В поисках идеи

Инновация так холодна!
Уснуть не может СЕО,
Качаясь в BMW.

Экономическое трехстишие. Т.А.

Определение источников инновационных идей для вашего бизнеса

В предыдущей статье об инновациях: «Великая мантра. Инновационная экономика», говорилось о том, что инновации имеют свой жизненный цикл, который начинается с поиска новой возможности или новой идеи и завершающийся появлением нового продукта на рынке. А где же взять эти самые инновационные идеи? Есть ли источники таких идей? Об этом поговорим ниже.

Рассматривая работу многих компаний в плане поиска изменений и внедрения инновационных идей, можно сделать вывод о фрагментарности такой работы. Причем это присуще всем формам бизнеса. В большинстве компаний нет системной работы по определению возможных источников инноваций.

Определение источников инноваций – это систематическое исследование различного рода изменений, проводимое как в самой компании, так и во внешней среде. Фиксация найденных изменений по группам и использование в качестве материала для определения необходимых компании инноваций.

Источники инноваций.

1. Изменения в самой компании

Неожиданные успешные изменения.

Насколько известно, многие компании сталкиваются с различного рода необычными явлениями, будь это необычное поведение потребителей, дистрибьюторов или собственных структур. Но поведение руководства в данной ситуации не является адекватным возникшей возможности – в основном от таких «завихрений» отмахиваются, считая их случайными и не имеющими перспективы развития. Это одна из ошибок, допускаемых руководством компаний при работе с возникшими изменениями. Очень часто в этом заложен возможный «оптимизм» для развития компании и увеличения ее прибыли.

Видение перспектив бизнеса.

Видение перспективы развития бизнеса может дать несколько прорывных идей. Узкий фокус понимания ограничивает инновационные возможности. Так, если компания сдает склады в аренду, то можно представить расширение деятельности компании до транспортно-логистической. Если выпускает компоненты для сотовых операторов – то дальше можно стать оператором сотовой связи или оказывать услуги мобильной связи.

Слабые звенья в цепи.

Слабые звенья, присутствующие в любой цепочке создания стоимости, – это факт, и от него не скрыться. Такое слабое звено может возникнуть как в любом продукте, так и в любом производственном процессе (например, в цепочке поставок). Зная это, менеджеры компаний заняты поиском таких слабых звеньев для их дальнейшей замены или улучшений с помощью инновационных решений, которые укрепляют бизнес. Но слабое звено не так-то и легко заметить. Привычка к определенным процедурам и продуктам становится главным препятствием на пути их обнаружения и улучшения.

Компромиссы бизнеса.

Различные операционные ограничения в компаниях являются неплохим источником возможностей для инноваций. Компромиссы – это общепринятые правила ведения бизнеса в отношении покупателей или бизнес-моделей.

2. Изменения отрасли и рынков, где компания работает

Отраслевые и рыночные тренды очень интересны и дают много «информационной пищи» для определения и внедрения инноваций в компаниях. Изучение отрасли или конкретного рынка дает качественный материал для внедрения инноваций, если изучение проходит в достаточно полном объеме. Важно представить себе детальную картину отрасли. Каковы отраслевые тенденции, темпы роста, каналы распределения, ценовые предпочтения, объемы продаж и прибыль и их динамика.

Как правило, такую информацию собирают многие компании, но в ограниченном объеме. Учитывая ее важность для создания инноваций, необходимо собирать отраслевую информацию в большом объеме, чтобы на основании этих данных определять возникающие изменения. Так, хорошим индикатором грядущих изменений в отрасли является динамика ее роста.

3. Изменения внешней среды

Демографические сдвиги. Инновационные проекты, опирающиеся на изменения численности, возрастного состава, образовательного уровня, занятости и географической дислокации населения – наиболее перспективны и наименее рискованны. Японцы вышли на лидирующие позиции в робототехнике именно благодаря тому, что обращали внимание на демографические данные и тщательно анализировали их.

4. Поиск идей в других странах

Слишком много товаров на российском рынке, идеи которых позаимствованы, скопированы или адаптированы к местным условиям. В этом нет ничего плохого – в других странах аналогичная ситуация. Это показывает еще один источник идей для инноваций на вашем предприятии. Идей из других стран и культур. В поисках новых идей представители компаний едут в другие страны «пропитаться» чужой культурой.

