. К примеру, вы действительно не принимаете участия в корпоративном нарезании салата «Оливье» под новый год, но зато стенгазета под вашим руководством – действительно шедевр!». Тем не менее, и здесь хороша умеренность. Если вы работаете в компании относительно недавно, то заводить разговоры о повышении зарплаты нужно очень осторожно.

Более опытным работникам можно обратить внимание руководителя на тот факт, что за время пребывания в компании уровень зарплаты в отрасли повысился, что также должно сказаться на размере материального поощрения.

Как и все сотрудники, Анна была уверена, что получает не такие большие деньги. Несколько раз она принимала решение поговорить с начальством относительно повышения, тщательно готовясь к этой встрече. Однако всякий раз, просматривая аналогичные своей должности вакансии кадровых агентств и прямых работодателей, Анна убеждалась, что уровень ее зарплаты в целом не ниже среднего уровня. Других аргументов в пользу «добавки» у нее не нашлось.

Будьте уверенны в себе и отстаивайте свои интересы. Даже если все внутри трепещет от страха, попытайтесь оставаться хладнокровными и непоколебимыми плюс четкими и вежливыми. Важно вовремя сориентироваться в ситуации и использовать ее в своих интересах. Помните, иногда шанс предоставляется в самый неожиданный момент.

В небольшую частную компанию, работающую, по большому счету, в интернете, Аркадий пришел «по объявлению». Через некоторое время работы Аркадия заметили, и босс даже предложил ему повысить оклад. В силу природной скромности, а также нежелания сразу прослыть личностью, падкой на деньги, Аркадий отказался. Больше этот вопрос начальством не поднимался. Работы было много, и через небольшой промежуток времени наш герой спохватился и сам напомнил боссу о повышении. В ответ получил совет не забивать себе голову материальными проблемами и больше руководствоваться альтруистическими мотивами. Как говорится, без комментариев.

Заинтересуйте начальника в повышении оклада. Вы готовы взять на себя дополнительные обязанности и приносить еще больше пользы компании в случае, если это будет сопровождаться дополнительным материальным вознаграждением. «Пусть инициатива увеличения количества обязанностей исходит именно от вас, а не от начальника, хотя в последнем случае это тоже может возыметь эффект», - говорит Мария Дыбовская.

«Когда я просила повышения зарплаты, я делала это как раз потому, что не хотела расставаться с этим предприятием, но содержать ребенка на свою зарплату уже не могла. В принципе, кроме нескончаемых телефонных звонков, все остальное было вполне терпимо, и я сразу начала с того, что согласна взять на себя дополнительные обязанности, чтобы директор сразу осознал, что я пришла не попрошайничать, а готова отрабатывать деньги, которые прошу мне платить», - делится опытом участница одного из интернет-форумов.

В некоторых случаях можно попытаться «попросить» не только за себя, но и за весь коллектив или отдел. Если ранее начальник уже имел неосторожность заговорить о повышении зарплаты всему отделу, то пришло время ему об этом напомнить.

«При этом есть приемы, которых следует избегать, - говорит Мария Дыбовская. – Не стоит сравнивать себя «с тем парнем, который работает меньше, а получает больше». Начальник может подумать, что вы не справляетесь. Кроме того, следует быть очень осторожными с так называемым приемом шантажа, когда вы в случае невыполнения ваших требований угрожаете сбежать в конкурирующую фирму. Результат даже если и будет, то минимальный. В любом случае шантаж служит своеобразным катализатором войны, поэтому прибегать к нему следует лишь в самых кризисных ситуациях. Угрожать увольнением можно лишь в случаях, когда вам действительно есть, куда уходить». Вместо ультиматума гораздо действеннее дать начальнику пищу для ума: «Уровень моей зарплаты остается прежним уже год. Чем это может быть вызвано?»

«У знакомой сотрудницы был печальный опыт. Она аргументировала свою просьбу так: «А вот в другой конторе секретарю платят больше». На что получила ответ «Ну и уходи в другую контору». Не дождавшись повышения, эта особа стала шантажировать: «Меня приглашают в другую организацию на зарплату в два раза выше, чем здесь, я не хочу уходить, может, вы мне повысите оклад»… Понятное дело, ей стали искать замену и скоро уволили», - читаем жизненные истории на другом форуме.

