Почему стоит внедрить канбан-доску, и как все сделать правильно

1. Что такое канбан-доска

Система канбан была впервые в мире реализована фирмой «Toyota». В 1959 году эта фирма начала эксперименты с системой канбан, и в 1962 году запустила процесс перевода всего производства на этот принцип.

Появление термина канбан связано с перечислением стандартных операций: мастера участков перечисляли выполняемые работы на бумаге и вывешивали их на видном месте рядом с такими же списками мастеров других участков. Т. е. это была публичная, общедоступная доска, на которую прикрепляли цветные стикеры (карточки) с задачами.

По мере прохождения задач от одного этапа к другому их переносили в соответствующий столбец.

В настоящее время система реализована в виде онлайн-досок и широко используется в различных отраслях промышленности, производства, торговли и финансов.

Канбан-доска позволяет визуализировать рабочий процесс, своевременно выявлять проблемы в процессе работы, осуществлять контроль и самоконтроль, вести учет выполненных задач, улучшить взаимодействие в коллективе, вести учет клиентов и т. п.

Пример простейшей доски включает столбцы:«Сделать», «В работе» и «Сделано». В столбцах наклеены стикеры (карточки) с задачами.

Раньше люди выполняли меньшее количество задач. Ритм жизни был более неспешный и из Петербурга в Москву можно было ехать пару месяцев. Жизнь требует роста объемов задач, выполняемых каждым подразделением. С увеличением количества задач их стало сложнее запоминать, и мы начали записывать их в ежедневники. Затем в файл Excel. Затем появились электронные органайзеры, которые тоже облегчали часть работы по запоминанию.

Раньше мы запоминали номера телефонов друг друга. С появлением программ, в телефонах эта привычка ушла в прошлое за ненадобностью.

С появлением канбан-досок, аналогичным образом отпала необходимость запоминать задачи. Если взять для примера группу «продажников» в количестве 5-9 человек, то примерное количество задач у каждого может доходить до 20-30 штук. Каждый день 10-15% задач меняется, т. к. поступают новые. В некоторых задачах изменяются сроки, некоторые дробятся на дополнительные подзадачи, таким образом возникают новые задачи. Соответственно изменяются сроки даты, суммы, названия клиентов и контрагентов, да и сами задачи.

Физически держать менеджеру это в голове, без постоянного повторения невозможно, да и надобности в этом нет. А каково запомнить подробности по всем задачам их руководителю, когда количество задач в работе уходит далеко за сотню?

Говорят, что есть люди, которые в состоянии абсолютно все задачи запоминать постоянно, работая в режиме многозадачности. Клинические случаи мы рассматривать не будем, а в большинстве случаев сотрудник, который утверждает, что он все помнит, заблуждается либо лукавит.

На практике вера в такие утверждения приводит к тому, что до 30% задач просто забывается в потоке информации, что приводит к потерям (недополученной прибыли), необоснованным авралам в ущерб остальным задачам и т. п.

Время, ранее необходимое для заучивания названий компаний, имен, дат и сумм, которые регулярно изменяются, теперь можно использовать более продуктивно, на выполнение поставленных задач.

2. Варианты структурирования канбан-доски

Расположение столбцов на доске и движение по ней стикеров (карточек) обычно представляет наибольшую сложность при создании своей первой канбан-доски. На канбан-доске столбцы распределяются по этапам прохождения задач.

Самый простой вариант, определиться с тем, как именно лучше структурировать доску, это взять лист ватмана и приклеить его на стену. Расчертить его на столбцы и перечислить на нем все основные операции, выполняемые подразделением сейчас. Затем попросить каждого сотрудника написать на стикере задачи, которыми он занимается в настоящее время и приклеить их в соответствующий столбец. По мере продвижения задач по этапам их переносят (переклеивают) из столбца в столбец до тех пор, пока стикер с задачей не попадет в столбец «Выполнено».

Таким образом, в течение нескольких дней, коллектив получит представление о работе с канбан-доской и можно будет переносить полученную структуру в электронный вид.

То же самое происходит и на электронной канбан-доске. Вы цепляете мышкой стикер с задачей и перетаскиваете его из столбца в столбец по мере продвижения задачи. Можно также поднять или опустить любой стикер с задачей, что будет являться сигналом для сотрудника, заняться этой задачей, соответственно раньше или позже.

