4 типа консультантов по подбору руководителей: какой подходит вам?

Работая 20 лет в HR трех разных компаний, я изнутри наблюдала их устройство. Благо, одна из них – Coca-Cola – была, что называется, «построенная навечно», и ее можно было наблюдать в динамике с 1886 года. Теперь я работаю в агентстве по подбору руководителей, топ-менеджмента, редких специалистов, и перед глазами целая вселенная организаций. Все заказчики разные, у каждого своя культура и бизнес-ДНК.

Близкие ДНК у заказчика и исполнителя повышают эффективность и обеспечивают результат, дают обеим сторонам энергию и удовольствие от процесса, создают долгосрочное партнерство. Важно при этом: профессионализм исполнителя и реальный значимый запрос заказчика должны быть обязательно. Это необходимое условие для успешного делового взаимодействия и результата.

Бизнес-ДНК – это структура и культура: что и для чего мы делаем, как мы это делаем?

ДНК компании зависит от стадии жизненного цикла, отрасли/сферы, миссии и целей, личности собственника, формы собственности, бизнес-среды и рынка, масштабов и уровня деятельности.

Работая в агентстве, наблюдаю, как важно правильно организовать связку – менеджер со стороны заказчика и консультант со стороны агентства. Здесь играет большую роль не только принадлежность и глубокое знание консультантом своей практики, но и его личные качества/компетенции, «стиль» и этап развития как профессионала.

Поделюсь своей матрицей типов определения ДНК исполнителя для заказчика. Для этого использую идеи и наименования стадий жизненного цикла организации из книги «Управление жизненным циклом корпорации» Ицхака Адизеса.

1. Активисты-консультанты «давай-давай»

Быстрые, решительные, энергичные. Часто они перешли в рекрутмент непосредственно из оперативного бизнеса. Они могли быть успешными продавцами, тим-лидами и т. д. На своих позициях не могли ждать пока HR закроют их вакансии, и искали персонал сами: по прошлым контактам, по знакомым, друзьям и находили. Сейчас они с удовольствием работают как рекрутеры-консультанты.

Активисты любят работать быстро и сразу. «Снимают заявку» с интересом ровно до той стадии, когда ясны ключевые запросы заказчика. Детали запроса слушают, уже понимая, кого стоит рассмотреть на данную вакансию, и набирают этих людей тут же в ватсап или телеграмм. У них все контакты в облаке или в телефоне. Если необходимо, они легко и свободно преодолевают барьер секретаря и выходят на нужных «закрытых» кандидатов.

Они люди just now – работают «в потоке», весело. Получают удовольствие от скорости процесса и результатов. Восприимчивы к новому, мобильны, легки на подъем. Склонны действовать сразу. «Некогда размышлять, погнали!» – звонить, писать, общаться, передавать информацию. Часто они закрывают вакансии быстро. Счастливые, бегут кататься на лыжах. Работают из любого места, им неважно наличие рабочего пространства: телефон и интернет, худи и кофе – им вполне достаточно. Реактивны. Учатся на своих ошибках. Торопят руководителей и заказчика в процессе поиска.

Активисты результативны со стартапами и компаниями в стадии «давай-давай». Если совпали по ДНК с заказчиком, то их будут «носить на руках». Часто «на короткой ноге» с заказчиками. Делают «допродажу» услуги, увлеченно рассказывая о кандидатах «в наличии».

Оборотная сторона

Легко сдаются, если не получается закрыть вакансию «влет», ссорятся с замедлившимся менеджером заказчика, сложно проходят ожидание ответа по кандидату, могут быстро выгореть, тяжело, но недолго переживают отсутствие быстрого результата и успеха. Именно поэтому часто их объединяют в проектную команду с сильным системным тим-лидом.

Спринтеры. Очень хороши и результативны «на коротких дистанциях».

