Почему я не вернул сотрудников в офис после вынужденной «удаленки»

Небольшая предыстория

Когда началась пандемия, штат нашей компании полностью перешел на удаленный формат работы. Наша команда смогла быстро адаптировать рабочие процессы под новые реалии. В итоге по прошествии двух лет мне, как руководителю, начало казаться, будто компания всегда работала на удаленке – настолько отлаженными выглядели механизмы. Но ситуация с пандемией стабилизировалась, и я решил выяснить, как работники оценивают возвращение в офис. Для этого я прежде всего спросил подчиненных, нравится ли им работать в дистанционном формате.

Мнения сотрудников касательно удаленки разделились: некоторые члены команды привели причины, почему им хотя бы несколько раз в неделю нужно присутствовать в офисе, а часть команды выступила за сохранение работы в онлайне.

4 причины против дистанционной работы

1. Пострадал рабочий темп

Обратная сторона комфорта удаленки – расслабленный режим работы создает подчиненным проблемы с самодисциплиной, им сложнее сконцентрироваться на рабочих задачах, из-за этого на поручения уходит больше времени, чем могло бы. Многих сотрудников от работы отвлекали родные или домашние питомцы. Если на командных созвонах обстановка неформальная, и появление кота на заднем плане иногда даже приветствуется, то на звонках с клиентами это исключено. 

Также на привычные задачи у работников могло уходить больше времени, потому что рабочий темп стал особенно зависим от интернет-соединения. Корпоративная офисная сеть по сравнению с домашней отличается лучшей стабильностью и более высокой скоростью интернета. Некоторые подчиненные описывали ситуацию, когда им приходилось работать из коворкинга, чтобы с хорошей связью выполнять задачи в срок.

2. Нарушилось общение внутри команды

Наше руководство перевело все взаимодействие в онлайн: общение через электронную почту и мессенджеры стало интенсивнее, появилась обязательная практика онлайн-звонков. Но очевидно, что прямая коммуникация намного понятнее коммуникации через экран телефона или монитор ноутбука. Постоянная работа через интернет не дает сотрудникам необходимого личного общения, что негативно сказывается на понимании членов команды друг друга.

Отдельная проблема работников во время удаленки – помехи в интернет-соединении, которые усложняют восприятие информации участниками Zoom-звоноков. Так, на общих созвонах у кого-то из участников могла нарушаться связь, поэтому речь спикера становилась прерывистой и непонятной. Или же коллеги начинали говорить одновременно друг с другом, думая, что кто-то из них уже закончил свое выступление. 

3. Ослабли корпоративная культура и нетворкинг

Изолированность коллег друг от друга плохо повлияла на ощущение сотрудников себя частью коллектива. Отсутствие общения в офисе и редкие встречи вне работы также мешали регулярному неформальному общению работников, в котором, например, больше всех нуждались новички в коллективе. Так, молодым сотрудникам пришлось трудно, потому что нехватка личного взаимодействия не давала быстро адаптироваться в коллективе. 

Может казаться, что руководителю не стоит считать проблемой слабую корпоративную культуру и отсутствие полезного нетворкинга среди подчиненных. На самом деле если сотрудник чувствует себя сопричастным идеям и деятельности компании, он будет стремиться помогать коллегам и сам делать работу качественно и вовремя. Чувство единения членов команды – это то, что не дает развиваться конфликтам в коллективе, и то, что повышает рабочие показатели, так как работники осознают, что занимаются общим делом.

4. Пострадало ментальное и физическое здоровье подчиненных

Наверное, главный минус удаленки – психологическое выгорание членов команды из-за того, что стерлись границы между рабочим временем и личным.

В офисе моей компании установлен фиксированный рабочий режим – в определенное время сотрудники заканчивают работу над поручениями и отправляются домой, где занимаются личными делами, например, ужинают с семьей или делают другие домашние дела. Во время работы в онлайне ощущения перехода между работой и домом нет, из-за чего рабочий день кажется бесконечным.

Кроме того, весь день за компьютером лишает сотрудников полезной физической активности и создает проблемы со здоровьем – у работников могли упасть зрение и появиться боли в шее и спине. Работа в офисе предполагает обязательный обеденный перерыв, когда сотрудники идут в офисный кафетерий или обедают за пределами офиса, то есть регулярно в одно и то же время находятся в движении.

