Портрет современных молодых кадров для работодателей

В мае–июне 2013 года агентство «Контакт» провело ежегодное исследование, посвященное анализу портрета современных студентов и выпускников вузов. Участие в исследовании приняли около 200 московских студентов 3–5-го курсов и выпускников 2012 года. Полученные данные позволяют проследить, какие тенденции при трудоустройстве выпускников существуют и как они меняются в течение определенного периода времени. Исследование включает в себя не только анализ данных 2012 года, но и сравнительный анализ с 2011 по 2013 год, благодаря чему можно выявить ключевые составляющие профессионального и личностного профиля будущих кадров.

Современный студент ― какой он?

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Как и прежде, большинство студентов живет с родителями (47,8%), хотя в этом году этот процент меньше, чем в прошлом (52,8%). По данным 2013 года мы наблюдаем хоть и не значительный (1–2%), но прирост числа студентов, успевших обзавестись своей семьей, и 5% рост количества студентов, предпочитающих жить с одногруппниками, друзьями или вовсе самостоятельно.

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Большинство студентов ездит за границу все еще с целью отдыха (81,5%). Значительно (на 16%) снизился поток студентов, выезжающих за границу для работы, но в это время мы наблюдаем почти 11% рост числа студентов, которые отправлялись за границу для обучения.

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

34,8% студентов имеет в своей зачетной книжке тройки (почти на 5% больше, чем в прошлом году), 22,8% ― одну тройку, 16,3% ― 1–2 четверки и 26% идут на красный диплом, что на 8% меньше, чем в прошлом году. На красный диплом в большинстве своем (54,2%) идут те, кто окончил школу без троек, но не с золотой медалью, хотя доля медалистов в этой категории тоже велика (45,8%). Значительная часть студентов, имеющих аттестат с тройками (21,9%), «перенесла эту традицию» и в вуз. Тем не менее вузовскими «троечниками» становится более 30% школьных медалистов, около 7% выпускников с одной тройкой и 40,6% вообще не имеющих тройки в аттестате. Более того, категорию студентов, обладающих зачетной книжкой с одной тройкой, составляют в большей степени именно школьные «хорошисты» (66,7%).

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Около половины (50,6%) респондентов имеет водительские права категории В, что на 20% меньше, чем в прошлом году, и на 10% ― чем в 2011 году. Категория С, потерявшая свою востребованность в 2012 году, так и не воскресла. В это время наблюдается резкий 12% рост востребованности прав категории А.

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Знание иностранных языков также находится на довольно высоком уровне, хотя по сравнению со студентами 2012 года уровень английского упал на 4%. Зато вновь распространенным становится французский язык (15%). Процент студентов, не владеющих никаким языком, остался в прошлогоднем интервале до 3,3%.

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Абсолютно все респонденты исследования умеют работать с такими программными продуктами, как MS Word и Excel. На 12,5% (по сравнению с прошлым годом) выросло количество студентов, умеющих работать в программах PowerPoint и Adobe Photoshop, но снизился процент респондентов, работающих с Paint и Outlook.

Нажмите, чтобы увеличить
Нажмите на картинку, чтобы увеличить

58,7% респондентов во время учебы в вузе в большей степени проявили себя в самой учебе, что на 18% выше, чем в прошлом году, и почти достигает данных 2011 года. Если в 2012 году мы видели небольшой (5%) подъем в категории студентов, проявивших себя в общественной жизни факультета, то в этом году их количество сократилось ниже 2011 года ― до 8,7%. Аналогичная ситуация обстоит и с опцией «научно-исследовательская работа в вузе» (упадок востребованности с 23,6 до 12% в 2012 году, что на 3% меньше, чем было в 2011 году). Все еще продолжаются две тенденции, зародившиеся в 2012 году: спад активности в организации формальных студенческих мероприятий (например, «Дня карьеры») ― 4,3% и увеличение количества студентов, пробующих себя в руководстве или ориентации своей студенческой группы (то есть неформальные лидеры) ― с 5,5% в 2011 году до 16,3% в 2013 году.

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

28,3% респондентов получили в вузе в первую очередь новые знания, что на 8% меньше, чем в 2012 году. «За дипломом» в вуз пришли 26,1% респондентов (на 4% больше), «за новыми навыками» ― 20,7% (на 4% меньше), а вот «за связями в бизнесе» ― 18,1% (что на 10% больше, чем в прошлом году).

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

В этому году продолжается тенденция спада интереса ко второму высшему образованию. Если в 2011 году 27,3% респондентов исследования из числа студентов указали на то, что они получают или уже получили высшее образование, то в 2013 году эту категорию представили уже 18,5% студентов. Более того, вырос процент считающих, что второе высшее образование и вовсе не нужно (с 9,3 до 12,8%), хотя большинство (62,5%), как прежде, считает, что «вторая вышка» нужна, вот только получать ее надо после нескольких лет работы и только в случае необходимости дополнительного обучения для собственного развития.

