Почему российские компании не заботятся о здоровье сотрудников?

В большинстве случаев вашему работодателю на вас наплевать. Это утверждение для вас не новость, правда? Российское общество почти четверть века находится в промежуточном состоянии, когда от советских социальных стандартов оно уже ушло, а к лучшей мировой социальной практике еще не пришло. Работодателя вы интересуете как участник бизнес-процесса, и только. Впрочем, даже при таком – функциональном – подходе есть шанс, что работодатель может заинтересоваться поддержкой вашего здоровья: ему это выгодно. Об эффективном методе борьбы с заболеваниями сотрудников – системе управления здоровьем персонала – мы беседуем с Ольгой Соколовой – кандидатом медицинских наук, директором по маркетингу и продажам медицинского центра «Петровские ворота».

Игорь Селиванов: Встречаются ли в вашей практике случаи, когда компании начинают реализацию программ управления здоровьем своих сотрудников?

Со ссылкой на Игоря Манна и Филипа Котлера отмечу, что в западном бизнесе на первом месте стоят сотрудники, потом клиенты, потом акционеры. В российском бизнесе на первом месте идут акционеры, потом клиенты, потом сотрудники. Это говорит о том, что наш бизнес часто в последнюю очередь думает о тех, кто на него работает. Это ментальность отечественного бизнеса. Поэтому тренд на управление здоровьем своих сотрудников в России только начал формироваться. За рубежом понятие Healthcare Management уже стало частью корпоративной системы управления.

Игорь Селиванов: Что вообще дает работодателю система диагностики и управления здоровьем сотрудников?

Ольга Соколова: Во-первых, это дает возможность компании выявить структуру заболеваемости сотрудников, то есть понять какие риски у кого из работников есть. Это в свою очередь дает работодателю понимание о том, какие медицинские программы приобретать, наполняя их тем, что нужно каждому конкретному сотруднику. Такая система управления позволяет на 30-50% минимизировать потери от простоев. По официальной статистике на 20% сокращается количество больничных листов и на 30% сокращается средняя продолжительность больничного.

Игорь Селиванов: А какова текущая ситуация в области Healthcare Managementв России?

О.С.: У нас в стране до недавнего времени существовали следующие традиционные способы управления здоровьем работников:

Во-первых, медицинские осмотры, которые проводятся в соответствии с законодательством. По сути медосмотр мера, направленная не на укрепление здоровье работника, а на выполнение обязательств работодателя перед законом. Медосмотр проводится не для того, чтобы выявить проблемы сотрудника со здоровьем, а для того, чтобы определить его годность или негодность к данной работе. Задачи управления здоровьем этот метод не решает.

Во-вторых, медицинское страхование – обязательное и добровольное. Обязательное страхование – по сути обеспечение доступа к услугам государственных лечебных учреждений. Добровольное страхование – полисы ДМС. Страхование также не решает проблему управления здоровьем населения, так как, как правило, это только доступ к лечебным учреждениям по факту возникновения какого-либо заболевания. Только 5-7% сотрудников компании обращается за медицинскими услугами и в основном это рядовой персонал, а не менеджмент.

В-третьих, социальная диспансеризация, которая проводится на базе существующих государственных медицинских учреждений. Пройти диспансеризацию можно раз в три года, начиная с 21 года. По итогам диспансеризации вы можете быть направлены на лечение, если оно необходимо.

Карьера

Игорь Селиванов: Решает ли социальная диспансеризация проблемы управления здоровьем работников?

О.С.: Не совсем. Это правильное начинание государства, которое столкнулось с растущим уровнем заболеваемости, что вкупе со старением грозит сокращением трудоспособного населения. Сегодня уже у большинства школьников хронические заболевания. Однако, сама структура сервиса в учреждениях здравоохранения привела к тому, что современные менеджеры и офисные работники не идут в клинику, в которой они будут тратить на диспансеризацию несколько дней в очередях.Таким образом услуги социальной диспансеризации оказываются невостребованы значительной частью трудоспособного населения.

Игорь Селиванов: Есть ли будущее у системы управления здоровьем работников как части корпоративной системы управления в России?

О.С.: В настоящее время наметились тренды, когда компания начинает управлять здоровьем, внедряя комплексную систему Healthcare Management и обращается в клиники, чтобы определеить наличие вредных факторов в офисе, понять структуру заболеваемости сотрудников, получить паспорт здоровья предприятия (распределение коллектива по группам здоровья и рискам возникновения заболеваний). Становятся востребованными услуги врача в офисе, диспансеризации на территории работодателя, check up (углубленное обследование), годовые программы прямого прикрепления к клиникам и динамического наблюдения сотрудников. Это позволяет снизить заболеваемость, простои от невыхода на работу, сроки пребывания на больничном листе.

Игорь Селиванов: С чего начать руководителю компании внедрение системы Healthcare Management?

