Хотим ли мы работать?

Кризис сильно изменил рынок труда. Это касается даже не внешних факторов, таких как смена полюса на рынке (условия начали диктовать компании, а не кандидаты) и последовавшее вслед за этим сокращение числа вакансий и увеличение числа соискателей. Нет, это касается мотивации менеджеров к работе. Она упала почти до нуля – люди сегодня в массе своей работать не хотят, они предпочитают «отсиживать» день в офисе и получать зарплату. И все. Ни о каких подвигах на благо компании, о повышении производительности и эффективности работы, о суперотдаче, о которых так мечтали работодатели, речи не идет вообще. Почему вдруг менеджеров обуяла такая лень?

А виноват в этом кризис и те меры, которые предприняли компании, чтобы удержаться на плаву. Работодатели сократили зарплаты и прочие выплаты, лишили сотрудников многих приятных бонусов. Не важно, насколько оправданными были те докризисные зарплаты, они были, а теперь их отняли, но память-то о них осталась. Плюс появилось чувство несправедливости решения, ущемления прав… Ведь доход сократился, а объем работы остался прежним и даже увеличился. Как не возникнуть обиде? «И я должен за эти гроши еще и это делать?!! Ну уж нет, ради чего напрягаться?». И сотрудник перестает выкладываться на работе, пропадает вовлеченность – раньше человеку нравилось его место, нравилось решать поставленные перед ним задачи, а теперь ему все равно, он выполняет свои обязанности равнодушно, как работ. «Вы так, значит, я вот так!». Слова «Я люблю свою работу» перестали звучать. Как можно отдавать всего себя, гореть на работе ради того, кто тебя не ценит и обижает, и считает, что ты все стерпишь? Потому что в большинстве компаний топ-менеджмент во многом урезал расходы на персонал, но не на себя, - это все видят, и это не способствует повышению мотивации. А подобные настроения распространяются по компании как пожар, если кто-то один начнет возмущаться несправедливостью руководства, то очень быстро эта идея захватит массы. Многие менеджеры воспринимают сегодня свои компании как эксплуататоров и угнетателей, а не как родной дом и семью, как указано в большинстве миссий.

Можно сказать: «Если им не нравится, пусть уходят, ищут места, где лучше живется». Но проблема в том, что идти особо некуда. Новую работу найти не просто, а позволить себе роскошь отказаться от стабильной зарплаты и просидеть несколько месяцев дома лишь из-за, пусть и сильных, субъективных ощущений могут немногие. Кстати, отсутствие альтернатив, как ни парадоксально, не приводит сотрудников к мысли начать работать с полной отдачей и максимальной эффективностью, оно лишь усиливает нежелание работать и негативные эмоции по отношению к работодателю. Таким образом, и компании, и работники оказались в ловушке: и вместе плохо, и уйти нельзя.

А те, кто все-таки уходит, конечно, на новом месте испытывают прилив трудового энтузиазма, они мотивированы на работу, но как долго это продлится, если атмосфера в компании будет похоронной из-за настроения других сотрудников и недовольством будут пропитаны даже стены? И потом менеджер пока еще хорошо помнит, сколько бы ему платили на этой позиции в середине 2008 года. Многие еще не сломили в себе это знание, не привыкли жить в новом посткризисном мире, еще сильна память о тех обильных золотых временах…

Нематериальная мотивация – грамоты, публичное признание заслуг, звание «Лучшего работника» и прочее, конечно, может помочь подбодрить сотрудников и вдохнуть в них желание работать, но ненадолго. После третьей грамоты и года подобной стимуляции все это потеряет ценность, перестанет мотивировать, и недовольство вернется.

А если вспомнить, на какую почву ложится подобное недовольство, то удивляться нежеланию менеджеров работать не приходится. Первые «звоночки» появились, когда несколько лет назад на рынок вышли представители поколения Y. В отличие от своих предшественников – поколения Х – они четко разделяют работу и личную жизнь, и не готовы отказываться от второй в пользу первой. Есть время работать, и есть время отдыхать. В то время как для представителей поколения Х работа – важная часть жизни и способ самореализации, они готовы задерживаться столько, сколько нужно, и жертвовать личным временем для компании. Они – трудоголики, а вот их дети – нет. Сегодня уже многие задумываются о том, а какими же будут их внуки? Захотят ли они вообще работать в офисе или, как утверждают некоторые западные специалисты, станут убежденными фрилансерами?