5. Исследование общества

В компаниях, где инновации являются частью жизни, есть люди, постоянно интересующиеся окружающим их миром. Обычно этот кто-то из руководства компании. Многие руководители в бизнесе, в силу своего положения и качеств, являются людьми, которые постоянно ищут новые идеи или выявляют рыночные тренды.

6. Изменение внешней среды

Часто задается вопрос: «Как мы не увидели таких простых изменений во внешнем мире и упустили шанс на успех?» Почти все уверены, что изменения временны, никто не пытается проанализировать новую ситуацию и извлечь из нее пользу.

7. Новые знания

Новые знания делают инновации значительными и, по мнению большинства, являются в «чистом виде» инновациями. Знания могут быть разные – научные, технические или социальные. Конечно, большинство таких инноваций имеют глобальный характер (например, интернет), но для быстротекущей жизни многих компаний такие инновации трудны в исполнении. Много времени проходит от получения нового знания до внедрения на рынки. Речь может идти о десятках лет.

Инновации, основанные на новых знаниях, могут предоставить вашей компании возможности развития, которые все другие виды инноваций дать не могут.

8. Изменения в потреблении. В ценностях и восприятиях покупателей

Любые причины, которые лежат в основании изменения ценностей и восприятиях покупателей, содержат в себе огромные инновационные возможности. Можно привести следующие последние примеры «сдвига» в сознании покупателей: покупки через интернет, принятие возможности дистанционного обучения, требование круглосуточного обслуживания, потребность в различных видах защиты своей жизни и своего окружения.

Понятно, что выше представлена только часть возможных источников инноваций.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Александр Мисюрев Александр Мисюрев Консультант, Москва

Данная статья может быть интересна студенту Вуза или для тех, кто до сих пор не знаком с трудами П. Друкера. Все идеи, отображенные в данной статье, отображены в книге «Бизнес и инновации», 1985 г. Для всех остальных читателей – это всего лишь повторение пройденного материала.

Руководитель проекта, Украина

слабовато. особенно выдает сырость названия пунктов 2.3 и 2.6. классификация всегда имеет цель. без цели классификация холодная и безжизненная. если целью было систематизировать подходы с целью облегчения задачи найти инновационную идею, то предложенная классификация слишком громоздка и не практична. больше похоже на кучу крупы, которую надо перебрать. а как это делать, и по каким признакам, и хватит ли у исполнителя навыков - в классификации не сказано. практичные классификации учитывают методы работы доступные исполнителю и группируют не столько по морфологии идей ( которая так же разнообразна, как деревья в лесу) сколько по дорожкам которые ведут к познанию идей (карта проходимых троп и просек в лесу с указанием сложности пути). вы сами начали выделять различные методы, разделяя пункты 2.3 и 2.6 (в данном случае прогнозы и анализ исторических данных) однако вместо ясности это только усилило неразбериху из-за смешения стилей в классификации.

Руководитель проекта, Украина

слабовато. особенно выдает сырость названия пунктов 2.3 и 2.6.

классификация всегда имеет цель. без цели классификация холодная и безжизненная. если целью было систематизировать подходы с целью облегчения задачи найти инновационную идею, то предложенная классификация слишком громоздка и не практична. больше похоже на кучу крупы, которую надо перебрать. а как это делать, и по каким признакам, и хватит ли у исполнителя навыков - в классификации не сказано.

практичные классификации учитывают методы работы доступные исполнителю и группируют не столько по морфологии идей ( которая так же разнообразна, как деревья в лесу) сколько по дорожкам которые ведут к познанию идей (карта проходимых троп и просек в лесу с указанием сложности пути). вы сами начали выделять различные методы, разделяя пункты 2.3 и 2.6 (в данном случае прогнозы и анализ исторических данных) однако вместо ясности это только усилило неразбериху из-за смешения стилей в классификации.

Управляющий директор

С юмором по жизни. О бизнесе...
Где найти новые ниши для бизнеса?
Как Окунуться в свой «Голубой океан»?
Есть такие места! Не засиженные конкурентами.
Открылась поле непаханое возможностей для малого бизнеса и для стартапов.
Все дело в инновациях. В их применении.
Посмотрите вокруг себя прямо сейчас. Выберите любой предмет в комнате, офисе, на улице, в космосе…
Подставьте слово инновации. Например – ковер. Получится: Инновации – Ковер. Теперь между словами инновации и ковер вставьте слово Цифровизация (интернет, М2М, процессоры, контроллеры, биты, байты и т.д). И вот готовый новый продукт – Инновационный ковер (сам себя чистит, меняет цвета и т.д.).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.