Как развивать персонал, используя жизненный цикл сотрудника

Работа только тогда приносит удовлетворение,
когда позволяет человеку развиваться.

Я адресую данную статью собственникам, руководителям и лидерам проектов. (Многие могут предположить, что роль лидера проекта развития людей в компании выполняют менеджеры по персоналу, я же склонен расширить горизонт и включить в развитие сотрудников непосредственных руководителей подразделений, ибо каждый из них должен быть скорее наставником или тренером, а потом уже обладать всеми остальными качествами управленца). Речь пойдет о развитии людей в их бизнесе, чтобы управляющие могли просто и относительно быстро выявлять дефицит и избыток людей в организации, а где-то и предвидеть кривую «эволюции» своих работников.

Работая со многими компаниями, я, как консультант по развитию бизнеса, частенько сталкиваюсь с проблемой развития людей внутри организации. Я наблюдаю самые разные подходы в этой области, такие как развитие через всевозможные тренинги, через посещение профессиональных курсов повышения квалификации, составление планов развития персонала и создание на их основе индивидуальных планов. Случается так, что и корпоративные бани, и праздники преподносятся как элемент развития и сплочения коллектива, порой – единственный. И прочие, прочие мероприятия.

Что здесь не так? А вот что. Плодится множество слабо мотивирующих мероприятий для конкретного человека, где чаще планы развития живут в одном измерении, а сотрудник ― в другом. В итоге развитие людей в компаниях становится либо слишком сложным делом, либо эта работа отсутствует вовсе по причине пустой траты времени и денег.

В тех же случаях, когда у клиента есть осознанная необходимость развивать людей, мы вместе с ним выстраиваем работающие схемы с использованием жизненного цикла сотрудника. В результате такой работы появляется простая схема, а руководителю для управления развитием нужно запомнить и использовать всего две вещи: это «стадия жизни» человека внутри компании и ключевой навык сотрудника на данной стадии. И никаких «дутых» планов и «одноразовых» бумаг.

Что такое жизненный цикл сотрудника?

Любой бизнес – живой организм. И, как любой живой организм, компания рождается усилиями и устремлениями создателя ― лидера, взрослеет и со временем увядает. Здесь мы имеем дело с жизненным циклом организаций (рис.1).

персонал

Вглядываясь в жизненный цикл компаний, проанализировав ситуацию за несколько лет, можно понять, на какой «стадии жизни» находится любой бизнес, и что за этим последует. Сами же компании состоят из людей, и люди тоже проходят периоды взросления и со временем наиболее выдающиеся становятся ветеранами «конкурентных войн», а иные уходят из организаций. Иначе говоря, наряду с жизненным циклом организаций существуют и жизненные циклы сотрудников.

Что нам может дать жизненный цикл с точки зрения развития сотрудника?

Прежде всего, это наглядность или образность восприятия «жизни» и развития человека внутри компании. Кроме того, каждой «стадии жизни» присущи конкретные компетенции, которым должен соответствовать сотрудник. Этих двух параметров вполне достаточно для управления развитием сотрудника.

Систематизируем жизненный цикл

Вопросы управления всегда требуют определенности и прозрачности, а в случае с развитием людей, когда необходимо понимание, что развивать и что требовать от работника, жизненный цикл помогает упорядочить рост сотрудника в рамках конкретной компании.

Для придания управляемости процессу развития сотрудника следует пройти следующие шаги.

Первый шаг ― это построение диаграммы «Время ― Знания и Навыки».

Вначале рисуется сама кривая жизни, затем по горизонтали отмечаются «этапы жизни» сотрудника, а по вертикали отмечается прямая роста его знаний и навыков (рис. 2).

персонал

На втором шаге кривую жизненного цикла разбивают на несколько частей-уровней, вполне достаточно четырех, хотя один из моих клиентов использует шесть, где на первом уровне указаны компетенции точного следования распоряжениям руководителя, а на последнем представлены компетенции саморазвития работника (рис. 3).

персонал

На третьем шаге каждому уровню следует придать соответствующие базовые компетенции (смотрите приложение №1). Следует заметить, что для специалиста список компетенций может быть дополнен, исходя из его профессиональной деятельности (рис. 4).

персонал

Может возникнуть вопрос: каково оптимальное количество компетенций? Отвечу: всегда следует выбирать из предложенного набора «ключевые знания и навыки», вполне может хватить одной-двух компетенций для каждого уровня.