Плюс стоит добавить, то для многих представителей поколения Y (самых активных и трудоспособных кандидатов на сегодняшний день) идеальная работа, к которой они стремятся, выглядит так: руководящая должность в хорошей компании, солидный оклад и минимум работы. Увы, но общество сформировало именно такие стремления у многих молодых специалистов: хочу все иметь, ничего не делая, не напрягаясь. На теперь наложим на это урезание зарплат и увеличение нагрузки… И о каком желании работать может идти речь?!

И если руководители многих компаний внимательно посмотрят в глаза собственным сотрудникам, они увидят много интересного. Потому что умные люди открыто недовольство выказывать не будут и демонстративно манкировать обязанностями тоже – на улицу неохота, но тишком, негласно, жалуясь только «своим», спустить все на тормозах – это пожалуйста. Вроде все хорошо, но эффективность бизнеса снижается, а перекуры увеличиваются. Может быть, пора компаниям выводить сотрудников из депрессии?

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Татьяна Гурышкина Татьяна Гурышкина Нач. отдела, зам. руководителя, Московская область

Всё правильно: почему рядовой нормальный сотрудник должен напрягаться за мизерную зарплату в 12-15 тысяч рублей тогда, когда начальство продолжает выписывать себе стотысячные премии и при этом ничего не делать? =)))

Владислав Делов Владислав Делов Консультант, Москва

Кризиса еще не было, так легкий ''кипишь''. Вот когда 70% манагеров будет там где им и положено т.е. на улице, можно будет обсудить эту статью. А пока все расслабились и эти разговоры - ''я ничего не делаю и начальник ничего не делает, а почему он в 10 раз больше получает, давай ка я еще больше буду ничего не делать'' ну бред же. Экономика посредников, посредников - сравнимо с организмом пораженным паразитами напрочь, организм зачах и уже встать не может не то что бегать, но зато здоровенные жирные глисты балдеют, не понимая по тупости, мозга то нет, что жрать завтра будет уже нечего..............

