Кто такой талантливый организатор

Организация – от слова «организовать». Организовать процессы и людей, обеспечивающих и обслуживающих эти процессы. Организовал хорошо – успех, плохо – нет успеха. Задача поистине нетривиальная и посильная далеко не всем. Найти таких организаторов – самая сложная задача самой организации. Какими качествами они должны обладать, и какие из них имеют наиболее высокий приоритет?

Выделю два набора таких качеств: основной и дополнительный. При этом указанные качества являются родительскими по отношению к другим чертам, которые ниже приведены в скобках. Так, например, честные люди всегда суперответственны: они будут из кожи вон лезть, чтобы выполнить взятые на себя обязательства с той лишь только целью, чтобы не подвести других. Если к этому добавить компетентность в тех вопросах, которыми им приходится заниматься (то есть опыт и знания), то они будут еще и сверхнадежны. Некоторые такие черты могут являться следствием разных качеств человека.

Набор №1. Основные качества хорошего организатора

  • Честность и порядочность (надежность, ответственность, требовательность, исполнительность, самостоятельность);
  • Системность (целеустремленность, от цели к алгоритму действий, причинно-следственное мышление, аналитический склад ума, планирование, контроль, аккуратность, внимательность, информированность);
  • Опыт работы (умение предвидеть и предотвращать);
  • Коммуникабельность/командность (умение слушать, вести беседу, располагать к себе, помогать другим, добиваться от других, лидерские качества, понимать и сочувствовать окружающим, дипломатические качества, наставничество, информированность);
  • Изобретательность/гибкость (инициативность, поиск решения, умение не отступать перед трудностями, поиск компромиссов);
  • Грамотность (речь, письмо, технологии, логика, широкий кругозор, любознательность, языки);
  • Скорость работы (быстрота, обучаемость, информированность, энергичность).

Набор №2. Дополнительные качества хорошего организатора

  • Деловые контакты (те, которые требуются организации);
  • Опыт работы именно в отрасли (в той, в которой работает организация);
  • Опыт работы именно на этой должности;
  • Продолжительность работы на одном месте;
  • Профессиональные достижения (в данной отрасли).

Набор №1 – это качества, обладая которыми, люди способные при наличии определенных условий и ресурсов, а также будучи замотивированными, реализовать задачу практически любой сложности. При этом разница между людьми Набора №1 и людьми, дополнительной владеющие Набором №2, – это скорость реализации задачи и цена! А умения, навыки и потенциал один и тот же. Если управляющий из «этой» отрасли, то он продемонстрирует свою эффективность за полгода-год. Если она пришел со стороны, и если ему надо набираться отраслевых знаний и связей, то уже за полтора-два года. Разница в цене при этом может отличаться на порядок. Конечно, это не вполне применимо к таким отраслям, как добыча ископаемых, микроэлектроника, машиностроение и другие, где используются особо сложные технологии производства и знание технологических процессов, особенностей продукта для большинства руководителей обязательно. Однако, эффективный директор по персоналу может работать в любой отрасли.

Как поступают хорошие организаторы

Что же такое этот Набор №1? Как ведут себя люди, которые обладают входящими в него качествами? Предлагаю следующий «кодекс поведения» для менеджера, который хочет стать хорошим организатором.

