История успеха Apple: от офиса в гараже до самой дорогой компании мира

19 августа 2020 года рыночная капитализация компании Apple впервые превысила 2 триллиона долларов. За последний год акции компании выросли в цене почти на 60%.

Еще в 1997 году, когда основатель компании Стив Джобс вернулся и занял пост генерального директора, Apple изо всех сил пыталась найти свое место под солнцем на конкурентном рынке, где доминировали Microsoft и ее партнеры.

А Майкл Делл (основатель компании Dell) даже пошутил, что если бы он тогда был на месте Джобса, то закрыл бы Apple и вернул деньги акционерам.

Какие ключевые события повлияли на развитие Apple? Как она, будучи несколько раз на грани разорения, все-таки преодолела все трудности? В этой публикации мы собрали самые главные события, которая привели компанию к успеху.

1. Первые учредители

Компания Apple была основана 1 апреля 1976 года Стивом Джобсом и Стивом Возняком в Лос-Альтосе, штат Калифорния.

Был и третий соучредитель – Рональд Уэйн. Джобс взял Уэйна в команду как более опытного наставника и руководителя, который должен был помочь двум молодым предпринимателям управлять бизнесом. Первый логотип компании набросал от руки именно Уэйн.

В итоге, третий соучредитель вышел из компании еще до того, как она была официально зарегистрирована, взяв с собой чек на 800 долларов за свою долю в компании.

2. Первый офис

Первым «офисом» Apple стал гараж в доме родителей Джобса.

3. Первый продукт

Первым продуктом компании стал Apple I, который представлял собой всего лишь материнскую плату с процессором и небольшой памятью. Продукт был создан для увлеченных компьютерами любителей, которые могли сами собрать свой корпус, добавить клавиатуру и монитор. Первый продукт можно было купить за 666,66 долларов. Создателем первого продукта Apple стал Стив Возняк, который вручную собирал каждый комплект для клиентов.

4. Первые инвестиции

Пока Возняк изобретал, Джобс усиленно пытался найти потенциальных инвесторов, убеждая их, что рынок персональных компьютеров готов взорваться. В итоге Джобсу удалось заинтересовать Майка Марккулу, который сделал инвестиции в размере 250 тыс. долларов и присоединился к Apple в качестве третьего сотрудника, которому принадлежит одна треть акций компании.

5. Первый генеральный директор и президент

Компания Apple была официально зарегистрирована в 1977 году под руководством Марккулы. Он же рекомендовал пригласить на должность первого президента и генерального директора компании человека по имени Майкл Скотт. На тот момент Джобс был слишком молод и недисциплинирован, чтобы исполнять обязанности генерального директора.

6. Apple II

В этом же году компания представила продукт Apple II – персональный  компьютер, разработанный Возняком, который должен был покорить весь мир.

Главным конкурентным преимуществом нового продукта стало приложение VisiCalc – новаторское программное обеспечение для электронных таблиц, которое позволило обогнать лидеров рынка Tandy и Commodore. Благодаря VisiCalc Apple смогла начать продажи компьютера корпоративным клиентам.

7. Настоящий офис

К 1978 году у Apple появляется настоящий офис с сотрудниками и производственная линия для Apple II.

8. Опцион на 100 тыс. акций Apple за посещение лаборатории Xerox

В 1979 году инженерам Apple разрешили посещать кампус PARC в течение трех дней в обмен на опцион на покупку 100 тыс. акций Apple по 10 долларов за акцию. PARC – лаборатория Xerox, известная во всем мире своими технологическими достижениями, которые включают лазерный принтер, мышь и сеть ethernet.

9. Apple III

В 1980 году Apple выпустила Apple III, ориентированный на бизнес-аудиторию компьютер, который должен был конкурировать с продуктами растущих IBM и Microsoft. Но Apple III был лишь промежуточным продуктом.