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Всё правильно: почему рядовой нормальный сотрудник должен напрягаться за мизерную зарплату в 12-15 тысяч рублей тогда, когда начальство продолжает выписывать себе стотысячные премии и при этом ничего не делать? =))) Видите ли, - существует принципиальная разница между лакеем и его господином. Если человек соглашается наняться на работу/службу в статусе лакея, то он не может претендовать на что-то большее и тем более на то, что в сравнении с ним имеет руководство организации. Если человек ''записался лакеем'', то он должен быть готов безропотно подставлять спину под чужую ногу. Если ему это не нравится, он может отказаться. Но он не в праве требовать от своего начальства (сиречь, - своих хозяев) того же самого по отношению к себе. Т.к. господа лакеям спину не подставляют. В силу разницы имеющегося между ними статуса. Поэтому, - если записался рядовым сотрудником или руководителем низшего звена, - будь любезен выполнять то, что предписано, в тех объемах, в каких работа поступает, и в сроки, в которые поступающие задания выполнять необходимо, а еще лучше, - быстрее, чтобы избежать переполнения рабочего графика. И за ту заработную плату, на какую согласился при приеме на работу. Собственно, но то оно и было дано согласие сотрудника, - никто ведь его не заставлял его давать. А раз выбрал своё положение сам, то роптать на жизнь и претендовать на то, что имеет руководство организации, не следует. Поскольку в любой момент можно оказаться на улице, да и формальных оснований для претензий нет, т.к. человеку всего лишь предписывается делать то, на что он добровольно заангажирован. Что до общей проблематики статьи в отношении специалистов будущего, которым оно прогнозируется в виде труда фрилансеров, то не следует забывать, что удаленная работа и фрилансерство применимы далеко не во всех сферах деятельности. В том числе и конторской деятельности. Более того, сфер для эффективного применения фрилансинга сегодня крайне мало, вопреки радужным перспективам на этот счет. Даже удалённый режим работы и тот не вызывает оптимизма у руководства организаций как в России, так и за рубежом, т.к. снижает степень оперативного контроля за работой сотрудников и эффективностью, а также правильностью (что самое главное) их действий. Поэтому сегодня в ''вольные маляры'' идут в основном те, кто не в состоянии работать в офисах, уживаться в коллективах и т.д. Чаще всего это просто недостаточно компетентные люди, некоторым из которых к этому качеству добавляется еще и природные комплексы с производными в виде личной неполноценности, личной неудовлетворенности, личной непризнанности и т.д. Чаще всего - большие дети, считающие, что их талант остаётся на рынке невостребованным. А по сути - никакого уникального таланта в них нет, как и знаний, и опыта работы, что сразу же становится видно по результатам их деятельности, - но никак не сказывается на их амбициях. Т.е., говоря проще, основной контингент ''маляров'' сегодня - это профессионально непригодные в коллективе люди. Хотя именно коллектив составляет основу любой эффективной организационной и офисной деятельности, как и оперативные взаимодействия внутри него. Есть, правда, небольшая группа людей, которые в состоянии выполнять свою работу дистанционно, но таких специальностей мало, да и на уровне этих специальностей подобных специалистов бывают лишь редкие единицы, - чаще всего относимые к категории т .н. ''корпоративных звезд''. Но в обычной обстановке, связываться с физическими лицами из числа ''маляров'' серьёзная организация не станет, - даже если это и сулит ей экономию средств и решение в ней принимает кто-нибудь из ''молодых, да ранних''. Поскольку нет никакой гарантии в том, что работа будет выполнена в срок и качественно. И самое главное, - именно так, как нужно для проекта или текущей работы, а не в вольном художественном стиле. Что же до мечты ряда молодых лиц о начальственных лаврах и должностях, то это беда для всех общая, спровоцированная изначально неверно сложившейся, - под влиянием устаревших западных методик и превратных установок, - системы построения, подготовки, эволюции и роста кадров в корпоративной и межкорорпоративной среде. Плюс, - образы в СМИ и кинематографе. И получилось в результате как в армии или в спецслужбах, - офицерами там многие быть желают, да только сразу полковниками и сразу на штабных должностях. Лейтенантский старт мало кого прельщает. И тем более, в работе с личным составом. Не говоря уже о том, что перед тем, как стать тем же лейтенантом, неплохо было бы побыть еще положенный срок рядовым и сержантом, а в России сейчас и этого даже нет.
Программист, Москва
Николай Романов пишет: Видите ли, - существует принципиальная разница между лакеем и его господином. Если человек соглашается наняться на работу/службу в статусе лакея, то он не может претендовать на что-то большее и тем более на то, что в сравнении с ним имеет руководство организации. Если человек ''записался лакеем'', то он должен быть готов безропотно подставлять спину под чужую ногу. Если ему это не нравится, он может отказаться. Но он не в праве требовать от своего начальства (сиречь, - своих хозяев) того же самого по отношению к себе. Т.к. господа лакеям спину не подставляют. В силу разницы имеющегося между ними статуса.
Видите ли, сотрудникам не нравится чувствовать себя бесправными лакеями и рабами. Они такие же люди, как и руководство, и требуют к себе такого же уважения. Разница между руководителем и подчиненным только в обязанностях и знаниях. При этом, зависимость одних от других - взаимная. Бизнесу нужны и компетентные исполнители, и профессиональные организаторы. Поэтому, нормальный профессионал ждет уважения и признания своих заслуг, а совсем не того, что об него будут вытирать ноги.
Поэтому, - если записался рядовым сотрудником или руководителем низшего звена, - будь любезен выполнять то, что предписано, в тех объемах, в каких работа поступает, и в сроки, в которые поступающие задания выполнять необходимо, а еще лучше, - быстрее, чтобы избежать переполнения рабочего графика. И за ту заработную плату, на какую согласился при приеме на работу.
Стоит отметить, что в статье речь именно о том, что компании нарушили свои обязательства. Человек, нанимаясь, соглашался на определенную ЗП и определенные обязанности. А в силу кризиса ЗП была урезана, а обязанностей и работы - прибавилось. Если компания нарушила свои обязательства, человек чувствует себя вправе поступать с организацией так же. Меня всегда ''восхищают'' руководители, которые управляют людьми, ничего не понимая при этом в психологии и не зная такого слова, как мотивация. При этом, они еще и жалуются, как пенсионерки, что молодежь, т.е. работники, не та уже, что раньше... Совсем работать не хотят!
Генеральный директор, Москва

А что бы вы хотели, господа с сайта www.e-xecutive.ru ?

