Как доставлять оборудование из-за рубежа в Россию в новой реальности

В 2022 году российский рынок покинули ведущие мировые производители и поставщики профессионального оборудования и техники. Бренды ушли, а потребность осталась и в современных реалиях даже обострилась. Согласно исследованию НИУ ВШЭ для доклада «Новые контуры промышленной политики», в апреле 2022 доля импортных комплектующих и технологий в разных отраслях российской промышленности составляла от 30 до 50%.

Из-за нехватки иностранных электронных компонентов и деталей с весны 2022 года производство приостановили судостроительные, автомобильные и другие стратегически значимые для экономики страны предприятия, не говоря уже о небольших производственных и промышленных организациях.

Собственная приборная база в России еще только формируется. Импортозамещение идет полным ходом, но чтобы заменить иностранные комплектующие в необходимом объеме, требуется время. Предприятия терпят убытки и вынуждены частично распускать персонал, чтобы сэкономить. Проще выживать организациям, у которых есть возможность приобрести оборудование за рубежом — есть валютный счет, чтобы расплатиться с иностранным поставщиком, — но таких меньшинство. Даже если нужную деталь или прибор удалось купить, возникают сложности с доставкой в Россию. Транспортировка по морю или железной дороге занимает 40-45 дней — не у каждого завода найдется столько времени на ожидание даже самого необходимого оборудования, ведь производство весь срок будет простаивать.

Есть ли выходы у российских предприятий, нуждающихся в зарубежных комплектующих? Может ли возникший на фоне санкций кризис открыть новые пути развития? Рассмотрим варианты работы с иностранными поставщиками в новой реальности. 

Как делать покупки за границей

1. Открыть филиал в СНГ или другой соседней стране

Например, в Киргизии, Таджикистане, Казахстане, Армении, Грузии. Воспользоваться помощью знакомых, партнеров или доверенного лица, открыть производство в одной из стран и приобретать оборудование на новое юридическое лицо – и для зарубежного филиала, и для дальнейшей пересылки в Россию в главный офис. Способ, предполагающий финансовые затраты, но как один из вариантов решения проблем. 

2. Поехать за оборудованием самостоятельно

Способ подойдет тем, у кого есть двойное гражданство или действующая виза, разрешающая въезд в сегодняшних условиях, например, рабочая или учебная. Проблема может возникнуть на этапе покупки — продавец откажет в сделке из-за политических взглядов или из-за давления, которое оказывается на местный бизнес со стороны государства. 

3. Приобрести и доставить через посредника

Заказать услуги посредника, у которого есть валютный счет или юридическое лицо в СНГ или дружественном государстве. Посредник покупает, оформляет и доставляет товар на адрес своей организации, а потом перенаправляет в Россию. Такого посредника еще нужно найти и убедиться в его надежности. 

4. Купить европейское оборудование на другом континенте

Например, в Бразилии через предприятие, которое заказывает оборудование и запчасти из Европы взамен вышедшим из строя. Даже если удалось найти посредника, покупку нужно еще оплатить и доставить. Система передачи финансовых сообщений с зарубежьем ограничена, а международные перевозчики больше не оказывают услуги в России. С марта 2022 года ни юридические, ни физические лица не могут отправлять из-за границы в Россию никакие товары и посылки – ни с документами, ни с оборудованием. Выход – искать надежного перевозчика, который работает на российском рынке.

Как обойти ограничения с доставкой

Найти надежного перевозчика в России реально. Есть курьерские службы, которые в первые недели адаптировались к новым условиям и открыли дополнительные филиалы в дружественных странах, чтобы сохранить возможность доставки посылок в Россию.

Цепочка поставки используется такая — сначала международными компаниями DHL, UPS, TNT, FedEx товар доставляется в зарубежный филиал курьерской службы в стране, из которой возможна доставка в Россию, а затем распределяется по российским получателям. Срок доставки в среднем составляет 5-7 рабочих дней, в отдаленные регионы – до 12 суток, но несравнимо меньше, чем железнодорожными или морскими перевозчиками. 

Как ускорить доставку из-за рубежа в Россию

Срыв сроков с поставкой оборудования приведет крупный бизнес к многомиллионным убыткам. Ускорить доставку помогут услуги авиакурьера, которые предлагают как частные лица, так и курьерские организации. В обоих случаях есть подводные камни, о которых стоит знать. 

Доверяя доставку дорогостоящего оборудования частному лицу, придется самостоятельно позаботиться обо всех этапах доставки – упаковка, подготовка сопроводительных документов, декларирование в соответствии c правилами перевозки. Удаленно процесс проконтролировать невозможно. Никто не даст гарантий, что товар при перевозке не задержат на таможне из-за неправильно заполненных инвойсов или не повредят. Частный курьер не обязан знать таможенное законодательство и возьмется перевозить важный груз на ваш страх и риск. 

Если выбор сделан в пользу авиакурьера, то надежнее обратиться в специализированную международную службу доставки, в которой выделят профессионального сотрудника, знакомого с таможенным законодательством. С курьерской службой можно заключить договор, в котором будут прописаны условия и гарантии, чтобы обезопасить и заказчика, и посылку. У таких организаций обычно есть наработанная база знаний, опыт и практика таможенного декларирования разных грузов, включая оборудование и электронику. 

В чем могут быть проблемы? Высокая стоимость услуг — начинается от 1 тыс. евро и варьируется в зависимости от удаленности стран. Среди предложений от частных курьерских служб встречаются мошенники, важно тщательно проверять реквизиты, смотреть отзывы, запрашивать рекомендации клиентов и искать другие подтверждения, что компания реально существует и работает. А также составлять договор, чтобы юридически защитить себя со всех сторон. 

Рынок – «живая» структура, в которой любые внешние перемены – повод к внутренним изменениям. Российские компании в стесненных обстоятельствах ищут выходы и меняют ориентиры, переключаясь с западных на восточных поставщиков и партнеров из Китая, Индии, Пакистана и других стран Азии.

Практика показывает, что комплектующие и оборудование восточных производителей в некоторых позициях не уступают по качеству западным. Понятно, что переход не произойдет моментально, поскольку многие российские предприятия были полностью укомплектованы европейским оборудованием. Для замены нужно время, которое как раз и могут дать российским заводам и промышленным комплексам варианты покупки и доставки грузов с Запада – из первой части статьи. 

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Маркин, Павел Гриневич
Менеджер, Москва

Не все так просто. С новой компанией не все готовы работать по старым условиям. А дать старые не могут. 

Главный инженер, Минск

Умные люди просчитывают риски заранее (относится и к тем, кто принимает решения на государственном уровне)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.