3 причины за сохранение удаленки

1. Снизился уровень стресса сотрудников 

Пока противники дистанционного формата отмечали ухудшение ментального и физичекого зоровья, его сторонники получили комфортные условия, которые позволили испытывать меньше стресса от работы.

  • Во-первых, работая из дома, сотрудникам не нужно тратить время на утренние сборы и дорогу от дома до офиса и обратно: утром подчиненные могут в спокойной обстановке и без лишней спешки подготовиться к трудовому дню, а вечером не испытывать усталости и раздражения, находясь в пробке по пути домой. В целом, при наличии стабильного интернета удаленная работа позволяет работать из любой точки мира.
  • Во-вторых, удаленка дала сотрудникам возможность совмещать работу и личные дела. Благодаря гибкости графика дистанционной работы подчиненные стали находить достаточно времени для каждого аспекта жизни, например, для воспитания детей или занятий спортом. В итоге у работников повысилась общая удовлетворенность собственной жизнью, так как они начали все успевать.
  • В-третьих, для некоторых подчиненных интенсивная коммуникация онлайн оказалась намного комфортнее, чем общение вживую. Деловая переписка отличается асинхронностью и дает сотрудникам больше времени для формулирования подходящих вопросов и ответов в общении с коллегами и клиентами. 

2. Уменьшились личные траты и возросли доходы подчиненных

Существенным плюсом удаленки для работников стали меньшие затраты – например, работа из домашнего «офиса» помогла подчиненным не тратить деньги на транспорт по маршрутам дом–работа и обратно, обеды в офисе, офисную одежду.

Кроме того, благодаря гибкости рабочего графика, некоторые сотрудники могли находить возможности для подработок и, соответственно, повышать свое благосостояние.

3. Повысилась продуктивность работников

Гибкость графика при работе в дистанционном формате делает работников более продуктивными, поскольку дает им возможность самостоятельно выбирать, когда в течение дня их работоспособность находится на пике. В дополнение к этому сотрудники могут успеть выполнить больше поручений, потому что у рабочего дня в онлайне нет четких рамок. 

Помимо этого, некоторые сотрудники были рады, что во время работы из дома они могут лучше сконцентрироваться на задачах: могли избежать участия в возможных обсуждениях, не касающихся работы напрямую. 

Какой формат работы стал оптимальным вариантом

У удаленного формата работы есть как значительные минусы, так и плюсы, и руководителю нужно их учитывать, прислушиваясь к потребностям сотрудников. Если не получается полностью вернуть команду в офис, можно попробовать гибридный формат – несколько дней в неделю те, кому это необходимо, будут работать из офиса.

Для главы предприятия гибридная практика становится оптимальным вариантом – гибрид снизит негативное влияние удаленки: укрепит деловые и неформальные связи между сотрудниками, поможет им сконцентрироваться, улучшит психологическое и физическое здоровье отдельных членов команды, что в сумме повысит рабочие показатели предприятия.

Так выглядят основные принципы гибридной работы в моей компании:

  • Сотрудники изначально могут выбрать, как им работать: полностью в офисе, онлайн с посещением офиса по желанию или в гибридном формате, то есть дистанционно, но с посещением офиса в определенные дни по дополнительному согласованию со своим непосредственным руководителем.
  • Если по прошествии времени у сотрудника, который полностью работает на удаленке, начинает снижаться эффективность, мы можем обсудить его возвращение в офис.
  • При этом есть работники, от которых требуется обязательно присутствовать в офисе. В их число входят: офис-менеджеры, специалисты по работе с архивом и сотрудники, работа которых связана с физическим оборудованием. Также для лучшей адаптации новым работникам желательно посещать офис в течение месяца.

Однако важно понимать: в сфере бизнеса наступает долгосрочный период, когда руководителю неизбежно придется все больше опираться на дистанционный формат при построении рабочих процессов. Получив значительный импульс во время пандемии, сегодня тенденция на переход к удаленке будет продолжать развиваться. Этому развитию способствует не только нахождение подразделений и филиалов компании в разных регионах, но и ее сотрудников – в разных странах. 

