Конец света в руках маркетологов

Потребление товаров и услуг не первой необходимости убивает экологию. Логика такова: в погоне за прибылью современные компании навязывают людям все новые потребности и ради их удовлетворения целенаправленно расходуют невосполнимые ресурсы планеты. Об этом в своей статье пишет участник Сообщества Илья Марущак и винит в этом вовсе не представителей крупного капитала и не правительства государств. Настоящие виновники, считает Илья, это потребители, которые разучились думать, и маркетологи, которые думать умеют.

Marushak_Ilya.jpg«Не желая предлагать ничего принципиально нового, компании-производители с помощью маркетологов нашли совершенно беспроигрышный способ, который и стал краеугольным камнем построения существующего общества всеобщего потребления. Способ относительно прост: производитель незначительно и недорого видоизменяет несколько неосновных функций товара, выдавая это изменение за значительные усовершенствования.

Это очень легко понять на нескольких простых примерах. Мужчины старше 30 отлично помнят те времена, когда два лезвия на их станке для бритья считались просто революционным решением. Но вот, но протяжении всего лишь 10 лет, маркетологи довели количество лезвий до пяти. Сам станок стал стоить в несколько раз дороже. Но изменилось ли что-то принципиально? Попробуйте побриться станком с двумя лезвиями – результат будет тот же».

Каждый день маркетологи рождают все новые потребности и делают так, чтобы они были свойственны людям. Средний потребитель, пишет Илья Марущак, постепенно отвыкает думать и анализировать. «Он внимает рекламе и верит, что все вот это изобилие [придуманное маркетологами] – для того, чтобы ему было из чего выбирать, как удовлетворить свои потребности». Вместе с тем, что производители стремятся сократить срок годности тех или иных товаров, растет необходимость в обращении к природным ресурсам, восполнить которые будет невозможно.

Выход автор статьи видит в том, чтобы прекратить бездумно вовлекаться в современное общество потребления и не покупаться на автомобили с «новым современным дизайном», а ресурсы направить на развитие новых технологий так, чтобы «наши дети могли ездить на автомобилях, которым и нефть-то не нужна будет». Иначе историю человечества ждет совершенно «глупый финал». Хотя у России и так нет будущего, уверен участник Сообщества Илья Сафонов,– ни социального, ни технологического, ни интеллектуального. И тем более маркетингового. «Этой стране осталось в ее нынешнем виде менее пяти лет».

Алексей Гемадетдинов согласен с тем, что цивилизация с такой целью как максимальное потребление благ рухнет, но тем не менее маркетологи ни в чем не виноваты: «Они, как и все, зарабатывают на хлеб, они тоже часть общества потребления. Сам по себе маркетинг использует слабости человека, поэтому он и работает. То есть человек может винить кого угодно, но в итоге он сам для себя причина всех бед».

Сергей Рыбалко винит общество в целом, маркетологи лишь находятся в тренде: «Общество формирует запрос, на который и отвечает маркетинг. Для нас [маркетологов] не стоит задача пропихнуть новую мульку производителя, нам нужно выяснить проблему потребителя и сформировать ее в форме технических характеристик товара и схемы продвижения. Появившись, маркетологи стали связующим звеном между потребителями и производителями. Мы не занимаемся изобретательством, мы занимаемся удовлетворением клиента».

Разруха в головах, а не в экономике, думает Олег Левандовский. «К сожалению, многие из выпускников по специальности маркетинг делают только то, что им указывают и как указывают начальники. Но дело не в «красной кнопке» и злых маркетологах, дело – в честности и профессионализме каждого из нас».

Маркетологов необходимо озадачить тем, как снизить потребление товаров, считает Николай Лумпов.

Рустэм Валеев: «Моя бритва – с пятью лезвиями и моторчиком. Бреет гораздо лучше, чем с двумя (была у меня такая) и тремя (тоже была). Заметил, что ругают бритву с пятью лезвиями те, кого душит жаба при покупке новых кассет. Однако я жду с нетерпением, когда маркетологи изобретут таблетки, чтобы просто не бриться. Ведь потребность-то – отсутствие бороды».

Виталий Амбалов, считая, что Илья Марущак в своей статье нарисовал образ рядового «пропихивателя» товара, видит роль маркетинга именно в нахождении возможностей: «Необходим поиск генераторов новинок. Если вы относите себя к маркетологам, то, конечно, знаете, что зачастую рынок переворачивает один человек, который вдруг сказал «Все не так». Вовремя найти такого человека и есть задача маркетолога».

Встает вопрос: а чему учат сегодняшних маркетологов?

Виталий Амбалов видит их главную проблему – отсутствие технологического образования. «[Маркетологов] действительно учат только промоции и продажам. По причине непонимания технологических аспектов они не в состоянии оценивать угрозы со стороны новых технологий. Как и возможности новых технологий».