Общий принцип: чем выше на доске расположен стикер с задачей, тем задача более приоритетна для менеджера, на сегодняшний день.

Рассмотрим вариант структурирование задач на доске для подразделения, в котором большая часть задач решается внутри одного подразделения, на примере клиентского подразделения банка.

В столбцах перечисляем типовые задачи, стоящие перед подразделением: «Входящие», «Потенциальные клиенты» и см. рисунок ниже. Если менеджер работает с зарплатным проектом по компании «АБВ», то стикер с названием этой компании, он приклеивает в раздел «Зарплатный проект».

Все стикеры с задачами, не относящиеся к делам, указанным в столбцах: «Зарплатный проект», «Административные задачи» и «Корпоративный лист» клеим в столбцы: «Потенциальные клиенты» или «Действующие клиенты», в зависимости от того, клиент еще только планирует работать с банком или у него уже есть расчетный счет.

Например, клиент «ГДЖ» хочет получить кредит. Расчетного счета в банке у него нет. В настоящее время он собирает первоначальный пакет документов. Поскольку в остальные столбцы эта задача не подходит, это заявка на кредит, а не зарплатный проект или «Административная задача», и у него еще нет расчетного счета, стикер с его задачей мы приклеим в столбец «Потенциальные клиенты».

2.1. Цвет стикеров

Бесцветный. Стикер входящей задачи, до момента написания в нем первого комментария, остается бесцветным. Это можно увидеть в столбце «Входящие». Например, в одной из такой задач, распределенных менеджеру Иванову указано, что необходимо получить отчетность по действующему клиенту «Ромашка» для финмониторинга в течение 30 календарных дней.

Менеджер Иванов, направляет письмо клиенту по электронной почте и делает в задаче запись о том, что он направил запрос на предоставление информации коммерческому директору компании Петрову. Стикер с задачей автоматически окрашивается в зеленый цвет. Затем мышкой перетаскивает стикер с задачей в строку «Действующие клиенты», поскольку расчетный счет у него уже есть (см. рис. ниже) При написании любой заметки, дата и время фиксируются в ней автоматически.

Красный. «Важные» задачи, стикер (карточка) которых окрашена в красный цвет. Цвет этих задач не изменяется с момента создания задачи и далее в процессе работы, поскольку они приоритетные, и ими надлежит всегда заниматься в первую очередь.

Зеленый. Стикер задачи автоматически становится зеленого цвета (кроме «Важных») после того, как в нем появился первый комментарий менеджера, и он не меняется до даты, когда до намеченного срока исполнения задачи останется три дня.

Синий. Стикеры со всеми задачами зеленого цвета, у которых до истечения срока осталось три дня, изменяют свой цвет на синий.

Желтый. Стикеры с задачами, у которых завтра истекает срок исполнения, автоматически изменяют свой цвет на желтый.

Сиреневый. Срок наступил. Это задачи, по которым срок исполнения наступил сегодня. Карточки всех задач автоматически окрашиваются в сиреневый цвет при наступлении назначенной даты исполнения.

Изменение цвета стикеров предусмотрено для того, чтобы менеджер, увидев на доске стикер, например, синего цвета понимал, что по этому клиенту через три дня наступает срок исполнения и возможно надо позвонить этому клиенту и уточнить ситуацию или напомнить о необходимости, например, прислать курьера с документами.

Если стикер с задачей зеленого цвета, на него сейчас можно время не тратить, поскольку в этом проекте пока все идет по плану. Посмотреть подробную информацию о ситуации с данным клиентом, в реальной канбан- доске можно в любой момент времени. Для этого достаточно просто «провалиться» в стикер с задачей. Туда же заносятся краткие результаты переговоров (заметки), прикрепляются полученные файлы, переписка и т. п., то есть все подробности работы над этим проектом.

При использовании предложенной схемы отпадает необходимость запоминать, когда и в какой задаче наступает срок исполнения, достаточно запомнить только 6 цветов стикеров и работать, ориентируясь на них. Причем значение этих цветов постоянно, и оно не изменяется в процессе работы, в отличие от разнообразия параметров, находящихся в работе задач.