Затем, на четвертом шаге, следует определить время пребывания сотрудника на каждом этапе, это и есть «время его жизни». Здесь следует оговориться, что «проживание уровней» зависит от динамики рынка и конкурентной среды. Если рынок высоко динамичен, то и время жизни на каждом этапе сокращается. Если рынок стабилен, то и срок жизни по этапам может удлиниться, есть время качественно «прокачать» работника (рис. 4).

И наконец, пятый шаг – связывание жизненного цикла с текущей деятельностью работника. После того как жизненный цикл наполнен компетенциями и определено «время жизни» для каждого уровня, следует связать знания и навыки сотрудника с его ежемесячным планом и фактом. В этом случае в ежемесячный план сотрудника вводится оценка его компетенций (рис. 5).

персонал

Оценка выставляется работнику в конце периода на основе его фактических результатов непосредственным руководителем в тех случаях, когда масштаб бизнеса небольшой; и руководителем плюс внутренним клиентом, когда в компании начинают проявляться проблемы межфункционального взаимодействия. Должна ли оценка быть связана с оплатой труда? Ответ: да. Связывая знания и навыки с зарплатой работника, компания дает сотруднику обратную связь, довольна ли она его ростом или он оставляет желать лучшего. Можно сказать так, что через рубль проще достучаться до разума, а в некоторых случаях и разбудить его.

Небольшое пояснение по внутреннему клиенту. Надеюсь, вы понимаете, что деятельность любой компании сплетена из множества процессов. И внутри компании, как и на рынке, существуют поставщики и клиенты. Так вот внутренний клиент ― это руководитель подразделения, получающего продукт труда предшествующего по процессу подразделения (например, для отдела снабжения внутренним клиентом является производство). Кроме того, ежемесячно оценивая вклад сотрудника в общее дело, наравне с ростом его знаний и навыков, компания получает возможность отслеживать динамику его роста наравне с результативностью работника.

Хотелось бы указать на одну распространенную управленческую ошибку: многие руководители к оценкам, как и к развитию людей, относятся формально. Можно ли избежать данной ошибки? Да, если оценка компетенций выставляется на основе фактических результатов. Ошибку легко отловить, если проследить результативность сотрудника на протяжении двух-трех месяцев. В таких случаях между ростом результативности и ростом компетенций не видно никакой зависимости, проще говоря, результаты опровергают положительный рост сотрудника.

Примерно та же ответственность у внутреннего клиента: выставляя оценку, он должен принимать во внимание удовлетворенность продуктом своего внутреннего поставщика, ведь за качество своего продукта он ответит уже перед своим клиентом, может быть, и перед внешним.

Советы руководителю

Уважаемый руководитель, если вы осознали необходимость развивать основной ресурс бизнеса ― людей, не отдавайте эту работу на откуп одному лицу, кем бы оно ни было. Развитие сотрудников ― это не вопрос доверия, это вопрос коллективного и согласованного решения. В этом вопросе нужна согласованность в команде, которая в состоянии под вашим началом собраться в течение максимум двух рабочих дней чистого времени и согласовать общую точку зрения по жизненным циклам сотрудников. Ваша задача ― обозначить цели и привести команду к согласованному решению по «этапам жизни» ваших подчиненных.

Советы потенциальному лидеру проекта

Всячески стремитесь вовлечь «ключевых» персон в обсуждение жизненного цикла сотрудника. Это касается всех без исключения, никому не нужны «недоразвитые» сотрудники. Вовлечение удобнее сделать посредством групповой работы, настаивайте на этом и не соглашайтесь развивать сотрудников, рисуя кривые жизненного цикла в тиши кабинета.

И не забывайте главную вещь: развитие людей в компании ― это «дело Государево», попытка первого лица занять свободную от результатов этой работы позицию засунет это дело под сукно. Ваша задача ― работать с первым лицом на партнерских началах, в рамках вашего проекта развития сотрудников.