Как помочь сотрудникам адаптироваться к удаленке

Руководителю, для которого полностью удаленная работа подчиненных становится объективной необходимостью, нужно стараться уменьшать ущерб для работников от минусов онлайна. Для этого нужно понять, с какими неудобствами сталкиваются сотрудники на удаленке.

Чтобы конкретизировать проблемы удаленного формата, можно задать работникам следующие вопросы: 

  • Что отвлекает вас на удаленке больше всего?
  • Что помогает вам лучше сконцентрироваться на задачах, когда вы работаете не из офиса?
  • Откуда и где вы работаете, будучи на удаленке?
  • Как выглядит ваше рабочее место, когда вы работаете не из офиса?
  • Проводите ли вы время с командой в неформальной обстановке, вживую или вне работы?
  • Во сколько вы заканчиваете свой рабочий день, когда вы в онлайне?
  • Какими физическими активностями вы занимаетесь в течение недели, когда работаете в дистанционном формате?

Получив от сотрудников ответы на вопросы, руководитель может обсудить результаты со специалистами из отдела кадров, а дальше вместе с ними решить, как при необходимости оптимизировать работу сотрудников в онлайне.

Читайте также:

А какой режим работы в вашей компании?
Проголосовать и увидеть результаты опроса могут только зарегистрированные пользователи
Расскажите коллегам:
Комментарии
Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар

Мне кажется, что при выборе формы занятости сотрудников важны следующие параметры:

1) Характер сотрудника. Ведь есть интроверты, которым и самим с собой прекрасно, и которые от общения быстро устают, и есть экстраверты, которые без общения быстро чахнут и которых общение как раз заряжает энергией.

2) Характер работы сотрудника. Есть ли необходимость доступа к каким-либо ресурсам, без которых сотрудник не может делать свою работу, и которые находятся только в офисе (например, какие-то очень конфиденциальные данные, к которым нет доступа удаленно)

3) Семейное положение сотрудника. Те, кто живут одни, прекрасно работают из дома. Если же дома постоянно находится жена и маленькие дети, то, есть такое подозрение, мужчина лучше сбежит в офис, потому что дома ему точно не дадут спокойно работать.

Одни хотят сосредоточиться на работе, сидя дома в тишине (для них работа в офисе может быть пыткой, особенно в опен-спейсах), а некоторым очень нужен офис, чтобы постоянно быть "в ритме", ощущать движуху, общаться, сплетничать, флиртовать, и так далее. У разных людей разные ритмы активности: кто-то легко встает на работу в 6 утра, а кто-то до обеда не может толком проснуться даже с кофе. Сотрудники, работающие на удаленке, могут корректировать свой рабочий день по времени в зависимости от своих биологических ритмов, в отличие от тех, кто вынужден переться каждое утро в офис.

На мой взгляд, работодатель может позволить сотруднику работать в той форме, в которой ему удобно, при условии выполнения поставленных задач в установленные сроки. Единственный, кому будет неуютно при отправленных на удаленку сотрудниках - это руководитель-микроменеджер, которому критически важно ежесекундно контролировать всех подчиненных.

Лично я хотел бы работать на удаленке, но, к сожалению, всю жизнь работаю в офисе. И вот анализируя эту работу, могу с уверенностью сказать - огромное количество времени тратится впустую - и это не только время в пробках по дороге на работу и обратно. Это еще ожидания, совещания и прочая офисная дребедень. Даже в моменты, когда работы срочной нет, ты не можешь, например, учиться или делать фриланс-проект, потому что тебя постоянно отвлекают какой-нибудь фигней.

Аналитик, Москва

Замечательная статья! Очень к месту вопросы в конце статьи.
Являюсь давним поклонником и, не побоюсь излишней саморекламы, имею небольшой, примерно 10-летний опыт организации удалённой работы, как команд, так и отдельных сотрудников.

Хотел бы добавить следующий момент. Для организации удалённой работы очень важна постоянная борьба с автономизацией. Очень и очень часто появляется группа, кторая участвует в онлайн совещаниях, митингах, планёрках.  Как правило, это 3-5 приближённых. Что-то там решается и планируется. При этом те, кто работает с конкретными задачами начинают чувствовать отрыв о рабочего процесса. Среди них возникают свои страты, свои автономии. Бывали случаи, когда такие автономии начинают устанавливать свои негласные правила.  Далеко не всегда эти правила вредны или плохи, но например,  кто-то начинают манипулировать сроками, создают показную загрузку, договариваются об удобном снижении  качества: "Помнишь, я прошлы раз закрыл глаза на такой-то параграф? Ты можешь сделать так же?" Так бывает! И это серьёзно! 

