Как дальневосточная компания открыла филиал в Москве в кризис

Мы — дальневосточная транспортно-логистическая компания. Наши терминалы расположены в Благовещенске, Владивостоке, Хабаровске, Свободном и Новосибирске. Эти терминалы формируют поток из грузов, которые поступают на Дальний Восток из стран Азии на запад России. В обратном направлении, ввиду отсутствия собственных мощностей, нам приходилось использовать аутсорсинг наших московских партнеров.

В марте этого года бизнес прошел жесткий экзамен на эффективность производственных процессов, на устойчивость корпоративной культуры и лояльность сотрудников, на гибкость в принятии управленческих решений. К сожалению, часть компаний не выдержали испытаний. В их число попал и наш московский партнер, который представлял наши интересы. В сложившейся ситуации мы оказались перед выбором: срочно искать нового партнера, или самостоятельно строить бизнес в Москве с нуля. В итоге мы приняли решение открывать собственный логистический хаб в столице.

Оптимизация себестоимости перевозок созданием системы хабов

Почему мы используем понятие «логистический хаб»? Это связано с тем, что логистический хаб выполняет более широкий спектр операций, чем обычный склад. За годы работы мы пришли к выводу, что оптимальная логистика должна строиться путем перемещения грузов до крупных городов, в которых расположены хабы, а уже из хаба груз доставляется мелкой региональной логистикой получателям. Это позволяет организовать доставку в любую точку России, даже в самые труднодоступные регионы, в отсутствие автомобильного и железнодорожного сообщения.

Такая логистическая схема позволяет работать в трех основных направлениях:

  • сборные грузы;
  • генеральная или проектная логистика;
  • терминальные услуги.

Логистика непосредственно влияет на цену продажи товара конечному потребителю и, как следствие, на маржинальность поставщика или продавца. При этом цена регулируется конкурентным рынком и бесконечно поднимать ее не получится. Если транспортные расходы «съедают» маржу, то, как говорил комментатор Николай Озеров: «Такой хоккей нам не нужен!».

Поэтому на этапе старта в Московском регионе стояла задача оптимизации себестоимости наших услуг с обязательным сохранением высокого качества услуги. Мы понимали, что выходя на новый для нас рынок, преимуществом должны являться отсутствие рекламаций и скорость обработки и доставки грузов.

Как обеспечить высокое качество работы с оптимальной себестоимостью

Мы сделали ставку на мотивированных и обученных сотрудников. Сегодня кадровый рынок — это рынок работодателя. И есть соблазн сэкономить на зарплате. Но, мы при подборе персонала в Москве сразу установили базовый уровень оклада выше среднего.

При этом подбирали универсалов с обязательным опытом работы в транспортной логистике и в экспедировании грузов. Все сотрудники знают и понимают работу друг друга и могут подстраховать в случае необходимости.

Юридическое сопровождение московского филиала осуществляет юрист из владивостокского филиала, а бухгалтерское — бухгалтерия благовещенского филиала. Часть техники, инструментов и механизмов были перемещены из других филиалов. По мере органического роста мы конечно же будем формировать бэк-офис и в Москве, но сейчас опыт действующих сотрудников позволяет обойтись без найма дополнительных специалистов и не раздувать фонд оплаты труда.

Для наставничества и коучинга мы ввели командировки в Москву ключевых сотрудников и руководителей из других филиалов. В Москве постоянно находится один такой специалист.

Мы объединили склад и офис в одном здании, в результате получили экономию порядка 50% на арендных платежах. И, самое главное, на ежедневных планерках присутствуют и работники склада, и менеджеры по продажам, и логисты, и специалисты ТЭО (транспортно-экспедиционного отдела), что положительно сказывается на скорости обработки грузов и позволяет исключить фактор потери информации.

На данном этапе развития московского хаба, чтобы быстрее выйти на уровень безубыточности, мы приняли решение не приобретать собственный подвижной состав. Поэтому встал вопрос о минимизации рисков для наших грузов при перемещении их сторонними автотранспортными предприятиями. Чтобы предоставить нашим клиентам фактор уверенности мы страхуем груз на 30 000 000 руб.