В каждом столбце целесообразно установить автоматический счетчик количества находящихся в столбце задач. На первом рисунке мы видим, что количество стикеров (карточек с задачами) в столбце «Входящие» было 3, а в столбце «Действующие клиенты» уже 4. После того, как мы перетащили стикер с задачей из столбца «Входящие» в столбец «Действующие клиенты» изменились и цифры. На 2 и 5 соответственно (см. второй рисунок).

По сути, у нас получилась та же простейшая канбан-доска, такая же, что и на первом рисунке. Те же столбцы: «Входящие» («Сделать»), «В работе», «Сделано». Только столбец «В работе», в данном случае, разложен на дополнительные столбцы: «Потенциальные клиенты», «Действующие клиенты», «Зарплатный проект», «Административные задачи» и «Корпоративный лист». Такая детализация дает большее удобство в восприятии и в учете.

Рассмотрим еще вариант канбан-доски с примером, как можно структурировать и визуализировать процесс, например, процесс прохождения заявок на кредит в банке.

Здесь мы сразу видим, сколько и каких задач находится на рассмотрении и в каких именно подразделениях. В рассматриваемом варианте, пока все задачи выполняются по намеченным срокам, это видно по цветам стикеров.

Используя эти и другие имеющиеся в свободном доступе примеры структурирования канбан-доски, можно структурировать доску для любого повторяющегося процесса вне зависимости от вида производства или торговли товаров и услуг.

Для нескольких команд целесообразно создать несколько досок, для каждой свою и руководитель, может просто открывая одну за другой вкладки очень быстро оценить положение дел во вверенных подразделениях.

Наиболее эффективно канбан-доска работает тогда, когда все менеджеры одного подразделения могут видеть все задачи, выполняемые подразделением. Однако, при необходимости, можно предоставлять или ограничивать доступ к отдельным задачам только для отдельных сотрудников.

3. Дополнительные плюсы, выявленные при внедрении канбан-доски.

3.1. Сокращение количества совещаний

Рассмотрим два типа часто повторяющихся совещаний. Что на них обычно происходит?

  1. Контроль выполнения ранее поставленных задач. Обмен информацией по положению дел. Кто в какой стадии и где какие проблемы? Постановка задач (планирование) на следующий период (день-неделю и т. п.)
  2. Следующий тип периодических совещаний: отчетные. Менеджерам надо собрать статистику, построить графики, получить втык от начальника за то, что в отчете построили графики линейные, а не круговые и поэтому они неинформативные, потом все переделать пару раз и т. п. Сколько времени на это уходит?

С внедрением канбан-доски необходимость и в первом и во втором типе совещаний плавно отпадает. Поскольку и руководитель и подчиненный в любой момент времени может посмотреть загрузку на каждого сотрудника, как в режиме реального времени, так и количество выполненных или выполняемых задач на графиках в любом удобном для себя виде. Сравнить с итогами работы за предшествующие периоды и прочее.

3.2. Повышается объективность оценки работы сотрудников

В связи с тем, что программа показывает объективную картину, сразу становится видно, кто больше работает, а кто меньше, что позволяет справедливо распределять нагрузку на сотрудников. Одновременно срабатывает и воспитательный эффект. Те, кто раньше умудрялся отлынивать от процесса, теперь вынуждены работать как минимум наравне со всеми. Есть часть сотрудников, которые делают достаточно большой объем работы, но не умеют или не хотят себя «самопрезентовать». С внедрением канбан-доски эта проблема также снимается поскольку всю выполняемую работу на доске видно наглядно и объективно.

Позволяет оперативно выявлять узкие места процесса т. н. «бутылочное горло» в процессе реализации проекта и оперативно их снимать, не дожидаясь обсуждения вопроса на совещаниях.

3.3. Упрощается процесс передачи дел

Канбан-доска существенно упрощает процесс передачи дел. Например, один из менеджеров заболел. При использовании канбан-доски, достаточно просто перераспределить задачи на доске среди оставшихся менеджеров. С помощью фильтра выбираем задачи, ранее закрепленные за заболевшим сотрудником и меняем в них фамилию исполнителя. На стикерах с задачами отсутствующего, указываем исполнителем другого менеджера из числа имеющихся
в наличии. При этом ему автоматически приходит на электронную почту уведомление о том, что на него распределена новая задача. При такой передаче ни одна задача уже не будет забыта или пропущена.