Владимир Крючков добавляет: «Когда в нашем политехе открыли экономический факультет, по традиции в учебном плане менеджеров и экономистов стояли «Детали машин» и «Инженерная графика». Ребята психовали и пробовали перевестись в университет, где подобную «чушь» им не давали. Я тщетно пытался объяснить, насколько крупно им повезло».

Ирина Толмачева: «Наша цивилизация погибнет от того, что современный бизнес базируется на законах маркетинга. В 1950-е годы человечество изобрело два оружия массового поражения. Одно из них находится под жестким общественным контролем и не используется с 1946 года. Другое – разрешено к применению и используется ежеминутно и повсеместно. Почему маркетинг – это оружие массового поражения? Потому что его цель – создать у человека пожизненную зависимость, схожую с наркотической от какого-либо товара, используя изощренные спихотехнические манипуляции. Человека можно зомбировать и изучением. Применением таких методик занимается маркетинг».

Полностью поддержал точку зрения автора статьи участник Сообщества Антон Хилов. «Конечно, не стоит утверждать, что бедой всему могут стать маркетологи, но они вносят посильный вклад в деградацию Земли. Если капнуть глубже, то вся инициатива исходит не от них самих, так как маркетологи всего лишь навсего зарабатывают деньги. А начать нужно с руководства компаний. Не предпринимая никаких кардинальных решений, компания станет абсолютно не конкурентноспособна на рынке, но и тут получается, что компании не виноваты, так как они просто пытаются выжить в этой сложной конкурентной среде. Спрашивается, так кто же тогда виноват? А виноваты люди, которые действительно перестали думать о будущем своих детей, внуков, человечества. Они живут настоящим и думают только о себе, это очень печально. А правительство, у которого осталось только одно название и желание обогатиться, вообще перестало играть какую-либо роль в развитии страны, и в частности, вносить вклад в развитие мира в целом, объединив усилия со всеми странами».

Алексей Баталов: «Маркетинг не погубит всю цивилизацию, но лишь некоторые ее части: а именно глупые, нежизнеспособные общества, которые столь инфантильны, что не могут отличить необходимого от навязанного. Таким образом, в обществе постмаркетинга (когда оно наступит) окажутся лишь жизнеспособные «человеки». Но что это будет за общество?»

Действительно ли маркетологи погубят цивилизацию? И в чем заключается роль маркетинга сегодня? Участвуйте в обсуждении.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Новосибирск

Базовые потребности остались те же, новых маркетинг не создал.
Может все таки финансисты, создавшие возможности для удовлетворения этих потребностей.
Кредиты, деривативы, гудвиллы и тп.
Или СМИ - пропагандирующие стандарты успешности.

Адм. директор, Доминиканская республика

Биржевая революция
Фондовая биржа, безусловно, является одним из основных элементов и инструментов современного делового мира. Среди функции вменяемых этому учреждению фигурируют:
• Поиск капитала для бизнеса,
• мобилизация сбережений для инвестиций,
• Благоприятствование роста компаний,
• распределение прибыли,
• управление корпорациями,
• создание возможностей капиталовложения для мелких инвесторов, привлечение государственного капитала для развития проектов,
• барометр экономики и
• спекуляция (в значении, относящемуся к рынку акций)
Все это должно быть направлено на регулирование и стабилизация рыночных отношений, цен на товары и акции, распределение и регулирование инвестиций, т.е. на рост и развитие мировой экономики.
Тут по отношению к целям возлагаемым на биржу должно быть вполне уместно определение стабильной динамической структуры, состояние которой после окончания внешнего механического воздействия (силы) возвращается в исходное в течение некоторого промежутка времени.
В настоящем состоянии мировая экономика похожа на роскошную яхту с глиняным тазиком со ртутью в трюме. Тазик (биржа) придает некоторую стабильность, но любое минимальное внешнее воздействие вызывает реперкуссию в массе ртути и в зависимости он наложения ударных волн, создается резонанс и пробивает брешь в непредсказуемом месте тазика, ртуть выливается, яхта кренится, у пассажиров и экипажа галлюцинации от паров тяжелого металла.
В благие времена своих оснований, биржи вносили порядок и надежность в бизнес, создавались громкие имена, боролись с дефолтами, покупались корпорации. Все шло в ногу с прогрессом.

