Искусство управления капиталом​

На рынке управления активами появился новый игрок: «РОСНО», АФК «Система» и Allianz AG объявили о создании компании AllianzRosno Asset Management. Появление нового действующего лица на рынке финансовых услуг, имеющего влиятельных «родителей» и заявляющего о намерении в ближайшее же время войти в пятерку лидеров, – явление, безусловно, интересное. Мы встретились с генеральным директором AllianzRosno Asset Management Михаилом Хабаровым и попросили его рассказать о том, почему и для кого была создана компания, какие продукты она будет предлагать, каким образом она собирается занять лидирующие позиции в области управления капиталом, а также что происходит в настоящее время на российском рынке финансовых услуг.

Михаил Хабаров родился 12 марта 1971 года в г. Златоуст Челябинской обл. В 1993 году окончил Московский Институт Стали и сплавов по специальности «Автоматизация металлургического производства». В 1994 году – Высшую Коммерческую школу при МВЭС по курсу «Экономическое, финансовое право». В 2001 году – Pepperdine University (California, USA), имеет диплом МВА. В 1993-1994 гг. работал в Министерстве Металлургии России в Управлении по автоматизации отрасли. В 1994-1996 гг. занимал должность главного менеджера банка по черной металлургии в «Инкомбанке». С декабря 1996 года по ноябрь 1998 года работал на позиции заместителя генерального директора по экономике, финансам и стратегическому развитию ФПГ «Магнитогорская сталь». В 2001 году перешел в ОАО «РОСНО». С августа по декабрь 2001 года занимал в компании пост директора департамента стратегического развития. С декабря 2001 по февраль 2002 года – пост заместителя финансового директора. С февраля 2002 по апрель 2004 года – пост заместителя генерального директора-финансового директора, члена Правления. С апреля 2004 года – первый заместитель генерального директора, член правления. С октября 2004 года назначен генеральным директором AllianzRosno Asset Management.

Executive.ru: Михаил, расскажите, пожалуйста, почему возникла необходимость в создании новой компании, специализирующейся в области asset management?

М.Х.: Для начала стоит сказать несколько слов о сторонах, принимавших участие в создании новой компании. Во-первых, это департамент управления активами компании «РОСНО», которая является серьезным игроком на финансовом рынке. Во-вторых, это акционеры «РОСНО» – АФК «Система» и Allianz AG. Allianz AG представляет собой классический финансовый супермаркет, охватывающий такие направления как страхование, страхование жизни, банковский бизнес и asset management. Направление asset management группы Allianz занимает второе место по объему активов, находящихся под его управлением, составляющих $1,3 трлн. В России интересы группы были представлены компанией Deutscher Investment-Trust, которая до последнего времени специализировалась на продаже паев ПИФов. В то же время у АФК «Система» существовала кэптивная компания «Система-Инвестмент», занимавшаяся управлением средствами пенсионных фондов.

Для начала стоит сказать несколько слов о сторонах, принимавших участие в создании новой компании. Во-первых, это департамент управления активами компании «РОСНО», которая является серьезным игроком на финансовом рынке. Во-вторых, это акционеры «РОСНО» – АФК «Система» и Allianz AG. Allianz AG представляет собой классический финансовый супермаркет, охватывающий такие направления как страхование, страхование жизни, банковский бизнес и asset management. Направление asset management группы Allianz занимает второе место по объему активов, находящихся под его управлением, составляющих $1,3 трлн. В России интересы группы были представлены компанией, которая до последнего времени специализировалась на продаже паев ПИФов. В то же время у АФК «Система» существовала кэптивная компания, занимавшаяся управлением средствами пенсионных фондов.

Идея объединения усилий трех команд и создания новой компании лежала на поверхности. Все участники процесса сошлись во мнении, что рынок asset management демонстрирует положительную динамику и сейчас наиболее благоприятный момент для выхода на рынок. Необходимо было объединить стороны общей стратегией развития, и нам это удалось. Сегодня мы строим не кэптивную, а рыночно-ориентированную компанию. Более 50% средств будут привлечены от третьих лиц, не связанных ни с одной из групп.

