Бизнес по законам физики

Заблуждение первое

Бизнес относят к экономическим дисциплинам. Так, по решению ВАК Министерства образования и науки в паспорте специальностей с уточнениями от 2004 года среди экономических наук значится «Организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами» (Специальность 08.00.05). В этой области господствуют экономисты, выводят законы успешной деятельности, исходя из нее самой. И… не получается. Жизнь показывает, что успех бизнеса не сильно связан с тем, что рекомендуется в учебниках по экономике. Успех приходит или не приходит, зачастую вопреки экономическим рекомендациям.

Экономика – это неестественная наука. А естественные науки – это математика, физика, химия, биология, науки о Земле, науки о человеке как социально-биологическом существе. Все же забавно, что бизнес-практику, ту самую реальность, которая уже стала естеством нашей жизни, объясняют такие искусственные науки как экономика…

Если закрыть глаза на то, что происходит вокруг нас, и пытаться объяснять бизнес неестественно, а только исходя из его собственных фактов, то… ничего не получится. Или получится что-то такое, что однажды обязательно вскроется как самообман, как что-то искусственное. Именно это показали всему миру события на американском рынке ценных бумаг в 2008 году. Не так ли?

И все же, скажете вы, можно выводить рецепты успеха бизнеса из него самого. Например, из успешного опыта успешных бизнесменов и предпринимателей. Да, но такие рецепты имеют короткий период действия – это доказано. Кроме того, они всегда обусловлены. Чтобы воспользоваться ими, нужно воспроизвести в точности те условия, в которых тот или иной рецепт оказался успешным. Вам не приходит в голову, что неудачные попытки применить опыт японских компаний в Европе или даже в «самой» Америке, откуда исходит самый большой поток поучений миру, связаны именно с этим, с невозможностью воспроизвести в точности все условия японского бизнеса? Точно по этой же причине европейский опыт не приживается в России – мы живем, действуем и мыслим по-другому. Что же делать?

Выход есть! Нужно пренебречь готовыми рецептами и подняться туда, откуда они исходят, – к естественным законам бизнеса как полноценной части живой природы. Но этот подъем над готовыми рецептами чужого успеха возможен лишь при условии, что мы выходим за пределы самого бизнеса и ищем законы более широкого действия, чем его собственные. И такие законы есть. Повсюду их следы.

Бизнес, затеянный предпринимателем ради собственной свободы, однажды становится его оковами. По такому же закону камбоджийские рыбаки сбрасывают в море умершего рыбака со словами: «Сейчас он был рыбаком, ловил рыбу, а теперь он будет рыбой, которую будут ловить рыбаки…». Этот же закон срабатывает в тех случаях, когда при увеличении количества управленческих уровней в компании она теряет в управляемости. Уместный пример здесь – исчезнувший с планеты «Инкомбанк», у которого в один из периодов было 28 вице-президентов. Во всех этих случаях я говорю о законе «зеркальной изменчивости». Это закон из разряда фундаментальных: никто никогда еще не смог избежать его действия. Закон этот (наряду с другими) исконно правит своею силой, скрываясь от ненаблюдательных в разноцветные обертки.

Заблуждение второе

Сначала несколько примеров. Посмотрите на своих сотрудников или подчиненных, а, лучше, загляните в себя – мотивация, над которой трудится служба персонала, «работает» все слабее. Она действует лишь на короткое время. У вас не так? Разумеется, денежная добавка к окладу радует, но… не долго. Мир открыт и, посмотрев в окно, можно увидеть, что, например, в аналогичной организации и на аналогичной должности сосед-менеджер получает существенно больше. Несколько дольше действуют так называемые нематериальные мотивы: признание, комфорт, отношения… Но и они уже не сохраняют «прочность на растяжение».

