Трагедия на производстве в Чапаевске 7 июля 2023 г.

Вся страна прочитала в новостях о взрыве на заводе Промсинтез в Чапаевске 7 июля 2023. Погибли люди. Причина трагедии стала понятна сразу - нарушение требований охраны труда. Проводились ремонтные работы с трубой, в которой находился воспламеняющийся газ. Мы уже устали повторять, что требования охраны труда написаны кровью. Здесь было нарушение требований по проведению огневых работ. И я тоже многократно и писал, и выступал на конференциях о главенстве охраны труда, о приоритете номер один именно безопасности на производстве, над качеством, над прибылью. Именно наплевательское отношение администраций предприятий к охране труда, к культуре производства приводит к подобным трагедиям. Со времени инцидента прошло несколько дней. Прошли выходные. Начался понедельник. Кто на заводах провёл с утра разбор случившейся трагедии, кто оповестил начальников цехов и рабочих? Полагаю, либо меньшинство либо вообще никто. В 2021 году редакция портала Управление производством опубликовала со мной интервью как раз на тему охраны труда на производстве. Всё ведь очевидно.

https://up-pro.ru/library/production_management/operations_management/bezopasnost-na-proizvodstve/

Но ничего не меняется. Службы охраны труда подчинены чаще всего не руководителю организации, а главному инженеру/техническому директору. Генеральные директора чаще не уделяют вопросам охраны труда никакого внимания. Волгапласт Компаундинг Лимитед, которым я руководил на протяжении трёх лет, был передовым предприятием, в том числе в вопросах охраны труда. В пятницу, как только прочитал новости о трагедии, я обсудил теперь уже со своими бывшими рабочими причины. Все они понимали, что нарушение порядка проведения огневых работ явилось причиной взрыва. Мы обучали людей, ежедневно все планёрки начинались с охраны труда. И люди знают, к чему приводит пренебрежение охраной труда. Но что на других заводах? Чаще всего ничего.

Я мог бы навести порядок на упомянутом заводе Промсинтез, как впрочем и на других заводах, ситуация с охраной труда на которых, полагаю, не многим лучше. Да только есть у нас поговорка - нет пророка в своём отечестве. После ухода иностранного собственника предприятия, 30 июня 2023 г. завод Волгапласт Компаундинг Лимитед фактически был ликвидирован новым собственником путём преобразования в цех. Я вновь вышел на рынок труда. Теоретически в стране тысячи заводов, в которых требуется строить сильный менеджмент, развивать корпоративную культуру и культуру производства, улучшать систему управления охраной труда и т.д. Пока офферов нет, пока слышу только, что компетентных нам не надобно, надо лояльных родственников. Когда собственники заводов наконец уже поймут, что с лояльными родственниками нет развития, никто не застрахован от повторения трагедий. Нужно менять системы управления на заводах, философию, перестраивать менталитет. Да, это не просто. Но не бывает простых решений.

Конструктивные высказывания приветствуются.

Расскажите коллегам:
Комментарии
IT-консультант, Москва

Еще есть надежда, что принимая на рабту только родственников, хозяин наконец заинтересуется хотябы их безопасностью. Если ему на безопасность чужих людей наплевать.

Существуют архитектуры управления безнесом, производством и в том числе опасным производством. Не нужно изобретать велосипед. Когда вы берете на работу бизнес-архитектора, бизнес или системного аналитика, то поинтересуйтесь у него какие архитектурные паттерны он будет использовать при проектировании систем управления. Он должен четко перечислить основные из них, должен дать вам понять что он понимает о чем идет речь и осознает важность этого подхода.

Аналитик, Нижний Новгород

Направил в чат общения участников реконструкции объекта химической промышленности предупреждение о взрыве в Чапаевске.

Аналитик, Нижний Новгород

Отправил сообщение в чат строительства химического завода. Как раз сейчас технологические трубопроводы и оборудование заполняется продуктом.

Аналитик, Москва

Судя по описанию проишествия (в том числе, и в СМИ), работе соответствующей комиссии во главе с Ростехнадзором, а также участию компетентных органов, речь идёт не об инциденте, а об аварии. Соответственно, и причины данного проишествия могут быть какие угодно. Например, внешние: землятрясение, шаровая молния, диверсия и т.д. Так или иначе, о классификации проишествия, ее причинах и каких-то далеко идущих выводах можно говорить только после окончания работы профильной комиссии и представленного данной комиссией компетентного заключения. А до этого момента обсуждать данное проишествие, так сказать, "с именами, явками и паролями" - это дело, по меньшей мере, бестактное. Посему предлагаю модератору закрыть тему.