10. Смена фокуса и отстранение

Посещение лаборатории PARC заставило молодого Джобса задуматься в другом направлении. Он был убежден, что будущее вычислительной техники в графическом интерфейсе пользователя (GUI), подобном тому, к которому мы привыкли сегодня.

Джобс направил свои усилия на оснащение следующего поколения компьютеров Apple – Lisa – графическим интерфейсом, но был отстранен от проекта из-за внутренних противоречий.  

Компьютер Lisa был выпущен в 1983 году с большой помпой, но катастрофическими показателями по продажам. Он был слишком дорогим и не имел достаточной поддержки ПО.

После этой неудачи Джобс возглавил второй проект – Apple Macintosh, который заявляся как самый удобный компьютер. Он завоевал свою популярность среди профессионалов графического дизайна, которые по достоинству оценили его интерфейс, несмотря на то, что он был черно-белым. Но это был все еще очень дорогой продукт.

11. Новый генеральный директор

Примерно в то же время, когда в 1983 году был выпущен первый Macintosh, в Apple появился новый генеральный директор – Джон Скалли.

Скалли был самым молодым генеральным директором Pepsi в истории. Но Джобс сумел соблазнить Скалли сменить индустрии одной фразой, ставшей легендарной: «Ты хочешь продавать сладкую газировку до конца своей жизни или ты готов пойти со мной и изменить мир?»

12. Рекламный ролик «1984»

В 1984 году Apple выпустила телевизионный рекламный ролик, который вышел в эфир во время третьей четверти решающий игры за XVIII Суперкубок. Кампания называлась «1984», была снята режиссером Ридли Скоттом и обошлась компании в 1,5 миллиона долларов. Ролик обещал, что 1984 не будет прежнем после выхода Apple Macintosh.

13. Джобс vs Гейтс: начало напряженности

В это же время усилилась напряженность в отношениях между Джобсом и Биллом Гейтсом. Первоначально Microsoft упорно работала над созданием программного обеспечения для Macintosh. Но планы были резко сорваны в 1983 году, когда Microsoft раскрыла свои планы по разработке графического пользовательского интерфейса под названием Windows.

14. Первые основатели покидают компанию

Macintosh хорошо продавался, но недостаточно хорошо, чтобы сломить доминирование IBM, что привело к большим трениям между Джобсом — главой группы Macintosh, который любил делать все по-своему, и Скалли, который хотел более строгого контроля над будущими продуктами в свете катастрофы Lisa и разочарования компьютером Macintosh. Дошло до того, что правление Apple специально поручило Скалли «сдерживать» Джобса.

Ситуация достигла апогея в 1985 году, когда Джобс попытался устроить переворот и свергнуть Скалли, но совет директоров Apple  встал на сторону действующего генерального директора и отстранил Джобса от управленческих обязанностей. Разъяренный Джобс уволился и основал новую компьютерную компанию, производящую передовые рабочие станции, где он имел полный контроль. Компания называлась NeXT.

Стив Возняк ушел примерно в то же время в 1985 году, заявив, что компания движется в неверном направлении, и продал большую часть своих акций.

15. После Джобса

С уходом Джобса Скалли получил полную свободу действий. Сначала все вроде бы шло отлично. В 1991 году Apple представила ноутбук PowerBook и операционную систему System 7, которая ввела цвет в операционную систему Macintosh и оставалась там (с обновлениями) до тех пор, пока OS X не была выпущена в 2001 году.

16. 90-ые

В 1990-е годы Apple вышла на множество новых рынков, но ни один из них не был по-настоящему успешным. Самым известным яблочным обломом 90-х годов был Newton MessagePad 1993 года, который был непосредственным детищем Скалли. Он буквально создал рынок для «персональных цифровых помощников». Он стоил 700 долларов, а мог делать чуть больше, чем просто вести заметки и отслеживать контакты.

