Какие новые направления и способы перевозок освоил бизнес в 2022 году

Ориентация на Восток

Весной 2022 года объемы экспортно-импортных поставок упали почти в два раза. Бизнесу потребовалось немало усилий для проработки новых коридоров на фоне скачков цен, ограничений на переводы в токсичных валютах и периодически возникающей паники. К осени ситуация постепенно начала стабилизироваться. К концу года аналитики уже ожидали снижение внешнего грузооборота не более чем на 15-20%. Прийти к таким показателям удалось благодаря оперативной перестройки логистических маршрутов, в первую очередь на Восток

Конечно, немаловажную роль в адаптации логистического рынка к новым экономическим и политическим условиям оказали меры поддержки со стороны Минэкономразвития. В частности, восстановление поставок в Россию за счет разрешения формата параллельного импорта. Это меры финансовой поддержки, упрощение формальностей при ввозе и меры валютного регулирования.

Начиная с лета 2022 года, мы наблюдаем всплеск интереса к расчетам в юанях, что является более надежным способом исполнения финансовых обязательств. Переводы, осуществляемые через прямые корреспондентские отношения, не влекут за собой рисков, сопоставимых с платежами в токсичных валютах. По сравнению с февралем-мартом 2022 года объем платежей в китайской валюте увеличился в несколько раз по количеству и по суммам.

Можно сделать вывод, что одним из лидеров в логистическом сегменте в течение второй половины 2022 года стало китайское направление. Несмотря на осторожное отношение КНР к формату транзитного коридора своей страны, объемы перевозок через пропускные пункты Россия — Китай возросли существенно.

По данным Главного таможенного управления КНР, за десять месяцев 2022 года торговый оборот между нашими странами увеличился на 33% (в сравнении с аналогичным периодом прошлого года) и составил $154 млрд. И это при антиковидных ограничениях, которые сдерживают работу во всех смыслах — от полной изоляции городов, где сосредоточены производители, до ограничения штата сотрудников, обеспечивающих документальное оформление.

Мощностей не хватает

Логистические маршруты китайского направления в основном обеспечены морским, железнодорожным и автомобильным видами транспорта. Наименее благоприятная ситуация к концу года наблюдается в морском направлении. Порт Находка давно нуждается в расширении и реконструкции. Во второй половине 2022 года морские погранпереходы на Дальнем Востоке работают с нагрузкой, превышающей 100%. А сроки доставки грузов из Китая в Россию в течение года доходили до 90 дней. Помимо вынужденных простоев, влияющих на сроки, для поставщиков существенно возрастают накладные расходы в виде платежей за хранение в терминалах.

Железнодорожные переходы, по заявлениям руководителей РЖД, выглядят самым перспективным способом доставки, но мощностей грузового ж/д транспорта явно недостаточно. Не теряет актуальности проблема нехватки контейнеров как общего назначения, так и контейнеров-рефрижераторов. Погранпереходы требуют модернизации и принципиально нового решения в части программного обеспечения и системы передачи информации. РЖД обнадеживает перспективой модернизации пунктов пропуска на китайской границе, а именно строительством новых путей и удлинением имеющихся на переходах Гродеково и Камышовая, а также созданием нового пункта пропуска через Приаргунск.

Здесь хотелось бы отметить усилия китайских партнеров, которые проявляют явный интерес к развитию двусторонней торговли между странами. Например, неожиданным и инновационным выглядит предложение китайской стороны, прозвучавшее на форуме TRANSTEC-2022 в Санкт-Петербурге, о разработке и строительстве трансграничного конвейера для перегрузки сыпучих грузов. Это перспективные планы, но на их реализацию потребуется значительное количество времени.

Самым мобильным вариантом международной доставки можно считать автоперевозки. Но и здесь отмечается перегруженность. На восьми многосторонних пропускных пунктах пропускная способность остается ограниченной. Бонусом автоперевозчикам в уходящем году стало открытие моста, соединившего Благовещенск с китайским Хэйхэ. Историческое событие. Новый пропускной пункт рассчитан на 190 грузовиков в сутки, в противовес 40, которые проходят через другие пункты.

В целом повышению нагрузки на переходы в среднесрочной перспективе могут способствовать, к примеру, «высокий сезон» перед китайским Новым годом и возможные меры китайских властей по снятию ковидных ограничений.

Спрос на логистические услуги на протяжении всего года оставался высоким, что влекло за собой их удорожание и увеличение сроков их предоставления. В 2022 году последствия пандемии наложились на общую нестабильность политической и экономической ситуации в мире, нарастающее санкционное давление. Все это довольно болезненно «проехалось» по логистической отрасли. Отложенный спрос, бум перевозок, удорожание услуг, рост нагрузки на пограничные пункты пропуска, таможенные терминалы и т. д.

Бизнес ищет новые направления и способы перевозок. Помимо Китая, это международные транспортные коридоры Север-Юг и Запад-Восток. Возникшая географическая диспропорция в торговле с Западом порождает не только новые возможности, но и напряжение в логистических коридорах. Тем не менее пути его преодоления постепенно намечаются.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.