Чаще мы работаем со сборными грузами, поэтому эффективное заполнение всего объема кузова транспортного средства — это прямой путь к снижению себестоимости перевозки. Здесь многое зависит от обученности грузчиков и приемо-сдатчиков. Со складским персоналом на площадке постоянно находится старший по площадке и непрерывно следит за производственными процессами, а 100% покрытие территории и складских помещений видеонаблюдением позволяет создать состояние «Паноптикума».

За первые два месяца работы штат персонала в московском филиале уже превысил 25 человек. Сочетание всех перечисленных выше инструментов дало синергетический эффект, на который мы даже и не рассчитывали. Это позволило нам выйти на самоокупаемость уже сегодня, даже несмотря на то, что общие площади арендованных территорий превышают 7 000 квадратных метров.

Но, были и трудности

Наш хаб находится за пределами МКАД, поэтому территориально мы интересны только кандидатам, проживающим поблизости. Логисты, в силу специфики профессии, знают цену времени. Поэтому, рассчитывать на то, что успешный логист будет ездить к нам на работу через всю Москву, не приходится. Чтобы решить задачу с подбором персонала в сжатые сроки, мы не стали ограничиваться пассивным ожиданием откликов на наши вакансии, а стали активно работать по базам job-сайтов, форумам и сообществам логистов в соцсетях. Такая лайт-версия headhunting дала свои результаты — порядка 40% нашего персонала — это сотрудники, которые не находились в активном поиске работы, мы нашли их сами и пригласили.


Резюмируя описание кейса, отмечу, что мы масштабировали наш предыдущий опыт открытия филиалов на Дальнем Востоке и использовали инструменты, которые уже подтвердили свою эффективность. Поэтому выход в Московский регион не потребовал от нас сверхусилий.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Спасибо, статья понравилась. Отрадно узнавать, что некоторые компании в период коронакризиса не занимают выжидательную позицию, а находят в себе силы для движения вперед. С моей точки зрения, страхование груза на 30 млн. рублей должно быть очень весомым фактором уверенности для грузоотправителя.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Логистика - хорошо. Курьерские службы вообще во время короны расцвели так что ничего удивительного

 

Генеральный директор, Москва
Наталья Жирнова пишет:

Спасибо, статья понравилась. Отрадно узнавать, что некоторые компании в период коронакризиса не занимают выжидательную позицию, а находят в себе силы для движения вперед. С моей точки зрения, страхование груза на 30 млн. рублей должно быть очень весомым фактором уверенности для грузоотправителя.

На момент публикации материала мы увеличили лимит страхования грузов в 2 раза - до 60 000 000 рублей.

Адм. директор, Санкт-Петербург

На неделю съездил на машине из СПб в московский регион и обратно, и воочию увидел, насколько вырос за этот год объём автомобильной перевозки грузов - пробки даже там, где раньше и интенсивного движения не было...

По собственно материалу - молодцы, навалились и справились! Даже имея опыт в своей области - подхватить существующую деятельность или запустить "с нуля" свою нелегко! По персоналу и его проблемам с затратами на приход-уход с работы - а почему бы вам не попробовать "вахтовый метод" в Москве? При том, что у вас есть склады, офис и вы имеете опыт работы с колёсной техникой, вы можете быстро организовать служебное жильё "на колёсах" в виде передвижных домиков и домов-прицепов, а работа в графике, например, 14х14 суток для многих очень привлекательна! Не знаю как сейчас, а в первые годы после его строительства деревообрабатывающего завода в Торжке на нем все сотрудники работали именно вахтовым методом - только так удалось обеспечить требуемые  качество и ритмичность работы!

Также в этот выезд убедился, что страховка и иногда физическая охрана груза - затраты не лишние, хватает и ДТП, и любителей поразбойничать...

Успехов вам и равномерной загрузки мощностей!

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Возможно, в кризис открывать хабы легче, чем в отсутствии кризиса, когда и людей нет, и цены на аренду высокие, и конкуренция большая.

Наверное, важно, не только зайти, но и удержать потом позиции

Адм. директор, Санкт-Петербург
Михаил Никишин пишет:
важно, не только зайти, но и удержать потом позиции

Пожалуй, это даже важнее, особенно до достижения точки безубыточности!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.