Как выйти на рынок Казахстана

Преимущества казахского рынка для российских компаний

Помимо очевидных плюсов (территориальной близости, распространенности русского языка, сходства законодательства) есть два основных фактора, которые делают этот рынок привлекательным для маркетинговых агентств из России:

  1. В стране продолжают работать многие западные компании, которые ушли из РФ, поэтому еще активнее и масштабнее вкладываются в казахстанский рынок. При наличии налаженных связей с этими компаниями будет легче начать деятельность на новом месте.
  2. Маркетинговый рынок в Казахстане пока развит слабо. Местные агентства в основном предлагают только базовые услуги: рекрутинг персонала, мерчендайзинг, продакшн. Это открывает большие возможности перед опытными игроками, которые могут предложить местным клиентам новые услуги, которых раньше на этом рынке не было.

Пошаговый план – как запустить филиал в Казахстане

1. Открыть юридическое лицо

Лучше уладить формальности до того, как начинать активно искать клиентов. Местное юрлицо нужно, потому что компаниям, работающим в Казахстане, удобнее вести взаиморасчеты между казахстанскими юрлицами, на российские платить не очень хотят.

Открыть юрлицо в Казахстане – даже проще, чем зарегистрировать ООО в России. Можно не платить налоги, пока не начали активно вести бизнес. Также нужно открыть расчетный счет. Важный момент: для открытия юрлица и расчетного счета надо быть резидентом Казахстана, но для этого достаточно местной прописки, а гражданство может быть любое. К тому же, много местных компаний готовы помочь с решением этого вопроса.

2. Найти клиентов

В выгодной ситуации окажутся те маркетинговые агентства, у которых западные клиенты ушли из России, но сохранили присутствие в Казахстане. Все просто: можно связаться со своими бывшими клиентами и попросить познакомить с их коллегами из Казахстана. Если таких контактов нет, нужно изучать местный рынок, смотреть, кому могут быть нужны ваши услуги. В этом случае пригодятся местные сотрудники.

У российских агентств есть преимущества: шире набор навыков и возможностей, опыт развития новых проектов. Именно об этих возможностях имеет смысл рассказать казахстанским представителям компаний.

Например, к новым для Казахстана услугам можно отнести запуск промо-проектов, в ходе которых промоутеры какого-то бренда представляют его в магазинах крупных сетей. Раньше этого почти не было, местным ритейлерам это непривычно. Были случаи, когда некоторые сети не разрешали промоутерам у себя работать или же соглашались, но были не очень расположены к активному сотрудничеству. Теперь же эта сфера в Казахстане развивается быстрыми темпами, сети начинают привыкать к подобным проектам. И оказалось, что это выгодно – с помощью промоутеров потребители знакомятся с новыми брендами, товары не залеживаются на складах, сети быстрее на них зарабатывают.

Зарегистрированное местное юрлицо упростит взаимодействие – после удачных переговоров можно сразу подписать договор.

3. Нанять местных юристов и представителя компании

Агентству обязательно нужны будут местные юристы – законы в Казахстане похожи на российские, но отличия есть. Налоговая система также похожа, но и тут нужны специалисты, хорошо знакомые с местными законами и нормами.

Если планируете сотрудничать не с международными, а с казахстанскими корпорациями, стоит учитывать некоторые местные особенности. Лучше сразу найти местного представителя, который знаком с казахстанскими нормами и менталитетом. Полезно, если у него будут знакомства в местной бизнес-среде – в Казахстане ведение дела сильно упрощается, если хорошо налажены социальные связи. Тем более что рынок небольшой, все всех знают. Еще одна особенность – процесс переговоров часто занимает чуть больше времени, чем в Москве, где все делается быстро.

Тот факт, что емкость рынка меньше, нужно учитывать и в финансовом плане – таких огромных проектов и бюджетов, как в России, не будет. А значит, и агентские комиссии, обычно привязанные к обороту проекта, здесь будут ниже.

4. Релоцировать руководителя проекта из России

На начальном этапе нужен опытный человек, который умеет запускать разные проекты. Многих услуг в Казахстане раньше не было, и нужно показать клиентам работу на высшем уровне. Дальше такой руководитель сможет набрать команду из местных специалистов.

5. Найти офис и подобрать сотрудников

Офис найти обычно не проблема, особенно с местным представителем. О создании нового офиса имеет смысл подумать, когда вы уже нашли одного-двух клиентов и договорились с ними о сотрудничестве.

С сотрудниками сложнее: из-за неразвитости рынка специалистов с нужными навыками мало. Особенно сложно найти консультантов по премиум-продуктам, которые должны знать казахский, русский и английский язык. Поэтому на поиск сотрудников нужно закладывать месяца три и готовиться к тому, что многих придется учить и выращивать под свои требования. При этом зарплаты в среднем чуть ниже, чем в России, в этом отношении расходы могут быть меньше. Правда, и бюджеты проектов меньше, так что вряд ли получится большая выгода.

Выводы

Как видите, для российского маркетингового агентства открыть казахстанский филиал довольно просто. Конечно, местная специфика есть, но серьезных сложностей быть не должно. Конкуренция на этом рынке пока низкая, а спрос на услуги довольно высокий. Бюджеты проектов здесь обычно меньше, чем в России, но и издержки в среднем ниже. Обычно российские компании рассматривают Казахстан не как основной рынок, а как еще одну возможность развития бизнеса.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Главный редактор, Севастополь

полезная статья.Как то ядумала что все гораздо сложнее, а оказалось все легко и понятно

Директор по логистике, Москва

статья хорошая однозначно,плюсом было бы если разобрали поюольше примеров

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.