Как руководителю не поддаться кризисной панике

Современная экономика нашей страны напоминает реалити-шоу, многие принципы и законы, которые мы с вами изучали в вузах, на практике вовсе не реализуются. Финансовый кризис в банковской отрасли затронет каждого из нас, а тем, кто взял ипотеку в иностранной валюте, можно только сочувствовать и предполагать худшие последствия.

Практически все компании в настоящий момент пересматривают штатную численность персонала, пытаются снизить издержки и оптимизировать затраты, максимально использовать имеющиеся кадровые ресурсы. Остро стоит вопрос о судьбе персонала, в котором нет особой необходимости (таковой набирался в период активного экономического роста, это более полугода назад). В связи с кризисной ситуацией цели и задачи компаний меняются, потребность в таких сотрудниках исчезает. В качестве одного из решений многие крупные компании предпочитают не сокращать штат, а снизить уровень заработных плат всему персоналу. Это, конечно, позволит сохранить имеющийся у них потенциал кадрового ресурса, но проблема кроется также в том, что покупательная способность рубля сейчас снизилась в диапазоне 10-25% на разные группы товаров. На основе этого можно сделать закономерный вывод о падении «ценности» зарплат соответственно. Снижение затрат – так называемая оптимизация – затронет в первую очередь банкиров, рекламщиков, журналистов и ряд других. Сложная и непредсказуемая экономическая ситуация уже начала отражаться на медиарынке. Так, значительное сокращение штата сотрудников совсем скоро предстоит телеканалу LifeNews холдинга NewsMedia. Эта информация просочилась накануне в СМИ. Значительно сократятся медийные бюджеты, как следствие – сокращение персонала и поиск новых источников доходов.

Я могу разделить мнение многих экспертов, склонных обвинять в обвале рубля «Роснефть», которая вынуждена скупать валюту для выплаты внешних долгов, а также укорять в бездействии Банк России. Российский Центробанк в начале декабря заявил, что допускает падение российской экономики на 4,5-4,7% в 2016-2017 годах, если среднегодовая стоимость нефти останется на уровне $60 за баррель.

Многие компании пересматривают социальный пакет для сотрудников, «плюшек» может стать меньше. На мой взгляд, при принятии такого решения нужно провести опрос работников о востребованности предоставляемых компанией опций и вычеркнуть наименее популярную позицию. В большинстве компаний также приостановлены все проекты по обучению персонала, то есть отсутствует необходимость в специалистах, занимающихся обучением. Думаю, что это явление временное, поскольку обучать персонал нужно всегда, ведь это залог успеха бизнеса. Будем молиться на восстановление потенциала промышленности и сельского хозяйства нашей страны.

Из плюсов во время кризиса для компаний в целом можно назвать повышение числа резюме специалистов (профессионалов) и снижение требований к соискателям. Штатный персонал компаний будет более заинтересован в сохранении своего рабочего места, поскольку трудоустройство во время кризиса весьма проблематично, а зачастую практически невозможно. Финансовый кризис покажет эффективность организации бизнес-процессов внутри компаний, взаимодействий и коммуникаций с внешними партнерами, а также эффективность ее структурного построения. Более того, российские школьники, их родители и даже учителя недостаточно осведомлены о том, что такое IT, и какие есть перспективы у специалистов в данной области. Государство запускает ряд проектов в области IT-услуг и заинтересовано сформировать у нынешних выпускников объективное представление об отрасли. Таким образом, целесообразно в данном случае увеличить привлекательность профессии и, как следствие, обеспечить необходимый приток кадров в отрасль, так как именно эта отрасль в настоящее время показывает стабильный рост и спрос по вакансиям.

Для некоторых компаний кризис – время не проигрывать, а, наоборот, выигрывать. Если конкуренты «чувствуют себя плохо», то появляется хорошая возможность занять новые рыночные ниши, заполучить давно желаемых клиентов. Для многих работодателей кризис – это также шанс привлечь в свою команду «редких» специалистов, которых раньше просто не было на рынке. Сегодня можно пригласить специалиста, который доселе стоил очень дорого, и компания просто не могла себе позволить его нанять.

