Осторожно, дилетанты: эти специалисты помешают заработать на маркетплейсе

Если предприниматель только выходит на маркетплейсы, у него есть два сценария: нанять менеджера по работе на торговых площадках, или пройти обучение и вникнуть во все процессы самостоятельно. Для каждого из этих сценариев поисковики предлагают десятки и сотни поставщиков услуг. Среди них, как на любом зрелом рынке, часто водятся дилетанты.

Это люди, которые способны быстро и качественно слить бюджет, и даже, при определенной сноровке, помочь предпринимателю попасть в черный список торговой площадки. Я собрала памятку, как распознать таких специалистов, чтобы можно было держаться от них подальше.

Признаки специалиста-дилетанта

Большинство специалистов по работе с маркетплейсами научились создавать емкие портфолио, показывать успешные кейсы и заметать под коврик неудачи, но все же есть способ проверить их компетентность. Дилетант выдаст себя пустыми обещаниями о росте выручки чуть ли не в первые дни работы и сомнительными утверждениями о работе давно устаревших инструментов продвижения на маркетплейсах.

Пять важных факторов указывают на то, что перед вами, скорее всего, дилетант:

  • У него нет портфолио или он отказывается им делиться, ссылаясь на строгие соглашения о неразглашении информации. Действительно многие компании перед началом работы просят подписать такие документы, но можно выгрузить данные, и показать кейс без ссылки на магазин или предпринимателя. В том числе можно показать результаты рекламных кампаний и SEO-оптимизации без указания артикулов товаров.
  • Он, как правило, много и складно говорит. Буквально гипнотизирует, переливая из пустого в порожнее, и выливая на человека ушаты лишней информации. Может складываться впечатление, что это опытный и уверенный в себе специалист. Однако, основная его цель – заговорить клиента и ввести его в заблуждение.
  • У дилетанта нет опыта и насмотренности, он планирует учиться на вашем магазине. Профессионал уже набил свои десятки шишек и теперь может с одного взгляда определить западающие моменты в карточке товара, или указать на ошибки в продвижении магазина на маркетплейсах.
  • Он часто не владеет специфической терминологией и поэтому плавает в ней. Перед встречей с менеджером предпринимателю самому стоит разобраться в значении основных терминов: мп, сео, sku, фбс, фбо, кросс-докинг и т. п. Тогда в ходе разговора будет возможность быстро сделать вывод, есть ли у менеджера опыт работы.
  • И наконец, он уверен, что все знает, и ему уже не нужно ничему учиться. Однако, рынок маркетплейсов такой динамичный, что пока я писала этот текст, наверняка уже появилась пара новых терминов. Всего за пару часов маркетплейс может выкатить обновления «внутрянки» личных кабинетов, критериев ранжирования, правил заполнения карточек товаров. И со всем этим придется оперативно разбираться. Поэтому на нашем рынке человек учится чему-то новому каждый день.

Признаки обучающего курса от дилетанта

После такого жизнеутверждающего начала можно подумать, что проще разобраться в маркетплейсах самому, есть же курсы. С одной стороны, конечно, важно понимать, как устроен этот канал продаж, и как получить с него максимум. С другой стороны, на рынке появилось множество курсов, записанных серьезными и уважаемыми людьми, которые вообще никогда не работали на маркетплейсах. И это становится большой проблемой для индустрии, поскольку после таких курсов люди не просто остаются с долгами, но и попадают в черные списки на приличных торговых площадках. 

При выборе курса стоит опираться на личный практический опыт работы спикера. Торговал ли он сам на маркетплейсах? Научил ли уже кого-то и был ли результат? Это покажут отзывы, опросы, подкрепление ссылками на магазины, товары, скриншоты. 

Стоит избегать громких фраз при рекламе курса:

  • «Вы заработаете миллион выручки за первый месяц».
  • «Вы продадите тысячи единиц товара в первый месяц работы».
  • «Вы удесятерите, нет – утридцатерите! – свой личный доход».

Настоящий практик только усмехнется в ответ на такие обещания. 

За месяц изучения материала в рамках курса можно познакомиться со структурой работы маркетплейсов и научиться операционной работе внутри личного кабинета. На большее рассчитывать сложно, хотя, конечно, случаются и аномальные явления. Для полноценного развития товара на площадке нужны недели проб и ошибок, нужны время и опыт – реальные полевые данные, на которых потом строится стратегия продаж.

Также стоит обратить внимание на такие моменты: 

  • Визуальное оформление сайта/площадки: последовательность мысли, раскрытие преимуществ, процесс обучения, структура курса.
  • Стоимость курса: если есть тарифы у курса, то отличие и ценность каждого из тарифов.
  • Наличие кураторов, обратной связи: идти с наставником всегда продуктивнее, чем в одиночку.
  • Есть ли домашние задания и проверяются ли они. Важно получать обратную связь от кураторов и экспертов курса, поскольку новички всегда делают ошибки и кураторы, как правило, видят это и помогают их исправить.
  • Где происходит обучение, удобство платформы. Важно оценить, насколько удобная платформа для обучения: есть ли возможность с телефона проходить и с компьютера.
  • Будет ли формироваться тематическое комьюнити: общие чаты, команды, десятки, группы, то есть формирование «кружков по интересам», где каждый сможет получить обратную связь и помощь от более опытного коллеги. 

Ну и конечно, важно быть внимательными и помнить, что ответственность за бизнес, его репутацию и результаты лежит на предпринимателе, а не на менеджерах и организаторах марафонов. Всегда можно потратить немного времени, разобраться, как работают маркетплейсы и постепенно вырастить из своего магазина стабильный канал продаж.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Вячеслав Вайсблех, Владимир Волков
Технический специалист, Санкт-Петербург

К сожалению, всё вышесказанное касается не только МП, но и ВСЕХ областей жизни"нас любимейших"...

Коммерческий директор, Москва

Уже при взгляде на «шапку» статьи возник вопрос – А как связаны «генеральное руководство коммерческими банками» и рассуждения о работе с маркетплейсами?

Ознакомление со статьей показало, что никак. )))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
Как я понимаю, спонсоры деньги дают перманентно, не все сразу, 91 миллион это то что на данный м...
Все дискуссии
HR-новости
Большинство компаний выделяют до 500 тыс. руб. в год на спорт для персонала

Из них половина регулярно организовывают внутренние спортивные мероприятия, а свыше трети предоставляют абонементы в фитнес-клубы.