Executive.ru: Пришлось ли вам столкнуться с какими-либо сложностями при объединении трех команд?

М.Х.: Конечно. Например, когда встал вопрос о том, как будет называться новая компания. Было очевидно, что у нас есть огромное преимущество – соединение международного опыта Allianz и российской гибкости «РОСНО». Ни один из наших конкурентов не может похвастаться подобным симбиозом – на рынке присутствуют либо западные, либо российские компании. Основная проблема заключалась в том, как отразить это преимущество в названии новой компании. Было решено, что в названии должны присутствовать оба бренда. Альянс традиций и успеха, где традиции – это международные традиции Allianz, а успех – это российский успех «РОСНО».

Помимо этого мы столкнулись со сложностями, связанными непосредственно с объединением команд. DIT занимался ПИФами, «Система-Инвестмент» была кэптивной компанией, и коллективы компаний формировались в соответствии со стратегией. У новой компании своя стратегия, и мы формируем новые подразделения, помогаем людям перестроиться, организуем дополнительное обучение – делаем все для того, чтобы работать как единый коллектив.

Executive.ru: Какой стратегии будет придерживаться новая компания?

М.Х.: Мы хотим занять место в пятерке лидеров рынка asset management. Точнее, можно говорить о группе лидеров, поскольку не всегда можно точно сказать, кто именно занимает первое место, кто второе. У нас сформулированы четкие финансовые цели, и мы определились, с какими группами клиентов мы будем работать.

Executive.ru: Какие это будут группы?

М.Х.: Первая группа, с которой мы уже работаем и намерены работать дальше, это high net worth individuals, крупные частные клиенты. Вторая группа – это upper individuals, вице-президенты, директора департаментов. Эти люди зарабатывают $100-200 тыс. в год, водят индивидуально подобранные автомобили, отдыхают по индивидуальным туристическим программам, могут себе позволить индивидуальный пошив костюмов. Эти люди привыкли к индивидуальному сервису, но на рынке asset management для этой группы клиентов он отсутствует. Для этой аудитории, несмотря на то, что она очень перспективна, на российском финансовом рынке в настоящее время продукта как такового фактически нет. Что происходит, когда такие люди приходят в asset management? В большинстве случаев им предлагают так же, как и всем, покупать паи в ПИФах, просто покупать их больше. По нашей оценке 10-20% этой аудитории в течение непродолжительного периода времени попадут в категорию high net worth individuals. Эту группу иногда называют «стартовая площадка для private banking», и она нам очень интересна. А третья группа – это корпоративные клиенты: страховые компании, пенсионные фонды и т.д.

Executive.ru: Как же получилось, что столь перспективная аудитория, как upper individuals, осталась без внимания со стороны других участников рынка asset management?

М.Х.: Для начала необходимо в принципе задуматься о существовании такого сегмента, о возможности работать с ним. Группе upper individuals невозможно предложить точно такие же услуги, как группе high net worth individuals, потому что это экономически невыгодно. Для VIP-клиентов, по сути, нет продукта как такового – «все, что вы хотите, за ваш счет». Группе high net worth individuals предлагают в сущности не продукт, а суперсервис. А для аудитории upper individuals необходимо создавать продукт. Создание продукта подразумевает некоторое ограничение свобод, серьезные инвестиции в IT, инфраструктуру, тренинг персонала и бизнес-процессы. Очень немногие компании могут себе это позволить.

Executive.ru: Какие продукты вы готовы предложить каждой из перечисленных групп?

М.Х.: Мы готовы предложить индивидуальные счета по инвестиционным стратегиям. Для группы high net worth individuals индивидуальные счета будут предложены от $300 тыс., для группы upper individuals – от $50 тыс. С 2005 года для частных лиц в сотрудничестве с Dresdner Bank будут предложены услуги private banking плюс возможность инвестирования в западные фонды с использованием структур Allianz. В настоящий момент у нас уже есть три фонда – акций, облигаций и сбалансированный. А сейчас мы занимаемся разработкой дополнительных фондов, которые начнут работу также в 2005 году.

