Семь правил разрушающего лидера

«Если ты весь мир насилья
Собираешься разрушить,
И при этом стать мечтаешь
Всем, не будучи ничем,
Смело двигайся за нами
По проложенной дороге,
Мы тебе дорогу эту
Можем даже уступить».

Григорий Остер

В существующей систематике лидерства нет описания одного существенного стиля ― разрушающего. А именно этот стиль применяется чаще всего, когда лидер хочет быстро взять власть в уже сложившемся коллективе.

В этом случае консультанты только вредят своими советами: «Присмотритесь, поймите, выделите, станьте частью» и тому подобное. Исконное, внутреннее чувство прирожденного разрушающего лидера говорит ему совершенно обратное: «Приди, рассорь, частично уволь и быстро введи свои правила».

На всех тренингах по конфликтам учат их разрешению и бесконфликтному общению. Но кого учили создавать конфликты? Вы, например, обучались вызывать конфликты в коллективе? Прирожденные разрушающие лидеры это знают и виртуозно используют. Пора внедрить модель их поведения в массы. А почему бы и нет? Каково собаке, когда хвост ей отрезают по кусочку? А если сразу купировать, то получается быстро и менее травматично.

Выходит, что все рекомендации современным руководителям грешат мазохистскими наклонностями ― сотрудников медленно изводят «присматриванием», неизвестностью и постепенными реформами. Когда сотрудникам длительное время непонятна позиция руководителя, они не могут сделать собственный выбор: стоит ли менять работу, как надо работать, что от них ожидают? Работа приостанавливается, компания терпит убытки.

Итак, вам нужно прийти в сложившийся коллектив и взять там власть быстро. Следовательно, вы должны освоить технологию разрушающего лидера. Что для этого нужно уметь делать? Я обобщила действия по быстрому взятию власти нескольких генеральных директоров крупных компаний. В итоге у меня получилось семь правил взятия власти через разрушение.

Семь правил разрушающего лидера

1. Заявить себя сразу, авторитарно и непререкаемо. Один из моих знакомых руководителей сделал это так. Он в первый же день своего выхода на работу собрал всех сотрудников и заявил: «Теперь руковожу всем здесь я. И никто другой. Я знаю, как из вас «сделать людей». А кто будет не согласен с моими приказами, может валить отсюда».

Вопрос на засыпку ― как вы думаете, сколько заявлений об уходе было подано в первый день после этого собрания? Ответ дам в конце статьи, чтобы вы ответили без подсказки. Надеюсь, что не ошибетесь. Как правило, ошибаются в своих ответах консультанты «от бизнеса», работающие менеджеры ошибаются редко.

2. Вызвать по очереди всех руководителей подразделений и устраивать им допрос. Один генеральный директор крупной страховой компании начал свою деятельность именно с этого. В течение недели он вызывал всех ключевых руководителей подразделений и задавал вопросы о выполнении плана. В конце беседы он говорил: «А теперь те суммы, которые вы назвали, умножьте на десять. Это будет ваш план до конца года». И с этим отпускал.

3. Переложить непопулярные решения на HR-департамент. Очень важно ― не допустить объединения руководителей против себя. Следовательно, надо их между собой поссорить. Для этого одним руководителям дать больше преференций, а других «задвинуть». Выводы сделать самостоятельно, но обосновать проведенной оценкой HR-подразделения. Этот департамент сразу же начнет противопоставлять себя сотрудникам, то есть войдет в игру «кто кого загрызет первым».

4. Ввести во внутренних коммуникациях свои, неукоснительно исполняемые правила. Например, один генеральный директор сразу ввел dress-code, его описание разослали всем сотрудникам и заставили HR-службу проверять исполнение. Например, мужчинам нельзя было выходить на работу в рубашках розового цвета, а женщины должны были иметь вырез блузок не более определенного размера. Через неделю после его вступление в должность в начале рабочего дня на входе в компанию стояли менеджеры HR-управления и фотографировали всех, кто пришел не по правилам dress-code. Затем все фото были вывешены на видном месте с припиской о первом предупреждении. Было убито сразу «два зайца»: приказы руководителя, какие бы они ни были, должны исполняться. HR-департамент противопоставил себя другим департаментам, обиделись больше на его сотрудников, чем на генерального директора.