Начальник участка, Москва
Константин Комшуков пишет:

Судя по описанию проишествия (в том числе, и в СМИ), работе соответствующей комиссии во главе с Ростехнадзором, а также участию компетентных органов, речь идёт не об инциденте, а об аварии. Соответственно, и причины данного проишествия могут быть какие угодно. Например, внешние: землятрясение, шаровая молния, диверсия и т.д. Так или иначе, о классификации проишествия, ее причинах и каких-то далеко идущих выводах можно говорить только после окончания работы профильной комиссии и представленного данной комиссией компетентного заключения. А до этого момента обсуждать данное проишествие, так сказать, "с именами, явками и паролями" - это дело, по меньшей мере, бестактное. Посему предлагаю модератору закрыть тему.

Так все вроде прозрачно. Люди ремонтировали трубопровод с легковоспламеняющимися УВ. Существует регламент ремонтных работ гарантирующий отсутствие ЧС. Соблюдение этого регламента должны контролировать несколько человек: начальник обьекта, руководитель работ, представитель ОТи ПБ, исполнитель. У каждого своя роль: начальник обьекта организует отглушение трубопрововда заглушками, его пропарку, а также вызов лаборатории для отбора проб воздуха. Руководитель работ обеспечивает наличие людей которые имеют квалификацию позволяющую не взорваться, инструктаж, обеспечивает последовательность безопасных работ, служба ПБи ОТ согласовывает и контролирует наличие всех компонентов перед началом работ: удостоверения подверждающие квалификацию и обучение, огнетушители, спецодежду и тд.  То есть на пожароопасных производствах работая в рамках регламента очень непросто.
Что бы на заводе по выпуску взывоопасных веществ при ремонте бахнула труба. Это надо всю систему работы предприятия разломать, на всех уровнях. Разломать систему работы на предприятии можно только сверху с позиции директора, старательно и последовательно - индустриальный формат мышления очень устойчив и сразу не ломается. 

Месседж про то что надо ставить адекватных директоров для обеспечения безопасности предприятия считаю правильным и своевременным. Проблема с качеством управленцев есть, она очень серьезная. Люди вымутившие собственность не понимают как ей управлять и ставят таких "подарков" в управление что становиться страшно за судьбы объектов и людей их населяющих.

Аналитик, Москва
Алексей Уланов пишет:
Месседж про то что надо ставить адекватных директоров для обеспечения безопасности предприятия считаю правильным и своевременным. Проблема с качеством управленцев есть, она очень серьезная. Люди вымутившие собственность не понимают как ей управлять и ставят таких "подарков" в управление что становиться страшно за судьбы объектов и людей их населяющих

Да, так! Поддерживаю!
Когда-то и я был главным инженером. Первое - безопасность работ и Роман прав на все сто!
А вспоминая свои флотские будни, отмечу, что возгорания на кораблях, особенно в ремонтах - это просто вечная забота. И беда. Сколько их удалось предотвратить, сколько видел пожаров и возгораний! Забудь про всё, но техника безопасности, организация взрывоопасных работ всегда стоит на первом месте. 

Это мой вопль. Но как заставить собственников назначать нормальных, опытных директоров я не знаю. И мы здесь обсуждаем всё, что происходит в офисах, даже половые отношения, но настоящий управленец проверяется на заводах. А не по знанию пирамиды Маслова.

Генеральный директор, Тольятти

Всем людям, имеющим отношение к производству, всё сразу стало понятно по информации из СМИ. Цех, ремонтные работы, то ли сварка, то ли "болгарка", следовательно искры, труба, в ней то ли газ, то ли ещё что-то. Огневые работы. А теперь вспомните, как пару лет назад в Бейруте во время сварки в порту взлетел на воздух склад с селитрой, разнесло полгорода. Ещё раз - требования охраны труда написаны кровью. Вот требования компании DSM по охране труда. Это самый-самый минимум, их несоблюдение может привести к фатальному последствию. Все бывшие работники Волгапласта знают эти требования как азбуку. Утренние совещания у меня всегда начинались с обсуждания вопросов по охране труда. Комиссия Ростехнадзора, конечно же, разберётся. Вчера я спросил начальника отдела охраны труда одного большого завода, обсудил ли он в понедельник на совещании с начальниками цехов меры безопасности после случая на Промсинтезе. Нет! Как я, впрочем, и предполагал. Потому, на заводах необходимы меры системного характера. А заявлять о закрытии обсуждения - это непрофессионально. Тем более, насколько я знаю, руководитель чапаевского предприятия - это экономист. Наш мальчик тоже как-то однажды сказал, вот он бы поруководил производственным предприятием, руководитель.