3.4. Повышение эффективности работы подразделения

Переход на работу в канбан-доске, в течение трех месяцев, по субъективным ощущениям, приводит к увеличению эффективности работы подразделения до 30%.

4. Выбор платформы для создания канбан-доски

Из числа наиболее известных и хорошо проработанных из таких систем, как канбан-доска, можно назвать доски компаний Trello, Hygger, MeisterTask. Досками Trello можно пользоваться бесплатно. В ней предусмотрена возможность настроить необходимые фильтры и, в автоматическом режиме видеть всевозможные графики по всем параметрам процесса. Информация хранится в их облачном хранилище. Для тех, кто не желает доверять хранение информации облачным хранилищам, можно поискать среди компаний, предлагающих свои варианты канбан-досок и приобрести т. н. «коробочный продукт». Его можно будет хранить на своем сервере.

При выборе канбан-доски надо обратить внимание на следующие функции: удобство пользования, и возможность сделать так, чтобы стикер с задачей изменял цвет в процессе приближения к назначенному сроку (deadline). У многих досок этой функции нет. Вместо нее производители предлагают использовать функцию изменения цвета стикера в зависимости от категорирования задач т. е. задачи первой категории важности – красные. Менее важные – желтые и т. д. При этом цвет стикера остается не измененным в процессе старения задачи, что не очень удобно, на мой взгляд, для работы менеджера.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Не проще ли и не эффективнее ли использовать программное обеспечение для коллективной работы? Хотя бы, к примеру,  LeaderTask https://www.leadertask.ru/, Any.DO https://www.any.do/#anydo, 2Do https://www.2doapp.com/ , Doit.im http://doit.im/ , Wunderlist https://www.wunderlist.com/ru/ ? Есть и другие.

Генеральный директор, Москва

Два вопроса: 1. Зачем процессному управлению японоязычное название "канбан"? Дословный перевод - "рекламный щит, вывеска" 2.MS Project не пробовали? На много проще и функциональнее. :))))) 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Статья, с одной стороны правильная. Написано всё верно, но есть одно большое "НО". Автор опоздал лет этак на 20. Да, в середине 90-х применяли такие доски и практически по всем показателям. Мы их расчерчивали, и делали стикеры и т.д. Ничего же не продавалось)) Сами японцы так же делали. Однако, думаю, что уже с конца 80-х теже японцы начали пользоваться эл.версией. Так же и у нас. Всё стали делать в экселе в сетевой папке и с общим доступом для всех. Опять же, что мешает пользоваться ПО описанным выше? И уж на самый крайний случай, есть же crm, где есть и планировщик с отражением всех задач и подзадач каждого и отдела в целом. Там же можно настроить любой отчёт, в том числе  и он-лайн выполнение тех же задач, их статус/этап, сроки. И, что удобно там же, можно всё обсудить он-лайн, внести корректировки и, так же все всё видят. К тому же, crm имеют интеграцию с почтой, моб.номерами сотрудников, различными приложениями. Отправляйте всё сотрудникам на мобильный.

Директор по продажам, Москва
Валерий Андреев пишет:

Статья, с одной стороны правильная. Написано всё верно, но есть одно большое "НО". Автор опоздал лет этак на 20. Да, в середине 90-х применяли такие доски и практически по всем показателям. Мы их расчерчивали, и делали стикеры и т.д. Ничего же не продавалось)) Сами японцы так же делали. Однако, думаю, что уже с конца 80-х теже японцы начали пользоваться эл.версией. Так же и у нас. Всё стали делать в экселе в сетевой папке и с общим доступом для всех. Опять же, что мешает пользоваться ПО описанным выше? И уж на самый крайний случай, есть же crm, где есть и планировщик с отражением всех задач и подзадач каждого и отдела в целом. Там же можно настроить любой отчёт, в том числе  и он-лайн выполнение тех же задач, их статус/этап, сроки. И, что удобно там же, можно всё обсудить он-лайн, внести корректировки и, так же все всё видят. К тому же, crm имеют интеграцию с почтой, моб.номерами сотрудников, различными приложениями. Отправляйте всё сотрудникам на мобильный

