Как навести порядок в своем бизнесе

Я постоянно встречаю бизнесменов и руководителей, которые проводят на работе по 10-14 часов в сутки, при этом денег зарабатывают немного, а порой и «кормят» свой бизнес. Симптомов множество:

  • Продажи нестабильны и сильно ниже желаемых;
  • Трудно найти квалифицированных людей;
  • Персонал работает плохо, и при этом хочет получать много денег;
  • Сотрудники безответственны и не проявляют инициативы;
  • Постоянно приходится разруливать всевозможные «косяки» и т.д.

Если бороться с каждым из этих симптомов по отдельности, то не хватит и жизни. Тем более что корень у них один. Каждый бизнес проходит в своем развитии стадии зрелости:

На какой стадии находится ваш бизнес? Только честно! Первый уровень – это как машина с ручной коробкой передач, второй – с автоматической. На какой приятнее ездить? По моему опыту, большинство российских компаний находятся на уровне спонтанного бизнеса (бардака). Такой бизнес приносит мало денег. Он не растет или растет ненадолго, и снова сжимается. Он поглощает все ваше время и силы. К тому же высоки риски: в спонтанном бизнесе технология работы не прописана и не оптимальна, ее знают только владельцы и/или ключевые сотрудники. Часто клиентская база  также «принадлежит» им, а не компании. Остальной персонал работает по наитию, качество работ низкое и нестабильное, сроки – большие и постоянно переносятся. Клиенты недовольны. Взаимозаменяемость работников очень слабая. «Старые» сотрудники часто страдают «звездной болезнью» – на работе не напрягаются, шантажируют руководство своей незаменимостью, не выполняют требований компании.

Что сделать, чтобы перейти на уровень системы? Для начала осознать свои требования к бизнесу (прибыль, затраты времени и нервов, желаемый образ жизни и т.д. – смотрите начало статьи). Затем разделить в своей голове и на практике две роли:

  • «Архитектор». Занимается проектированием бизнеса и его оптимизацией.
  • «Оперативный управляющий». Управляет созданной системой, решает текущие задачи. В российском варианте часто это «пожарник», который непрестанно разгребает проблемы, возникшие то там, то сям из-за кривизны системы или ее отсутствия. «Виновата голова, отвечает …»

Сколько процентов рабочего времени вы проводите в каждой из этих ролей? Если большую часть времени вы работаете в своем же бизнесе в роли «пожарного» – это путь в никуда. Как же упорядочить свой бизнес, вывести его на автоматический режим? Мы постоянно проходим эту последовательность с моими клиентами:

Стратегический блок:

  1. Сначала вам, как владельцу, нужно создать Видение, то есть картинку, каким будет ваш бизнес через несколько лет. В первую очередь это нужно вам. А также вашей команде, чтобы двигаться в согласованном направлении.
  2. Потом – поставить четкие измеримые цели с разбивкой по периодам;
  3. Затем – разработать стратегию развития бизнеса. То есть маршрут из его нынешнего состояния к желаемому.

Внутреннее построение вашей бизнес-системы:

  1. Описываем и оптимизируем бизнес-процессы. Повышается стабильность работы компании и результатов, прозрачность и управляемость бизнеса, растет качество, вы получаете возможность использовать более дешевый персонал, избавляетесь от «звезд». Теперь вы можете открывать филиалы или создавать франчайзинг. Сейчас в деловой литературе, на семинарах много говорят о бизнес-процессах, но, увы, мало кто в действительности использует процессный подход. А если и используют, то часто применяют подходы, принятые в проектировании информационных систем. Как следствие – описание процессов требует много времени, схемы непросты, и лишь усложняют работу. К тому же, такие проекты по оптимизации довольно затратны. Мы в своей работе используем очень простые и наглядные средства, которые понятны каждому – от владельца бизнеса до рабочего;
  2. Формализуем и, при необходимости, корректируем оргструктуру, четко распределяем полномочия и ответственность. Грамотная структура создается на основе бизнес-процессов, а не наоборот;
  3. Внедряем управление на основе показателей эффективности. Вы получаете «приборную доску», которая позволяет видеть всю картину бизнеса и принимать обоснованные решения.

Создание системы управления персоналом:

  1. Определяем, кто действительно нужен компании (какие люди и сколько). Ошибки на этом этапе приводят к «кадровому голоду», переплатам сотрудникам, их низкой мотивации, увольнениям;
  2. Нанимаем качественных кандидатов: как правило, через конкурсы. Неподходящего человека уже не исправить, поэтому именно от грамотного найма во многом зависит успех;
  3. Грамотно вводим их в должность и обучаем;
  4. Создаем систему материальной мотивации от результатов труда, а также нематериальной мотивации;
  5. Наконец, мы помогаем клиенту внедрить все это в бизнес. Потому что любая система сопротивляется переменам, даже самым позитивным. От активных протестов персонала, до пассивного «ухода в кусты» под разными предлогами, ссылками на занятость и т.д. Почему так происходит? Люди боятся перемен, боятся потерять власть, привилегии, а порой и рабочие места. Боятся, что придется больше работать, что вскроются те или иные злоупотребления, серые схемы, которые позволяли им жить припеваючи.

