5 распространенных вопросов об управлении знаниями

Предыдущая статья про управление знаниями собрала под собой множество комментариев. Хочу поблагодарить всех неравнодушных читателей, которые помогли понять, чему уделить больше внимания и как правильнее расставить акценты. Ниже – ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, по поводу которых в комментариях ломалось больше всего копий.

1. Чем знания отличаются от данных и информации?

Это хорошо видно на примере старого анекдота про то, как Петька с Чапаевым управляли самолетом: «Петька, приборы! - Семнадцать! - Что «семнадцать»? - А что «приборы»?».

Число «17» на шкале прибора – это данные в чистом виде. Ценность представляют не они сами, а информация, которую из них можно извлечь. «17» – это скорость в метрах в секунду или высота просто в метрах? А может быть, расход топлива? Использовать эту информацию можно только при наличии знаний – например, хватит ли горючего, чтобы дотянуть до аэродрома? Если нет, то можно ли сажать самолет на такой скорости? Отсюда вывод: знания помогают нам принимать решения на основе информации, полученной из данных.

Какие именно знания представляют ценность, зависит от многих факторов: сферы деятельности компании, ее бизнес-целей, задач конкретного сотрудника. Знание о том, как посадить самолет вручную, бесценно для пилота – даже в эпоху всеобщей автоматизации, на случай, если бортовой компьютер выйдет из строя. А вот для оператора колл-центра оно бесполезно – ему лучше знать, как отрабатывать возражения. При этом и пилот, и оператор могут быть сотрудниками одной компании, допустим, крупного авиаперевозчика с собственной системой бронирования.

«В моем чердаке – только необходимые мне инструменты. Их много, но они в идеальном порядке и всегда под рукой», – так о своих весьма обширных познаниях говорил Шерлок Холмс. В этом суть управления знаниями: как формализовать накопленные сведения, свести их в единую систему, обновлять и поддерживать в актуальном состоянии, обеспечить к ним простой и быстрый доступ. Проще говоря, управление знаниями – именно о том, как не превратить свой «чердак» в непроходимую свалку нужного и ненужного.

2. В чем разница между KMS и CRM-системой?

Многие компании применяют Knowledge Management Systems (KMS) в первую очередь для улучшения коммуникаций с клиентами. Простой поиск знаний, которые всегда актуальны и гарантированно не содержат ошибок, облегчает жизнь операторам контакт-центров, сотрудникам отделов продаж, менеджерам техподдержки – всем, кто работает непосредственно с клиентами и отвечает на их вопросы. Времени на ответ тратится меньше, ошибки случаются значительно реже, клиент быстро получает нужную информацию и остается доволен.

Но KMS-система не помогает выстраивать сам процесс коммуникации и не формирует воронку продаж. Все это делается в CRM-системе, которая предназначена именно для таких задач. KMS ни в коем случае не заменяет CRM-систему, но может значительно ее усилить, предоставляя знания, полезные для коммуникаций. Этот процесс можно сравнить со строительством дома: CRM-система возводит стены, а KMS подносит кирпичи и делает раствор.

Управление знаниями позволяет аккумулировать любые виды знаний: о клиентах и коммуникациях с ними, о закупках и тендерах, о внутрикорпоративных процессах, о ремонте оборудования, и не только. Управление знаниями как подход и KMS как инструмент можно использовать в самых разных направлениях – в отличие от CRM-систем, которые предназначены для одной-единственной функции: непосредственных коммуникаций с клиентами.

3. KMS и системы обучения – это одно и то же?

Нет, это разные, но тесно связанные между собой вещи. Knowledge Management Systems предназначены для систематизации и выдачи знаний, LMS (Learning Management Systems) – для управления процессом обучения. Интерфейс LMS похож на любую онлайн-школу: в нем есть поурочная структура занятий, нередко вместе с учебными материалами, а также обязательные тесты. Получить доступ к следующим занятиям можно только после проверки знаний и зачета.

Цель LMS – сделать так, чтобы человек прошел процесс обучения и усвоил определенный набор знаний. Это такая же функциональная задача, как и коммуникации с клиентами. Получается, что по уровню решаемых задач LMS ближе к CRM, чем к KMS. Как и в случае с CRM, система управления знаниями дополняет систему обучения в качестве источника знаний (в данном случае – единственного) и повышает ее эффективность.

4. В каких сферах применяется управление знаниями?