Другой пример. Ресурса, выделяемого на любой проект, катастрофически не хватает. За это можно обвинять управляющего проектом, но не стоит. Не он виноват – так мир устроен. Уже давно Джозеф Мэрфи установил, что для эксперимента, в котором вам требуется 10 экземпляров, скажем, кроликов, надо брать 12 штук. Для российских условий есть уточнение – надо брать 50. Словом, ресурс на любое дело в организации расходуется быстрее, чем завершается проект. Более того, проекты все реже и реже завершаются до конца. Не завершив предыдущий проект, мы начинаем новый – это нормально. Этой примете времени есть название – non finite… незавершенка (Люк де Брабандер). Сейчас этот эффект тотальной незавершенности можно наблюдать повсюду.

Третий пример. И прежде было понятно, что любая организация – это подвижная целостность, что ее свойства, способности изменяются по мере накопления опыта. На растяжках в любом городе можно увидеть примерно такое: «Компания АБВГД. Нам уже пять лет». Понятно, что это слабая, но все же определенная форма сказать, что мы другие, мы лучше, чем некоторые, которым всего-то пять лет. Но в наше время этот естественный дрейф свойств организации становится бедствием для руководителей.

Мудрецы говорят: «дважды в реку не войти». За ними теперь можно повторить: «ты не войдешь дважды в одну и ту же организацию». Она каждый день, каждый раз как новая. И неважно от чего это происходит: обучаются ли люди в компании, возникает ли новый опыт, который меняет поведение, вспыхивают ли сполохи на солнце, как это наглядно показал наш соотечественник Александр Чижевский. Важно лишь то, что теперь, отдавая поручения, вы должны заново «померить» свою организацию – ведь она не такая, какой вы ее оставили вчера.

Где же здесь заблуждение, если все это, действительно бывает, могли бы спросить вы? Заблуждаются те, кто помыслит эти и подобные примеры как случайности или как уникальный предпринимательский опыт одного-двух человек. На самом деле все это уже было в других обстоятельствах, давно понято и описано законом.

За одним из самых давних описаний обратитесь к «Книге перемен». Достаточно пробежать по ее гексаграммам «невооруженным» глазом, чтобы понять, что все три ее цикла (вэнь вана, фу си, маваньдуньский) указывают на одно – перемены непрерывны, необратимы и «нет ничего постоянного, кроме перемен. Более строгое объяснение дается в школьных учебниках по физике. Любой хорошист подтвердит, что существует Закон сохранения энергии, по которому в замкнутой целостности энергия никуда не девается, а лишь преобразуется. Отличник, скорее всего, добавит, что наряду с законом сохранения энергии существует еще и Закон сохранения мощности. Согласно ему, полный поток энергии на входе в организацию N разделяется на активный А и пассивный Р потоки, причем N=A+P.

1111..jpg

А энтропия (это поток накопленной связанной (отработанной) энергии, отнесенный к единице объема) непрерывно растет. Она вообще стремится к максимуму (принцип Рудольфа Клаузиуса). Все это сопровождается уменьшением свободной энергии (принцип Анри Луи Лешателье). Отсюда и «сдувание» персонала, перерасход ресурсов, дрейф свойств организации и многое другое. А если учесть, что мир стал открытым, что все целостности взаимодействуют друг с другом (не замкнуты), что процессы энергообмена ускоряются, то понятно – свободной энергии становится все меньше. Мы говорим о той энергии, которая могла бы пойти на активную работу во благо компании.

Проще говоря, природа тратится и тратится с ускорением. Как следствие – наш колоссальный спрос на энергетику, на энергичных людей, на молодую, горячую кровь, на вулканы идей и фонтаны инициатив. А где их взять? Западный мир, порядком поистратившись и поистратив обширные соседние территории, полез в Китай, в Индию. А мы? Впрочем, это уже другая тема.

Малый калейдоскоп параллелей

В менеджменте нет практически ни одного учения, рецепта или рекомендации, которым нельзя было бы противопоставить нечто прямо противоположное. Одни школы учат, что нужно делегировать полномочия, другие – полномочия нужно концентрировать. Одни говорят, что компаниям нужно двигаться за спросом. Другие – нужно идти за технологиями, а спрос возникнет сам собой. Персонал нужно обучать «сверху», от задач стратегии компании! Другие (например, японцы) доказывают, что обучать компанию нужно «снизу», от проблем и возможностей персонала, тогда и стратегии могут быть любыми. Продолжайте список противоречий… А где же правда? В Ханойском университете при входе в здание, где ведутся занятия уже 1000 лет, стоит статуя Конфуция, который держит перед собой две ладошки, развернутые друг к другу, и тем самым говорит: «Все в природе имеет два начала и нет одного без другого».

fuzii.jpg

Эту правду подтверждают часы над одной синагогой в Праге. Там двое часов.