персонал

Приложение 1. Список компетенций сотрудников по уровням развития – жизненным циклам

Вторую часть статьи читайте здесь

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 19 сентября 2012 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Источник изображений: Фотобанк Фотодженика, личные архивы автора

Расскажите коллегам:
Комментарии
Адм. директор, Москва
Примерил к себе, пусть и невзначай. Захотелось пошалить: на цитату ''И не забывайте главную вещь: развитие людей в Компании ― это «дело Государево», попытка Первого лица занять свободную от результатов этой работы позицию засунет это дело под сукно. Ваша задача ― работать с Первым лицом на партнерских началах, в рамках вашего проекта развития сотрудников'' немного добавить ... ''не царское это дело''. В том смысле, что ''спасение утопающих - дело рук самих утопающих''.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Коллеги, всем добрый день. Позволю себе несколько комментариев... Во-первых, автор допускает одну существенную ошибку, т.к. в том, что описано, речь идет об управлении жизненным циклом сотрудника на одной позиции, но никак не о жизненном цикле сотрудника в компании, который выглядит несколько иначе. Во-вторых, автор пытается в очень простой интерпретации изложить теорию ситуационного лидерства, которая уже большое количество лет используется как во всем мире, так и в России... Поэтому непонятно испотльзование предлагаемой версии.

Адм. директор, Москва
Елена Брыкина пишет: Поэтому непонятно испотльзование предлагаемой версии.
Здесь же для понимания надо брать несколько расширенный вариант ситуации: статья в просторах СМИ по теме..., автор этой статьи и его место в его компании, роль такой статьи в ''жизненном цикле'' автора, роль такой темы в ''жизненном цикле'' бывателя планеты E-xecutive. Когда используется такое средство как статья, то всегда интересно посмотреть, для какой цели автор текста пользуется таким средством...
Генеральный директор, Нижний Новгород
Начало статьи зацепило:
Автор статьи пишет: то роль Лидера проекта развития людей в Компании выполняют Менеджеры по персоналу, я же склонен расширить горизонт и включить в развитие сотрудников непосредственных руководителей подразделений, ибо каждый из них должен быть скорее наставником или тренером, а потом уже обладать всеми остальными качествами управленца
1. Во-первых, надеюсь из статьи узнать что такое ''лидер проекта развития людей'' 2. Во вторых, очень хочется расширить горизонт, который обещает выполнить автор статьи. 3. И наконец узнать, каким образом мои клинеты (гендиры) успели приобрести в первую очередь знания и навыки тренеров, и не пора ли подумать мне о смене профессии тренера. Очень надеюсь, что в моих ожиданиях автор не подведет. Да, не знаю, в скольки частях будет статья автора, но постараюсь его переплюнуть - написать комменты в большем количестве частей :)
Генеральный директор, Нижний Новгород
Автор статьи пишет: Любой бизнес – живой организм. И, как любой живой организм, Компания рождается усилиями и устремлениями создателя ― лидера, взрослеет и со временем увядает. Здесь мы имеем дело с жизненным циклом организаций (рис.1).
Об этом писал еще И. Адизес. Однако возникает пара простых вопросов: 1. Где доказательство, что любая организация живой организм. автор вводит это утверждение без каких-либо аргументов. 2. И интересно было бы увидеть увядание, скажем, Кока-колы и МакДоналдса. Может автор укажет хотя бы примерное время их кончины? Еще более безапелляционно автор вводит ЖЦ сотрудника: Иначе говоря, наряду с жизненным циклом организаций существуют и жизненные циклы сотрудников.
Генеральный директор, Нижний Новгород

Автор статьи приводит рис. 3, где на этапе стабильности Знания и навыки сотрудника доходят до точки насыщения, а затем планируется даже их спад.
Я бы рекомендовал автору до того, как выводить такие кривые, почитать, скажем Гранина Эту странную жизнь, где Д.Г. отмечает, что творческая выработка у документального героя этой повести А. Любищева в ''период старения'' (по уважаемому автору), росла, а не падала.
Надеюсь, если автор примет участие в обсуждении своего труда, дело не дойдет до банальностей типа того, что ''исключения только подтверждают правило''.
Скорее всего к концу статьи автор тему ЖЦ в целом закроет на 100% :)
Адизес отдыхвет

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

От, не надо ''ля-ля-ля''.

В советские времена, я почти всё время проработал в одной организации. Разнообразия работ ХВАТАЛО.
В нынешние времен, более 2-лет, я работал только в 2-х фирмах. Ну, и про какие ''циклы'' мне будут трындеть?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.

В Москве утвердили новые требования к курьерам

Новые требования вступят в силу постепенно в течение года.

Рабочие специальности в России стали самыми дефицитными

В топ-3 сфер по востребованности вошли сегменты производства и сельского хозяйства, строительства, а также транспорта и логистики.