Некоторые сотрудники пытаются сыграть на том, что для достижения определенной цели им необходима конкретная сумма. К примеру, не хватает на строительство дачи. В данном случае, конечно, многое зависит от личности в руководителя. Не исключено, что он может пойти вам навстречу. Однако в целом следует помнить, что ваши личные проблемы не являются проблемами вашей организации, и решать их никто не обязан.

Ситуации и люди бывают разные. Так и не решились заглянуть к боссу, и все подготовленные документы пропадают зря? Изложите свое видение проблемы письменно и подбросьте это «письмо счастья» секретарю. У данного подхода также есть свои плюсы. Это даст возможность как вам, так и вашему начальнику не спеша продумать и привести все аргументы.

«Я ухожу, ухожу красиво…»

Все. Свершилось. Разговор состоялся. Самое время подвести итоги и сделать необходимые выводы. Естественно, проводя своеобразный «разбор полетов», вы будете сожалеть, что многого не сказали, и еще долго проигрывать прошедшую встречу в памяти. Тем не менее, по словам Марии Дыбовской, вне зависимости от полученного результата подобные «походы» важны тем, что дают весьма важный жизненный опыт. Особенно он ценен для неуверенных в себе людей. Даже отрицательный результат – тоже результат, дающий возможность в будущем избежать ошибок.

Кроме того, это заставит сделать «работу над ошибками» не только вам, но и вашему начальнику. Существует вероятность того, что после данной встречи он будет более внимателен к вам как к сотруднику.

Иногда они возвращаются… чтобы попросить повышения

Опытные руководители знают, а начинающие должны быть к этому готовы – подчиненные имеют свойство время от времени просить прибавки к зарплате. Хорошо, если в вашей организации все надбавки и индексации имеют плановый характер и проводятся согласно штатному расписанию. В этом случае вероятность того, что сотрудники постучатся в вашу дверь, минимальны, и иметь дело лично с ними не придется. Если же зарплата сотрудников, а значит и их судьба, – в ваших умелых руках, следует понимать всю степень возложенной на вас ответственности. Репутация, время и ответственность – все это имеет значение не только для вас как руководителя, но и компании в целом.

Если сотрудник незаменим, то, возможно, прислушаться к его требованиям действительно есть смысл. Тем более что компетентные специалисты, как правило, знают себе цену и находятся в курсе всех движений на рынке труда. Кроме того, многие работники из смежных сфер часто общаются между собой, пересекаются на мероприятиях и тренингах и, соответственно, делятся последними новостями об изменениях на рынке.

Как, не испытывая угрызений совести, отказать тем, кто, на ваш взгляд, не дорос ни до денежного, ни до должностного повышения? Есть несколько приемов, которые можно вполне удачно использовать.

По словам Виктории Юровской, руководителя службы персонала РК «Парнас», руководитель должен дать понять подчиненному, что его требования услышаны, однако, это совсем не значит, что они будут выполнены.

«Мне ясны ваши ожидания, приоритеты, и сумма, на которую вы рассчитываете», - таким образом можно понять, что старания работника не пропали даром. Кроме того, я обычно благодарю сотрудника за то, что он решился на разговор, прежде чем начать искать другую работу. Однако для отказа в повышении необходимы четкие аргументы, и не у всех руководителей в этой ситуации найдется, что возразить», - говорит Виктория Юровская.

«Лично я начинаю беседу с просьбы напомнить свои должностные обязанности, сделав при этом акцент на том, какой значение они имеют для компании. Есть смысл задать прямой вопрос: каким образом ваша деятельность повлияла на благосостояние организации?», - рассказывает собеседник E-xecutive. Когда речь заходит о столь глобальных категориях, редко какой человек не стушуется и не собьется с мысли. Найти недостатки в его работе и указать на них – один из наиболее действенных аргументов отказа. При этом работнику в этом случае, как правило, нечего возразить. Если вы хорошо знаете, чем именно он занимается, то найти его «слабые места» будет нетрудно. Скажите, что разговор о повышении уместен, однако в случае, когда все вышеназванные пробелы будут ликвидированы. Такой ответ, с одной стороны, является правдоподобным, с другой – стимулирует деятельность работника и обрисовывает перед ним определенные перспективы. В результате и волки сыты, и овцы целы.

«Нередко сотрудники начинают апеллировать к конкретным цифрам и сводкам. Действительно, зачастую эти аргументы весьма весомы, однако прием «от общего к частному» хорошо действует и в этом случае. Пусть сотрудник расскажет, за какие исключительные преимущества я должна ему заплатить», - говорит Виктория Юровская.