О.С.: Необходимо найти клинику, которая удовлетворит вас по ряду параметров (качество обслуживания, перечень предлагаемых услуг, набор специалистов, география и т.п.). Необходимо также донести идею до персонала, мотивировать его на прохождение диспансеризации на регулярной основе. По сути начало внедрения системы управления здоровьем – это изменение сознания как топ-менеджмента и владельцев компании, так и рядовых сотрудников.

Гуру менеджмента Ицхак Адизес определяет четыре основных параметра, влияющих на успешность компании:

  • Люди
  • Процессы
  • Структура
  • Общее видение и ценности

На наш взгляд, система управления здоровьем прямо или косвенно влияет на первую и четвертую составляющие. Это определяет популярность такого подхода на Западе и зарождающийся интерес к нему в России. В зарубежной бизнес-практике разработано несколько стандартов в области Healthcare management и управления персоналом: BS 8800-96, OHSAS 18001-99, EMPAQ. Эффект от внедрения системы Healthcare management может составить до 3 рублей на 1 рубль вложенных средств. А потери от недостаточно качественного управления здоровьем сотрудников для экономик различных государств составляют весьма значительные суммы. Например, потери экономики Австралии, связанные с недостаточным здоровьем персонала, оцениваются в $7 млрд ежегодно.


Семь положительных результатов внедрения Healthcare management

1. Идентифицируются риски для компании, связанные со здоровьем ее сотрудников. В результате диагностики и составления «Карты здоровья компании» можно распределить сотрудников на группы по рискам возникновения заболеваний, что позволит более точно спрогнозировать влияние заболеваемости персонала на эффективность работы компании.

2. Сокращаются издержки на страхование сотрудников. Обследование и составление карты здоровья сотрудников позволяет осуществлять медицинское страхование с учетом целевых потребностей различных групп сотрудников, выбирая такие страховые программы ДМС, которые наиболее полно соответствуют интересам компании в области здоровья ее сотрудников.

3. Повышается лояльность персонала. Сотрудники, понимающие, что организация заботится об их здоровье более лояльны к менеджменту и компании. Снижается показатель текучести персонала.

4. Повышается эффективность работы персонала. Различные исследования доказывают, что здоровые сотрудники работают продуктивнее. Например, согласно отчету австралийской страховой компании Medibank Private продуктивность здоровых сотрудников в три раза выше.

5. Сокращается средний срок пребывания сотрудника на больничном.По оценкам различных исследователей средний срок нахождения сотрудника на больничном по организации при правильном управлении здоровьем персонала снижается на 20-30 %.

6. Улучшается имидж организации как работодателя. Этот фактор особенно важен для публичных компаний, к внутренней среде которых приковано внимание рынка. Условия для персонала в них прямым образом влияют на стоимость компании.

7. Улучшается корпоративная культура. Идея здорового образа жизни может стать общей ценностью организации и с течением времени созданная система управления здоровьем сотрудников может превратиться в важнейший «командообразующий» фактор организации.


Впрочем, даже о зачатках Healthcare management в российских компаниях говорить пока рано. В основном единственным элементом системы управления здоровьем в российских компаниях является медицинское страхование сотрудников. Лишь немногие средние и малые компании предлагают сотрудникам большую заботу о здоровье, например оплату фитнеса или регулярную диспансеризацию за счет фирмы.

В российской практике, несмотря на видимые выгоды создания системы управления здоровьем сотрудников, к этому решению прибегают только крупные публичные компании, заботящиеся о своем имидже как работодателя. Однако и этим организациям сложно тягаться с зарубежными компаниями, в которых Healthcare management стал полноценной частью системы корпоративного управления, отвечая не только за регулярный мониторинг здоровья персонала, но и за развитие здорового образа жизни, поддержку занятий спортом, отказ от курения, правильное питание сотрудников, борьбу со стрессами и пр.

При этом на российском рынке уже можно найти предложения от различных медицинских компаний, которые готовы реализовать проект по созданию и внедрению системы управления здоровьем сотрудников на предприятиях. Выгода для медицинских организаций от таких программ очевидна – они расширяют свой рынок сбыта, выходя за пределы B2C рынка на B2B клиентов.

Может быть, идея Healthcare management в состоянии изменить традиционный безразличный подход работодателей к здоровью сотрудников?

Фото: pixabay.com


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель проекта, Орел

''...В большинстве случаев вашему работодателю на вас наплевать...
Работодателя вы интересуете как участник бизнес-процесса, и только. ''

Согласен на все 100%.
Хотя некоторые компании ''ориентированные на Запад'' немного продвинулись в этом вопросе:
- оплата обедов
- оплата бассейна, аренда спортзала
- коллективные выезды на природу.

Нач. отдела, зам. руководителя, Пермь

Интересно.
Но на практике компания не будет это включать.
Сразу руководство начнёт вот продажи такие, маржа такая - мы на вас потратимся, вы пролечитесь потом уйдёте а мы с чем останемся.
Большинство только лечение зубов и всё.

