Как доставлять оборудование из-за рубежа в Россию в новой реальности

В 2022 году российский рынок покинули ведущие мировые производители и поставщики профессионального оборудования и техники. Бренды ушли, а потребность осталась и в современных реалиях даже обострилась. Согласно исследованию НИУ ВШЭ для доклада «Новые контуры промышленной политики», в апреле 2022 доля импортных комплектующих и технологий в разных отраслях российской промышленности составляла от 30 до 50%.

Из-за нехватки иностранных электронных компонентов и деталей с весны 2022 года производство приостановили судостроительные, автомобильные и другие стратегически значимые для экономики страны предприятия, не говоря уже о небольших производственных и промышленных организациях.

Собственная приборная база в России еще только формируется. Импортозамещение идет полным ходом, но чтобы заменить иностранные комплектующие в необходимом объеме, требуется время. Предприятия терпят убытки и вынуждены частично распускать персонал, чтобы сэкономить. Проще выживать организациям, у которых есть возможность приобрести оборудование за рубежом — есть валютный счет, чтобы расплатиться с иностранным поставщиком, — но таких меньшинство. Даже если нужную деталь или прибор удалось купить, возникают сложности с доставкой в Россию. Транспортировка по морю или железной дороге занимает 40-45 дней — не у каждого завода найдется столько времени на ожидание даже самого необходимого оборудования, ведь производство весь срок будет простаивать.

Есть ли выходы у российских предприятий, нуждающихся в зарубежных комплектующих? Может ли возникший на фоне санкций кризис открыть новые пути развития? Рассмотрим варианты работы с иностранными поставщиками в новой реальности. 

Как делать покупки за границей

1. Открыть филиал в СНГ или другой соседней стране

Например, в Киргизии, Таджикистане, Казахстане, Армении, Грузии. Воспользоваться помощью знакомых, партнеров или доверенного лица, открыть производство в одной из стран и приобретать оборудование на новое юридическое лицо – и для зарубежного филиала, и для дальнейшей пересылки в Россию в главный офис. Способ, предполагающий финансовые затраты, но как один из вариантов решения проблем. 

2. Поехать за оборудованием самостоятельно

Способ подойдет тем, у кого есть двойное гражданство или действующая виза, разрешающая въезд в сегодняшних условиях, например, рабочая или учебная. Проблема может возникнуть на этапе покупки — продавец откажет в сделке из-за политических взглядов или из-за давления, которое оказывается на местный бизнес со стороны государства. 

3. Приобрести и доставить через посредника

Заказать услуги посредника, у которого есть валютный счет или юридическое лицо в СНГ или дружественном государстве. Посредник покупает, оформляет и доставляет товар на адрес своей организации, а потом перенаправляет в Россию. Такого посредника еще нужно найти и убедиться в его надежности. 

4. Купить европейское оборудование на другом континенте

Например, в Бразилии через предприятие, которое заказывает оборудование и запчасти из Европы взамен вышедшим из строя. Даже если удалось найти посредника, покупку нужно еще оплатить и доставить. Система передачи финансовых сообщений с зарубежьем ограничена, а международные перевозчики больше не оказывают услуги в России. С марта 2022 года ни юридические, ни физические лица не могут отправлять из-за границы в Россию никакие товары и посылки – ни с документами, ни с оборудованием. Выход – искать надежного перевозчика, который работает на российском рынке.

Как обойти ограничения с доставкой

Найти надежного перевозчика в России реально. Есть курьерские службы, которые в первые недели адаптировались к новым условиям и открыли дополнительные филиалы в дружественных странах, чтобы сохранить возможность доставки посылок в Россию.

Цепочка поставки используется такая — сначала международными компаниями DHL, UPS, TNT, FedEx товар доставляется в зарубежный филиал курьерской службы в стране, из которой возможна доставка в Россию, а затем распределяется по российским получателям. Срок доставки в среднем составляет 5-7 рабочих дней, в отдаленные регионы – до 12 суток, но несравнимо меньше, чем железнодорожными или морскими перевозчиками. 

Как ускорить доставку из-за рубежа в Россию

Срыв сроков с поставкой оборудования приведет крупный бизнес к многомиллионным убыткам. Ускорить доставку помогут услуги авиакурьера, которые предлагают как частные лица, так и курьерские организации. В обоих случаях есть подводные камни, о которых стоит знать. 

Доверяя доставку дорогостоящего оборудования частному лицу, придется самостоятельно позаботиться обо всех этапах доставки – упаковка, подготовка сопроводительных документов, декларирование в соответствии c правилами перевозки. Удаленно процесс проконтролировать невозможно. Никто не даст гарантий, что товар при перевозке не задержат на таможне из-за неправильно заполненных инвойсов или не повредят. Частный курьер не обязан знать таможенное законодательство и возьмется перевозить важный груз на ваш страх и риск. 

Если выбор сделан в пользу авиакурьера, то надежнее обратиться в специализированную международную службу доставки, в которой выделят профессионального сотрудника, знакомого с таможенным законодательством. С курьерской службой можно заключить договор, в котором будут прописаны условия и гарантии, чтобы обезопасить и заказчика, и посылку. У таких организаций обычно есть наработанная база знаний, опыт и практика таможенного декларирования разных грузов, включая оборудование и электронику. 

В чем могут быть проблемы? Высокая стоимость услуг — начинается от 1 тыс. евро и варьируется в зависимости от удаленности стран. Среди предложений от частных курьерских служб встречаются мошенники, важно тщательно проверять реквизиты, смотреть отзывы, запрашивать рекомендации клиентов и искать другие подтверждения, что компания реально существует и работает. А также составлять договор, чтобы юридически защитить себя со всех сторон. 

Рынок – «живая» структура, в которой любые внешние перемены – повод к внутренним изменениям. Российские компании в стесненных обстоятельствах ищут выходы и меняют ориентиры, переключаясь с западных на восточных поставщиков и партнеров из Китая, Индии, Пакистана и других стран Азии.

Практика показывает, что комплектующие и оборудование восточных производителей в некоторых позициях не уступают по качеству западным. Понятно, что переход не произойдет моментально, поскольку многие российские предприятия были полностью укомплектованы европейским оборудованием. Для замены нужно время, которое как раз и могут дать российским заводам и промышленным комплексам варианты покупки и доставки грузов с Запада – из первой части статьи. 

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Маркин, Павел Гриневич
Менеджер, Москва

Не все так просто. С новой компанией не все готовы работать по старым условиям. А дать старые не могут. 

Главный инженер, Минск

Умные люди просчитывают риски заранее (относится и к тем, кто принимает решения на государственном уровне)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний внедряют программы well-being

В условиях дефицита кадров компании стали чаще внедрять или расширять программы благополучия сотрудинков.

Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.