Каждый организатор удалённой работы должен зарубить себе на носу и считать основной задачей организацию коммуникаций во всех смыслах. От подбора удобных мессенджеров и технических средств связи, до пресловутого сплачивания коллектива. В одной очень строгой, задёрганной, зажатой компании мы создали веточку на форуме: "Где бы потрепаться ни о чём?". Постепенно народ как-то воспрял, стал инициативнее (не критикуйте за слишком простой пример с моей стороны, смысл мне кажется понятен). А ведь были времена, когда даже аська запрещалась из-за боязни, что "они там начальство обсуждают". Так пусть обсуждают. Только открыто.

Каждый удалёнщик должен иметь право голоса и открытую возможность высказаться при помощи тех или иных технических средств. Удалённая команда должна иметь во сто крат большую прозрачность в планах и в перспективах, 

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Анатолий Курочкин пишет:
кто-то начинают манипулировать сроками, создают показную загрузку, договариваются об удобном снижении  качества: "Помнишь, я прошлы раз закрыл глаза на такой-то параграф? Ты можешь сделать так же?"

У этих людей есть руководитель, который ставит сроки и задачи. Как они могут создать какую-то показную загрузку или снизить качество, если все равно потом руководитель надаёт им за это по тыкве? Ведь если руководителя не устраивает качество работы или время, которое сотрудник затрачивает на задачу - с сотрудником проводится беседа с выводами вплоть до последующего увольнения. 

Аналитик, Москва
Дмитрий Карусев пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
кто-то начинают манипулировать сроками, создают показную загрузку, договариваются об удобном снижении  качества: "Помнишь, я прошлы раз закрыл глаза на такой-то параграф? Ты можешь сделать так же?"

У этих людей есть руководитель, который ставит сроки и задачи. Как они могут создать какую-то показную загрузку или снизить качество, если все равно потом руководитель надаёт им за это по тыкве? Ведь если руководителя не устраивает качество работы или время, которое сотрудник затрачивает на задачу - с сотрудником проводится беседа с выводами вплоть до последующего увольнения. 

Запросто могут! Простейший пример я привёл. Дело в том, что руководитель не ставит сроки. Он фиксирует сроки, согласовывает сроки. Оговорюсь, я пишу только и исключительно про ИТ сферу. Там руководитель не может сказать: "Горячку пороть не будем, но чтоб к утру было готово". Так не бывает. Сроки обсуждаются и согласовываются с исполнителями. Со сроками вообще очень трудно бороться. Это тема вечная. Почему не готов такой-то функционал? Вопрошает начальник. Потому что нет требований к такому-то интерфейсу. А почему не запросили? Запросили - молчат.

Если в офисной обстановке подобную тему можно "разрулить" простым административным нажимом, то при удалённой работе гораздо сложнее. Уменьшение коммуникативных возможностей многократно увеличивает эту возможность манипуляции.

С качеством ещё проще. Каждый пункт в ТЗ можно толковать так или иначе. И далеко не всё руководитель сможет проверить лично. Собственно для этого и существуют тестировщики. 

Менеджер, Москва

Странно читать про не стабильный интернет в текущее время.

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Алексей Маркин пишет:

Странно читать про не стабильный интернет в текущее время.

Да полно таких примеров. Уже не говоря что практически всеправайдеоы подрезают трафик и о договорных скоростях нет и речи. И не надо сбрасывать со счетов вариант когда часто народ для дома берет более экономные тарифы с меньшими скоростями, плюс провайдер подрезает, вот и получаеться на выходе..... И на сколько это удолетворяет потребностям работы, это вопрос.

Аналитик, Москва
Алексей Маркин пишет:

Странно читать про не стабильный интернет в текущее время.

Полно таких мест. Живу в Околомосковье. В выходные сигнал просто залипает, пришлось ставить доп. оборудование. Имею ещё один домик в другой области. Там связи почти нет, мешают хвойные леса и низменность - ходишь, как зомби и ищешь сигнал. Неужели Вы не встречались  с таким ситуациями? . 