Руководитель проекта, Москва

Для компаний, которые заботятся о сотрудниках и самим сотрудникам скоро станет доступно мобильное приложение ''Планировщик состояний'' (app911). Оно поможет пользователю диагностировать и корректировать свои психоэмоциональные состояния (создавать продуктивные состояния для профессиональной деятельности).
Кому интересно - презентация приложения будет у Марка Кукушкина (в ОТУМКА) 14 июня.

Консультант, Москва

Отсутствие Healthcare management грозит нам еще долгие времена. Менталитет российского работодатели направлен в большей мере только на одно - выжать из сотрудника по максимуму без особых вложений. Вышло? - Отлично, нет - другого найдем... Остается надеяться, что благоразумие и пример грамотных управленцев (в большей мере прозападного образца), ценящих людей, здоровье которых тратится на прирост их же бизнеса, сумеют изменить печальную картину.

Системный администратор, Москва

Читал только заголовок :) Уж извините ...
Компаний, которые могут заботиться о здоровье сотрудников,
без ущерба для оклада - единицы.Там все места заняты :)))
Компании которые оплачивают обеды и ДМС столько же,
только они не могут похвастать хорошей денежной компенсацией.
Там тоже сотрудники держаться.
Моё личное мнение, что остальные 90 процентов делятся так:
20 процентов набирает молодых, талантливых, за хорошие бабки,
выжимает их как лимон, и они выходят в 35-40 лет инвалидами - почти все
(ведь по карьерной лестнице растут 1-2 из 10, не так ли?)
А остальным вообще всё равно - умер, спился, поехал в дурдом, инфаркт - наберём новых !!!
Желающих работать много, а работы мало....
Причём за любые деньги, потому-что людям надо кормить семью, детей ....
Вот они и ездят за 20 тысяч полтора часа на электричке, час на метро,
пол часа на маршрутке, в один конец 3 часа, встают в 6 дома в 10 вечера,
причём 5 тысяч из 20 то-есть четверть з/п уходит на дорогу.

И так... я перечитал заголовок и всё ж таки осилил данный опус,
у меня тоже возник вопрос, о каком здоровье сотрудников пишет автор ?
У сотрудников ВТБ и Газпрома со здоровьем всё прекрасно, а так же у чиновников,
многие из которых так ни когда и не попадут в тюрьму и умрут от естественных причин:
спида, наркомании, алкоголизма, обжорства или
пули киллера нанятого его же коллегой :)))

Если говорить ''о них'', так у них депрессия - это больничный 100 процентов оплачиваемый.
Вы скажете своему, врачу чтоб он дал Вам больничный потому-что у Вас депрессия ?
Да терапевт Вам в лицо рассмеётся и напишет ОРВИ :)))
А не дай бог Вы скажете это работодателю - первый же повод Вас уволить буден использован,
НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО :)

Или идите в министры - в ЦКБ хорошо лечат, а жаль ... многих надо усыплять :)

Менеджер группы продуктов, Финляндия
в западном бизнесе на первом месте стоят сотрудники, потом клиенты, потом акционеры.
так и есть. И западным компаниям, выходящим на российский рынок с продуктами healthcare management не всегда очевидно, что в российском бизнесе приоритеты расставлены по-другому. С этим столкнулась и наша компания. Мы продаем активные зеленые стены - высокотехнологичный продукт, разработанный в Финляндии, которые натуральным образом удаляют из воздуха в помещениях большинство вредных летучих соединий, увлажняют воздух, улучшают акустику и, есстественно, способствуют созданию наилучших условий для работы. Однако логика, работающая в Финляндии, не всегда срабатывает в России :) А вообще, я очень рада, что темы заботы о здоровье сотрудников все чаще поднимаются в российсиких СМИ.
Системный администратор, Москва

Чуть не забыл - плановая диспансеризация это прикрытие ''попы'' организации от КЗОТ,
если сотрудник скоропостижно скончается, и обычно - за ''откат'' находится ''прекрасное''
платное медицинское учреждение у которого все Ваши сотрудники здоровы, и на них
после работы ещё пахать можно :)

зам. генерального директора, Москва
Валерий Быковский пишет: Хотя некоторые компании ''ориентированные на Запад'' немного продвинулись в этом вопросе: - оплата обедов - оплата бассейна, аренда спортзала - коллективные выезды на природу.
Валерий, я знаю примеры, когда компании (и далеко не Газпром с Лукойлом) еще дальше продвинулись. Так что в принципе тенденция намечается
зам. генерального директора, Москва
Иван Белоусов пишет: Читал только заголовок :)
Не читал, но осуждаю (с) Иван, у Вас какое-то очень уж тяжелое мнение о российском бизнесе
Желающих работать много, а работы мало...
Скажите это многим компаниям, испытывающим дефицит профессионалов. Например, в пищевой промышленности или IT. :)
зам. генерального директора, Москва
Ирина Старовойтова пишет: И западным компаниям, выходящим на российский рынок с продуктами healthcare management не всегда очевидно, что в российском бизнесе приоритеты расставлены по-другому.
Ирина, согласен. Российский бизнес-менталитет все-таки очень специфичен, поэтому без адаптации западных подходов внедрять их на нашу почву рискованно
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.