5. Показательно убрать нескольких неугодных и критикующих руководителей, заменить их на своих людей. Чтобы другим неповадно было. Этим действием достигаются две цели: «пример для других по поводу критики и неисполнения» и «освобождение мест для своих, преданных людей». Профессионализм не столь важен, это дело наживное. Важна личная преданность. Например, директор по продажам крупной компании сразу же после своего прихода к власти уволили под разными предлогами практически всех региональных директоров. На их место он поставил своих, преданных ему людей. Годовые показатели по продажам не понизились. Вопреки ожиданиям многих из дирекций ушло не так много рядовых сотрудников. Но приказы стали исполняться быстро и без обсуждений.

6. Ужесточить отчетность и систему согласований. Для этого достаточно подключить парочку дополнительных инстанций, сделав их приоритетными. Подразделения сразу же начнут конфликтовать между собой по поводу задержек важных документов или возвратов из-за неверного заполнения. Внимание сотрудников будет отвлечено на внутренние конфликты. Важно сделать последней инстанцией в решении подобных конфликтов не себя, а своего заместителя. Опять же убиваем все тех же «двух зайцев» ― народный гнев переносим на зама и освобождаем свое личное время от разборок.

7. Выбрать «злобного» заместителя, через которого проводить непопулярные решения. Важно, чтобы объединение руководителей было против него, а не против вас. Один генеральный директор, переходя в другую компанию, обязательно брал с собой своего заместителя, который отличался неуживчивым и конфликтным характером. Тот сразу же объединял против себя всех сотрудников компании. Генеральный директор при этом играл роль «хорошего следователя» на фоне своего заместителя. Но никакие жалобы, обоснованные претензии по поводу работы и действий его зама, не действовали. Заместитель безнаказанно занимал свое неприкасаемое место.

Разрушающий лидер может воспользоваться услугами консультантов. Например, можно провести командообразующий тренинг и оставить команду на уровне конфликта. После этого сотрудники, выйдя на работу, продолжат конфликтовать между собой. На это нужно особое мастерство тренеров ― важно, чтобы сотрудники не объединились против своего руководителя, а начали конфликтовать между собой. Подобные конфликты можно поддерживать бесконечно по принципу, известному еще властителями Рима, ― «Разделяй и властвуй». Для этого руководителю достаточно периодически использовать одно из семи правил разрушающего лидерства, которые описаны в этой статье. Многие современные руководители используют эти правила на практике, не выводя их на уровень структуры и осознания.

Вопрос читателям: Возможно ли построить управленческую команду во главе с разрушающим лидером?

У нас остался один вопрос из первого правила разрушающего лидерства. Так вот, наши наблюдения показывают, что при таком обращении руководителя сотрудники сразу не увольняются. У них возникает неодолимое любопытство по поводу того, что будет дальше, а также некоторый азарт по принципу «жить стало веселее» и «поспорим, что этот руководитель долго у нас не продержится». 

Фото: Markus Spiske на Unsplash

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер по персоналу, Липецк

Вредные советы - вредными советами, но вообще, конечно, потрясающе, до чего сильна в народе бывает страсть немедленно тряхнуть тестикулами в ущерб бизнесу