2. Наблюдатели – «Леонардо Да Винчи» в рекрутменте

«Жизнь не говорит тебе ничего, она все показывает» – Ричард Бах

Опытные, внимательные, мудрые, основательные. Получая первую информацию о возможной вакансии, они думают, смотрят в окно, поливают цветы и опять думают. Снимают заявку глубоко, в деталях, при этом вопросов задают мало, скорее создают комфортную для заказчика среду, в которой он сам рассказывает контекст. Ситуативно применяют экспертную и коучинговую позицию, испытывают реальный интерес к собеседнику, наблюдают, считывают «невербалику». Используют Helicopter view: «отойдя в сторону», слушают заказчика и представляют ситуацию в комплексе, сверху.

Вакансия для них – часть решения некой проблемы, «боли» заказчика. Любят общаться с самыми экспертными представителями компании, собирают запрос из первых рук. Параллельно изучают информацию в открытых источниках, думают, смотрят в окно, поливают цветы, и «вдруг» достают «из пространства» несколько сильных подходящих кандидатов. Тщательно проводят интервью, используют инструменты оценки квалификации и компетенций, анализируют факты, проявляют бдительность и осторожность, перепроверяют, смотрят в окно, и направляют заказчику двух идеальных кандидатов. Заказчик берет обоих, потому что в «десятку».

Работают из ресурсного рабочего пространства. Не всегда это стандартное рабочее место, предпочитают уютную свободную одежду, комфорт.

Проактивны. Прекрасно работают с компаниями, переживающими второе рождение и взросление – юность, занимают в общении с ними позиции коуча или эксперта.

Имеют сильное базовое образование (часто психология, языки) и продолжают учиться всю жизнь. Руководитель, тим-лид и заказчик торопят наблюдателей в процессе выполнения заявки.

При совпадении ДНК у наблюдателя и заказчика складывается общая Вселенная. И часто заказчик обращается к нему за экспертизой, учится у него, и заказывает следующий подбор.

Оборотная сторона

Часто наблюдателей привлекает и устраивает процесс больше, чем результат. Леонардо писал свою «Тайную вечерю» больше трех лет, он общался со своей фреской и через нее с миром. Так и здесь: увлекательный мир лучших кандидатов может быть бесконечно интересным. Наблюдателям полезно работать в паре с тим-лидом, жестко ориентированным на результат.

Просто идут свой путь, параллельно добиваясь сильных и долгосрочных результатов в подборе.

3. Системные консультанты. Система – наше все!

Объединяют наблюдения в сложные логически обоснованные теории. Соединяют разрозненные факты, включают логику, вычленяют сильные возможности из вполне регулярных фактов. Часто перфекционисты, гипер-проактивны. Они начали работать над данной вакансией не сейчас, когда она «прилетела», а 10 лет назад, когда работали по похожим вакансиям и четко составляли профили вакансий, объединяли их в группы, складывали в правильные архивные папки на съемном жестком диске. И еще три года назад, когда скрупулезно вносили информацию в базу данных и дублировали базу на случай сбоя. И таки, да! Сбой случился, и копия пригодилась!

Анализ и синтез. Имеют сильное базовое образование, золотую медаль и красный диплом. Учатся на кратких тренингах, где дают системы, близкую к практике теорию, модели, принципы, типологии. Рациональные консультанты, снимая вакансию, задают представителю заказчика системные вопросы, распределенные по четырем группам, быстро заполняют форму, часть информации копируя из предыдущей похожей формы. Правят текст в заявке, доводя его до совершенства. Направляют заказчику с хорошим сопроводительным письмом.

Грамотно работают с системой ресурсов: работные сайты, соцсети, база агентства и свои пронумерованные съемные жесткие диски. Собеседования проводят методично, комментарии делают сразу в электронном виде. Кандидатов направляют заказчику малыми группами по «два-три миллиона», с хорошим сопроводительным письмом и таблицей сравнения кандидатов. Ждут ответа спокойно три дня. Работают в деловой одежде всегда.

На одном языке общаются с крупными системными, иерархическими организациями в стадии расцвета и старения. Прекрасно взаимодействуют с госструктурами, сильно забюрократизированными организациями. Считывают логику заказчика и встраивают свои действия в его процесс.

