В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошел круглый стол по быстрорастущим компаниям

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ состоялся круглый стол «Российские быстрорастущие компании в период экономической нестабильности». Эксперты ВШБ представили результаты исследовательского проекта Института менеджмента инноваций ВШБ по российским быстрорастущим компаниям (БРК).

Председателем круглого стола стал Дан Медовников, директор Института менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ; в качестве приглашенных экспертов со стороны бизнеса выступили Дмитрий Титов, первый вице-президент ГК «Аквариус», и Алексей Охрименко, руководитель Дирекции мониторинга реализации приоритетных проектов и программ поддержки субъектов МСП АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Быстроразвивающиеся компании вносят ощутимый вклад в ВВП страны. По их развитию можно судить о динамике бизнеса в настоящем и будущем. Как показали данные исследователей ВШБ, российские БРК развиваются в достаточно позитивном темпе: совокупный объем выручки БРК вырос с 7,7 трлн.руб. до 22,8 трлн.руб. в период с 2019 по 2022 год. Ежегодный прирост выручки составил порядка 43,4%, а прирост числа занятых держался на уровне 12% в течение всего этого периода. На основе индекса БРК можно составить оперативный прогноз деловой активности, а также выявить возможные проблемы, установить их причины и выработать соответствующие меры по поддержке и ускорению экономического роста.

«Отечественные быстроразвивающиеся компании сегодня вносят основной вклад в экономический рост: около 70% прироста выручки всего российского бизнеса обеспечено ими. Несмотря на непрерывную череду кризисов с 2020 года, в России существует постоянно меняющийся по своему составу, но относительно стабильный по числу участников и основным характеристикам слой БРК — это примерно 30 тыс. компаний», — рассказал Дан Медовников, директор Института менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ.

Эксперты отметили, что в российских БРК доминирует малый и микробизнес (83% всех компаний), при этом крайне невелика доля средних компаний (10%) и крупного бизнеса (7%). Компании, добившиеся быстрого роста в прошедшие пару лет, уже, как правило имели предыдущий опыт быстрого роста за последние восемь лет. При этом для большинства из них такой опыт был не однократным, а повторялся в среднем дважды.  

При этом всего 20% компаний-респондентов являются экспортерами. Основными барьерами для выхода на внешние рынки предприниматели называют как внутренние причины (69,2%) — недостаток опыта, несовершенство системы продаж или маркетинга, отсутствие производства за рубежом, так и внешние (46,2%) — санкции, ненадежность зарубежных контрагентов. 23,1% опрошенных сталкиваются с проблемами в регулировании российским государством экспортных операций, сложностью таможенных процедур и финансовых расчетов.

«Санкции ударили по ряду быстроразвивающихся компаний, особенно это касается тех, кто готовился к выходу на рынки ЕС. Однако потенциал для развития у них по-прежнему есть, и предприниматели настроены оптимистично. Как раз здесь есть пространство для государственного участия — оказать поддержку и расширить экспортные возможности БРК», — обратил внимание Александр Степанов, директор Центра исследований сферы инноваций ИМИ ВШБ НИУ ВШЭ.

В этом цикле исследования эксперты также обратили особое внимание на опыт проведения образовательно-консультационных программ (скейлараторов) для масштабирования БРК, изучив как российские, так и зарубежные компании. Об этой части исследования в ходе мероприятия рассказала профессор Светлана Ляпина, главный аналитик ИМИ ВШБ НИУ ВШЭ. 

Андрей Юданов, ординарный профессор Финансового университета, отметил, что около 70% БРК можно назвать компаниями-скейлапами, которые показывают воспроизведение своего успешного опыта развития, таким образом наращивая свои мощности и обороты в ускоренном темпе.

«В успешном развитии БРК важную роль играет знание. И знание здесь — не то же самое, что информация: знание — это понятая, переработанная и пригодная к употреблению информация, которая влияет на эффективность. На получение и потребление знаний нужны ресурсы. И если одна компания передает узко специализированные знания, добытые опытным путем в течение нескольких лет, другая компания экономит на издержках, связанных с его получением. Компании зачастую сильны тем, что они умеют интегрировать знания. Но есть и второй путь — инкапсуляция знаний, когда компания не тратит ресурс на интегрирование знаний, а начинает применять успешные алгоритмы, получая большие дивиденды», — подчеркнул Андрей Юданов.

Представители реального бизнеса отметили важность регулярного проведения исследований динамики БРК: оно позволяет увидеть картину в целом и определить направления для дальнейшего роста.

Компания: Высшая школа бизнеса НИУ «Высшая школа экономики»
Расскажите коллегам:
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
Я слышал мнение, что было важно не то, что вкалывают, а оцифровка населения, то есть QR-код кажд...
Все дискуссии
HR-новости
40% россиян предпочитают работать летом удаленно с дачи

Мужчины реже, чем женщины, выбирают дачу в качестве локации для удаленной работы.

Сколько россияне планируют потратить на летний отпуск

Наибольшую сумму на летний отпуск планируют потратить работники автомобильного бизнеса.

Только 16% россиян довольны своей зарплатой

Больше половины опрошенных россиян хотели бы зарабатывать в полтора раза больше, чем сейчас.

40% крупных компаний усилят развитие своего HR-бренда

Главной задачей HR-бренда специалисты считают удержание сотрудников, а также оптимизацию стоимости подбора кандидатов