Полигамия и бизнес: как нормы морали мешают действовать успешнее

Дела и личное принято разделять. Никаких служебных романов, даже бизнес с друзьями лучше не заводить.

Ирония в том, как много при этом параллелей между деловой сферой и личными отношениями. Это точно разные вещи? Уж очень они похожи на анфас и профиль одного и того же явления.

Обычно все крутится вокруг взаимности и верности. Давайте посмотрим, почему этих двух точек опоры не всегда хватает для устойчивых отношений. Любых: любовных, семейных, коммерческих.

Ячейка общества. Семья

Общественная мораль в целом придерживается моногамии. На слуху однозначно консервативные постулаты: 

  • До свадьбы ни-ни.
  • Взгляд «налево» может стать серьезной проблемой.
  • Жили счастливо и умерли в один день.

Вот только из этих правил слишком много исключений. И речь даже не о единичных извращенцах или маньяках. Есть обширные локации с многоженством в законе, повсеместно процветает добрачное распутство, местами (о ужас!) водятся свингеры.

И это не маргиналы какие-то. Вспомним классиков. Детей же учат по произведениям известных писателей и поэтов, верно? 

Многие знают о светлой любви Владимира Маяковского и Лили Брик. Но не все договаривают: «а также ее мужа». Ведь у Лили был муж. И они жили втроем. Беспокойно, нервно, страстно.

Или чета Панаевых, приютившая небезызвестного Николая Некрасова. Тоже тот еще «тройничок». Целых 16 лет почти без расставаний. Делили радости, невзгоды. Все по заповедям ЗАГСа, только втроем.

Другая знаменитость, Фридрих Энгельс, помимо более растиражированных манускриптов выдавал в том числе такие пассажи:

«Моногамия возникла вследствие сосредоточения больших богатств в одних руках — притом в руках мужчины, — и из потребности передать эти богатства по наследству детям именно этого мужчины, а не кого-либо другого <...>.

Разве мы не видели, что в современном мире моногамия и проституция хотя и составляют противоположности, но противоположности неразделимые, полюсы одного и того же общественного порядка? Может ли исчезнуть проституция, не увлекая за собой в пропасть и моногамию?»

(«Происхождение семьи, частной собственности и государства», 1884 год).

Ладно, возможно, это дела давно минувших лет? Но нет же. Если что и изменилось, то явно не в сторону целомудрия. О чем частенько говорят. Одни с негодованием, брызгая праведной слюной. Другие ржут и закатывают гастрольные стендап-туры, чтобы зрители тоже посмеялись. 

Казалось бы, при чем здесь бизнес? А ведь он декларирует те самые семейные ценности. Точно так же балансирует между лицемерием и лицедейством. 

Деловая моногамия

От сотрудников требуют лояльности. Сразу, еще до брака… то есть тьфу, до трудоустройства, конечно. Простой симпатии недостаточно. Нужна верность, никак не меньше. На собеседованиях пытаются выяснить:

  • Не склонен ли кандидат к измене? 
  • Он точно будет игнорировать предложения конкурентов? Даже более заманчивые? 
  • Искренне любит бренд? Обожает, жить не может без него, не спит, не ест? 
  • Кем себя видит в компании через 5 лет, 10 лет? 

Спросили бы и про 50, и 100 лет, только юрлица сейчас столько не живут. Даже в течение непродолжительной карьеры можно столкнуться с небрежным переоформлением на другую фирму. Ничего такого, это другое. Вот здесь распишитесь и возвращайтесь к работе. Мы по-прежнему одна команда! 

Клиенты и вовсе как невесты в гористой местности. На них охотятся, загоняют, арканят. Потом требуют лояльности (естественно). Приверженности торговой марке, конкретному магазину или сети. 

Тут тоже все на ниточках. Только что вымогали покупки строго по одному адресу. Теперь их уже несколько. Кобрендинговая акция, оказывается с этими тоже можно. И вдруг поглощение! Бренды кушают друг друга, определение верности обновляется на сайте. «Ой, сайт тоже переехал. Уже стоит редирект на другой домен. Да и логотипы другие, не говоря о ценах. Но вы продолжайте быть лояльными!»

Партнеры, подрядчики, поставщики. Ценность сотрудничества — производная от эксклюзива. Это только кажется, что рынок свободный. На самом деле он состоит из клубка альянсов и олигополий.

Важно определиться не только с кем дружить, но и против кого. Мало кто может себе позволить «просто работать». Как говорила понятливая девочка в одном неприличном анекдоте: нельзя расслабляться

А что можно?

Конкурентная среда

Хрестоматийное определение конкуренции подозрительно похоже на полигамию. Здоровый свободный рынок не должен никого связывать. Потому что иначе создаются условия для выращивания монополий, которые умеют добиваться верности в виде безальтернативного послушания. 

Важное уточнение: корпоративное понимание лояльности — дорога с односторонним движением. Крупный бизнес не собирается связывать себя ничем. Все может меняться:

  • Ассортимент продуктов и услуг
  • География присутствия
  • Условия сотрудничества
  • Стилистика коммуникаций
  • Партнерские связи
  • Даже виды деятельности

И это здравый подход. Эффективный, именно что бизнесовый. Нужно действовать по ситуации, чтобы использовать новые возможности без старых обременений. 