Генеральный директор, Тольятти

Чтобы не отвечать человеку в грубой форме, лучше скрыть его, как будто его нет. Троллей удаляют из дискуссий.

Генеральный директор, Тольятти
Роман Сюров пишет:
Потому, на заводах необходимы меры системного характера.

Уважаемый Роман,

согласен с Вашим тезисом, но мой скромный опыт работы по теме "охрана труда"* говорит о том, что куда как лучше работает финансовая ответственность предприятий за травмы/гибель работников, которая начинается с обязательной страховки персонала, действующего в опасных или вредных условиях труда и жесткая позиция законодательства и страховых компаний в этом отношении. Если травма или гибель сотрудника приводят к многомиллионным потерям сейчас (выплаты потерпевшим) и в будущем (рост стоимости страховки) и личной ответственности руководителей всех рангов - это действует.

---------

* - опыт внедрения систем ограничения доступа при проведении ремонтных и/или наладочных работ на ряде промпредприятий региона, который был вызван ответственностью иностранных акционеров, приобретших контрольные пакеты этих компаний.

Начальник участка, Москва
Константин Комшуков пишет:
Анатолий Курочкин пишет:
Алексей Уланов пишет:
Месседж про то что надо ставить адекватных директоров для обеспечения безопасности предприятия считаю правильным и своевременным. Проблема с качеством управленцев есть, она очень серьезная. Люди вымутившие собственность не понимают как ей управлять и ставят таких "подарков" в управление что становиться страшно за судьбы объектов и людей их населяющих

Да, так! Поддерживаю!
Когда-то и я был главным инженером. Первое - безопасность работ и Роман прав на все сто!
А вспоминая свои флотские будни, отмечу, что возгорания на кораблях, особенно в ремонтах - это просто вечная забота. И беда. Сколько их удалось предотвратить, сколько видел пожаров и возгораний! Забудь про всё, но техника безопасности, организация взрывоопасных работ всегда стоит на первом месте. 

В том и дело, что не похоже это на банальное нарушение техники безопасности при проведении работ. Ведь, судя по количеству пострадавших, на объекте работал не один-два человека, а целая бригада. Или даже две бригады, что подразумевает наличие двух бригадиров и мастера. То есть речь идёт о совсем другом уровне организации ремонтных работ. Потому маловероятно, что никто из работающих не знал о ТБ. Иными словами, если бы кто-то вдруг начал "чудить" на объекте, то нашлись вокруг компетентные люди, которые одернули нарушителя: "Эй, товарищ, будет худо!"
Потому-то и нужно дождаться окончания работы комиссии и следственных органов.

И в этом смысле не совсем понятна позиция топикстартера. Если он обладает какой-то ценной информацией, способствующей объективному расследованию проишествия, то пусть поделится с комиссией по расследованию и следствием. В противном случае нужно понимать, что за распространение ложной информации и клевету предусмотрены отдельные уголовные статьи.

На завод по производству взрывчатых веществ люди не знающие требований ПБиОТ попасть не могут, их на территорию цехов не пустят. По умолчанию там все знают, допускаются до ремонтов люди выдрессированные годами, персонал завода - обычный оператор выгонит Вас за территорию в течении 10 сек если есть риск и Вы явно косячите. Взорвать технологическое оборудование соблюдая элементарные правила ПБиОТ невозможно в принципе, там на стадии проектирования про это думают еще. Что бы такое произошло нужно всю оргструктуру обрушить: функции, зоны ответственности, ресурсную обеспеченность мероприятий, наличие опытных людей на производстве и тд.
А позиция копипастера проста. Находясь на уровне директора и обладая компетенциями он видит армию случайных халявщиков, прихлебателей, управленчесих уродцев и прочий сброд разрушающих чужие бизнесы и подвергающих опасности окружающих. И задается вопросом: "с какого хера эти люди занимают не свои места?".

Если экономист стремиться стать директором это системный сбой, то есть само наличие мысли что без способностей и структурированного производственного опыта можно занять любое место в структуре это яркий маркер.

IT-консультант, Москва
Юрий Полозов пишет:
который был вызван ответственностью иностранных акционеров, приобретших контрольные пакеты этих компаний.