Executive.ru: Будете ли вы предлагать более демократичные продукты, предназначенные для более широкой аудитории?

М.Х.: Мы их предлагаем уже сейчас – это ПИФы, сумма вхождения в которые составляет 50 тыс. рублей. По моему мнению, меньше чем с $1 тыс. лучше не начинать работать на этом рынке. В будущем мы планируем развивать это направление, оно выглядит перспективным, и у нас есть преимущества, связанные с региональной сетью «РОСНО». Но в настоящее время мы хотим сосредоточиться на более доходном сегменте, где продукт более востребован.

Executive.ru: Какие действия компания планирует предпринять в течение ближайшего года?

М.Х.: 2004 год посвящен в основном процессу формирования инфраструктуры и команды. К концу текущего года процесс будет завершен. В 2005 году компания планирует активно работать на рынке третьих лиц, появятся новые продукты для групп high net worth individuals и upper individuals. Мы считаем, что 2005 год будет удачен для финансового рынка в целом, а также для нашей компании и наших клиентов.

Executive.ru: Вы сказали, что намерены войти в пятерку лидеров. Кто, по вашему мнению, сейчас входит в эту пятерку, кого вы можете назвать в качестве конкурентов?

М.Х.: По-моему, сейчас основной проблемой является не конкуренция, а существенный разрыв между теми, кто уже пользуется услугами asset management, и теми, кто мог бы ими пользоваться, но не делает этого. По нашей оценке, услугами пользуются лишь 10% потенциальных клиентов. Мне кажется, ключевые игроки рынка asset management должны объединить усилия для популяризации продукта, расширения аудитории. Каждый из игроков от этого выиграет гораздо больше, нежели от перетаскивания клиента друг у друга. Необходимо проводить совместные конференции, семинары, рассказывать аудитории потенциальных клиентов о том, что такое ПИФы, что такое доверительное управление, работать с законодательными органами.

Executive.ru: Что вы можете противопоставить конкурентам, какими преимуществами обладает ваша компания?

М.Х.: Во-первых, наша компания является надежной финансовой структурой: у компании сильные родители – Allianz и «Система», собственный капитал, который составляет $10 млн., международный аудит. Помимо этого Allianz и «Система» дополнительно еще инвестировали в капитал по $25 млн. Это более чем достаточные инвестиции для того, чтобы построить сильную компанию.

Во-вторых, у нас очень короткий доступ к мировому ноу-хау, которое есть на рынке asset management. Как любая другая компания может анализировать международный опыт? Может нанимать консалтинговые компании или привлекать людей из западных компаний. Наши сотрудники постоянно походят практику в Allianz, сотрудники Allianz приезжают к нам. Соответственно, любой вопрос, который нас интересует, решается намного быстрее. Помимо этого у нас существует внешний инновационный комитет, в котором присутствуют ведущие специалисты Allianz. Основная цель комитета – анализ мировых финансовых брендов, их влияние на российский рынок и, соответственно, адаптация опыта Allianz на российском рынке.

Executive.ru: Как вы можете объяснить, что в настоящее время столь небольшой процент потенциальных клиентов пользуются услугами asset management?

М.Х.: Asset management – более сложный продукт, потенциальный клиент должен потратить больше времени на то, чтобы во всем разобраться. Рынок постепенно развивается, люди уже знакомы с простыми финансовыми услугами, такими как обмен валюты и размещение депозитов. Спрос на услуги asset management постепенно повышается, потому что люди не удовлетворены существующими финансовыми сервисами, например, падающей доходностью по банковским депозитам, отсутствием персонального подхода. Люди начинают задумываться, искать альтернативу.