 

praha.jpg

В одних стрелки идут, как положено, «по часовой», а в других – наоборот… Правда состоит в том, что и теми, и другими часами можно пользоваться.

Бизнес всюду демонстрирует расслоение. Расслаиваются управленческие уровни в компании, а с ними и социальные пласты. Расслаиваются игроки рынка – по словам одного из гуру менеджмента, скоро на рынке останутся три типа компаний: «водители», «пассажиры» и «ежики», которых, скорее всего, раздавят водители с пассажирами. Расслаиваются участники организационной деятельности в компаниях – все отчетливее можно отделять собственников, менеджеров и специалистов.

Почему так происходит? Это закон бизнеса или случайность? Это не случайность и не закон бизнеса. Так всюду… О слоистости мира давно знают буряты – на Ольхоне об этом говорят их родовые бунчуки, поделенные канавками на несколько (обычно на три) слоя.

olhon.jpg

Этот всеобщий закон «впечатан» в архитектуру буддистских храмов в Камбодже, где каждому слою монахами уделяется ровно столько внимания, сколько он «заслуживает». Закон, который стоит за всем этим индейцы Боливии выражали наивнее – они лепили фигурки из представителей основных слоев природы. Отчего возникали пирамидки, где на Анаконде стоит Пума, а на ее спине великий Кондор. Но нагляднее всего это естественное свойство живой природы выражали древние инки. В Перу можно найти их знаменитые амфитеатры, которыми они отражали климатическую слоистость своей империи.

jkl.jpg

Примеров подобных параллелей много. И всем этим можно пользоваться в бизнесе, выводя рецепты-следствия для своих нужд. Они бывают надежнее рекомендаций специалистов 08.00.05. Это был малый калейдоскоп параллелей…

Большой калейдоскоп

За большим калейдоскопом придется выйти из кабинета. Из него невозможно увидеть своими глазами, например, то, что натворили цивилизации майя или ацтеков, зная существенно больше нашего о естественных свойствах мира. Я говорю о тех свидетельствах мудрости, которые покорили первых испанцев-колонистов, высадившихся на перешеек между двумя Америками. Из кабинета нельзя понять, как можно использовать обыкновенный танец, обыкновенную бразильскую сальсу в развитии свободной организационной культуры, о которой теперь говорят как об уникальном бразильском опыте ведения бизнеса. Туда надо поехать. С дорожным блокнотом и фотоаппаратом. Хорошо бы и в хорошей компании таких же исследователей жизни, как и вы.

Но вернемся к началу… Смог ли я убедить вас, что рецепты успешного бизнеса не стоит выводить лишь из уроков самого бизнеса? Он часть реальности, над которой действуют одни и те же законы. Восхождение к естественным законам природы открывает такие грани в бизнесе, которые никогда не смогут быть осмыслены лишь с экономических высот. Все же права чайка по имени Джонатан Ливингстон: «Чем выше летит чайка, тем дальше она видит». Открытый мир – большое чудо и возможность путешествуя через обращение к иному понимать самого себя. А есть ли у бизнеса какая-то другая серьезная задачка?