Оптимальный бизнес нужен только его владельцу. Поэтому в малых и средних компаниях именно вам предстоит лично курировать проект по его формализации и оптимизации. И только ваша воля поможет бизнесу перейти на новый уровень. Основной принцип преобразований известен с древности: «стальная рука в бархатной перчатке». Если рука слабая, компания подомнет вас под себя, если перчатка грубая – люди будут массово саботировать перемены, увольняться. А это прямые потери для бизнеса.

Хорошо, если на этом пути у вас есть помощник. В такой роли и выступает консультант. Грамотный профессионал не будет работать за вас – ведь он потом уйдет, а вам использовать ту систему, которая будет создана. Как тренер, работающий со спортсменом, консультант даст методики, укажет на ошибки, подбодрит в трудную минуту.

При таком режиме работы преобразования действительно внедряются: ведь в них участвуют все ключевые люди из команды клиента. Это выгоднее и по деньгам: компания выполняет значительную часть работы самостоятельно. Результат хорошего проекта по оптимизации бизнеса – показатели растут, владелец тратит на него меньше времени и нервов, занимается стратегическим развитием и иными ключевыми вопросами.

Фото в анонсе: Unsplash

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Независимый директор, Москва

Реклама. Как отдельные консультанты успешно побеждают российскую ментальность и действительность.

Кстати , хорошо было бы определиться с терминами.
Цитата: '' .... на уровне спонтанного бизнеса (бардака).'' Вообще то ''бардак'' - это не беспорядок, а публичный дом ... и то в нем порядок есть.

И спонтанный бизнес имеет право на существование, не надо его весь ''залечивать консультантскими примочками''. Вопрос в другом сначала нужно описать условия его нормальности - когда не надо менять ничего принципиально.

А активное действие в двух ролях Архитектора и Спонтанного предпринимателя - это верный путь к раздвоению личности - шизофрении. Человек эффективен (без угрозы для психики) в одной ипостаси. Для эффективной реализации другой роли в бизнесе - ему нужен антипод и правильная система взаимоотношенией с ним. Эти два подхода различаются примерно так :
1. что бы ВСЕ сделать нужно быть гермофродитом и самому от себя рожать
2. нужно выбрать правильную женищину/мужчину, создать правильные отношения и каждому заниматься СВОИМ делом, которое лучше подходит

Хотя не буду спорить 90% российский компаний разного уровня действительно нуждаются в ПЕРВИЧНОМ УПОРЯДОЧЕНИИ своего бизнеса

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

«Они ведь большие фантазеры, наши шефы. Оно и понятно. У них ведь нет конкретной работы.» (с) Братья Вайнеры «Семнадцать мгновений весны»

Также и в отношении бизнес-консультантов и всевозможных построений, которые они предлагают считать своеобразным источником решения всех проблем. Фантастической идеализации образов и схем много, а толку все равно мало. Да и приведенные названия организаций здесь тоже не показатель в качестве авторитетности и серьезности разработок автора в качестве успешного консультанта. Вот если бы его разработки были кем-то успешно внедрены из перечисленных организаций, - дело другое. А так, - консультировать подобным образом можно кого угодно, а потом говорить, что консультировал «самого такого-то» !

Затрагиваемый автором вопрос, на самом деле, весьма сложен, но к корпоративной схемотехнике, которая и занимается его рассмотрением и решением в каждом конкретном случае, автор даже не приблизился. А то, что он предлагает, - это хорошо сугубо для интереса.

Тем более, что автор изначально не видит разницы между собственно своим бизнесом, т.е. принадлежащим и управляемым неким конкретным лицом, и бизнесом, управляемым наемным персоналом, принадлежащим зачастую весьма широкому кругу случайных людей. А это уже само по себе указание на то, что дельного решения не последует.

Независимый директор, Москва

И что занятно .... Речь идет об одних компаниях или как ....

Цитата про автора:
Михаил Рыбаков, бизнес-консультант, автор более 100 публикаций в СМИ, дистанционных курсов и мастер-классов, а также книги «Как навести порядок в своем бизнесе». В консалтинге с 2000 года. Среди клиентов: BEKO, Bosch, InBev, OZON, Saint-Gobain, Sanofi-Aventis, Альфа-Банк, Билайн, Гарант, ИНТЕКО, «Консультант Плюс», КРОСТ, ЛАНИТ, МегаФон, РЖД, СИБУР, ЮКОС, а также средний и малый бизнес.