 

Комментарий из серии: Зачем нужны смартфоны, когда есть кнопочный Nokia?) Про CRM. Многие ресурсы относят Канбан доски  к CRM системам и, надо сказать не без оснований. Дело в том, что Канбан доска практически полностью заменяет традиционные CRM. В ней также хранится вся информация о работе с клиентом. Также приходят уведомления менеджерам и пр. Но CRM не может визуализировать информацию так, как это делает доска. Кстати, некоторые продвинутые компании, которые продают CRM уже внедряют в свое ПО и Канбан доски. Недавно видел у пары компаний продающих CRM встроенные Канбан доски. При этом хочу заметить, что доска в разы дешевле или совсем бесплатна. Понимаю, что вызову бурю возмущения,  но  на мой взгляд в 95% случаев, при наличии Канбан доски, отдельный CRM уже не нужен.

 

Директор по продажам, Москва
Михаил Шепелёв пишет:

Два вопроса: 1. Зачем процессному управлению японоязычное название "канбан"? Дословный перевод - "рекламный щит, вывеска" 2.MS Project не пробовали? На много проще и функциональнее. :))))) 

1. Японоязычное название "Канбан" используется потому, что пришло из Японии и именно под этим названием система и стала известна во всем мире. 

2. В отношении MS Project: Каждый руководитель использует то ПО, которое ему удобнее. Для меня удобнее Канбан т.к. дает хорошую визуализацию и пр. Если бы MS Project полностью удовлетворял всем требованиям и работников и руководителей по работе в условиях многозадачности и дефицита времени, Канбан доски бы не получили сейчас такого широкого распространения во всем мире.

Главный инженер, Липецк

канбан доска очень удобный инструмент в управлении, я не только свое подразделение на канбан-доске веду, но и всех знакомых перевел, довольны очень! но методология в работе другая, чем предлагает автор, тут уж каждый под себя настраивает. некоторые подразделения (локально расположенные в одном месте на доске ведут, кто разнесен на трелло)

что касается MS Project это тоже хороший инструмент, и удобнее всего использовать оба инструмента. 

Директор по продажам, Москва
Александр Жириков пишет:

Не проще ли и не эффективнее ли использовать программное обеспечение для коллективной работы? Хотя бы, к примеру,  LeaderTask https://www.leadertask.ru/, Any.DO https://www.any.do/#anydo, 2Do https://www.2doapp.com/ , Doit.im http://doit.im/ , Wunderlist https://www.wunderlist.com/ru/ ? Есть и другие.

  Нет. Не проще и не эффективнее. Я много подобных систем перебрал за последние несколько лет. Пришел к выводу, что при существующем количестве разнообразных задач в моей работе, Канбан эффективнее. Все от загрузки зависит. Если у Вас пара задач в месяц то можно не торопясь химический карандаш послюнявить, лучину зажечь и в ежедневнике их записать) Если количество задач в работе уходит за сотню, то однозначно Канбан. Можно еще успешно Скрам использовать, но он для своего типа задач создан. Нет в нем нужной, для меня, гибкости. Да и ритуалы, в Скраме существующие у меня отторжение вызывают) хотя они и обусловлены, вроде бы здравым смыслом. Думаю, что в ближайшей перспективе в лидеры выйдут какие-то комбинированные Скрам-Канбан системы. А может и еще что-то принципиально новое придумают.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Андрей Сомов пишет:
Валерий Андреев пишет:

Статья, с одной стороны правильная. Написано всё верно, но есть одно большое "НО". Автор опоздал лет этак на 20. Да, в середине 90-х применяли такие доски и практически по всем показателям. Мы их расчерчивали, и делали стикеры и т.д. Ничего же не продавалось)) Сами японцы так же делали. Однако, думаю, что уже с конца 80-х теже японцы начали пользоваться эл.версией. Так же и у нас. Всё стали делать в экселе в сетевой папке и с общим доступом для всех. Опять же, что мешает пользоваться ПО описанным выше? И уж на самый крайний случай, есть же crm, где есть и планировщик с отражением всех задач и подзадач каждого и отдела в целом. Там же можно настроить любой отчёт, в том числе  и он-лайн выполнение тех же задач, их статус/этап, сроки. И, что удобно там же, можно всё обсудить он-лайн, внести корректировки и, так же все всё видят. К тому же, crm имеют интеграцию с почтой, моб.номерами сотрудников, различными приложениями. Отправляйте всё сотрудникам на мобильный