На мой взгляд, сейчас актуальны два пути:

1. Если вы планируете выжить в условиях кризиса, необходимо внимательно относиться к своему персоналу. Кризис дает вам время посмотреть на ваш бизнес, на процессы внутри компании, разработать (оптимизировать) регламенты;

2. Расстаться с менее важными и малоэффективными сотрудниками, при этом бросив все силы на мотивацию «звездных» специалистов. Возможно, воспользоваться аутсорсингом, при этом найти достойных на рынке партнеров для обеспечения эффективности вашей компании.

В панике многие руководители начинают сокращать абсолютно все расходы, в том числе незначительные. Однако порой уменьшение затрат, являющихся важными для бизнеса, может только усугубить ситуацию. Также следует понимать, что резкое сокращение издержек может привести к негативной реакции со стороны персонала. Безусловно, сейчас очень важно «правильно» сокращать персонал со всеми обязательными выплатами и оформлением документов, чтобы не оказаться в сложной ситуации с судами и не испортить репутацию на рынке, что может еще больше ухудшить позиции компании. И самое главное: сохраняйте правильную атмосферу внутри коллектива, бодрый дух не только команды, но и внутри себя. Не забывайте, что вы как руководители должны быть уверены в себе и компании. Только тогда ваш персонал будет уверен в своей работе и продемонстрирует достойную отдачу.

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Аналитик, Санкт-Петербург

Существует такой вид статей для вэба - ''статьи-каки''. То есть статьи с заголовком, начинающимся со слова ''как''. (''Статьи-каки'' имеют подвид - ''статьи-иликаки'', у которых слово ''как'' мутировало в середину заголовка и следует сразу после союза ''или'').
Существует мнение, что люди читают статьи в интернете ''по диаганали''. Поэтому их текст должен быть коротким, чтобы укоротить эту самую диагональ. И предложения должны быть короткими, чтобы взгляд, скользя по диагонали, не дай бог не зацепился бы за одно из них.
Мнение спорное. Вполне возможно, что ''по диаганали'' люди читают именно ''статьи-каки'' и их ближайших сородичей, относящихся к классу ''копирайтов''.
Несомненное достоинство ''статьи-каки'' заключается в том, что она не напрягает ваш мозг, тем самым сохраняя его работоспособность для плодотворной профессиональной деятельности. Ещё одной приятной особенностью является обязательное наличие каких-нибудь логических нестыковок или иных ''шероховатостей'', которые автор попрятал в тексте статьи. Их поиск - не менее увлекательное занятие, чем поиск 10 отличий у двух картинок или разгадывание кроссворда.

...Вот, например, нашёл!

Цитата:
''На мой взгляд, сейчас актуальны два пути:
1. Если вы планируете выжить в условиях кризиса, необходимо внимательно относиться к своему персоналу. ...
2. Расстаться с менее важными и малоэффективными сотрудниками...''