Фото в анонсе: Unsplash

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Нам нужно пренебречь рецептами чужого успеха и подняться к естественным законам успеха вообще. Естественные законы успеха в такой неестественной и даже сказать более того – искусственой области как бизнес ? И что это за такие естественные законы успеха ? Успеха выживания в агрессивной и неблагоприятной окружающей среде ? Других история человечества не знает. А все остальное, что пытаются привлечь под это, не выдерживает ни малейшей критики. >Бизнес относят к экономическим дисциплинам. Слово «бизнес», т.е. «дело», «деловое предприятие» и т.д., действительно относится сугубо к экономическим дисициплинам. Поскольку возникает в своих самых примитивных формах только в период мелкотоварного производства, возникновения ремесел и обмена излишков. А также, впоследствии, в период перехода от обмена излишками к специализации труда на определенной области деятельности с целью превращения ее в источник благополучия и дохода в результате товарно-денежного обмена на рыночных условиях. Что и является основой экономики и возникновения частного экономического сектора. Т.е. «бизнес», - в какой бы форме это слово ни относилось к разным историческим эпохам, - это всегда экономическая дисицпилина. Бизнес – это основа экономики. >Жизнь показывает, что успех бизнеса не сильно связан с тем, что рекомендуется в учебниках по экономике. К сведению автора материала, - в учебниках по э кономике вообще редко что рекомендуется. В учебниках по маркетингу, по менеджменту, по финансам, по страховому делу, по консультированию, по коммерции и т.д. значительная часть материала основывается именно на изучении успешного опыта. Но собственно в экономике и непосредственно в бизнесе этого нет. Это своеобразный свод законов, который выводится из занятий различными областями экономической деятельности, постепенно эволюционируя вместе с обществом. Т.е. совокупность математчиеских формул и иных инструментов, применение которых укладывается в основу любого делового предприятия и позволяет успешно и главное – правильно строить его каркас. Но никаких рекомендаций это в себе не содержит. Так что здесь у автора пока следуют произвольные допущения за произвольными же допущениями. >Все же забавно, что бизнес-практику, ту самую реальность, которая уже стала естеством нашей жизни, объясняют такие искусственные науки как экономика… Т.е. бизнес – естественен, а эклономика – нет ? Автор заговаривается. Хотя бы на уровне того, - а в чем же естественность бизнеса ? С неестественностью экономики – понятно. А вот с естественностью бизнеса ? А так, - и дождь бывает как естественного, так и неестественного происхождения. >Не так ли? Не так. >И все же, скажете вы, можно выводить рецепты успеха бизнеса из него самого. Прежде всего, - нет такого понятия «успех бизнеса». Есть – «успешность бизнеса» и «успех в бизнесе». Разницу, полагаю, объяснять не следует. И вот здесь как раз и есть некие рецепты успеха, которые выводятся из анализа бизнеса. >Точно по этой же причине европейский опыт не приживается в России – мы живем, действуем и мыслим по-другому. Нет. Просто нельзя пытаться вновь влезть в одежду пятилетнего мальчишки, будучи двадцатилетним. Все, что когда-либо делалось в плане перенимания чужого опыта, основывалось в первую очередь на попытках перенять становящийся доступным … устаревший опыт. В то время как общество и бизнес уходят к тому времени уже далеко вперед. Т.е. происходящее равносильно тому, чтобы попытаться влезть в одежки маленького ребенка, будучи взрослым. Или на худой конец, изобразить из них некое подобие изящной набедреной повязки, тем самым «адаптировав» к текущим реалиям их носителя. Также и с организации бизнеса и его заимствованием. В России делалась и продолжает делаться попытка полного калькирования чужих устаревших или доказавших свою несостоятельность моделей. Как результат, - они не только не приживаются, но и порождают чудовищные гротескные и нежизнеспособные химеры, чему часто мы становимся свидетелями здесь, на «e-xe». В то время как за рубежом идут по другому пути (за исключением т.н. «колониального/неоколониального переноса»). Там никогда не пытаются все скопировать целиком. Нечто копируется лишь выборочно. Только в той части, которой не хватает в текущей бизнес-модели, практикуемой в той или иной стране. И которая в итоге достраивается и мутирует не полностью целиком, а лишь частично, оставаясь в итоге сама-собой. Но что самое главное, - за рубежом никогда не пытаются использовать то, что уже устарело. Потому что общество ушло далеко вперед, а смотреть нужно в будущее, где все уже свое отработало, а не в прошлое. > … к естественным законам бизнеса как полноценной части живой природы. Полагаю, что пора срочно вводить предварительное психиатрическое освидетельствование авторов публикаций. Поскольку, сдается мне, - западный кризис и общая российская неустроенность крайне негативно сказываются на умах людей. Приведенное выше высказвание – тому пример. Где в живой природе автор усматривает некие проявления бизнеса, действующие по неким законам ? >И такие законы есть. Повсюду их следы. Прошу привести хотя бы один пример. >Бизнес, затеянный предпринимателем ради собственной свободы, однажды становится его оковами. Бизнес никогда не затевается предпринимателем ради собственной свободы. Для этого есть масса иных, более веских оснований. >По такому же закону камбоджийские рыбаки сбрасывают в море умершего рыбака со словами: «Сейчас он был рыбаком, ловил рыбу, а теперь он будет рыбой, которую будут ловить рыбаки…». Так все-таки – по какому закону ? «Тятя, тятя, - наши сети притащили мертвеца !» ? >Уместный