Но самая продолжительная и дорогостоящая ошибка Скалли заключалась в том, что он потратил много времени и денег Apple на то, чтобы довести System 7 до совершенно нового микропроцессора IBM/Motorola PowerPC вместо доминирующей архитектуры процессора Intel. Большая часть программного обеспечения была написана для процессоров Intel, плюс они становились все дешевле и дешевле с годами.

В это же время влияние Microsoft росло. Компьютеры Mac предлагали отличную, но ограниченную библиотеку программного обеспечения на дорогих компьютерах, а Microsoft продавала Windows 3.0 для недорогих компьютеров.

17. Тревожное время

Правление Apple «наелось» громкими провалами и дорогостоящими решеними о переходе на PowerPC. После того как в 1983 компания не получила прибыли за первый квартал, Скалли ушел в отставку. Его сменил Майкл Шпиндлер – немецкий эмигрант, работавший в Apple с 1980 года.

Шпиндлеру выпала нелегка задача довести до ума ошибочное решение Скалли о переходе на PowerPC. В 1994 году был выпущен первый Macintosh, работающий на операционной системе PowerPC. Но состояние Apple продолжало ухудшаться, а положение Windows усиливаться. После провальных переговоров о продаже компании IBM, Sun MicroSystems и Philips, правление Apple приняло решение заменить Шпиндлера на Гила Амелио в 1996 году.

18. Лидер возвращается

Дела Амелио продвигались так же тревожно, как и у его предшественника. Во время его правления акции Apple упали до 12-летнего минимума. Одной из причин стала продажа 1,5 миллиона акций Apple за одну сделку самим Джобсом. Амелио решил просто купить следующий компьютер Джобса за 429 миллионов долларов в феврале 1997 года, чтобы вернуть его в Apple.

4 июля того же года Джобс устроил переворот в совете директоров и убедил правление Apple назначить его временным генеральным директором. Через неделю Амелио подал в отставку.

19. «Think different»

В 1997 год вышла знаменитая рекламная кампания Apple «Think different» – «думай иначе», прославляющая известных художников, ученых и музыкантов.

20. Новая эра

В новую эру под руководством Джобса компания наладит отношения с Microsoft, которая примерно в 1997 году инвестировала в Apple 150 миллионов долларов.

Началась новая эра в истории развития «железа» и «софта». Джобс поручил Джонни Айву возглавить разработку iMac, универсального компьютера, выпущенного в 1998 году. В 2000 году Джобс представил Mac OS X, основанную на операционной системе от NeXT Computers, окончательно отказавшись от System 7. В 2006 году Apple наконец-то перешла на системную архитектуру на базе Intel.

21. 2001

В 2000-х годах Apple выпустила два продукта, которые оказали большое влияние на индустрию в целом. В 2001 году – вышел iPod, который переплюнул всех производителей MP3-плееров, радикально изменив то, как мы стали слушать музыку. В дополнение к IPod появились фирменные белые наушники Apple, ставшие символом определенного статуса.

22. 2007

Но самой большой победой Apple, и, возможно, всего мира технологий стало появление iPhone в 2007 году. Когда он поступил в продажу, покупатели выстроились в очередь за пределами магазинов в США, чтобы заполучить его в свои руки.

С тех пор Apple выпустила еще 17 моделей. А под руководством Тима Кука, который занял пост генерального директора компании после смерти Стива Джобса в 2011 году, Apple представила новые линейки гаджетов, включая Apple Watch и AirPods.

23. Наши дни

Компания расширила свое влияние и в сфере пользовательских сервисов, что помогло поддержать рост компании, на фоне падающих продаж iPhone. Сегодня Apple предлагает потоковый сервис музыки и видео, платежную систему и кредитную карту, а также другие предложения по подписке на новости и игры.

В августе 2020 года Apple достигла нового рубежа: она стала компанией стоимостью 2 триллиона долларов, всего через 24 месяца после достижения порога в 1 триллион долларов.

По материалам buinessinsider.com, перевела с английского Алина Прудских

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.