Такую позицию легко обвинить в стяжательстве и беспринципности. Дескать, проклятые коммерсы тащат одеяло на себя. Не хотят нести долгосрочную ответственность, платить алименты по плодам былой любви с рынком. 

Однако если конкуренция кажется недостатком, это больше говорит про обвинителей. Самая простая версия: они ее не выдерживают. Чуть сложнее: не умеют пользоваться.

Действительно, на чем держится рынок труда? Подавляющее большинство специалистов сначала боятся не найти, потом потерять работу. Доминирующий мотиватор — страх. Настоящих карьеристов критично мало. Единицы гонятся за призрачными морковками спереди. Зато надежно и безотказно работает морковь сзади.

Даже сами предприниматели, вопреки словарному определению, действуют примерно таким же образом. Они готовы вцепиться в уже добытую синицу и больше не дергаться. 

Вот почему так часто компании любого масштаба превращаются в эквивалент самозанятости для своих владельцев и топ-менеджмента. Все боятся нарушить статус-кво. Мертвой хваткой держатся за обжитые ниши, логистические цепочки, ведущих сотрудников. И за клиентскую базу, разумеется.

Потом происходит то, что происходит. Журналисты называют это турбулентностью. Но речь не о том, что можно пролить шампанское из опасно прыгающего бокала. Совсем другая турбулентность, когда двигатель летит прямо по салону и выходит из фюзеляжа через отверстие, не предусмотренное авиаконструкторами.

Не получится ничего сохранить. Мы не в компьютерной игре, Ctrl+S не работает. Добро пожаловать на недобрый старый рынок, где все против всех.

Любопытно, что с такого крутого виража истории лучше видны неожиданные рифмы с, казалось бы, навсегда минувшим прошлым. Пора перечитывать классиков. Причем не пыльные фолианты, вылизанные трудовыми династиями цензоров — а их настоящие, прижизненные мнения.

Метод Хитча, business edition

Первый вывод на поверхности любовных треугольников и мезальянсов. Меньше снобизма, больше компромиссов. В якобы тупиковых ситуациях с очевидно трагической развязкой можно находить смелые решения. Причем не только для себя, а также для одного или (о ужас!) более одного партнера. Разумеется, если они согласны.

Отсюда менее яркое следствие — партнеров можно выбирать не только по верности, но и по гибкости. По способности адаптироваться, проверять новые гипотезы. Меняться вместе с вами. И на каждом шаге выходить за прежние рамки.

Первое, что летит в шредер, так это мантры про моногамию. Не надо требовать лояльности, достаточно делать конкурентные предложения.

Ведь что такое эта самая лояльность? Неуверенность в себе. Мачизм и ревность — две крайности, вызванные тревогой и попытками самоутвердиться за чужой счет. Тогда как действительно привлекательный партнер не нуждается в наручниках для привязывания к себе. Ему не нужно кричать, чтобы быть услышанным. 

Бизнес любит слово «секси». Вся реклама так пропитана сексуальностью, что уже давно пора вкладывать в буклеты по пачке салфеток. Проблема в том, что победил самый примитивный и пошлый ракурс. А грубое прочтение тонких материй неизбежно ведет к девальвации.

И это на фоне всепоглощающего ханжества! Билборды и баннеры ломятся от непристойных красоток пополам с образцами семейных ценностей. Долгое время считалось, что такие качели позволяют откусывать с обеих сторон пирога.

Однако в конечном счете господа пиарщики оказались в позе Волочковой и уже не могут пошевелиться. Растяжка не позволяет.

Пора выходить из этого смертельного шпагата. Не в том смысле, чтобы предавать всех почаще и гоняться за сиюминутной выгодой. Просто перестать верить собственным сказкам о верности и не ждать ее от других.

Кстати, это касается не только корпораций. Например:

  • Если у вас есть работа, нужно продолжать искать еще. Во время испытательного срока, после него, через годы на одном месте. Всегда. Чтобы быть в тонусе, знать как меняются условия на рынке и осознанно радоваться старому месту или переходить на новое с повышением. 
  • Как правило, можно совмещать. Очень редко бывают такие роли, которые действительно не оставляют ни малейших окошек. Более того, когда нет времени на консультацию, выступление, заказ, сайд-проект, вообще ни на что — хорошо ли это? Неважно, сколько вам платят. Вы зависите от этого места. 
  • Клиенты тоже часто расслабляются, перестают проводить тендеры и сбивать цену. Они привычно берут там же. А надо пробовать новых поставщиков, заводить запасные аэродромы по логистике и сервису. Иначе в один далеко не прекрасный момент можно оказаться заложником. 

Современные проблемы требуют современных решений. Вы не обязаны терпеть убытки только по той причине, что с кем-то уже работали раньше. Все меняется: люди, компании, отрасли, вы сами. Нет ни одной разумной причины делать что-либо по инерции. Особенно сейчас, когда ресурсная база сокращается и спонсорство по старой памяти может дорого обойтись. 

Не бойтесь быть эпатажными, дерзкими и действовать в собственных интересах. Это нормально.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.