пример здесь – исчезнувший с планеты «Инкомбанк», у которого в один из периодов было 28 вице-президентов. Ну и что ? Во Внешторгбанке России их было одно время больше 50. Как сейчас, правда, не знаю. Но и Внешторгбанка России больше нет. А то, что есть, даже критики не выдерживает. >Во всех этих случаях я говорю о законе «зеркальной изменчивости». Так все-таки в чем заключается данный закон ? В чем его содержание ? >Не он виноват – так мир устроен. ……. !!! Скажите это кредитору или «браткам», которые придут интересоваться судьбой своих денег. >Уже давно Джозеф Мэрфи установил, что для эксперимента, в котором вам требуется 10 экземпляров, скажем, кроликов, надо брать 12 штук. Для эксперимента, в котором вам требуется 10 кроликов, надо брать 10 кроликов. Не 12 и не 50. И не десять крольчих. И не пять пар кроликов и крольчих. В противном случае, результат эксперимента будет признан недостаточно значимым или вообще даст неоднозначный результат. >Мудрецы говорят: «дважды в реку не войти». Конкретный мудрец, а не мудрецы. Да и не в реку, а в воду реки. А в реку можно входить до бесконечности, пока есть желание. >Она каждый день, каждый раз как новая. Это можно знаметить только после продолжительного отсутствия в организации. А изо дня в день человек ничего не заметит. Поскольку он сам меняется вместе с организацией, являясь ее частью. И только временное отсутствие контакта с организацией позвоялет ему увидеть через некоторое время отсутствия некие изменения. По аналогии с тем, как женщинам крайне сложно все-таки понять то, как на лице все-таки берутся морщины. Но стоит несколько недель не посмотреть на свое лицо в зеркале, как их тут же удастся заметить. Так что пример, - несмотря на всю свою глубизну и эффектиность, - не показателен нисколько. >Согласно ему, полный поток энергии на входе в организацию N разделяется на активный А и пассивный Р потоки, причем N=A+P. Почему-то всегда забывают добавить в подобное … подобие формулы величину « - (а + р)», выражающую неизбежные потери этой энергии потоками «А» и «Р». В результате чего до конца доходят лишь сущие остатки того, что вошло в начале. Дальше – бред сумасшедшего. >В менеджменте нет практически ни одного учения, рецепта или рекомендации, которым нельзя было бы противопоставить нечто прямо противоположное. А в менеджменте вообще учений нет. По крайней мере, так было до сего дня. А что до противопоставлений, то это является закономерностью, проявляющейся в процессе цикличности экономического развития. Поскольку то, что хорошо на подъеме, плохо на спаде. Всему свое время. >Эту правду подтверждают часы над одной синагогой в Праге. Там двое часов. одних стрелки идут, как положено, «по часовой», а в других – наоборот… А слабО было вначале поизучать историю этих часов ? Интереснейшая история. Как и вообще история чешских или иначе богемских евреев, их нравы, быт, история, культура, особенности веры и т.д. Что до часов, то в еврейских часах всегда так. Это – древнейшая традиция. Поскольку они идут не вперед, как обычные часы, а отсчитывают время до конца мира. >Правда состоит в том, что и теми, и другими часами можно пользоваться. А можно и не пользоваться. И в этом тоже будет своя правда. Нре в этом дело. >Почему так происходит? Это закон бизнеса или случайность? Это не случайность и не закон бизнеса. Так всюду… О слоистости мира давно знают буряты – на Ольхоне об этом говорят их родовые бунчуки, поделенные канавками на несколько (обычно на три) слоя. Дурдом … Я даже боюсь забегать вперед, в надежде прочесть про инопланетян и их влияние на бизнес. Слоистость мира у т.н. примитивных народов и различные иерархии в бизнесе – это не одно и то же. И даже близко не что-то подобное друг другу. Далее. Бунчук – это короткое (или в редких случаях - длинное) древко с привязанным конским хвостом и кистями как символ власти, присутствующий у казачьих атаманов и гетманов на Украине и в Польше. Поэтому, откуда взялись родовые бунчуки у бурят на острове Ольхон – загадка. То, о чем он пишет, и то, что изображено на фотографии, - это бурятские ритуальные родовые столбы ''обо'' и ''сэргэ''. Все остальное – тоже бред от бреда. >Но вернемся к началу… Такое ощущение, что автор просто издевается. А вместе с ним и весь персонал «e-xecutive», допуская подобные публикации. А ведь на дворе – не 1 апреля. Коллеги, - все подобные бредовые истории хорошо читать на сайте какого-нибудь объединения «Космопоиск», где люди совершенно серьезным образом до сих пор ловят летающие тарелки, гоняются за инопланетянами, первобытными чудовищами, плазмоидами, следами древних пришельцев и цивилизаций. И пишут об этом завиральные отчеты. При этом, даже не удосужившись хотя бы незначительно ознакомиться с тем, предметом, который они выдают за свои откровения. >Все же права чайка по имени Джонатан Ливингстон: «Чем выше летит чайка, тем дальше она видит». В оригинале эта переработанная в книге фраза звучит так: «Чем выше влезет обезьяна, тем дальше виден ее зад». Короче говоря, - физикам в бизнесе делать нечего. Как и лирикам. Да еще с уклоном в разную паранормальщину. А вообще, - я возможно и не прав. Автору нужно внятно изложить и представить эту концепцию на конкурс инновационных проектов при «Сколково». Авось, выиграет что-нибудь в звонкой моенете за неординарностью подхода. Там, похоже, все сегодня такие собрались. Николай Ю.Романов ----- P.S. Автору - сбрить усы и бороду, остричь волосы великовозрастного хиппи до уровня человеческой прически взрослого возраста, прекратить пользоваться женским шампунем для волос и выбросить из головы всякую паранормальную чепуху. И одеться в приличный костюм.
Управляющий директор, Санкт-Петербург

