Как изменился рынок автострахования в 2022 году

Автомобильная страховка — второй по популярности продукт после страхования жизни, которое составляет 46% от всего рынка. Львиную долю занимает страховка ОСАГО, и это неудивительно, ведь она обязательна для всех автовладельцев. У покупателей дорогих машин также востребован полис КАСКО.

Рынок страхования всегда чутко реагирует на изменение экономической ситуации. Например, во время пандемии рынок вырос, а в 2022 году Центральный Банк Российской Федерации резко увеличил ключевую ставку, что оказало негативное влияние на деятельность страховых компаний. 

Сейчас рынок понемногу выравнивается. Так, несмотря на то, что количество продаж новых легковых автомобилей сократилось на 82%, по сравнению с 2021 годом, по данным Ассоциации Европейского бизнеса, в сегменте обязательного автострахования снижение не отмечено. Эксперты связывают это с ростом стоимости автомобилей и запчастей. Поэтому количество продаж полисов ОСАГО растет, а вот КАСКО демонстрирует незначительное падение, которое связано с ростом стоимости полиса. Тем не менее владельцы дорогих авто продолжают их покупать. 

Эксперты прогнозируют рост интереса к автострахованию, если на рынке не будет существенных экономических потрясений, поскольку для автомобилистов это во многом вынужденная мера, но не всегда. Например, ДСАГО и КАСКО они покупают добровольно. Рассмотрим подробнее популярные автостраховые продукты.

ОСАГО

Полис ОСАГО страхует гражданскую ответственность владельца авто. Его получение строго регламентировано государством и является обязательным для управления любым автомобилем, согласно требованиям действующего законодательства. Полис защитит водителя, если он станет виновником ДТП — компенсацию пострадавшей стороне выплатит страховая компания в пределах 500 тыс. рублей за причинение вреда здоровью других людей и 400 тыс. рублей, если пострадало транспортное средство. Стоимость ОСАГО определяется путем умножения ряда коэффициентов на базовый тариф (диапазон между минимальной и максимальной ставкой, установленной Центробанком). При этом учитывают:

  • категорию и мощность автомобиля;
  • правовой статус лица, управляющего транспортным средством;
  • водительский стаж, возраст водителя;
  • количество ДТП по его вине.

ДСАГО

Получение полиса ДСАГО также позволяет застраховать гражданскую ответственность, только добровольно. По сути, это «расширенная версия» ОСАГО, с помощью которой можно увеличить размер компенсации до 3 млн рублей. Это позволяет возместить почти любой ущерб, нанесенный автомобилю.

Конкретный размер компенсации указывают в договоре со страховой. Сумма может быть любой в пределах установленного лимита. Правила получения ДСАГО и порядок оформления полиса устанавливает автостраховщик, они не так строго регламентированы, как в случае с ОСАГО.

КАСКО

Еще один вид добровольного автострахования. Его предметом выступает не гражданская ответственность водителя, а само транспортное средство. Полис позволяет получить компенсацию за причинение ущерба авто, нанесенного в результате ДТП, или противоправных действий третьих лиц, например, вандализм, угон и т. п.

Перечень страховых случаев при оформлении этого полиса можно корректировать и по согласованию со страховой указывать в договоре. Их количество, а также характеристики авто, главным образом, влияют на итоговую стоимость КАСКО. Но дополнительные правила расчета может устанавливать конкретная страховая компания. Как правило, стоимость КАСКО существенно превышает цену полиса ОСАГО.

Зеленая карта

Это полис обязательного страхования гражданской ответственности водителя, подходящий для автомобилистов, которые часто ездят на машине за границу. Он международный, действует в 48 странах мира с 1951 года. Водитель оформляет страховку на случай причинения вреда имуществу и здоровью третьих лиц. Она позволяет урегулировать ситуацию в случае ДТП с участием иностранного гражданина, поможет защитить интересы водителя и компенсировать ущерб пострадавшим. В России можно купить два вида полиса «Зеленая карта»:

  • действующая на территории Белоруссии, Азербайджане и Молдавии;
  • действующая в 48 странах. 

«Зеленую карту» нельзя оформить онлайн из-за высокой степени защиты от подделок, множества водяных знаков, металлизированной полоски и идентификационного номера. Такой сертификат нельзя отправить по электронной почте, а все защитные элементы наносятся с помощью специального оборудования.

Менее популярные страховые продукты

Конечно, на рынке автострахования есть и другие полисы, но заказывают их значительно реже. Они предусматривают чаще всего защиту для самого водителя, а не для авто. Например, это может быть страховка от несчастных случаев, в перечень рисков обычно входит:

  • смерть;
  • потеря трудоспособности;
  • вред здоровью.

Стоимость такого полиса формируется также, как и других продуктов добровольного автострахования, а именно — по правилам конкретной страховой компании. Кстати, можно застраховать не только водителя, но и пассажиров.

Таким образом, самым популярным страховым продуктом у владельцев авто остается полис ОСАГО. Рассмотрим, кто покупал его в 2022 году.

Кто покупал ОСАГО в 2022 году

Портал Банки.ру провел исследование и определил, как изменился портрет покупателя ОСАГО в этом году: 

  • Самый частый покупатель ОСАГО — мужчина в возрасте от 31 до 40 лет. 
  • 25% составила группа клиентов в возрасте, приближающемся к пенсионному.
  • Мужчины оформляют полис в три раза чаще, чем женщины. Скорее всего, это связано с тем, что мужчин-владельцев авто в России больше.
  • Средняя стоимость ОСАГО для женщин на 13% выше, а представители сильного пола, в свою очередь, платят немного ниже средней цены. Более высокая стоимость для женщин связана со значениями основных коэффициентов, которые у них, по собранным данным, выше: опыт за рулем и возраст (КВС), аварийность (КБМ), регион (КТ). Кстати, кроме столичных, страховку активно покупали в Самарской и Свердловской области, в остальных регионах была отмечена привычная умеренная активность. Самый бюджетный полис в этом году стоил чуть больше 1 тыс. рублей, самый дорогой — около 47 тыс. Популярные полисы на Kia Rio и Hyundai Solaris стоили 1928-2337 руб.;
  • Среди клиентов страховых львиная доля приходится на владельцев ВАЗ, собственники иностранных марок — водители Kia, Renault, Toyota, Hyundai. Чаще всего автовладельцы оформляли страховку на Lada Granta, Kia Rio, Hyundai Solaris, Ford Focus и Lada Kalina. Это топ-5 автомобильных марок, самых популярных в сегменте автострахования.
  • Страховщики, в основном, владеют автомобилями старше 10 лет с мощностью двигателя 150 лошадиных сил, эксплуатируют их в среднем до 7 лет. Маломощные автомобили (до 70 л. с.) среди страхователей почти не представлены.

Подведем итоги

Самыми популярными продуктами на рынке автострахования по-прежнему остаются ОСАГО и КАСКО. И если в случае с обязательным страхованием все регулирует Центробанк, то при правильном оформлении договоров добровольного страхования автовладельцам удается надежно защитить свои интересы.

Страховку для автомобиля можно купить:

  • На сайте страховой. Большинство онлайн-сервисов страховых компаний позволяют внести параметры своего авто, рассчитать стоимость и оформить покупку полиса.
  • На сайте агрегатора страховых и банковских продуктов. Например, Сравни.ру, Банки.ру. По сути, механика заказа в данном случае почти ничем не отличается от заказа полиса на сайте страховой. Ключевое преимущество в возможности сравнить страховые продукты и без навязывания дополнительных услуг узнать объективную стоимость полиса для вашего авто.
  • В банке. «Сбер», Tinkoff и другие банки предлагают свои продукты, в которые входит страхование автомобиля. Например, кредитная карта со страховкой авто. Также можно оформить полис в банке, не привязанный к его продукту.
  • У страхового агента. Преимущество покупки полиса у страхового агента, в отличие от страхового брокера, в том, что первый действует в интересах страховщика, а второй — в интересах страховой компании. Агент может подобрать подходящий страховой продукт в зависимости от потребностей клиента. Тогда как брокер заинтересован продать самый дорогой полис.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы лучшие ESG-проекты России

В конкурсном отборе принимали участие более 600 претендентов.

Половина россиян остаются работать в компании по итогам стажировки

Чаще всего после стажировки молодые специалисты остаются работать в сферах транспорта, логистики и доставки, медицине и IT-сфере.

Больше половины россиян готовы переехать ради работы

Больше всего склонны к перемещениям молодые люди в возрасте 25-34 лет.