К сожалению, не все руководители готовы к открытому прояснению ситуации. Отдельные представители всеми возможными путями пытаются уйти от темы, и у многих это действительно получается. Данный метод также действенен, однако боссу следует быть готовым к тому, что данный «ходок» постучится в его двери еще не один раз. Кроме того, туманность и необязательность соответствующим образом скажутся на вашей репутации. Не исключено, что именно с этим человеком вам еще придется столкнуться в сложной ситуации. Будете ли вы уверены, что сможете на него безоговорочно рассчитывать?

«Наш руководитель в этом плане был фантастической личностью. Я не припомню случая, чтобы кто-то уходил от него, получив повышение. Шеф так умело уходил от темы и скрывался в других идейных плоскостях, что вытянуть его на прямой разговор практически не представлялось возможным. По его словам, перспективы у всех были заоблачные, а вот работали мы не то чтобы плохо, но не так хорошо, как в других компаниях. Кроме того, время от времени всем четко давалось понять, что наши зарплаты – это потолок для наших позиций, о котором многие могут только мечтать. На самом деле это не соответствовало действительности и срабатывало только с новичками. Остальные понимали, что босс всеми силами пытался сэкономить, причем часто это шло в ущерб компании. Не было не только повышения зарплат, но и новых проектов. В результате организация теряла квалифицированных специалистов, хотя это босса совсем не расстраивало. «На ваше место сразу придут другие», - это утверждение было его своеобразным девизом. Из-за отсутствия мотивации «скелет» компании так и не сложился. Коллектив постоянно состоял из «новеньких», стремиться и добиваться не было никакого смысла. После того, как ушла часть сотрудников и на нас взвалили их обязанности безо всяких доплат, ситуация стала совсем катастрофической», - делится своим опытом работы в частной компании, работавшей на медиа-рынке, Иван.

Таким образом, прежде чем отказать сотруднику (речь идет не только о повышении зарплаты, но и старте нового проекта, идеи т.п.) стоит убедиться, что ваш отказ не приведет к нежелательным последствиям.

Аргументируя свой отказ, дайте понять, что ваше решение мотивировано не личностными качествами работника, а исключительно профессиональными недоработками. В этом случае все основания для переноса данной темы в личностную плоскость будут неприемлемы и мотив отказа «потому, что я ему не понравился» будет неуместен.

«Еще один вариант – поставить перед сотрудником выполнение определенной цели как одно из условий возможного повышения. Это может быть, к примеру, прохождение курса корпоративного обучения. При этом задача сотрудника должна быть сформулирована максимально четко. Есть смысл спросить его, справится ли он, если перед ним будут поставлены новые задачи. Он говорит, что да, и это идет на пользу вам обоим», - рассказывает Виктория Юровская.

Психологи советуют – при вынесении отрицательного вердикта лучше указать одну вескую причину, нежели несколько второстепенных. При этом, отказывая, не бойтесь обидеть работника. Вежливость, как известно, лучшее оружие. Хорошо, если у вас есть возможность аргументировать отказ решением вышестоящей организации. В этом случае ответственность с вас снимается автоматически.

«В нашей организации бывали случаи, когда отказ в повышении зарплаты объяснялись нестабильным финансовым состоянием компании. Мол, денег нет, но как только появятся, всем сразу дадут. В результате мы все постоянно пребывали в какой-то атмосфере нестабильности. Ощущение зависимости, да еще и материальной – не из приятных. Поэтому многие уходили в компании, где с финансами все было в порядке», - делится один из посетителей деловых интернет-форумов.

Виктория Юровская согласна с этим утверждением. «Информация о плохом финансовом состоянии компании является порочащей. При этом не стоит забывать, что плохие слухи имеют способность распространяться особенно быстро. Заработать репутацию аутсайдера очень легко, а избавиться от нее весьма проблематично», - говорит специалист.

«Что касается меня, то требования сотрудника в полном объеме я практически не выполняю. Исключение составляют лишь действительно незаменимые специалисты, которых жаль терять, - признается Виктория Юровская. – Умение достигать своих целей, отличительные оригинальные профессиональные особенности и навыки работы, лояльность и преданность организации – эти качества сотрудника заставят меня обратить на него внимание и, возможно, подумать о повышении».


Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.