Цитата из статьи автора (2008года) про кризис:
То есть многие «маленькие лодочки» просто выросли по размерам до «больших кораблей», но конструкция их существенно не изменилась. Мы работаем с самыми разными компаниями, и в очень многих случаях, увы, все обстоит именно так. А редкие приятные исключения лишь подтверждают правило.

Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>То есть многие «маленькие лодочки» просто выросли по размерам до «больших кораблей», но конструкция их существенно не изменилась. Отвечая автору, - это всего лишь значит, что в данном ''море'' такая конструкция является оптимальной вне зависимости от размеров судна. Зачем придумывать что-то еще, если не штормит, да и дело идет своим чередом весьма успешно при имеющей место структуре ? Любые изменения необходимы при жесткой корпоративной среде окружения. В том числе и в структуре бизнеса. В силу своей затратности, но ... необходимости и вынужденности таких затрат. А если этого нет ? Зачем в такой ситуации нужны какие-то дополнительные изменения, вносимые в бизнес ? Если дело идет и так неплохо ? На отлаженной сфере интересов. Только в надежде на то, что в какой-то момент ''российскую запруду'' все-так прорвет и российским ''большим кораблям'', да и ''лодкам малым'' придется не сладко. Но с учетом характера, структуры и контроля над российским бизнесом и его защиты со стороны государства, такое произойдет весьма не скоро. Ведь с него ''кормится'' вся коррумпированная система власти в стране. Иначе как когда само российское государство в его нынешней форме окончательно прекратится. А это может наступить и через десять-пятнадцать лет нынешними темпами. Хотя может и через год.
Директор по маркетингу, Астрахань

НУ наконец-то, появилась настоящая рекламная статья. Без мусора и без претензии на содержательность. Автору респект за честность и смелость.

А по существу, описан банальный рецепт (я бы даже сказал скелет изменений). Реализация которого зависит от многих но. В первую очередь от уровня интеллектуальной зрелости и опыта владельца бизнеса.

Директор по маркетингу, Астрахань

Кстати, если кто позарился на стадии развития, то настоятельно рекомендую почитть Минцберга и Пригожина. Там более конструктивно и подробно описано, при чём с рецептами ;)

Старший консультант, Москва
Дмитрий Столыпин пишет: НУ наконец-то, появилась настоящая рекламная статья. Без мусора и без претензии на содержательность. Автору респект за честность и смелость. А по существу, описан банальный рецепт (я бы даже сказал скелет изменений). Реализация которого зависит от многих но. В первую очередь от уровня интеллектуальной зрелости и опыта владельца бизнеса.
Дмитрий Столыпин, Дмитрий, раз, что Вы меня поняли ;) Все так и есть. Статья - дайджест всего того, что мы внедряем у клиентов. Вся технология подробна описана в моей книге ''Как навести порядок в своем бизнесе'' (http://mrybakov.ru/library/books/). Книга, в отличие от статьи, НЕрекламная. По ней владелец бизнеса может сам все внедрить (там больше 130 практических заданий), если хватает воли, разум чист, и выделяет достаточно времени (своего и команды). И реально внедряют: см. отзывы. Все написано на российской практике.
Старший консультант, Москва
Дмитрий Столыпин пишет: Кстати, если кто позарился на стадии развития, то настоятельно рекомендую почитть Минцберга и Пригожина. Там более конструктивно и подробно описано, при чём с рецептами ;)
Согласен. Еще Майкла Гербера: ''Создание предприятия, которое бы работало''. Технологий нет, но вектор для владельца бизнеса задает очень верный.
Николай Романов Николай Романов Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Согласен. Еще Майкла Гербера... И что тогда лично от вас останется, если выбросить ''учтенных'' и ''не учтенных'' авторов ?
Независимый директор, Москва

Еще прочесть ...
Д.Траута и М.Портера о рыночном позиционировании
И.Адизеса по жизненному циклу компании
Т.Питерса по созданию и продвижению проектов
С.Кови и Р.Кох по навыкам и принципам эффективности
Д.Карнеги по базовым навыкам коммуникаций
....
''полирнуть'' тайм-менеджментом Г.Архангельского и без-затратнным маркетингом И.Манна
.....
и окончательно ''добить'' книгами о том как классно все растут в кризис и о том как корпоративная культура и HR спасут мир !!!!

Прежде чем прочесть книгу М.Р. полезно узнать ответ на вопрос:
Почему примеры и отзывы, приведенные в книге не пересекаются со списком крупных/великих К* (указанных в анонсе), которые имели честь быть клиентами М.Р. ? Названия К*, которые есть источник реальных примеров нельзя вынести в анонс или реальные примеры про К* из анонса невозможно привести ?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.