20 последних лет вы и вам подобные делали всё, чтобы психология поколения X наконец-то сменилась на психологию поколения Y.

Вот психология и поменялась.

Руководитель проекта, Москва

Я полностью согласна с идеей статьи. Ситуация именно такова. Персонал просто потерял мотивацию. А быть альтруистом не очень-то и хочется. Помочь компании, понять трудные времена можно, но с обязательством компании возместить заниженный процент от зарплаты при наступлении ''стабильности''. Хотя я понимаю, что и компании не решаются давать обязательства, т.к. не могут в данной нестабильности предсказать будущие прибыли. Чтобы перетерпеть и работать всей душой за свою компанию, надо быть уверенным, что и весь мёд компания поделит с тобой тоже. Может и наличие акций у персонала не помешает.
А мотивация должна быть всегда. В крайнем случае, раз компания не может мотивировать ''рублём'', так пусть хоть ''погоны'' повесит, если этого хочет работник.
Я уверена, что при взаимном понимании и договорённостях между работником и работодателем можно пережить трудные времена и ,не теряя оптимизма и эффективности труда, преодалеть кризис и начать получать высокий уровень прибыли. Но всё должно быть взаимовыгодно!!!

Генеральный директор, Москва
Владислав Делов пишет: жрать завтра будет уже нечего
Да-да, господа. Дело обстоит именно так.
Владислав Делов Владислав Делов Консультант, Москва

Николай грамотно все обозначил.
Но радужно так все с офисным планктоном получается.... Для сбалансированности стоило и проблематику этой стороны обозначить. Относительно критериальности и системы отбора кандидатов, при которых формальные признаки и западные шаблоны дополненные человеческим фактором, или национальным менталитетом как ни назови,формируют ''интересные'' коллективы и проф-сообщества. Настолько ''интересные'', что нахождение в них действительно, часто не представляется возможным, для человека наделенного высокими интеллектуально - моральными качествами (или как теперь принято говорить комплексами и личной неполноценностью, имя которой - совесть, да да не смейтесь понимаю, что кромолу сказал, упомянул Христа на шабаше ведьм). И где мы видим компании принимающие профи в штат? у них всегда один ответ ''вы сильно хороши для нас, нам столько не надо'', а все потому, что такому нельзя ''впарить'' мотивационную чушь да и попросту профи не нужны, что бы купоны стричь . И кто принимает на работу, проводит собеседование, как правило девочка с тестами прочитавшая книжку ''гуру'', и кого она может принять? правильно именно того кто и нужен в этой ''среде''. Вобщем как ни крути везде одно, и ни надо сваливать в какую то сторону. Особенно если исходить из собственной ситуации, и ею мерить. Сегодня в РФ патологическая ситуация практически во всех профессиональных сферах, причем явление это системное с далеко идущими последствиями.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

из статьи: ''Как можно отдавать всего себя, гореть на работе ради того, кто тебя не ценит и обижает, и считает, что ты все стерпишь?''

Руководство таких компаний и до кризиса вело себя также, я уверена!
А кризис для талантливого руководителя несет особые возможности для мотивации: это ж как на войне! Надо всех победить и в очень сложных условиях, и вдохновить на это сотрудников достаточно легко.

Генеральный директор, Москва
Владислав Делов пишет: упомянул Христа на шабаше ведьм
Вот-вот. Насколько интереснее и вернее пишет Андрей Борисович Кобяков: Экономично то, что нравственно http://dynacon.ru/content/articles/379/ Всем рекомендую этот сайт: http://dynacon.ru
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.