Раньше отсталое состояние средств связи (по сравнению с сегодняшним днем), обеспечивающие поток информации на биржу и далее к потребителям, служило вязкой средой смягчающей остроту внешних воздействий и гасящей колебания внутри биржи. Тем самым возникновение опасного резонанса сводилось к минимуму. Мир жил своими войнами, политикой, шоу бизнесом, спал спокойно, уверенный в завтрашнем дне.
Однако прогресс сейчас далеко впереди архаичного рынка. Связь, информатика, масс- медиа обеспечивают мгновенное распространение информации вне зависимости от расстояния и административно государственных препонов.
Биржа не успевает реагировать на поток информации, ее начинает лихорадить от любого чиха.
Кроме того приоритеты биржи стали с ног на голову и на первом месте сейчас стоит спекуляция, на втором индикатор экономики. И, если спекуляция во главе угла, то и поиграть индикаторами сам Бык велел. Видно, что всегда скачут индексы классически спекулятивных товаров. Любой сексуальный или политический скандал сразу обретает экономическую ипостась.
Биржа как явление требует глубокого анализа и реформы. Ее функции должны быть пересмотрены, чтобы снова поставить ее на службу человечеству, а не быть оракулом кризисов, которые сама и творит.

Менеджер, Казахстан

На мой взгляд маркетологи в настоящее время заняты больше продвижением товара, который нужно ''спихнуть'',нежели изучением рынка услуг и товаров. Как говорит наш шеф ''надо больше прислушиваться к ''жалобщикам'''', ведь они носители информации/идеи о которой может вы и не задумывались. :)

Руководитель проекта, Москва

По моему, этот материал года полтора назад обсуждался...?

Директор по рекламе, Москва

Да маркетологи уничтожат цивилизацию как орда варваров )))

Возникает вопрос - Варвары ли маркетологи?

Ответ - к сожалению, да

Причина - образовательный уровень маркетинга в принципе это так называемый ''техникум''
повторение простейших техник без научной основы, только на основе ''знания техник'' при этом техники связаны с обществом (потребления (плохой термин но тут уместен))

где же готовят маркетологов в образовании

на кафедрах экономики - маркетолог по типу образования экономист
на кафедрах социологии - маркетолог по типу образования социолог (эти относительно безвредны если помнят социологию)

есть еще третий тип - минимум Минобра для высшего образования - общий стандарт русский язык, математика и все такое + техникум, все техники с дипломом ''высшего образования''

результат - маркетологи должны работать с социальными феноменами, с психологическими феноменами, сами в них не разбираются из за типа сознания - образования
специалистов по проблемам привлекают как менеджеры техник а не как специалисты более высшего уровня

даже общей базы определений понятий в маркетинге нет
я проводил эксперименты - маркетологи дайте научное определение понятия ''потребность'' человека

насчитал около 30 разношерстных определений, более половины из экономики
но как вы все догадываетесь поведением человека напрямую при жизни с товаром или его выборе экономика не управляет (еще раз напрямую, чтобы не перепутали принципы)

так что есть некоторый образовательный кризис маркетинга
в котором очевидно, что простые как лопата недообразованные техники пытаются управлять процессами среди живых людей, естественно в силу встроенных компетенций (повторы техник) это не получается )))

вот такой компетентностный парадокс родом из системы образования маркетологов

Президент, председатель правления, Санкт-Петербург

А в снижении рождаемости виноваты владельцы секс-шопов, продающих суррогат естественного способа ....

Менеджер по персоналу, Липецк

Доказано! Огурцы приводят к смерти. Все, кто ели огурцы - умирали.
(с)

Юрист, Москва
Мне приходилось задумываться над смыслом слова ''upgrade'' для программного обеспечения. Для большинства, как оказалось, это означает смену на новое вместо доработки имеющегося. Каждая новая ''ступень'' почему-то удаляет предыдущую. Вечная гонка вперёд по исчезающей позади лестнице. Я ценю вещи долгого использования. Может быть потом, что выбираю их по множеству параметров. Ярко помню кадры из к/ф ''Пятый элемент'': космодром и рядом гора мусора. Потому и стремимся отдыхать в далеких местах, что свои, пардон, загадили. В пору работы в рекламном агентстве наш арт.директор пенял мне, что помогаю губить народ. Я отвечала, что люди не бараны и выбирают, куда им идти и что делать. Возможно, я ошибалась. Современные реалии легко превращают нас в баранов.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Если архивы открыты - работай. Почему нет. Если планируются археологические раскопки и экспедици...
Все дискуссии
HR-новости
80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.

В Москве утвердили новые требования к курьерам

Новые требования вступят в силу постепенно в течение года.

Рабочие специальности в России стали самыми дефицитными

В топ-3 сфер по востребованности вошли сегменты производства и сельского хозяйства, строительства, а также транспорта и логистики.

76% россиян не принимают встречное предложение от работодателя, если решили уволиться

Большинство из них отметили, что новое предложение о работе все равно оказалось лучше по условиям, чем на предыдущем месте.