  • Если вы с кем-то о чем-то договорились, то это означает, что вторая сторона ждет от вас выполнения ваших договоренностей в полном объеме и в установленный срок. При этом вам не надо напоминать о деталях договоренности, и не надо беспокоиться о том, что вы все правильно поняли и используете все мыслимые и немыслимые методы, чтобы наилучшим образом выполнить взятые на себя обязательства аккуратно и точно в срок. Если же, по какой-то причине, у вас что-то не будет получаться, вы всегда сообщите второй стороне о возможных срывах и их причинах заранее, чтобы совместно скорректировать ваши договоренности.
  • Если, по тем или иным причинам, вы не смогли выполнить взятые на себя обязательства полностью или частично, вы не будете оправдываться и перекладывать ответственность с себя на обстоятельства или других людей.
  • В процессе договоренности вы постараетесь учесть всевозможные отклонения и причины, которые могут повлиять на результат. Для этого, вы не будете полагаться только на свой опыт, но в зависимости от сложности вопроса, привлечете различных экспертов, которые помогут вам правильно сформулировать условия договоренностей.
  • Прежде чем принимать ответственные решения, вы максимально быстро изучите окружающее вас информационное поле: структуру компании, штатное расписание, должностные обязанности сотрудников, систему мотивации персонала, стратегические и руководящие документы, продуктовую линейку, систему отчетности внутреннюю и внешнюю (включая финансовую), анализ рынков, маркетинговый план, план продаж, производственный план, инвестиционный план, ведущиеся проекты, список контрагентов, реестр договоров, систему документооборота, используемые IT/IS системы, полностью изучите территорию хозяйствования, принципы корпоративной этики, логистические схемы и т. д.
  • Все создаваемые вами системы и правила будут оформлены документально, доведены до каждого сотрудника и предоставлены им в виде свободного постоянного доступа. Для хорошей осведомленности всего персонала о внутренних документах, целях, задачах и принципах, вы будете использовать системность в создании таких документов, и обучать сотрудников способам доступа, интерпретации и использованию.
  • В своей работе вы будете придерживаться принципа открытости доступа к корпоративным знаниям (не забывая про необходимость разделенности такого доступа), которые помогают сотрудникам любого уровня мгновенно получать необходимую им информацию для наискорейшего и максимально эффективного выполнения своих задач. Естественно, это касается и информации необходимой для работы вам – мгновенный доступ, в любом месте.
  • Вы будете всегда придерживаться принципа последовательности, и действовать в рамках плана и договоренностей.
  • Занимаясь планированием, вы будете понимать, что цели организации должны поддерживать и разделять все сотрудники без исключения. Эти цели и вытекающие из них задачи должны лечь во все стратегические и тактические документы организации.
  • Вы не заносчивы и не высокомерны. Вы открытый руководитель, с которым может поговорить любой сотрудник компании. Вы будете стимулировать и поощрять сотрудников к постоянному улучшению всего, что касается организации и что ведет к улучшению качества продукции, сокращению издержек, повышению доходов компании.
  • Вы требовательный управленец. Вы никогда не забудете о поставленных задачах и постоянно держите все ключевые задачи в организации под систематическим личным контролем. Вы также проверяете выполнение всех своих распоряжений и решений. Этому же вы учите руководителей более низкого звена.
  • Вы внимательны к нуждам и потребностям своих сотрудников. Вы за двустороннюю лояльность и взаимовыручку. Вы внимательно относитесь к организации офисного и рабочего пространства сотрудников, обеспечению их качественным современным инструментарием, предметами естественной необходимости и потребления, созданию зон отдыха, творчества, питания, поддержания здорового образа жизни.
  • Вы не будете перевоспитывать тех, кто не разделяет ценности организации – с ними придется расстаться. Вы будете повышать профессиональный уровень тех, кто такие ценности разделяет. Если сотрудник не соответствует своей должности, но не имеет грубых нарушений, ему может быть предложена другая должность в компании. Все сотрудники в компании должны быть персонально мотивированы и каждый должен иметь свои показатели эффективности, привязанные к стратегии компании.
  • Вы четко понимаете насколько важно, чтобы каждый занимался своим делом. Все задачи и процессы должны быть грамотно сформулированы и распределены между сотрудниками, согласно их функционалу и компетенциям – от верхнего уровня до нижнего. Каждый должен понимать свои цели и задачи и зону своей ответственности.
  • Вы работаете только в правовом поле. Весь документооборот организации строго соответствует требованиям российского и регионального законодательства. Вы всегда готовы документально подтвердить (доказать) свою позицию с учетом хронологии событий. Вы отдаете себе отчет в том, что безопасность компании это очень серьезно.
  • Вы не считаете неудачу, отказ, прочие перманентные «невозможности» фатальными и окончательными. Вы будете искать и пробовать решить проблему до последнего, пока это имеет смысл. При этом вы будете крайне изобретательны, любознательны, будете погружаться в глубину проблемы, изучать различные материалы, искать информацию и мыслить ассоциативно, выискивая примеры, частично или полностью подходящие для данной задачи.
  • Любая проблема для вас прецедент. Столкнувшись раз, вы предпримите все необходимые усилия, чтобы не допустить этого в дальнейшем. Для этого вы создадите систему, отслеживающую признаки приближения такой проблемы и алгоритм ее решения.
  • Вы стараетесь максимально использовать современные технологии для автоматизации деятельности персонала, сокращения издержек, повышения точности, качества, контроля, сокращения сроков производства, оказания услуг, выполнения внутренних процедур и т. п.
  • Вы изучаете все направления деятельности организации, стараетесь разобраться в механизмах работы всех подразделений. Проблемы решаете, пропуская их через себя и изучая настолько глубоко, насколько это необходимо для их устранения и не повторения, насколько это необходимо для развития компании.
  • Вы экономно расходуете бюджет организации. Любые затраты должны быть экономически обоснованы и должны окупаться. Для этого вы тщательно анализируете все расходы компании.
  • Вы прекрасный переговорщик – интеллигентный, эрудированный, справедливый, грамотный, последовательный. Вы умеете слушать и экономить чужое время. С вами хочется общаться, договариваться и работать.
  • Вы стараетесь выстроить процессы в компании таким образом, чтобы регулярная управленческая отчетность позволяла вам принимать решения и управлять основными процессами удаленно. А в случае вашего вынужденного отсутствия (даже продолжительного) компания продолжала бы работать без сбоев, без потери эффективности, в направлении устойчивого развития. Любой пришедший на ваше место сможет включиться в работу предельно быстро, не затрачивая много время на поиск документов или сталкиваясь с их отсутствием.
  • Вы предельно внимательны к деталям. Вы в хорошем смысле подозрительны. От вас не ускользнет ни зарождающийся конфликт внутри коллектива, ни противоречивость информации от различных внутренних или внешних источников, ни стиль письма, принятый в том или ином сообществе, с которым у вас возникли деловые отношения и т. п. Вы все учитываете в своей работе и моментально интегрируете это в систему работы всей компании.
  • Вы клиентоориентированный менеджер. Настроения и пожелания клиентов – барометр вашего рынка и компас вашего развития.
  • Вы всегда ищете пути развития и новые рынки, учитывая развитие технологий, смену поколений, появление новых культур, смещение ценностей, исчезновение межкультурных границ.
Если в организации есть такие люди, им нужно дать зеленый свет. Уверен, выиграют все.