Член совета директоров, Москва
пишет: Как взять власть быстро и наверняка?
Не надо приравнивать властвование (руководитель) и лидерство (лидер). Руководитель - над группой Лидер - в авангарде группы Группа, условно, движется от руководителя, он указывает путь и цель Группа движется за лидером, он пробивает (торит) путь к цели Руководитель пользуется административными полномочиями, например, может приказать ''не носить розовые рубашки'', в силу самодурства, что-ли Лидер пользуется авторитетом, он может ввести моду - ''не носить розовые рубашки'' Конечно, бывают моменты, когда руководителю не хватает административных полномочий, т.е некая область, где руководитель уже и не руководитель, и он должен проявить себя лидером, скажем, в новаторстве. В принципе, хорошо, если руководитель обладает качествами лидера, но, обладание качествами не делает руководителя автоматически лидером. К тому же позиция лидера - впереди группы, несколько ущербна с точки зрения кругозора, всё-таки над группой, кругозор шире. Здесь интересен организаторский опыт, полученный в спорте. ''Разрушающий лидер'' - это одиночка супермэн, но никак не руководитель, добивающийся гнилого авторитета.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Боже мой, неужели наше общество настолько деградировало?
Этим людям, которые на эти издевательства соглашались (сильнее всех, с моей точки зрения, издевались над теми, кого заставляли стоять на входе, как швейцаров, и фотографировать сотрудников: под дулами автоматов, видимо, заставляли, по-другому нормального человека не заставишь) – им что, есть что ли нечего было? крыши не было над головой, семеро по лавкам, жена беременная?
40 лет по пустыни всю страну, пока не вымрет последнее поколение рабов!
Еще одно подтверждение тезиса: стать свободным можно только изнутри. Раб не может быть свободным, он может быть только рабовладельцем.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Прошу прощение за эмоции. Я просто наблюдала это в гораздо меньшей степени. Не получилось ничего кроме как разогнать наиболее ценных авторов, поставить бизнес на грань банкротства (издательский), после чего лидера все же попросили удалиться. Кстати, не так просто уволить человека, отказывающегося выполнять идиотские приказания, не входящие в его должностные обязанности, уверяю вас. Ответный вопрос ''Да? И каким же образом Вы это собираетесь сделать?'' на возглас ''Я вас увольняю!'' очень быстро снижает градус разговора.

Коммерческий директор, Москва

Войти в сложившийся коллектив намного сложнее, чем строить самому ''с нуля'', поэтому, конечно, новому руководителю необходимо заработать профессиональный и управленческий авторитет. Считаться с какими-то сложившимися условностями, привычками людей непросто, а кроме того часто они вредны, тормозят, накопился эгоизм у людей, думают часто только о своих интересах, а не об интересах бизнеса, который их собственно кормит.
Думаю, что надо выделить тех, кто готов к конструктивным переменам, эффективных профессионалов, а с остальными в случае необходимости расстаться.
Все же главная задача любого руководителя - это успешное и прибыльное дело, поэтому меры должны быть направлены на результат. Все же принцип настоящего лидера - ''Давайте сделаем это вместе''. Безоглядный разрушитель действует как босс,но не лидер, по принципу ''Делайте как сказал Я''. Не думаю, что с таким останутся успешные, творческие люди. Закручивание гаек в мелочах показывает неуверенность такого горе-руководителя, его неспособность правильными мерами сплотить людей вокруг себя. Успех предлагаемой автором статьи на мой взгляд очень недолговечный и уязвимый. Сейчас очень непросто набрать правильных и успешных, поэтому вот так разбрасываться людьми думаю, что чревато.

Knowledge manager, Украина
Ольга Савостина пишет:...Раб не может быть свободным, он может быть только рабовладельцем....
Респект!
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Александр Жаманаков пишет: А Спартак?
Так ведь Спартак был свободным человеком, его захватили в плен уже взрослой и сформировавшейся личностью. И кто бы восхищался им уже столько столетий (даже тысячелетий!), если бы не его стремление к естественному состоянию человека – свободе. Конечно, скорее всего, это сказка, и в реальности все было прозаичнее и грубее, но... То, что про него помнят столько лет, вселяет веру в человечество.
Knowledge manager, Украина

Руководитель .... Лидер ....
А если попробовать рассмотреть ГРАНИЦЫ их функций?
На мой взгляд, руководитель может изменить профиль деятельности организации (продавали игрушки - производим лампочки). Т.е. для руководителя прежде всего функция, а потом - ее исполнитель.
Лидер может дать развитие некоторых функций, но сами функции задавать не может.
Не будем забывать, что изменить систему можно только находясь вне ее.
''Дайте мне точку опоры и я переверну Землю'' (с)

Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Все это банальности! Настоящий профессионал когда приходит в сложившийся коллектив - ни когда его не рушит и ни когда не спорит с его устоявшимся мнением. Он просто берет и делает свое дело, не меняя структуру, а подсказывая не навязчиво, где человек остановился и почему. И человек сам решает, оставаться ему в коллективе или нет. Авторитет руководителя - это безусловное качество - любого руководителя, но утверждаться за счет коллектива - может только идиот.
Вообще приходя на предприятие, в качестве управляющего, начинаешь менять не предприятие, а структуру в которой находиться само предприятие. Например, при градообразующем предприятии, менять проще психологию с головы. А при частном предприятии - общаться с акционерами, а не с сотрудниками - как развивать предприятие.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии