Что происходит на рынке страхования в 2022 году

Снижение покупательской способности и доходов граждан, высокий уровень инфляции, нестабильная экономическая и геополитическая ситуация заставляют задумываться о завтрашнем дне даже самых обеспеченных россиян. Статистика показывает, что как только люди теряют «твердую почву под ногами», они сразу вспоминают о страховой защите. После пика пандемии в 2021 году рынок страхования показал лучшие результаты за последние 9 лет. Объем премий достиг 1,8 трлн рублей. Драйверами роста стали все виды личного страхования, страхование имущества и каско.

Спрос на страховые продукты в 2022 году

Согласно исследованию Банки.ру, в первом квартале 2022 года объем премий практически по всем видам страхования, кроме обязательного медицинского, сократился на 1,6% и составил 452 млрд рублей. Например, объем премий в сегменте страхования жизни составил 95 млрд рублей, он снизился на 10,9%, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Количество выплат, наоборот, выросло на 7% — до 75 млрд рублей. В сегменте страхования жизни заемщика было отмечено не такое существенное падение — на 5,3%, но и объем выплат вырос на 35% (на 1,1 млрд рублей).

Во втором квартале 2022 года рынок продолжил свое падение, которое достигло 6%. Некоторые сегменты продемонстрировали существенный спад, например, страхование жизни, имущества юридических лиц. Обвально снизились сборы в страховании от несчастного случая (-44%). Это связано с ростом ставок и приостановкой кредитования. А вот драйверами роста рынка стали добровольное медицинское страхование (+17%), каско (+6%) и ОСАГО (+10%). В целом, рынок преодолел шок. 

Банки.ру прогнозируют снижение темпов спада в третьем квартале 2022 года при благоприятных обстоятельствах и даже небольшой рост в четвертом квартале. Но, по мнению экспертов, вместе со сборами будут расти и выплаты. Этот тренд, скорее всего, приобретет долгосрочный характер и продлится до тех пор, пока рынок окончательно не адаптируется к новым условиям. 

Такого же мнения придерживаются и в Национальном Рейтинговом Агентстве. Эксперты прогнозируют рост выплат по ДМС, каско и ОСАГО, а в целом по рынку считают, что в иных видах страхования темпы роста выплат не превысят уровень инфляции. 

Оптимистичные прогнозы для рынка страхования делают и в «Эксперт РА». Аналитики рейтингового агентства считают, что к 2024 году сборы превысят 2 трлн рублей, а средние темпы роста рынка в ближайшие годы составят 10%.

Какой способ и продукт выбирают страхователи в 2022 году

В кризис люди больше всего беспокоятся о своем здоровье, сохранности финансовой стабильности, боятся потерять работу и другие источники доходов, поэтому самыми востребованными продуктами в 2022 году, по данным «Открытого журнала», стали:

  • Страхование от потери работы. Из-за ухода с российского рынка иностранных гигантов, их сотрудники остались в неведении. Да и российские корпорации стремятся сократить расходы, в том числе за счет штата.
  • Добровольное медицинское страхование. После волн коронавируса люди стали больше задумываться о своем здоровье. Стоимость медицинских услуг растет, иностранные компоненты, оборудование попадают под импортозамещение. Это вызывает тревогу у страхователей.
  • Каско и ОСАГО. Особенно востребованы различные мини-пакеты. Это связано с ростом стоимости полного пакета каско. А вот рост цен на сами автомобили и запчасти привел к тому, что владельцы стремятся сохранить свою машину в целостности, ведь купить новое авто иностранного производства в 2022 году не так уж просто.

Пандемия подтолкнула глобальную цифровизацию. Теперь онлайн доступны образование, медицина и страхование, в том числе. Купить полис можно на официальных сайтах страховых компаний, на маркетплейсах. Страхователь может предварительно сравнить цены разных предложений и выбрать самое выгодное. 

Проблема в том, что клиенты зачастую теряются в изобилии предложений от страховых компаний. Они не заключают договоры напрямую, потому что им не до конца понятны условия. Страхователи боятся сделать неправильный выбор и регулярно переплачивать, или оказаться в руках мошенников, которые при наступлении страхового случая откажут в выплате. Представители старшего поколения опасаются покупать полис онлайн, так как не слишком разбираются и доверяют современным технологиям. По этим причинам большинство страхователей предпочитают обращаться к страховому агенту.

Преимущества страхования через агента

  1. Проще и быстрее разобраться в многообразии страховых продуктов. Например, каско — на первый взгляд, простой и привычный многим пакет. Тем не менее у каждой страховой компании минимум 10 вариантов каско. Агент объяснит отличия и подскажет, какой лучше всего подойдет.
  2. Возможность выбрать среди продуктов разных страховых компаний. Агент сотрудничает сразу с несколькими страховыми одновременно, поможет выбрать самое лучшее предложение, подскажет, какие есть альтернативы и в чем между ними разница.
  3. Работа с экспертом. Сотрудничая с агентом, страхователь может положиться на его профессиональный опыт, получить консультацию, задать любые уточняющие и дополнительные вопросы.
  4. Экономия времени и средств. Сотрудничество с агентом работает по правилу «окна одного входа». Причем агент необязательно является профильным участником страхового рынка. Например, при покупке авто вам могут сразу подобрать и оформить каско или ОСАГО со скидкой. Это существенно экономит и время, и финансы.
  5. Клиентоориентированность. Заработок агента напрямую зависит от количества заключенных договоров. Он даже может пожертвовать частью своего вознаграждения, чтобы предложить страхователю скидку.
  6. Полный комплекс услуг. Агент берет на себя все, что касается страхования: подписание договора, внесение в него изменений при необходимости, уточнение правил страховки, получение скидки. В дальнейшем все вопросы страхователь решает через агента. Он своевременно напомнит, что пора продлевать договор и подскажет, если появились более выгодные предложения. 

В задачи страхового агента входит:

  • оказание услуг по поиску подходящих страховых продуктов для страхователей;
  • разъяснение условий;
  • заключение и сопровождение договора, изменение условий;
  • подготовка документов при наступлении страхового случая;
  • взаимодействие со страхователем по любым вопросам.

Чтобы исключить риск попасться в руки мошенников, проверьте, действительно ли агент наделен полномочиями, в соответствии с договором со страховой компанией. В нем указывают виды страхования, которые может предлагать агент и максимальные страховые суммы. Также убедитесь в действительности полиса, который вам предлагают оформить. Проверить это можно на сайте страховой компании или по телефону в службе поддержки. Еще агенты часто используют бланки, заранее подписанные страховщиком. Убедитесь, что у них есть на это полномочия. После изучения этой документации сотрудничество с агентом становится максимально понятным и прозрачным.

Подведем итоги

Многие люди, особенно представители старшего поколения, не доверяют онлайн-инструментам: для них важен контакт с человеком, которому они могут задать все вопросы по условиям страхования. Сотрудничество с официальным представителем страховой компании — дополнительная гарантия того, что агент несет ответственность за все свои действия и рекомендации. Такой подход экономит страхователю время и средства, избавляет от массы бюрократических процедур.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер, Москва

Выросли скорее не число полисов, а суммы.

мнооие продали машины, такси и каршеринг выгоден, кто не много ездит. 

Адм. директор, Санкт-Петербург
Алексей Маркин пишет:
мнооие продали машины, такси и каршеринг выгоден, кто не много ездит. 

Не соглашусь с "выгодой" указанных методов передвижения, если требуется переезд с места на место более двух раз в день. Особенно о выгоде и удобстве каршеринга - спорное утверждение....

Пока чинили мою машину (невнимательный въехал сзади), завёл аккаунт, пытался воспользоваться "удобным сервисом" на букву "Я" - драйва. К одной машине - шёл 10 минут, она вся в последствиях мелких ДТП и в некомплекте, всё это нужно фиксировать, то есть - тратить уйму времени...Отказался и воспользовался их же такси... Во второй раз машины были "в 15 минутах ходьбы" - а это опять потеря времени!

Я уж молчу о необходимости оплаты ожидания, если оставляешь машину "под себя".

С выплатами по ОСАГО: отремонтировал машину "за деньги", и не надеюсь вынуть потраченное целиком из страховой - по сути, действующий механизм не позволяет этого сделать! Наш рынок страхования организован не для спокойствия клиентов, а как узаконенный способ отъёма денег у экономически и социально активных особей и компаний....

Специалист, Санкт-Петербург

Пытался я как-то застраховать свой катер. Не все страховые компании в принципе этим страхованием занимаются, а те, кто декларирует, по-видимому, не умеют просчитывать риски: требуют кучу документов, и всё равно не могут сделать даже приблизительный расчёт.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.