В действительности развитие asset management очень сильно зависит от развития пенсионной реформы. А у нас она, к сожалению, провалилась. Большинство людей просто не поняли, что от них требуется, к чему должны привести те или иные их действия. Постоянно идут непоследовательные изменения, нет четкой политики. Пенсионная реформа для рынка asset management – то же самое, что ОСАГО для страхового рынка. Человек должен с чего-то начать, попробовать, понять, что это такое. Сейчас люди гораздо больше знают о страховании, хотя до внедрения ОСАГО немногие понимали, зачем эта услуга нужна, и как ей пользоваться. Если бы пенсионная реформа пошла по правильному пути, каждый отправил бы заявление в управляющую компанию, отдал средства в управление. Получив отчет, увидел бы, что его средства выросли больше, чем если бы они находились на депозите. И задумался бы о том, чтобы разместить собственные средства в управляющей компании. По крайней мере, он бы заинтересовался подобной финансовой услугой. Опыт стран, в которых пенсионная реформа проведена успешно, свидетельствует, что процесс развивается именно так.

Executive.ru: Какими качествами, по вашему мнению, должна обладать компания, чтобы быть успешной на рынке asset management?

М.Х.: Наиболее важными, как мне кажется, являются три качества. Первое – надежность, которая строится на репутации акционеров, прозрачности системы принятия решений, международном аудите, финансовой отчетности, квалификации персонала, на собственном капитале, который есть у компании. Второе – инновационный подход. Основным недостатком западных компаний, работающих на российском рынке, является консервативность, строгое соблюдение западных канонов, отсутствие гибкости. Российский рынок динамичен, и невозможно удержать клиента, если ты не придумываешь что-то новое. Можно брать с Запада, адаптировать, приносить сюда, но должна быть инновационная составляющая. Не только в продуктах, но и в сервисе. Третье, и самое главное для любого финансового института, это доходность, потому что человек приходит, чтобы увеличить свои средства. Если все три составляющие присутствуют, компания точно будет успешна.

Executive.ru: Какими принципами вы руководствовались при формировании управленческой команды?

М.Х.: На первом месте стоит профессионализм, человек должен обладать и практическим опытом и академическими знаниями в той области, которой он занимается. Другим важным критерием оценки является степень удовлетворенности клиента. Ведь наша компания работает для того, чтобы клиент был доволен. И еще очень важно, чтобы сотрудник умел работать в команде, эффективно взаимодействовать с другими людьми и оперативно принимать решения. У нас небольшая команда и офис – открытое пространство, нет кабинетов, в которые нужно стучаться.

Еще один важный принцип, который действует у нас в компании, – это принцип доверия, promise by promise. Это требование относится ко всем – и к специалистам, и к руководителям. Этот принцип действует и в отношении твоего соседа, руководителя, подчиненного, и клиента. Если ты дал обещание, ты должен его сдержать. Мы не можем себе позволить строить систему на жестком контроле.

Executive.ru: Можете ли вы рассказать об «управленческих премудростях», которые вы узнали за последний год?

М.Х.: Я стал сторонником идеи, что лучше не брать на работу человека посредственного, притворяясь, что проблема закрыта. В действительности проблема не решается, и этот путь ведет к разложению. И если в начале можно обойтись косметической процедурой, то впоследствии необходимо уже хирургическое вмешательство.

Executive.ru: Если говорить о вашем личном опыте и знаниях, можете ли вы рассказать, что вам мешает и что помогает?

М.Х.: Техническое образование помогает, и оно же мешает. Со времен учебы, со времен сдачи сессий, выработалась уверенность, что любой предмет может быть освоен в течение нескольких дней. В России действительно очень высокий уровень физико-математического образования, оно формирует правильно структурированное аналитическое мышление, которое впоследствии позволяет хорошо работать, в том числе и в области финансов. Но в то же время сегодня в стремительно развивающемся мире невозможно принимать все решения на основе анализа, потому что анализ – это долгий путь. Необходимо собрать информацию, структурировать ее и после этого принять решение. Важно уметь принимать решения быстро и эффективно – интуитивно или на уровне синтеза. Для генерального директора, для любого современного бизнесмена это необходимое условие.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.