 

Комментарий из серии: Зачем нужны смартфоны, когда есть кнопочный Nokia?) Про CRM. Многие ресурсы относят Канбан доски  к CRM системам и, надо сказать не без оснований. Дело в том, что Канбан доска практически полностью заменяет традиционные CRM. В ней также хранится вся информация о работе с клиентом. Также приходят уведомления менеджерам и пр. Но CRM не может визуализировать информацию так, как это делает доска. Кстати, некоторые продвинутые компании, которые продают CRM уже внедряют в свое ПО и Канбан доски. Недавно видел у пары компаний продающих CRM встроенные Канбан доски. При этом хочу заметить, что доска в разы дешевле или совсем бесплатна. Понимаю, что вызову бурю возмущения,  но  на мой взгляд в 95% случаев, при наличии Канбан доски, отдельный CRM уже не нужен.

 

Сравнивать crm и канбан доску не корректно. Соглашусь, что канбан доска - эффективный инструмент. Она может быть отдельно (кому только это и удобно) или есть уже встроеная в crm. Однако, ваше утверждение о том, что при наличии доски не нужна crm - это совсем не понятно!

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Андрей Сомов пишет:
Понимаю, что вызову бурю возмущения,  но  на мой взгляд в 95% случаев, при наличии Канбан доски, отдельный CRM уже не нужен.

Уважаемый Андрей, а почему вы так считаете?

Директор по продажам, Москва

Уважаемый Валерий! Я уже ответил на этот вопрос ранее: "Дело в том, что Канбан доска практически полностью заменяет традиционные CRM. В ней также хранится вся информация о работе с клиентом. Также приходят уведомления менеджерам и пр."

Из того, что не делает Канбан доска, в отличии от традиционной CRM это не ищет потенциальные связи между клиентами. Помните, в  CRM есть возможность задать поиск, как два человека могут быть между собой  связаны через, например 5 человек и она ищет и показывает возможные связи. Для менеджерской работы эта функция не очень нужна. Насколько я понимаю, она осталась в наследство от "спецорганов заклятых друзей", для которых первые системы CRM и разрабатывались. Наверное этот функционал и в Канбан можно добавить, только надобности в нем нет. Остальные функции, выполняемые традиционными CRM, Канан выполняет. Собственно, поэтому многие авторы справедливо относят Канбан доски к CRM системам.

   Хотя повторюсь, на мой взгляд, главное в системах Канбан, это возможность визуализировать информацию и работать уже не с изменяющимися цифрами, датами и  названиями, а с несколькими цветами. Это здорово мозг разгружает от запоминания не нужной информации, которая все равно в ближайшие дни изменится.

   И еще, я писал эту статью преследуя две основные цели:

1. Помочь тем, кто уже пришел к выводу, что ему нужна Канбан доска и пока не очень представляет, как ее реализовать на практике. Можно, конечно обратиться в специализированную компанию, но это стоит денег и не каждый может себе это  позволить.

2. В ходе работы я несколько изменил традиционную, для Канбан, систему распределения задач на доске с использованием разных цветов карточек. Мне она кажется более удобной и, возможно кому-то еще  тоже понравится.

   Пожалуй, я придумаю ей название и напишу про нее отдельную статью.

   Цели вести здесь агитацию за Канбан или против каких-либо иных систем управления процессами, у меня не стоит.

Думаю, что прочитать общую информацию о досках в Интернете, о гибких системах управления в целом, каждый может сам, поэтому мне не очень хочется тратить время на обсуждение их преимуществ или недостатков. Вот если я когда-нибудь устроюсь в фирму продающую Канбан доски, тогда и займусь их продвижением)

   А сейчас просто делюсь практическим опытом и предлагаю немного другой вариант их использования. Безвозмездно!)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.