Если совпали ДНК с заказчиком, подбор проходит гладко, «все ходы записаны», воронка подбора правильная, на выходе два финалиста. Консультант помогает заказчику с выбором, структурируя мысли второго. Результат: все довольны, отчет, информация в базе, архив, жесткий диск. Следующий!

Оборотная сторона

Не всегда держат фокус на результате, не хватает гибкости, сложно принимают изменения и не управляют ими. Минимизировать эти риски можно работой с тим-лидом – интегратором.

Марафонцы. Открывают второе и третье дыхание на каждой следующей отметке дистанции.

4. Прагматики

Пробуют на практике то, что узнали и услышали. Внимательны, ловят из пространства все идеи, которые могут сделать работу более эффективной, оптимально выстроить процессы. Изучают все новое и используют первую возможность, чтобы попробовать на практике. Современны, практичны, имеют самые разные полезные гаджеты и ресурсы, личные аккаунты везде. Нацелены на результат. Делегируют все, что можно делегировать. Предприниматели и профессиональные менеджеры по своей сути. «Вижу цель – не вижу препятствий». В развитии.

Снимая заявку с заказчика, акцентируют разговор на значимых деталях, хорошо разбираясь в отрасли, подчеркивают свои практические знания и рассказывают об успешно реализованных подобных проектах. Диалог в процессе снятия заявки выстраивают, как бы подсказывая представителю заказчика ответы на свои же вопросы. Взяв заявку в работу, приступают к поиску быстро, уверенно, постоянно держа в голове ключевые моменты и цель: максимально быстро и точно закрыть вакансию. Практичные, знающие себе цену рекрутеры, твердо стоящие на ногах. Общаясь с кандидатами, быстро принимают решения, решают проблемы, ускоряют процессы.

Успешно работают с компаниями «средних» стадий жизненного цикла юность-расцвет- старение.

При совпадении ДНК имеют живой, быстрый и при этом грамотно простроенный диалог, часто с хорошими результатами для заказчика, как по основной цели, так и расширение профкругозора.

Оборотная сторона

А поговорить? Прагматики часто совсем не учитывают человеческий фактор и работают на краткосрочные результаты без понимания долгосрочного эффекта. Эти проблемы легко решает грамотный авторитетный для заказчика и консультанта тим-лид.

Метафора для их работы: берем лучший транспорт в моменте и мчим.

Заключение

Понятно, что профессиональные консультанты с огромным опытом работы постоянно развиваются от одного бизнес-кейса к другому и используют элементы всех этих типов в своей работе. При этом часто вижу, как буквально расцветает в результатах и удовольствии профессионал, когда работает с максимально близкой по культуре компанией.

Если хотите проанализировать себя, коллег-рекрутеров или исполнителя, чтобы определить их типаж в предложенной матрице, задайте следующие вопросы:

  • Какой у вас внешний вид на работе?
  • Как и где вы любите проводить собеседования?
  • Как организовано ваше рабочее место?
  • Какой стиль обращения и коммуникации вам ближе?
  • Как вы принимаете решения и проживаете кризисы?
  • Как работаете в ситуации потенциального конфликта?
  • Какие у вас ожидания от взаимодействия с заказчиком?
  • Как вы принимаете поставленную задачу и обратную связь?
  • Как работаете с новой и «отработанной» информацией?

Анализ поведения исполнителя и заказчика позволяют сформировать общее видение и ценности подбора персонала, обеспечить оптимальный бизнес-процесс, создать эффективную структуру работы и одновременно творческую обстановку с высоким уровнем креатива, держать фокус и расставлять приоритеты. В итоге работы правильно подобранной команды достигается цель – правильный кандидат на правильной позиции у заказчика, удовольствие от работы у всех участников, долгосрочное партнерство в будущем.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Санкт-Петербург

...."Все заказчики разные, у каждого своя культура и бизнес-ДНК."

- как мало специалистов HR это понимают....

Автору статьи большой респект!

Руководитель проекта, Санкт-Петербург

Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось

Инженер, Беларусь

Доброго дня. Куда ни глянь, везде 4 типа темперамента, а по сути 4 стихии, видны. Обожаю системный подход с философским уклоном

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.