Ответ – в любых. Решения приходится принимать в каждой сфере и отрасли, а сделать это эффективно можно только на основании формализованных знаний. Наиболее известны кейсы из финансового сектора и телекоммуникаций: во-первых, эти отрасли традиционно лидируют по уровню и скорости цифровизации, во-вторых, коммуникации с клиентом составляют основу их бизнеса. Последнее актуально и для ритейла, который замыкает тройку лидеров.

  • Крупный банк хотел улучшить коммуникации с клиентами, ускорить внутренние процессы и одновременно снизить число допускаемых сотрудниками ошибок. Для этого на базе системы управления знаниями была создана корпоративная «Википедия», в которой удалось объединить в единый портал накопленные знания из разных источников – баз знаний, которые использовались в разных подразделениях. Кроме того, появилась возможность транслировать через «Википедию» данные из других внешних источников. Например, работники смогли отслеживать онлайн информацию о загруженности отделений. «Википедия» стала источником знаний и для чат-бота, обеспечив предоставление одинаковых ответов клиенту в разных каналах обслуживания. Доступ к «Википедии» получили свыше 32 тыс. сотрудников банка, не считая внешних пользователей – клиентов, заходивших через личный кабинет и приложение. В результате клиентские консультации стали проходить быстрее на 20%, а число ошибок снизилось в 1,5 раза. На 50% удалось ускорить время онбординга и обучения новых сотрудников. Но самый неожиданный эффект стал виден по результатам психологических тестов: оказалось, что уровень стресса на рабочем месте снизился в среднем на 13%.
  • Сотовый оператор из списка топ-4 столкнулся со следующей проблемой. Тарифы компании и пакеты предоставляемых услуг меняются очень часто. Это сложно структурированный, но востребованный контент: к нему обращаются продавцы всех салонов, операторы контакт-центров, а также сами клиенты – через личный кабинет и чат-боты на сайте. На обновление и миграцию контента, который ко всему прочему располагался в нескольких системах, уходило много времени – впрочем, как и на поиск. Было принято решение внедрить систему управления знаниями, создать на ее основе единое информационное пространство для контакт-центра и розницы, настроить поисковый механизм и автоматическую миграцию, синхронизацию и обновление контента. На миграции контента удалось сэкономить более 16 тыс. человеко-часов, и еще 4,5 тыс. – на его обновлении.
  • Четыре контакт-центра крупнейшего международного ритейлера, предлагавшего одежду, обувь и товары для дома, не справлялись с лавиной входящих звонков, писем и обращений через форму на сайте. Пандемия и локдаун усугубили ситуацию: количество онлайн-обращений выросло, а онбординг новых сотрудников усложнился из-за удаленки. Обработка до 30% всех обращений откладывалась на следующий день. Клиенты были недовольны из-за долгого отсутствия обратной связи и увеличившегося числа ошибок. Проблему удалось решить, внедрив платформу, сочетавшую в себе управление знаниями и искусственный интеллект. Скорость обработки обращений выросла, а распределение самих обращений удалось автоматизировать. Теперь каждому сообщению присваивается метка намерений, и оно сразу попадает к нужному специалисту, а не путешествует из одного отдела в другой. В результате нагрузка на специалистов контакт-центров снизилась более чем вдвое.

Применим ли этот опыт в других сферах? Да, конечно. В ряде стран управление знаниями активно используется для создания единой базы знаний в госсекторе. Основная цель в данном случае – ускорить обработку обращений граждан и снизить уровень бюрократизации. А Всемирная организация здравоохранения с началом пандемии стала использовать управление знаниями в системах быстрого реагирования – такие применяются в службах спасения и экстренной медицины. И не стоит забывать про внутренние службы техподдержки, где системы управления знаниями используют для помощи сотрудникам, у которых возникли проблемы с оборудованием или IT-сервисами.

5. Управление знаниями не нужно, если в компании выстроены процессы?

На этот вопрос я отвечу встречным: а как вы представляете себе выстраивание процессов без знаний? Бизнес-процесс – это, по сути, последовательность выполнения действий, содержащих в себе добавленную стоимость. А как оформлен этот процесс? Или даже поставим вопрос иначе: он вообще как-то оформлен?