Тогда как вы объясните возрастающий тренд несчастных случаев и катастроф в химической и транспортной промышленности США? Что ни неделя то сошедший с рельсов состав или пожар на перерабатывающем предприятии. Ни для кого сейчас не секрет, что инфраструктура этих отраслей имеет износ до 60 процентов, пресловутый "ржавый пояс америки". Где ответственность "иностранных акционеров" у себя дома? Или они становятся ответственными только в России? )

Мне просто интересно Ваше мнение. Если оно непредвзятое, конечно.

Аналитик, Москва

Вот интересно - а где берут и ищут директоров производств. У меня в этих случаях исключительно по знакомству. По учёбе. По рекомендациям. Ни разу не было, чтоб директора взяли по объявлегию или нашли рекрутёры.
И, допустим, я очень хочу стать директором завода. Кого спросить? Куда двигаться? 
)))))))))))
Целая проблема. Курьером можно хоть через НН.

Генеральный директор, Тольятти
Олег Катасонов пишет:
Где ответственность "иностранных акционеров" у себя дома?

Уважаемый Олег,

я пишу о том, что видел своими глазами и в чем участвовал сам. Так как в США я не работал, то и писать свои наблюдения не могу, а "гипотез не измышляю" (С).

Но реально, три случая начала комплексной работы по совершенствованию элементов системы охраны труда в моей личной практике периода 2006-2008 гг. совпали с приходом на крупные предприятия (металлургическое, пищевой промышленности и производство автокомпонентов) американских акционеров.

Кстати, про них я не слышал никаких печальных известий с тех пор (хотя это ни о чем не говорит, разумеется).

 

IT-консультант, Москва
Юрий Полозов пишет:
Олег Катасонов пишет:
Где ответственность "иностранных акционеров" у себя дома?

Уважаемый Олег,

я пишу о том, что видел своими глазами и в чем участвовал сам. Так как в США я не работал, то и писать свои наблюдения не могу, а "гипотез не измышляю" (С).

Но реально, три случая начала комплексной работы по совершенствованию элементов системы охраны труда в моей личной практике периода 2006-2008 гг. совпали с приходом на крупные предприятия (металлургическое, пищевой промышленности и производство автокомпонентов) американских акционеров.

Кстати, про них я не слышал никаких печальных известий с тех пор (хотя это ни о чем не говорит, разумеется).

 

У меня есть объяснение этим странностям. Дело в том, что и у нас и в США требования со стороны государства к иностранным акционерам значительно жестче, чем к своим. И то что они вынуждены раскошеливаться на охрану труда это одно из таких требований, которые входят в общий пакет. Ржавый пояс в США ржавеет именно из-за того, что ни одному инстранному акционеру сейчас не выгодно финансировать эти производства.

Генеральный директор, Тольятти
Олег Катасонов пишет:
Что ни неделя то сошедший с рельсов состав или пожар на перерабатывающем предприятии. Ни для кого сейчас не секрет, что инфраструктура этих отраслей имеет износ до 60 процентов, пресловутый "ржавый пояс америки".

Уважаемый Олег,

кстати, если сравнить с чутка более длинным периодом, то картина более иная:

"Бюро транспортной статистики зарегистрировало 54 539 сходов поездов с рельсов в период с 1990 по 2021 год, в среднем 1704 случая в год. Уровень смертности от таких инцидентов низок, в среднем всего четыре смерти в год за тот же период. Любопытно, что согласно федеральным данным, с конца 1970-х количество сходов с рельсов сократилось более чем на три четверти. Только в 1978 году в США произошло 8763 схода с рельсов, в результате которых погиб 41 человек." Источник

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
Если задача ставится не решить конкретный вопрос, на что нацелены адвокаты, а создать прецедент,...
Все дискуссии
HR-новости
Работодателей, готовых нанимать сотрудников с судимостью, стало больше

15% работодателей лояльно относятся к кандидатам, имевшим в биографии судимость.

60% россиян жалуются на нехватку времени на себя и близких из-за работы

А 32% считают, что работа негативно влияет на их отношения с близкими.

Спрос на специалистов в сфере финансов вырос в 1,5 раза

Количество предложений о работе для бухгалтеров увеличилось в 4,6 раза. Также вырос спрос на финансовых консультантов.

Исследование: сколько работодатели тратят на адаптацию нового сотрудника

40% работодателей отмечают, что за последние два года стоимость адаптации нового сотрудника выросла.