Путь №2 предполагает, судя по всему, что выжить вы не планируете.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Алексей Алексейцев пишет: Путь №2 предполагает, судя по всему, что выжить вы не планируете.
Алексей, а можете пояснить, что имеете в виду?
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Виталий Курочкин пишет: Алексей, а можете пояснить, что имеете в виду?
Видимо, если есть посыл ''имеются два пути'' и раскрытие первого пути начинается со слов ''Если Вы планируете выжить...'', то логично, что второй путь относится к ситуации когда Вы не хотите выжить. Это действительно забавно подмечено Алексеем.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Дмитрий Пудан пишет: Цитата Виталий Курочкин пишет: Алексей, а можете пояснить, что имеете в виду? Видимо, если есть посыл ''имеются два пути'' и раскрытие первого пути начинается со слов ''Если Вы планируете выжить...'', то логично, что второй путь относится к ситуации когда Вы не хотите выжить. Это действительно забавно подмечено Алексеем.
Тонко))) я даже не заметил)))) Спасибо, за пояснение)))
Коммерческий директор, Москва
В продолжение мысли Алексея Алексейцева, что автор заблудился в собственных мыслях, приведу еще одну цитату из текста: ''Из плюсов во время кризиса для компаний в целом можно назвать повышение числа резюме специалистов (профессионалов) и снижение требований к соискателям.''Это как????
Аналитик, Санкт-Петербург
Виталий Курочкин пишет: Алексей Алексейцев пишет: Путь №2 предполагает, судя по всему, что выжить вы не планируете. Алексей, а можете пояснить, что имеете в виду?
Да. Дмитрий всё правильно объяснил (спасибо ему за это). Условие ''Если вы планируете выжить в условиях кризиса'' следует вытащить ''наверх'' - из первого пункта в общий посыл. Тогда смысл будет передан правильно.
Генеральный директор, Нижний Новгород
Алексей Алексейцев пишет: Ещё одной приятной особенностью является обязательное наличие каких-нибудь логических нестыковок или иных ''шероховатостей'', которые автор попрятал в тексте статьи.
Меня статья пока что-то не зацепила, но зацепила критика
Алексей Алексейцев пишет: Цитата: ''На мой взгляд, сейчас актуальны два пути: 1. Если вы планируете выжить в условиях кризиса, необходимо внимательно относиться к своему персоналу. ... 2. Расстаться с менее важными и малоэффективными сотрудниками...'' Путь №2 предполагает, судя по всему, что выжить вы не планируете.
В то время как
Игорь Мешков (автор) пишет: На мой взгляд, сейчас актуальны два пути: 1. Если вы планируете выжить в условиях кризиса, необходимо внимательно относиться к своему персоналу. ... 2. Расстаться с менее важными и малоэффективными сотрудниками, при этом бросив все силы на мотивацию «звездных» специалистов.
То есть противоречия на самом деле нет - внимательно относиться к персоналу, к лучшему. Избавившись от худшего. При этом я не пишу согласен или нет с тезисом, лишь отмечаю искажение смысла в критике.
Коммерческий директор, Москва
Владимир Токарев пишет: То есть противоречия на самом деле нет - внимательно относиться к персоналу, к лучшему. Избавившись от худшего. При этом я не пишу согласен или нет с тезисом, лишь отмечаю искажение смысла в критике.
Владимир, простите, что влезаю в вашу дискуссию с Алексеем. Но разве для того, чтобы избавится от худших, нужно ждать кризиса? Тем более, что полностью цитата звучит так: ''Расстаться с менее важными и малоэффективными сотрудниками, при этом бросив все силы на мотивацию «звездных» специалистов. Возможно, воспользоваться аутсорсингом, при этом найти достойных на рынке партнеров для обеспечения эффективности вашей компании.'' То есть идет прямое предложение обратиться в консалтинговое агенство, где специалисты уровня автора данной статьи расскажут вам ''где живет птица счастья''. И тут мы приходим к реальному понимнию смысла данной статьи - РЕклама.
Генеральный директор, Нижний Новгород
Владимир Волков пишет: Владимир, простите, что влезаю в вашу дискуссию
Дискуссии еще нет, просто мнение. Вот с Вами, Владимир, сейчас организуем дискуссию (помните у проф. Преображенского :)
Владимир Волков пишет: ''Из плюсов во время кризиса для компаний в целом можно назвать повышение числа резюме специалистов (профессионалов) и снижение требований к соискателям.''Это как????
Здесь, полагаю, нужно просто задать вопрос автору (быть может, это просто описка, бывает, и речь идет о понижении требований со стороны ''у соискателей'', но лучше не гадать - а ожидать ответа. Теперь, собственно, дискуссия:
Владимир Волков пишет: на цитату в статье - Возможно, воспользоваться аутсорсингом, при этом найти достойных на рынке партнеров для обеспечения эффективности вашей компании.'' То есть идет прямое предложение обратиться в консалтинговое агенство, где специалисты уровня автора данной статьи расскажут вам ''где живет птица счастья''. И тут мы приходим к реальному понимнию смысла данной статьи - РЕклама.
Поскольку автор перечисляет меры в кризис, то обратиться к партнерам (консультантам) - это нормальная мера, и обращаются и помогают. Реклама - это что-то про конкретную фирму и ее продукты, потому согласиться не могу.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Кто хочет знать зарплату коллег

Служба Исследований hh.ru выяснила, кто из соискателей знает размер зарплаты своих коллег.

Травмы на работе - угроза ВВП

Почти 3 миллиона человек в мире ежегодно умирают на своих рабочих местах.

Arena: анонимный поиск работы

Запущен сервис для анонимного поиска работы в сфере разработки.

LinkedIn ищет таланты

Компания запустила систему поиска талантов.