''прекратить пользоваться женским шампунем для волос''

:) Николай, шампунь-то Вы как определили?

Директор по продажам, Москва

В принципе крутяк. Свежо. Все действительно быстро меняется, но не думаю что это трансформация сути явлений. Скорее слишком долго догматизм был нормой. Это тянется с индустриального периода и зацепило век информационный. 500-1000 лет назад было то же самое и качественные прорывы такого же рода. Маркс а тем более современная экономика не вечны. Если взглянуть назад на несколько тысяч лет, когда мы то ли от обезьяны произошли, то ли как по-другому, непонятно что там вначале было - естественный отбор или каннибализм, но потом происходили существенные премены. Не очень понятно противопоставление физики и экономики. Это не антагонизмы, существуют отдельно и развиваются параллельно. Это плоды человеческого разума, а не абсолют. Если уж так рассуждать, то религия появилась раньше чем какая-то другая наука - не было тогда физики. Может тогда еще огонь не умели добывать. Физика наука весьма эфемерная, условная и спорная. Математика тоже. Это некая модель мира, которая вроде работает. Но плоская земля до определенного времени тоже была исчерпывающей моделью. В целом мне нравится начало статьи до третьего примера - дальше чего-то я запутался. Формулу энтропии с потоками не понял вообще - надо бы здесь более понятно изложить. Понравился следующий абзац
''Выход есть! Нужно пренебречь готовыми рецептами и подняться туда, откуда они исходят, – к естественным законам бизнеса как полноценной части живой природы. Но этот подъем над готовыми рецептами чужого успеха возможен лишь при условии, что мы выходим за пределы самого бизнеса и ищем законы более широкого действия, чем его собственные. И такие законы есть. Повсюду их следы. ''