Для микропредприятия из 10 человек оформление процессов, возможно, не так уж важно. Этих процессов немного, они несложные, и всегда можно спросить коллегу, если что-то вдруг непонятно. А если речь о компании в 3 тыс. сотрудников? А если это банк из списка топ-5, в одном только розничном подразделении которого работают 30 тыс. человек? Здесь уже не обойтись без регламента, который представляет собой не что иное, как формализованные знания.

Каким регламентом проще пользоваться: многостраничным «кирпичом», запертым в шкафу у секретаря и не обновлявшимся несколько лет, или его электронной версией, для удобства разбитой на вики-статьи, доступной пользователям с любого устройства, всегда актуальной и корректной? В каком случае сотрудники будут допускать меньше ошибок? Когда нужно понять, кто из коллег в курсе ситуации и может помочь с проблемой, потом разыскать этого коллегу (при удаленной работе это отдельный квест) и расспросить его, или же когда достаточно вбить запрос в поисковую строку, причем в любой форме, вплоть до «как писать отчет»?

Управление знаниями – совсем не попытка заткнуть дыры в процессах. Наоборот: если руководитель умеет выстраивать процессы эффективно, он будет использовать для этого управление знаниями как проверенный, зарекомендовавший себя инструмент. В конце концов, зачем изобретать велосипед, если он уже изобретен?

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Максим Часовиков, Дмитрий Санников
Руководитель, Москва
Чем знания отличаются от данных и информации?

Опредления знаниям не дано, а жаль. 

В этом суть управления знаниями: как формализовать накопленные сведения, свести их в единую систему, обновлять и поддерживать в актуальном состоянии, обеспечить к ним простой и быстрый доступ.

То есть файлопомойка с удобным поиском? Кстати, появился новый термин - сведения - что это такое? подозреваю, что данные?

Управление знаниями позволяет аккумулировать любые виды знаний: о клиентах и коммуникациях с ними, о закупках и тендерах, о внутрикорпоративных процессах, о ремонте оборудования.

 

Многие СРМки это тоже позволяют.

в отличие от CRM-систем, которые предназначены для одной-единственной функции: непосредственных коммуникаций с клиентами.

 

Это не СРМка - это звонилка..

 усвоил определенный набор знаний.

Как знания можно усвоить?

 

 

Руководитель, Москва

 на основании формализованных знаний.

Как знания могут быть формализованными? 

 

«Википедия» стала источником знаний и для чат-бота, обеспечив предоставление одинаковых ответов клиенту в разных каналах обслуживания. 

То, как описано - вики стала источником данных и информации...

Тарифы компании и пакеты предоставляемых услуг меняются очень часто.

Было принято решение внедрить систему управления знаниями, создать на ее основе единое информационное пространство для контакт-центра и розницы, настроить поисковый механизм и автоматическую миграцию, синхронизацию и обновление контента. 

Кто на ком стоял? (с) Что из этого является данными, информацией и знаниями? А что относится к настройке бизнес-процесса?

 

Теперь каждому сообщению присваивается метка намерений,

Что это такое? - классификация по признаку предметной области? А до этого как диспетчеризация происходила? 

 

Управление знаниями – совсем не попытка заткнуть дыры в процессах. Наоборот: если руководитель умеет выстраивать процессы эффективно, он будет использовать для этого управление знаниями как проверенный, зарекомендовавший себя инструмент

О как! значит управление знаниями используется для выстраивания бизнес-процессов!. А как же BPM - системы? 

Генеральный директор, Краснодар

Опыт без теории ничему не учит. Информация безусловна важна, аналитика тоже, выводы это самое ценное. Важно разделять знания на фундаментальные и прикладные.

То, что сегодня лучшая практика, завтра стандарт для всех

Руководитель, Москва
Дмитрий Санников пишет:
То, что сегодня лучшая практика, завтра стандарт для всех

Или уйдет на помойку истории...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Анатолий Курочкин
Ради бога, ваша тема, вы же сами ко мне обратились. Но у него я не вижу истерики, тут вы как-то ...
Все дискуссии
HR-новости
Каждая вторая компания готова повысить зарплату, чтобы удержать сотрудника

Также работодатели готовы снижать нагрузку и предлагать карьерный рост.

Panasonic уволит 10 тысяч сотрудников

Японская компания стремится оптимизировать численность персонала для повышения эффективности бизнеса.

В России предложили ввести налог на бездельников

Профессор Финуниверситета предложил ввести НДФЛ и взносы в фонд ОМС для неработающих обеспеченных людей — рантье, детей богатых родителей и домохозяек.