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Я думаю, что автор потратил и не совсем чистосердечно оценил ситуацию перехода на удаленку, с сточки зрения, доходов сотрудников. Кто хочет тот так или иначе все равно заниматься подработкой, а вот по поводу затрат, это однозначно выгодно работодателю и не выгодно работнику. Во первых необходимо организовать рабочее место и довести его до определенного комфорта. А это уже затраты не работодателя.

2. Затраты на интернет связь и т.д как правило работтоательне компенсирует. Затраты на техническое обслуживание и технический износ тоже на собственнике. 

3. Огромная статья расходов по ЖКХ, от вода, электричество и до туалетной бумаги и химии.

4. По поводу одежды тут тоже 50/50, при постоянных видиоконференциях и чатах в пижаме за экран не сядешь и определенный дресс-код то же требуется.

Так что удаленказачастую с точки зрения затрат выгодна прежде всего собственнику бизнеса и самое прикольное, сотрудник обрадованный, поясами работы дома, зачастую даже не не подозревает о подводных камнях.

Вообще удаленка, это очень многообразный и многогранный вопрос включающий в себя огромное число различных аспектов.

Консультант, Самара

Весело про удалёнку )))

В разгар ковидных времен, когда все наши 250 с хвостиком сотрудников сидели на удалёнке, было много смешных моментов при проведении всякого рабочего видеообщения.

Некоторые примеры:

Part.1. Дядечка средних лет в кадре, рассказывает о сделанном за день, об успехах своего подразделения. Весь такой аккуратный, причесанный, рубашка, галстук подобран. Рядом кружка с чем-то горячим уютно пристроилась. Нечаянно задевает, кружка падает и выплескивается ему куда-то на нижнюю часть тела, что под столом. Дядечка вскакивает с матюгами, и все участники видеоконференции лицезреют шикарные семейники в микки-маусах )))

Part.2. Молодая красивая женщина на уютной кухне - прическа, макияж, строгая белая блузка. Вещает о планах по новым каналам продвижения продукта, работающим в ковид. На заднем плане, из комнаты за стеной, слышны разгорающиеся звуки конфликта двух маленьких детей. Женщина ведет себя всё беспокойнее, прислушивается, слегка наклоняется боком к закрытой на кухню двери. Вдруг - грохот, крики... Молодая мама вскакивает, бросается в комнату, и все участники видеонетворкинга любуются её прекрасной попой в соблазнительных кружевных трусиках )))

Я вот к чему - а что, реально все ходят по дому в нижнем белье? Есть же хорошая и удобная домашняя одежда, так-то...

А вообще, тогда народ у нас выдержал месяца полтора дома. Потом стали сбегать в офис под любым предлогом, благо деятельность компании это позволяла.

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар

Моя работа всегда была связана с аналитикой, исследованиями, расчетами, а также с текстами. Для всего этого мне нужно сосредоточиться. Сколько себя помню в офисе - всегда шум, гам, кто-то постоянно отвлекает. Писал отчет об исследовании - тебя отвлекли - потом сидишь и 20 минут вспоминаешь, что еще ты хотел в нем осветить, какой аспект. Или делаешь какой-то сложный расчет - отвлекли - в одном месте ошибся - ошибка потянула за собой другие ошибки - надо всё переделывать. Есть опыт работы на фрилансе - это совсем другое дело. Сидишь дома, в тишине, тебя никто ежеминутно не отвлекает, полное сосредоточение на работе - поэтому результаты получаются лучше и быстрее, чем в офисе. Лично я не испытываю острой потребности общения с коллегами и начальством, поэтому прекрасно могу обойтись без офиса. Кофе и печеньки я сам себе прекрасно организую. Для меня удаленка - лучший вариант занятости. Но это если говорить обо мне. Ведь есть люди, которым жизненно важно постоянно общаться со всеми вокруг, флиртовать, распускать слухи, плести интриги, играть в эти все "корпоративные игры", от которых меня воротит. Люди, которых нужно постоянно контролировать, иначе они вообще ничего делать не будут. И так далее. Вот для них офис - идеальное место работы. И пообщаться можно, и заниматься имитацией бурной деятельности на глазах довольного начальника.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.