Вывод сделал один, старый как мир - не привыкай, все меняется.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Николай, шампунь-то Вы как определили? По характеру ухоженности. Николай Ю.Романов -----
Менеджер группы продуктов, Томск

В общем, свежо сформулировано ''нельзя в одну и ту же организацию вступить дважды''!
Это мобилизует!

Директор по продажам, Москва

Шампуни из одной бочки разливают - однозначно. Когда у меня заканчивается - иногда женским пользуюсь. Если брать Шварцкопф - цвет, запах, пенистость вобще не отличаются.

Аналитик, Смоленск

Бизнес - дело - сейчас люди - человеки главные, но уже скоро . . .
Дела людей - ДА, физика с гуманитарными аспектами.
''Кто сильней, хитрей, проворнее, . . .'' - насаждает ''свою физику'' другим.
Пример,- страна ''Желтого дьявола'' - сейчас впереди и ''рулить оттуда'' остальными удаётся в большей степени.
Дело - бизнес - как физический процесс,- в таком аспекте у классиков нет.
Тогда этого не надо было - читайте у А.С.Пушкина - люблю и обожаю.
Для ученых - тема для развития.
Правда, все человеки и вся их деятельность - вообще все на Земле - предмет физических исследований. Поэтому новое в нюансах - аспектах, не в предмете.

Менеджер по персоналу, Ростов-на-Дону
Владимир Пузырев пишет: Бизнес - дело - сейчас люди - человеки главные, но уже скоро . . . Дела людей - ДА, физика с гуманитарными аспектами. ''Кто сильней, хитрей, проворнее, . . .'' - насаждает ''свою физику'' другим. Пример,- страна ''Желтого дьявола'' - сейчас впереди и ''рулить оттуда'' остальными удаётся в большей степени. Дело - бизнес - как физический процесс,- в таком аспекте у классиков нет.
Хорошо человек курнул с утра!!! :D :D :D Тортик в студию!
Консультант, Москва

Здравствуйте, Андрей!
С огромным интересом прочитал статью.
По этому поводу возникло такое суждение:
Если рассматривать экономику, как некий набор моделей, отображающий реальную действительность, то искусственность такой экономики бесспорна. Но есть иное трактование понятия экономики (Пол Хейне ''Экономический образ мышления'') - экономика есть искусство выбора в условиях альтернативы.
В рамках первой трактовки понятия ЭКОНОМИКА Ваши рассуждения по большей части верны и полезны.
В рамках второй трактовки - Ваши рассуждения теряют смысл, поскольку исчезает базовое противоречие, на которых они основаны.
С Уважением, Ваш ученик и Тольятти Анатолий Чернов

Партнер, Нидерланды
Ирина Локтионова пишет: ''прекратить пользоваться женским шампунем для волос'' :) Николай, шампунь-то Вы как определили?
В полемическом задоре. Для красного словца не по жалеешь ничего. И вообще - если у нас в сообществе все же можно переходить на личности- Я могу по полной оттянуться на неком апокрифическом персонаже, хрупкой девушке по имени Нюра..... Только модеры не одобрят.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Производитель бумаги «Снегурочка» продал свой российский завод

Сумма сделки составит 95 млрд рублей.

Microsoft сокращает расходы на сотрудников, обучение и корпоративы

Компания пытается сократить расходы всеми доступными способами.

Самые странные корпоративные правила: итоги опроса россиян

Общий поход на обед отделом, пение корпоративного гимна и кормление животных в офисе – попали в топ странных офисных правил и традиций.

Россияне назвали самые престижные и доходные профессии

В лидерах – работники сферы IT и государственные служащие.