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Из всех респондентов исследования лишь 83,7% уже имеют опыт работы, в то время как в 2012 году их было 93%, а в 2011 ― 87%. При этом лишь 61% респондентов указали на то, что работают на данный момент времени, когда в 2011 году эта цифра была 89,1%.

Самым распространенным каналом поиска работы, как и прежде, остается интернет с его поисковыми «работными» сайтами (38,2%), хотя надо признать, что в 2012 году этот вариант ответа выбрали 45,1% студентов. Все это означает, что современные студенты уже активнее рассматривают и другие инструменты поиска работы. К примеру, на 8% вырос спрос на показатель «нахожу работу с помощью посещения выступлений представителей компаний в моем вузе», на 2% вырос показатель «нахожу работу через участие в бизнес-играх».

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

В этом году средний уровень текущей заработной платы студентов составляет 35 000 рублей, но через год они планируют зарабатывать 60 000 рублей.

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Комментарий эксперта

Zanegina_Alena.jpgАлена Занегина, директор проекта YounGo, агентство «Контакт»: «Согласно результатам исследования, мы наблюдаем распространение практики получения зарубежного образования среди отечественных студентов и выпускников. Это означает, что молодежный рынок труда в некотором смысле идет навстречу ожиданиям международных работодателей, которые всегда с большим интересом рассматривают кандидатов с зарубежным опытом (будь то работа или учеба). Кроме того, такая тенденция характеризирует рост активности студентов, ведь с каждым годом все больше ребят осознанно ищут возможность поехать учиться за рубеж. Отношение к основному высшему образованию в России становится более формальным, без высшего образования просто невозможно трудоустроиться. Об этом свидетельствуют 58% респондентов, ответивших на вопрос, в чем они были наиболее успешны во время учебы в вузе, что просто хорошо учились. Вуз теряет свое значение как площадка для реализации лидерских амбиций и активной жизненной позиции: этим ребята будут заниматься где-то еще. В то же время в этом году продолжается тенденция спада интереса к получению второго высшего образования одновременно с первым высшим образованием. В нашей практике общения со студентами мы все чаще слышим от них о намерении получить дополнительное образование только после нескольких лет работы, с пониманием чего им конкретно не хватает.

Уровень зарплатных ожиданий студентов в 2012 году был несколько ниже 2011 года, но в этом году мы снова наблюдаем рост ожиданий. Рынок уже реанимировался после кризиса 2008 года, и поэтому молодые специалисты не сидят дома и меньше рассчитывают на помощь родителей. Конечно, стоит отметить, что в последнее время работодатели опять жалуются на необъективно завышенные ожидания студентов. Отчасти эта завышенная самооценка студентов подогревается вузами, в которых они обучаются, и в большей степени такая практика распространена в технических учебных заведениях. Со студенческой скамьи ребятам внушают, что они уникальные технические специалисты и им не стоит искать работу там, где их экспертиза не востребована в полной мере. Разумеется, специалисты с техническим образованием как в нашей стране, так и по всему миру всегда пользовались спросом, но ведь, во-первых, рынок труда физически не может предложить всем выпускникам технических вузов высокооплачиваемые позиции уникальных узкоспециализированных специалистов, и, во-вторых, далеко не все студенты и выпускники этих вузов действительно склонны к экспертной карьере.

Говоря о деятельности университетов, стоит отметить, что их активность по содействию трудоустройству студентов действительно выросла. Университеты как источники информации о возможностях построения карьеры воспринимаются студентами уже более серьезно, чем в 2011 и 2012 годах. Университеты заняли активную позицию, но, к сожалению, эта позиция не всегда учитывает интересы бизнеса. Разрыв приоритетов между бизнесом и университетом по-прежнему очень большой».

Executive.ru благодарит агентство «Контакт» за предоставленные результаты исследования.


Фото: pixabay.com

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Мария Авдиенко
Региональный менеджер, Санкт-Петербург

Совершенно справедливо: ''Разрыв приоритетов между бизнесом и университетом по-прежнему очень большой.''
Хочется добавить: помимо завышенной самооценки потенциальных кандидатов и высоких требований к оплате труда, на лицо тенденция отсутствия готовности преодолевать трудности в работе, начиная с простых должностей. Как только вчерашние выпускники, ставшие сотрудниками компании с именем, понимают, что работа предролагает наличие стрессовых ситуаций, усвоение большого объема информации в короткие сроки, а так же частично самостоятельное обучение, они уходят. Часто это происходит после 2-х недель - 1-2 месяцев.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Каждый третий россиянин готов дополнительно учиться ради повышения зарплаты

А 12% работающих россиян полагают, что самый надежный вариант повысить уровень своего ежемесячного дохода – вести с начальством переговоры о зарплате.

38% российских компаний сократили бюджеты на обучение сотрудников

При этом большинство компаний перевели часть обучения в дистанционный формат.

Спрос на фрилансеров в период майских праздников вырос в 2 раза

Наиболее востребованными на бирже в этот период оказались фрилансеры с digital-навыками.

Что раздражает россиян при поиске работы: исследование Kelly Services

Самыми раздражающими факторами для большинства работников стали молчание работодателя после отклика на вакансию и отсутствие обратной связи.