Расскажите коллегам:
Комментарии
IT-консультант, Москва

Статья, на мой взгляд, полезна. Много общего с материалами стандартных зарубежных тренингов на эту тему. Но не уверена, хорошо это или плохо в таком контексте.. Скорее хорошо, т.к. есть польза от любых распространяемых знаний при условии, что они правильно усваиваются.

Хотела бы добавить вот что по списку наборов, для набора 1. Об этом западные тренинги, да и своды знаний зачастую умалчивают:

1. Важно понимать предметную область. Без этого будет в голове сидеть навязчивая идея, что "эффективный директор по персоналу может работать в любой отрасли". На практике, особенно в специфических секторах экономики, это - серьезный риск.

2. Есть разница между терминами "менеджер", "лидер", "руководитель", "организатор". Не советовала бы все "класть в одну корзину". Тут даже западные управленческие подходы солидарны. Эти термины относятся к разным категориям. Например, "лидер" и "организатор" (второй, как правило) означают, скорее атрибуты должности, качества работника. "Менеджер" и "руководитель", скорее, должности. Другими словами, должность менеджера отличается от должности руководителя, а менеджер или руководитель может обладать качествами организатора и лидера в любом сочетании, или не обладать ими вовсе. Поэтому "лидерство" я бы поставила в наборе 1 не первое место с учетом того, что лидер должен быть грамотным.



Главный инженер, Тольятти

Спасибо за статью!

Во время чтения возникло несколько разнородных мыслей:

1. Всё написанное бесспорно. Полностью согласен.

2. Описан идеал, к которому нужно стремиться, но сложно достичь.

3. Страшно представить сколько должен работать обычный человек чтобы развить в себе все описанные качества и совершать все описанные действия?!

4. Если заменить "вы" на "я", то получится мантра, которую нужно читать каждое утро перед работой.


Генеральный директор, Украина
Татьяна Орлова пишет:
Другими словами, должность менеджера отличается от должности руководителя...

Это еще почему "должность менеджера отличается от должности руководителя"? Не очень люблю цитировать Википедию, но:

  • Менеджеры (руководители) начального уровня — это своего рода младшие управленцы, находящиеся непосредственно над исполнителями, работниками и специалистами (не управляющими)...
  • Менеджеры (руководители) среднего уровня — это управленцы, которые как правило стоят над управленцами начального звена. В зависимости от величины организации может быть несколько уровней таких управленцев. Управленцами (менеджерами) среднего звена, как правило являются начальник цеха, заведующий отделом, и т.д ...
  • Менеджеры (руководители) высшего уровня — это управленцы высшего уровня. Как правило это первые лица компаний и предприятий, руководители юридических лиц и их заместители, председатели совета директоров, председатели правлений и т. д....
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Найти таких организаторов – самая сложная задача самой организации.

Хм, я бы не стал тратить время на поиск . Тот, кто уже давно работает в компании, знает "предмет компании". Осталось ему овладеть менеджментом.

Другое дело, что к любой профессии есть большие и меньшие природные способности. Но это решаемая задача.

Но тема крайне интересная - обязательно поучаствую в обсуждении еще.

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Честность и порядочность (надежность, ответственность, требовательность, исполнительность, самостоятельность); - Системность (целеустремленность, от цели к алгоритму действий, причинно-следственное мышление, аналитический склад ума, планирование, контроль, аккуратность, внимательность, информированность);

Я бы эти характеристики раздробил по другому основанию - те, которым можно выучиться и те, которые связаны с ценностями человека (что даются воспитанием, начиная от родителей).

Аналитический склад ума, внимательность, аккуратность, честность и порядочность , исполнительность и др., что дается воспитанием и природой (аналитик или генератор). (Ответственность, полагаю, сама по себе, это скорее природная черта - 3 основание, хотя ответственность тоже можно воспитать - одна из способностей к управлению),

Обучение - постановка целей, алгоритм достижения (стратегия и тактика), планирование и контроль). Этому учить, а не брать готовое (его просто нет).

Без такого деления получается "куча мала" -

Информированность - из этого списка выпадает (информированность в чем???) "Воообче информированность" - что это?

Генеральный директор, Москва

Первая группа качеств, которые названы как основные, представляют собой характеристики человека, как личности, индивидуума, человека в целом. Они не релевантны для определения того эффективен или неэффективен менеджер.

Например, грамотность. - человек может писать с ошибками, но при этом вдохновлять коллектив. Коммуникабельность: менеджер может быть неразговорчив, но процессы у него могут быть организованы как часы. И так далее.

Странно, что знание дела не отнесено к группе основных факторов.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.