Как решить проблему дефицита кадров в отельном бизнесе

В 2023 году дефицит кадров в отельном бизнесе составляет десятки тысяч человек, более 80% отелей мира отмечают нехватку персонала. Среди основных причин: недостаточно привлекательные условия труда, высокая нагрузка, скептическое отношение к отрасли.

Согласно недавнему опросу владельцев гостиниц, проведенному Американской ассоциацией отелей и жилья, 75% отельеров для привлечения специалистов повышают заработную плату, 64% предлагают больше гибкости в рабочем графике, а 36% расширяют льготы, однако 87% управленцев говорят, что по-прежнему не могут заполнить открытые вакансии. А поскольку количество отелей растет со скоростью 20-25% в год, то нехватка квалифицированной рабочей силы выходит на первый план. Рассмотрим основные кадровые проблемы в гостиничном бизнесе и как их можно решить.

Нежелание работать в сфере гостеприимства

Скептическое отношение к отрасли усилилось в период пандемии – нестабильность и карантинные меры ударили по сфере гостеприимства. И хотя у отельного бизнеса большой потенциал для развития, при выборе профессии некоторые стали считать работу в гостиничной сфере рискованной для будущей карьеры.

Отели должны работать над улучшением условий труда, чтобы создать более привлекательный имидж индустрии. Стоит учитывать предпочтения молодого поколения: согласно глобальным исследованиям, сейчас около 48% сотрудников гостиничного бизнеса моложе 29 лет. А это значит, что должна быть свобода в коммуникации, наличие цифровых технологий, эмоциональная поддержка руководства, доброжелательный коллектив и вариативность в работе.

Недостаток квалифицированных сотрудников

Для многих отелей проблематично найти квалифицированного специалиста для работы в службах бронирования, размещения гостей, уборки номеров, управлении персоналом. Одной из причин кадрового дефицита являются устаревшие программы обучения в профильных вузах.

Согласно последним отраслевым исследованиям, молодые сотрудники гостиничного бизнеса сталкиваются с рядом проблем, связанных с недостаточными навыками, низкой заработной платой, отсутствием возможностей для карьерного роста, ненормированным рабочим днем ​​и требовательными гостями. В результате, когда отрасль не может удержать и привлечь квалифицированных специалистов, это приводит к текучке кадров.

На что стоит обратить внимание, чтобы решить проблему:

  1. Обучение существующих сотрудников. Руководство отеля обязано позаботиться о повышении квалификации персонала. Для этого нужны внутренние программы обучения, а также оплачиваемые сторонние курсы. Это могут быть тренинги по психологии общения с клиентами, предоставлению качественного сервиса, управлению отелем, работе в команде и другие программы для развития soft skills и hard skills сотрудника. Например, в сети отелей Marriott новые члены команды первые два года работы проходят аттестацию каждые шесть месяцев, далее – один раз в год. Это дает возможность персоналу поддерживать свою квалификацию, анализировать ошибки, а руководству – контролировать уровень профессионализма команды и отмечать отличившихся сотрудников. Возможность развития и карьерного роста мотивирует команду, в то время как отель может получить сильных специалистов, которые захотят продолжать работать в отеле и совершенствовать свои навыки.
  2. Сотрудничество с вузами. Отель может сотрудничать с образовательными учреждениями для привлечения студентов и выпускников. Партнерство включает стажировки, практики, тренинги и лекции для студентов.
  3. Привлечение специалистов из других отраслей, чтобы обучать их для работы в гостиничной индустрии. Таких кандидатов стоит искать в сфере обслуживания клиентов, продаж и маркетинга.
  4. Использование автоматизированных систем. Чат-боты и онлайн-сервисы для отелей (автоматическое бронирование, бесконтактная регистрация, электронный сервис для продаж услуг) позволяют разгрузить персонал и компенсировать нехватку сотрудников. Например, если в отеле большое количество номеров и различных услуг, менеджеры могут не успевать принимать заявки и общаться с клиентами, в таких случаях выручают онлайн-сервисы.

Частые увольнения персонала

Причинами текучки кадров часто становятся недостаточно хорошие условия труда в отеле, нездоровая атмосфера в коллективе, отсутствие перспектив карьерного роста. Чтобы удержать специалистов, нужно отслеживать настроение в команде, обеспечивать обратную связь и учитывать предложения персонала по улучшению работы, интересоваться удовлетворенностью сотрудников. Общие собрания для обсуждения этих вопросов и индивидуальные беседы позволят вовремя отследить негативные тенденции в коллективе и избежать потери кадров.

Низкая эффективность работы персонала

От качества работы команды отеля зависит уровень сервиса и удовлетворенности гостей. Важно, чтобы сотрудники были в курсе работы различных отделов, понимали свои цели и задачи, могли оперативно получать обратную связь от менеджеров и имели доступ к инструментам для автоматизации рутинной работы.

Для повышения продуктивности труда поможет:

  • Использование цифровых технологий. IT-решения упростят работу сотрудников и повысят эффективность. Например, использование программ управления гостиницей снижает количество ошибок и повышает скорость обслуживания клиентов. Когда сотрудники эффективно используют свои ресурсы, это улучшает производительность и приносит больше удовлетворенности от работы.

Например, сеть отелей Four Elements при штате более 400 сотрудников нуждалась в автоматизации задач для ускорения их выполнение и снижения нагрузки на персонал. Поэтому вместо бумажных записок и сообщений в соцсетях сотрудники получили доступ к единой системе, чтобы отслеживать свои задачи и оперативно сообщать о статусе их выполнения. Сервис помогает исполнительному директору Сети поддерживать систему KPI, отслеживать все процессы в отеле, оперативно получать статистику и все необходимые данные.

  • Создание разных стимулов для мотивации персонала. Это могут быть премии, бонусы, материальные и нематериальные поощрения. Например, в Сети Hilton предлагают сотрудникам доступ к свободным номерам в своих отелях со скидкой, в том числе люксовых, медицинское страхование, бонусные системы, обучение в онлайн-университете компании.

Гостиничная отрасль переживает трансформацию. В России с уходом западных отельных сетей, а также с активизацией внутреннего туризма, у гостиничного бизнеса появляются новые перспективы для развития. Для специалистов индустрии это означает выход на новый уровень профессиональной деятельности, улучшение рабочих условий за счет технологий. В свою очередь работодатели должны обеспечить цифровую адаптацию, соответствие новейшим стандартам и трендам, чтобы собирать сильные команды и предоставлять качественный сервис.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний внедряют программы well-being

В условиях дефицита кадров компании стали чаще внедрять или расширять программы благополучия сотрудинков.

Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.